Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 сентября 2019 г. N 03-05-06-01/68497
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение, по вопросу о налоге на имущество физических лиц и сообщается следующее.
В соответствии со статьями 12 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, величина налога на имущество физических лиц зависит от двух показателей: налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговой базой no налогу на имущество физических лиц (в большинстве субъектов Российской Федерации) выступает кадастровая стоимость.
Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости и ее изменение регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В частности, согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде, если такие результаты затрагивают права и обязанности указанных физических лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости измененная кадастровая стоимость будет учитываться для целей налогообложения в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса.
Так, согласно пункту 2 статьи 403 Налогового кодекса в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса вступили в силу с 1 января 2019 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Таким образом, в случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости по указанным выше основаниям и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости суммы налога на имущество физических лиц могут быть пересчитаны с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой (оспариваемой) кадастровой стоимости, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса).
Что касается установления налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, то следует отметить, что на федеральном уровне определены лишь предельные значения налоговых ставок. Конкретные размеры налоговых ставок устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Так, в отношении объектов торгового назначения налоговая ставка может быть установлена в пределах до 0,5 процента их кадастровой стоимости, за исключением объектов торгового назначения, включенных в соответствующий перечень, в отношении которых налоговые ставки устанавливаются в пределах до 2 процентов их кадастровой стоимости.
Кроме того, представительным органам муниципальных образований предоставлены широкие полномочия по регулированию налоговой нагрузки на соответствующей территории, выражающиеся в их праве дифференцировать налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости имущества, вида объекта налогообложения, места нахождения объекта налогообложения, видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.
Таким образом, в отношении отдельных категорий объектов торгового назначения представительными органами муниципальных образований могут быть установлены пониженные налоговые ставки (вплоть до нуля).
Учитывая это, по вопросам, касающимся снижения налоговых ставок в отношении торговых объектов, следует обращаться в органы местного самоуправления.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Величина налога на имущество физлиц зависит от двух показателей:
- налоговой базы;
- налоговой ставки.
Налоговой базой выступает кадастровая стоимость. Результаты ее определения могут быть оспорены.
При изменении кадастровой стоимости и внесении соответствующих сведений в ЕГРН суммы налога на имущество физлиц могут быть пересчитаны.
На федеральном уровне установлены предельные значения налоговых ставок. По вопросам о ставках в отношении торговых объектов следует обращаться в органы местного самоуправления.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 5 сентября 2019 г. N 03-05-06-01/68497
Текст письма опубликован не был