29 декабря 2011 г., 6 ноября, 17 декабря 2012 г.
В целях дальнейшего совершенствования похоронного дела в городе Новосибирске, руководствуясь федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Уставом города Новосибирска, постановляю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие сферы похоронного дела в городе Новосибирске" на 2011 - 2013 годы (приложение).
2. Управлению по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центру мэрии города Новосибирска обеспечить опубликование постановления в установленном порядке.
3. Ответственность за исполнение постановления возложить на начальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Афанасьева В. А.
Мэр города Новосибирска |
В. Ф. Городецкий |
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 6 ноября 2012 г. N 11212 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Ведомственная целевая программа
"Развитие сферы похоронного дела в городе Новосибирске"
на 2011 - 2013 годы
(утв. постановлением мэрии г. Новосибирска от 24 ноября 2010 г. N 4777)
29 декабря 2011 г., 6 ноября, 17 декабря 2012 г.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 17 декабря 2012 г. N 12942 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие сферы похоронного дела
в городе Новосибирске" на 2011 - 2013 годы
2. Общие положения
Объектом регулирования ведомственной целевой программы "Развитие сферы похоронного дела в городе Новосибирске" на 2011 - 2013 годы (далее по тексту - Программа) является похоронное дело в городе Новосибирске.
Предметом регулирования Программы являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и проведения погребения умерших, ухода за местами погребения на территории города Новосибирска, а также эксплуатации объектов похоронного назначения.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
постановлением мэра города Новосибирска от 10.04.2008 N 285 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска".
3. Характеристика сферы действия Программы
По состоянию на 01.01.2010 в городе Новосибирске деятельность в сфере погребения и похоронного дела осуществляет 61 организация (индивидуальный предприниматель), зарегистрированная в реестре предприятий потребительского рынка. Однако фактически деятельность в данной сфере осуществляет большее количество хозяйствующих субъектов.
Действующее законодательство Российской Федерации наделяет органы местного самоуправления полномочиями по организации похоронного дела. Но не определен механизм организации похоронного дела и не выделены специальные требования к хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере похоронного дела. Отсутствие лицензирования, стандартов и обязательной сертификации отдельных видов услуг по погребению, рабочих мест, материально-технических средств и похоронной продукции порождает порой проявления недобросовестной конкуренции в сфере похоронного дела, а также нарушение санитарно-экологических и морально-этических норм.
Похоронное дело оказывает влияние на санитарное благополучие населения города Новосибирска, ограничено по времени исполнения. Органы местного самоуправления несут ответственность за все сферы жизнеустройства вверенного муниципального образования, неотъемлемым элементом которого является похоронное дело и места погребений. Отсутствие полномочий у органов местного самоуправления в регулировании похоронного дела посредством установления четких требований к организациям и индивидуальным предпринимателям (инструкций, обязательных норм и правил, положений), носящих обязательный для исполнения характер, осложняет принятие требуемых нормативных правовых актов, направленных на улучшение ситуации в данном сегменте городского хозяйства.
Население города Новосибирска становится более требовательными к предоставляемым услугам и продукции во всех сферах обслуживания, в том числе и к услугам по погребению. Возрождения духовной составляющей, высокой культуры и профессионального уровня в организации похоронного дела можно достичь формированием нормативных правовых актов, стандартов качества, рекомендаций по оказанию услуг по погребению, профессиональной подготовкой персонала. В настоящее время значительная часть работников сферы похоронного дела не имеет профессионального образования, и сами руководители отдельных хозяйствующих субъектов, занятых оказанием услуг по погребению, имеют поверхностные знания в сфере похоронного дела и не уделяют достаточного внимания системе воспроизводства профессиональных знаний персонала. При этом система профессионального похоронного образования начинает формироваться. В России уже открыты средне-специальные и высшие учебные заведения по подготовке специалистов похоронного дела, регулярно выпускаются периодические профессиональные издания и учебные пособия, издан первый российский учебник "Похоронное дело. Опыт Европы". Так, в Новосибирском кооперативном техникуме ведется подготовка специалистов среднего звена отрасли по специальности "Похоронный менеджмент".
Принятие в 2003 году санитарных правил и норм, регламентирующих размещение объектов похоронного назначения на городских территориях, без учета фактического состояния сложившейся инфраструктуры городов и населенных пунктов Российской Федерации существенно осложнило деятельность значительного числа организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела. Объективно и целесообразно приводить в соответствие с требованиями санитарных норм и правил размещение цехов по производству продукции похоронного назначения, в том числе надмогильных сооружений из натурального камня, бетона и металла, и размещать их в промышленной зоне. Действующие санитарные ограничения на размещение в жилой зоне салонов-магазинов по продаже услуг по погребению и продукции похоронного назначения, в том числе траурных залов, создают организациям и предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере похоронного дела, определенные трудности при размещении таких объектов на территории города. Такое положение дел позволяет активно действовать недобросовестным агентам организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела, не имеющих физического адреса для предъявления претензии на некачественное исполнение услуг.
Отсутствие равнодоступных для всех хозяйствующих субъектов трупохранилищ для временного сохранения умерших без патологоанатомического и судебно-медицинского исследования не способствует требуемой санитарной безопасности похорон. Тела умерших в гробах и без них перевозят на неспециализированном автотранспорте или частном легковом автотранспорте, который не отвечает ни санитарным, ни технологическим, ни этическим нормам. Отсутствие равнодоступных для всех хозяйствующих субъектов муниципальных траурных залов на левом и правом берегах реки Оби в городе Новосибирске также не способствует полноценному и безопасному прощанию с умершими. Траурные залы, созданные при моргах лечебно-профилактических учреждений и судебно-медицинской экспертизы, не всегда отвечают технологическим, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности. Мировая практика показала, что в крупных городах создание исключительно муниципальных траурных залов и трупохранилищ способствует развитию добросовестной конкуренции, соблюдению гигиены и экологии похорон, внедрению обрядовой культуры прощания.
Кроме того, недостаточно деликатное информирование населения города Новосибирска о правах граждан и первоочередных действиях при наступлении смерти близкого человека ставит людей в затруднительную ситуацию, связанную с выбором добросовестных организаторов похорон.
В отличие от муниципальных специализированных служб по вопросам похоронного дела города Новосибирска отсутствие у организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела в городе Новосибирске, прозрачных механизмов и условий формирования стоимости услуг, в первую очередь, по организации похорон, ведет к достаточно высокой их стоимости для населения города Новосибирска.
Отсутствие четкой и жесткой административной, профессиональной и финансовой ответственности за несоблюдение действующих правил порождает негативное отношение населения города Новосибирска к похоронной отрасли.
Совокупность вышеизложенных фактов не позволяет в необходимой мере развиваться добросовестной конкуренции на рынке похоронных услуг города Новосибирска.
Вместе с тем активная позиция мэрии города Новосибирска, направленная на улучшение качества предоставляемых услуг по погребению умерших, позволила за период с 2006 по 2009 год сформировать основную нормативную правовую базу отрасли в городе Новосибирске.
Важной составляющей сферы похоронного дела в городе Новосибирске являются места погребения. Реализация мероприятий городской целевой программы "Развитие сферы ритуальных услуг и мест погребения в городе Новосибирске на 2006 - 2010 годы" позволила поднять на качественно иной уровень организацию и проведение работы по содержанию общественных кладбищ города Новосибирска, в том числе за счет:
частичного формирования надлежащей инфраструктуры общественных кладбищ города Новосибирска (строительство и ремонт дорог, ограждение кладбищ и др.);
расширения и реконструкции действующих общественных кладбищ города Новосибирска;
приобретения и использования специализированной техники по уборке и благоустройству общественных кладбищ города Новосибирска;
применения программы автоматизации учета захоронений на общественных кладбищах города Новосибирска.
Однако в 2009 - 2010 годах, учитывая кризисные явления в экономике, часть расходов на реализацию мероприятий программы из средств бюджета города подверглись секвестированию.
На территории общественных кладбищ города Новосибирска (по основным мероприятиям и с учетом выполнения плана на 2010 год) произведены следующие работы:
N |
Вид работ |
Выполнено в 2006 - 2010 годах |
Сумма затрат, млн. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Строительство дорог |
67134 кв. м |
66,2 |
2 |
Ремонт дорог |
1240 кв. м |
1,0 |
3 |
Строительство ограждений |
17722 п. м |
47,8 |
4 |
Уборка мусора |
Вывезено: 48378 куб. м, 10336,8 тонн, 3843 шт. деревьев и кустарников, убрано 180 га территории кладбищ |
42,9 |
5 |
Строительство контейнерных площадок/контейнеров |
163/652 шт. |
19,2 |
6 |
Приобретение и монтаж резервуаров для воды |
19 шт. |
2,6 |
7 |
Строительство капитальных общественных туалетов |
13 шт. |
1,7 |
8 |
Строительство колумбарных стен |
3 шт. |
8,9 |
9 |
Проведение инвентаризации захоронений на кладбищах города. Создание системы хранения, обработки информации о произведенных захоронениях, внедрение пластиковых электронных карт, содержащих сведения о захоронении |
241 га |
22,0 |
10 |
Приобретение специализированной техники и оборудования по уборке и благоустройству территорий общественных кладбищ города Новосибирска |
11 ед. |
9,7 |
Принимая во внимание большую территорию общественных кладбищ города Новосибирска, для сферы похоронного дела в городе Новосибирске актуальны проблемы экологического состояния мест погребений в части влияния кладбищ на почву, грунтовые воды и т. д., и инвентаризации территорий общественных кладбищ города Новосибирска и захоронений, так как проведение данной работы позволяет:
располагать точной картографической привязкой захоронений и объектов кладбищ;
проводить комплексный анализ ситуации на общественных кладбищах города Новосибирска (статистика по всем параметрам информационной системы);
обеспечивать прозрачность процесса предоставления земельных участков для захоронений;
повышать культуру обслуживания на общественных кладбищах города Новосибирска;
обеспечивать разрешение конфликтных ситуаций при организации и предоставлении услуг по погребению;
проводить рекультивацию освобождающейся территории общественных кладбищ города Новосибирска и ее повторное использование;
в дальнейшем обеспечивать доступ родственников умерших к системе поиска могил через сеть Интернет.
За период с 2006 по 2010 год проведена работа по инвентаризации 1/2 количества захоронений на территории всех общественных кладбищ города Новосибирска, создана система хранения, обработки информации о произведенных захоронениях с возможностью ее последующей модернизации для внедрения пластиковых электронных карт, содержащих сведения о захоронениях.
Характеристика общественных кладбищ города Новосибирска
N п. |
Наименование кладбищ |
Год ввода в эксплуатацию |
Площадь по состоянию на 01.01.2006, га |
Площадь по состоянию на 01.01.2010, га |
Проинвентаризировано по состоянию на 01.06.2010 (с учетом завершения работ по инвентаризации 2010 года), га |
Среднегодовое количество захоронений за |
Наличие свободной земли на 01.01.2010, га |
Среднегодовое использование земли, га |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
"Заельцовское" |
1940 |
156,79 |
169 |
169 |
3254 |
32 |
1,63 |
2 |
"Северное" |
1946 |
21,28 |
27 |
0 |
1136 |
3 |
0,57 |
3 |
"Клещихинс- |
1952 |
123,6 |
165 |
113 |
4807 |
38 |
2,40 |
4 |
"Гусинобродское" (Дзержинская и Октябрьская сторона) |
1953 |
157,4 |
157,4 |
0 |
3115 |
20 |
1,56 |
5 |
"Инское" |
1956 |
21,84 |
41 |
41 |
1111 |
8 |
0,55 |
6 |
"Чемское" (старое) |
1958 |
6,0 |
7,7 |
7,7 |
14 |
- |
- |
7 |
"Южное" |
1960 |
31,3 |
49,2 |
0 |
875 |
4 |
0,44 |
8 |
"Чемское" |
1998 |
15,0 |
12,7 |
0 |
448 |
4 |
0,22 |
Итого: |
|
533,21 |
629 |
330,7 |
14760 |
109 |
7,37 |
Работу по инвентаризации территорий общественных кладбищ города Новосибирска необходимо продолжить до достижения требуемого конечного результата, выраженного в наличии полной информации по всем общественным кладбищам города Новосибирска, что позволит поднять на качественно иной уровень оказание услуг по погребению, даст возможность более эффективного использования земельного ресурса.
С учетом исполнения мероприятий городской целевой программы "Развитие сферы ритуальных услуг и мест погребения в городе Новосибирске на 2006 - 2010 годы" расчет потребности в финансовых ресурсах на приведение территорий общественных кладбищ города Новосибирска в надлежащее санитарное состояние и окончательное формирование необходимой инфраструктуры по состоянию на 01.06.2010 приведен в таблице.
Для решения обозначенных проблем в условиях ограниченного финансирования принимаемые меры должны носить направленный целевой характер, чему способствует применение программно-целевого метода.
Таблица 3
Расчет
потребности в финансовых ресурсах на приведение территорий общественных кладбищ города Новосибирска в надлежащее санитарное состояние и окончательное формирование необходимой инфраструктуры
по состоянию на 01.06.2010
N |
Наименование, виды работ |
Требуемое количество (обеспеченность 100 %) |
Фактическая обеспеченность |
Обеспеченность от требуемого количества, % |
Конечная потребность |
Стоимость единицы в ценах 2009 года, тыс. |
Сумма затрат в ценах 2009 года, тыс. рублей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Проектирование и строительство кладбища "Восточное" |
120000,0 тыс. рублей |
2000,0 тыс. рублей |
1,7 |
118000,0 тыс. рублей |
|
118000,0* |
2 |
Строительство въездных зон на территории общественных кладбищ города Новосибирска |
3 штуки |
0 |
0 |
3 штуки |
40000,0 |
120000,0* |
3 |
Строительство здания гаража на территории общественного кладбища "Гусинобродское" |
1 |
0 |
0 |
1 |
700,0 |
700,0** |
4 |
Строительство контейнерных площадок/приобретение контейнеров |
335/1340 |
163/652 |
48,7 |
172/688 |
136,5 |
23478,0** |
5 |
Строительство дорог с асфальтовым покрытием |
222414 кв. м |
67134 кв. м |
30,2 |
155280 кв. м |
1,45 |
225156,0** |
6 |
Строительство капитальных общественных туалетов |
36 штук |
13 штук |
36,1 |
23 штуки |
160,0 |
3680,0** |
7 |
Приобретение и установка резервуаров для воды |
46 штук |
19 штук |
41,3 |
27 штук |
141,0 |
3807,0** |
8 |
Уборка и вывоз мусора, удаление сухих деревьев и кустарника |
149361,0 тыс. рублей |
42984,0 тыс. рублей |
28,8 |
106 377,0 |
|
106377,0** |
8.1 |
Уборка залежалого мусора |
103911,0 тыс. рублей |
22784,0 тыс. рублей |
21,9 |
81127,0 тыс. рублей |
|
81127,0 |
8.2 |
Уборка текущего мусора (до 2016 года) |
45450,0 тыс. рублей |
20200,0 тыс. рублей |
44,4 |
25250,0 тыс. рублей |
|
25250,0 |
9 |
Строительство ограждений |
23944 п. м |
17722 п. м |
74,0 |
6222 п. м |
3,5 |
21777,0** |
10 |
Оформление документов на землепользование территорий общественных кладбищ города Новосибирска |
629 га |
0 |
0 |
629 га |
10,334 |
6500,0 |
11 |
Строительство колумбариев |
8 штук |
3 штуки |
37,5 |
5 штук |
2200,0 |
11000,0** |
12 |
Строительство крытых подиумов для прощания с умершими |
8 штук |
1 штука |
12,5 |
7 штук |
700,0 |
4900,0** |
13 |
Завершение комплекса работ по инвентаризации захоронений на общественных кладбищах города Новосибирска, наполнению системы хранения, обработки информации о произведенных захоронениях, внедрению пластиковых электронных карт, содержащих сведения о захоронении |
629 га |
330,7 га |
52.6 |
298,3 га |
68,7 |
20500,0 |
14 |
Приобретение специализированного транспорта по уборке и благоустройству общественных кладбищ города Новосибирска |
21 единица |
11 единиц |
52,4 |
10 единиц |
1164,0 |
11640,0 |
15 |
Ремонт административно-хозяйственных зданий МБУ "Ритуальные услуги" |
15 штук |
0 |
0 |
15 штук |
|
10300,0** |
16 |
Благоустройство мемориальных зон |
4 штуки |
1 штука |
25 |
3 штуки |
2600,0 |
7800,0** |
17 |
Ремонт дорог с асфальтовым покрытием |
9640 кв. м |
1240 кв. м |
12,9 |
8400 кв. м |
1,3 |
10920,0** |
18 |
Организация и проведение весенних благоустроительных работ на всех общественных кладбищах города Новосибирска (до 2016 года) |
9600,0 тыс. рублей |
2100,0 тыс. рублей |
21,9 |
7500,0 тыс. рублей |
|
7500,0*** |
19 |
Строительство парковочных площадок на территории общественных кладбищ города Новосибирска |
2700 машино-мест, 54000 кв. м |
50 машино- |
1,9 |
2650 машино-мест, 53000 кв. м |
1,45 |
76850,0 |
Итого: |
|
|
|
|
|
790885,0 |
Примечание: |
* - согласно предпроектным расчетам; ** - согласно сметам; *** - согласно сметам и плану мероприятий, ежегодно утверждаемому распоряжением мэрии города Новосибирска. |
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 17 декабря 2012 г. N 12942 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Цели и задачи Программы
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 17 декабря 2012 г. N 12942 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Перечень программных мероприятий
Примечания: |
* - в рамках текущего финансирования деятельности департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска; |
|
** - в рамках текущего финансирования деятельности предприятий и организаций сферы похоронного дела; |
|
*** - согласно смете и плану финансово-хозяйственной деятельности МБУ "Ритуальные услуги"; |
|
**** - согласно проектно-сметной документации; |
|
***** - согласно предпроектным расчетам; |
|
****** - согласно плану мероприятий, ежегодно утверждаемому мэрией города Новосибирска; |
используемые сокращения: | |
БГ - бюджет города; | |
МБУ "Ритуальные услуги" - муниципальное бюджетное учреждение города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ритуальные услуги"; МУП "Специализированная служба "Похоронный Дом ИМИ" - муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Похоронный Дом ИМИ"; | |
НОБ СМЭ - государственной бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (по согласованию); | |
ОТиТБ - охрана труда и техника безопасности; | |
пресс-центр - управление по взаимодействию со средствами массовой информации - пресс-центр мэрии города Новосибирска; | |
ПССПД - профессиональные сообщества сферы похоронного дела; | |
ССВПД - муниципальные специализированные службы по вопросам похоронного дела города Новосибирска; | |
УПР - управление потребительского рынка мэрии города Новосибирска; СПОК - союз похоронных организаций и крематориев. |
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется ее разработчиком совместно с исполнителями основных мероприятий в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Заказчик Программы:
координирует и контролирует действия исполнителей Программы по выполнению программных мероприятий;
контролирует своевременное выполнение программных мероприятий;
своевременно вносит в установленном порядке необходимые изменения и уточнения в Программу.
Исполнители мероприятий:
планируют работы по реализации Программы;
проводят мероприятия в рамках Программы;
привлекают материально-технические, финансовые и иные ресурсы для реализации мероприятий Программы.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от 17 декабря 2012 г. N 12942 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Эффективность реализации Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэрии г. Новосибирска от 24 ноября 2010 г. N 4777 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие сферы похоронного дела в городе Новосибирске" на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в сборнике "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска" от 26 ноября 2010 г. N 92
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэрии г. Новосибирска от 25 декабря 2013 г. N 12291
Постановление мэрии г. Новосибирска от 20 сентября 2013 г. N 8846
Постановление мэрии г. Новосибирска от 17 декабря 2012 г. N 12942
Постановление мэрии г. Новосибирска от 6 ноября 2012 г. N 11212
Постановление мэрии г. Новосибирска от 29 декабря 2011 г. N 12848