Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации города
от 01.10.2019 N 3427
Муниципальная программа
"Развитие культуры города Нижнего Новгорода" на 2019 - 2024 годы
(далее - Программа)
1. Паспорт Программы
2. Текстовая часть Программы
2.1. Характеристика текущего состояния
Город Нижний Новгород является одним из крупнейших культурных центров России.
Театры, концертные залы, библиотеки, кинотеатры, учреждения дополнительного образования, музеи, выставки, цифровой планетарий являются объектами, которые обеспечивают жителей и гостей Нижнего Новгорода услугами в сфере культуры.
Нижнему Новгороду благодаря развитой структуре учреждений культуры и дополнительного образования одному из немногих сопоставимых городов-миллионников удалось сохранить большую часть культурного наследия и традиций.
Культурный потенциал города по состоянию на 01.11.2018 включает в себя 55 муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей, в том числе 23 учреждения дополнительного образования, 7 музеев, 4 театра, 4 досуговых центра, 3 творческих коллектива, 3 городские библиотеки и 8 централизованных библиотечных систем, МБУК "ДООЛ "Чайка", МАУК "Нижегородский планетарий им. Г.М. Гречко", МАУК "Дирекция по проведению культурно-массовых мероприятий города Нижнего Новгорода".
Учреждения города осуществляют свою деятельность более чем в 160 объектах.
Размещение муниципальных учреждений культуры по районам
Район |
Библиотеки |
Детские художественные, музыкальные школы, школы искусств |
Учреждения клубного типа |
Музеи |
Театры и концертные организации |
Прочие учреждения |
Итого: |
Автозаводский |
12 (1 юр. лицо) |
4 |
1 |
|
|
|
17 |
Канавинский |
11 (2 юр. лица) |
3 |
1 |
|
2 |
1 |
18 |
Ленинский |
13 (1 юр. лицо) |
4 |
|
|
1 |
|
18 |
Московский |
11 (1 юр. лицо) |
3 |
|
1 |
|
|
15 |
Нижегородский |
13 (2 юр. лица) |
4 |
1 |
4 |
3 |
2 |
27 |
Приокский |
12 (1 юр. лицо) |
1 |
|
1 |
|
|
14 |
Советский |
10 (1 юр. лицо) |
2 |
|
1 |
|
|
13 |
Сормовский |
12 (2 юр. лица) |
2 |
1 |
|
1 |
|
16 |
Положительным моментом можно считать то, что в 2018 году сохранена имеющаяся сеть учреждений культуры, качество предоставления услуг не уменьшилось и остается на должном уровне.
В соответствии с приказом министерства культуры Нижегородской области N 133 от 30.08.2017 "Об утверждении методических рекомендаций органам местного самоуправления Нижегородской области по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры":
обеспеченность горожан муниципальными библиотеками составляет 98%;
обеспеченность муниципальными учреждениями клубного типа - 66%;
обеспеченность музеями и театрами - 100%;
обеспеченность парками культуры и отдыха - 33%;
обеспеченность учреждениями дополнительного образования - 66%.
Департаментом культуры совместно с администрациями районов города была проведена работа по анализу размещения объектов культуры в районах, состояния каждого объекта, потребностей в новых учреждениях исходя из размещения новых жилых комплексов, густонаселенных районов. В целом в Нижнем Новгороде было бы неплохо осуществить открытие порядка 10 новых объектов культуры и дополнительного образования в Автозаводском, Канавинском, Московском, Приокском, Советском, Сормовском районах города. На сегодняшний день также наблюдается неравномерное размещение учреждений культуры по районам города и отсутствие этих учреждений в новых жилых комплексах. В 2017 году было предоставлено только одно помещение в новом микрорайоне Цветы под размещение библиотеки. В настоящее время подготовлен дизайн-проект этой библиотеки. Необходимо проведение ремонтных работ.
В 2017 году в рамках подготовки к 150-летию со дня рождения А.М. Горького и проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году удалось привлечь средства из областного бюджета на проведение капитальных ремонтов объектов муниципальных учреждений культуры. Таким образом, было израсходовано 45,5 млн. руб., из них 4,5 млн. руб. средства городского бюджета. На 2018 год выделено 10,6 млн. руб., из них 5 млн. руб. средства городского бюджета.
Значимыми событиями 2017 и 2018 годов стали открытие после завершения реконструкции здания МБУК "Детский театр "Вера", проведение ремонтных работ в МБУК "Государственный музей А.М. Горького", а также проведение ремонтных работ фасадов зданий учреждений культуры и дополнительного образования, расположенных на пути следования клиентских групп ФИФА (МБУ ДО "ДШИ N 8 им. В.Ю. Виллуана", МБУ ДО "ДМШ N 3", МБУК "Русский музей фотографии", МБУ ДО "ДХШ N 1"). В 2018 году начаты работы по ремонту МБУК "Русский музей фотографии".
Количество посещений учреждений культуры ежегодно составляет свыше 3,5 млн. Количество посещений массовых мероприятий - св. 1,0 млн.
Муниципальными библиотеками проводится свыше 11 тыс. мероприятий различной направленности, в которых принимает участие более 311 тыс. человек.
Основные показатели деятельности библиотек:
число посещений - более 2,5 млн.;
число выданных и просмотренных документов - св. 5,8 млн.
Все библиотеки города принимают активное участие в культурно-общественной жизни страны и города в рамках крупномасштабных фестивалей и акций. На базе библиотек вводятся новые сервисы и подразделения, например познавательный центр "Мультидетки" (ЦБС Автозаводского района), Профи-Центр для молодежи, игровые комнаты (ЦБС Канавинского района), юридическая клиника Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС (ЦБС Советского района).
На сегодняшний день все библиотеки подключены к сети Интернет, из них 75 предоставляют доступ посетителям. Все Централизованные библиотечные системы и 3 Центральные городские библиотеки имеют собственные интернет-сайты. 2 библиотеки (Центральная районная библиотека им. Достоевского ЦБС Канавинского района и Центральная районная библиотека им. 1 Мая ЦБС Сормовского района) внедряют в деятельность RFID-технологии.
Полностью переведены на электронное обслуживание пользователей библиотеки ЦБС Канавинского, Сормовского и Автозаводского, Нижегородского, Приокского районов, Центральная городская детская библиотека им. А.М. Горького. Парк компьютерной техники библиотек составляет в настоящее время 754ПК.
Качественная профессиональная работа проводится муниципальными бюджетными учреждениями дополнительного образования детей (детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств). Более 14 тысяч юных нижегородцев обучаются в подведомственных департаменту учреждениях.
Ежегодно свыше 5,5 тыс. учащихся становятся победителями (лауреатами и дипломантами) фестивалей и конкурсов различного уровня, от городских до международных.
Свыше 1,5 тыс. человек становятся выпускниками школ, из них 1/3, 1/4 часть заканчивают школу на "отлично".
Ежегодно 10 стипендий администрации города Нижнего Новгорода вручаются одаренным детям - учащимся художественных, музыкальных школ и школ искусств.
Круглый год принимает отдыхающих детский оздоровительно-образовательный лагерь "Чайка". Ежегодно проводится работа по организации летнего отдыха детей школьного возраста. Услугами учреждения ежегодно пользуются свыше 700 человек. В 2017 году учреждение стало обладателем сертификата областного конкурса организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи "Нижегородские каникулы" в номинации "Лучшая программа организации отдыха и оздоровления детей, реализованная в условиях загородной оздоровительной организации".
Муниципальными музеями организуются и проводятся более 5,6 тыс. экскурсий, 230 выставок и около 1,0 тыс. массовых мероприятий. Количество посещений свыше 370 тыс. человек. Реализуется большое количество программ и проектов, фестивалей.
В муниципальных учреждениях клубного типа работает более 70 клубных формирований различной направленности, в которых занимается около 1,8 тыс. человек. Количество киносеансов, проводимых общественно-досуговыми центрами, - св. 4,0 тыс., которые посещают более 124 тыс. человек.
Театрально-зрелищные учреждения ежегодно представляют более 950 спектаклей и концертов, количество зрителей св. 180 тыс. человек. Свыше 30 новых постановок представляют муниципальные театры и творческие коллективы нижегородцам и гостям города ежегодно.
Нижний Новгород - это город, где искусство и культура занимают особое место. Городской округ ежегодно становится центром культурных событий: фестиваль нового российского кино "Горький fest", Международный фестиваль "Секреты мастеров", фестиваль "Приволжский Штандарт" и т.д. Одним из знаковых событий ближайших лет для города является 800-летие со дня основания Нижнего Новгорода.
Несмотря на качественную профессиональную работу учреждений культуры и дополнительного образования развитие материально-технической базы, к сожалению, на сегодняшний день отстает от запросов жителей. Большинство учреждений располагаются в приспособленных помещениях. Из общего количества помещений типовых, отвечающих профилю учреждения, - 29 объектов.
Сохраняется высоким (более 65%) износ основных фондов учреждений, что указывает на необходимость их модернизации и реконструкции или закупки современного оборудования и инструментов. Из положительного за последние два года впервые за несколько последних лет выделены средства городского бюджета на приобретение музыкальных инструментов. Школами закуплено более 50 клавишных, струнных, ударных и духовых инструментов. Однако потребность остается высокой (необходимо свыше 50 млн руб.).
По состоянию на 1 января 2018 года требуют проведения капитальных ремонтов полностью или частично 72% учреждений. Полной реконструкции требуют объекты МАУК "Архитектурно-этнографический музей-заповедник "Щелоковский хутор", переданные из области в аварийном состоянии.
Не имеют собственного помещения МБУК "Нижегородский камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова", МБУК "Камерный хор "Нижний Новгород", МБУК "Камерный оркестр "Солисты Нижнего Новгорода", МБУК "Ансамбль народной песни "Любава".
В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий, которые в корне трансформировали культурную жизнь в городе, в первую очередь молодого поколения.
В городе Нижнем Новгороде растет число развлекательных учреждений, находящихся в частной собственности, что позволяет жителям города выбирать место и форму проведения личного досуга за определенную плату. Нарастание мероприятий, основанных на зрелищности, не требующих напряжения умственных способностей, значительно разрушает ценность и особенности многовековой культуры народа России.
Муниципальные учреждения, через систему которых осуществляется сохранение и развитие отрасли культуры, значительно уступают коммерческим организациям в части обеспечения комфорта и современной технической оснащенности при предоставлении услуг населению.
Основными проблемами, сдерживающими развитие учреждений культуры, являются:
недостаточный объем финансирования сферы культуры для осуществления текущей деятельности, проведения реставрационных, капитальных, текущих и аварийных ремонтных работ; работ по устранению предписаний, выданных контролирующими организациями, исполнению федеральных законов по организации безбарьерной среды, антитеррористической защищенности, противопожарной безопасности и др. Ряд учреждений требует перевода в новое помещение и расширения площадей;
невозможность наращивания объема собственных средств за оказание платных услуг в связи с невысокой платежеспособностью населения;
дефицит и старение кадров, отсутствие системы подготовки современных кадров, в т.ч. руководящего звена;
необходимость модернизации, полной замены или закупки оборудования (кино-, видеоустановок, цифровой техники, музыкальных инструментов, библиотечного оборудования (стеллажей, специализированной мебели), оборудования для оцифровки музейных предметов и полнотекстовых копий книжных изданий, информационных систем, компьютерного оборудования и программного обеспечения, средств повышения энергоэффективности и т.д.);
потребность в увеличении сети учреждений культуры и дополнительного образования детей в новых микрорайонах Нижнего Новгорода;
снижение объемов комплектования библиотечных фондов;
отсутствие собственных помещений у ряда муниципальных учреждений (Камерный театр оперы и музыкальной комедии им. В. Степанова, Камерный хор "Нижний Новгород"), а также отсутствие современных концертных залов.
Основным финансовым источником являются средства, выделяемые учреждениям культуры и дополнительного образования на выполнение муниципального задания из бюджета города. В связи с этим финансово-хозяйственная деятельность учреждений напрямую зависит от своевременности финансирования и поступления средств в полном объеме. Применение программно-целевого метода формирования и исполнения бюджета города предоставит учреждениям и участникам бюджетного процесса большую свободу действий по реализации поставленных цели и задач, позволит ориентировать бюджетное финансирование на результаты деятельности учреждений и создать условия, обеспечивающие равный и свободный доступ населения ко всему спектру культурных благ.
Реализация муниципальной программы сопряжена с определенными рисками, в частности, в процессе реализации программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных социально-экономических результатов. Для управления указанными рисками целесообразно проводить ежегодную корректировку индикаторов и показателей, мероприятий программы, а также перераспределение объемов финансирования в зависимости от степени достижения поставленной цели, изменений во внешней среде.
Целью муниципальной программы является удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства, обеспечение доступа к культурным ценностям, повышение привлекательности и эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования, в отношении которых департамент выполняет функции учредителя.
Формулировка цели определяется приоритетами муниципальной политики, ключевыми проблемами и современными тенденциями в сфере культуры.
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
повышение доступности и качества предоставляемых услуг населению муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства;
создание надлежащих условий, оснащение и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений;
обеспечение эффективного функционирования сферы культуры.
Решение задач будет обеспечено за счет реализации следующих мероприятий:
выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями, в отношении которых департамент выполняет функции учредителя;
проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого имущества муниципальных учреждений;
укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений (приобретение основных средств), внедрения современных технологий, направлений, видов культурно-досуговой и творческой деятельности, увеличения информационных ресурсов в сфере культуры;
комплектования фондов муниципальных библиотек;
проведения массовых мероприятий;
управления в сфере культуры города.
2.2. Цели, задачи Программы
Целью муниципальной программы является удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства, обеспечение доступа к культурным ценностям, повышение привлекательности и эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования, в отношении которых департамент выполняет функции учредителя.
Формулировка цели определяется приоритетами муниципальной политики, ключевыми проблемами и современными тенденциями в сфере культуры.
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач:
повышение доступности и качества предоставляемых услуг населению муниципальными учреждениями культуры и дополнительного образования в сфере культуры и искусства;
создание надлежащих условий, оснащение и совершенствование материально-технической базы муниципальных учреждений;
обеспечение эффективного функционирования сферы культуры.
Решение задач будет обеспечено за счет реализации следующих мероприятий:
выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями, в отношении которых департамент выполняет функции учредителя;
проведения капитального ремонта и реконструкции недвижимого имущества муниципальных учреждений;
укрепления материально-технической базы муниципальных учреждений (приобретение основных средств), внедрения современных технологий, направлений, видов культурно-досуговой и творческой деятельности, увеличения информационных ресурсов в сфере культуры;
комплектования фондов муниципальных библиотек;
проведения массовых мероприятий;
управления в сфере культуры города.
2.3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап в срок 2019 - 2024 годов.
2.4. Целевые индикаторы Программы
Таблица 1
Сведения о целевых индикаторах Программы
Таблица 2
Методика расчета целевых индикаторов Программы
2.5. Меры правового регулирования Программы
Таблица 3
Сведения об основных мерах правового регулирования
N |
Вид правового акта |
Основные положения правового акта (суть) |
Ответственный исполнитель и соисполнитель |
Ожидаемые сроки принятия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Обеспечение деятельности театров и концертных организаций |
||||
1.1. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
О награждении ежегодной премией города Нижнего Новгорода "Нижегородская жемчужина" молодых театральных деятелей за 20... год |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно март |
|
2. |
Обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования (музыкальные, художественные школы, школы искусств) |
||||
2.1. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об установлении на 20... год размеров платы на услуги по обучению на бюджетных отделениях в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях дополнительного образования детей - музыкальных, хоровых, художественных школах и школах искусств |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно июль - август |
|
3. |
Проведение массовых культурно-досуговых мероприятий |
||||
3.1. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об организации торжественного приема, посвященного Дню работника культуры и Международному дню театра |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно март |
|
3.2. |
Постановление администрации города Нижнего Новгорода |
Об утверждении списка победителей городского конкурса культурных событий "Культурный район" и размеров субсидий, выделяемых на реализацию социальных проектов |
Департамент культуры администрации города Нижнего Новгорода |
Ежегодно |
2.6. В рамках реализации Программы участие муниципальных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых принадлежат муниципальному образованию "город Нижний Новгород", общественных, научных и иных организаций не предусмотрено.
2.7. Обоснование объема финансовых ресурсов
Таблица 4
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода
<*> Объем бюджетных ассигнований определяется в очередном финансовом году при наличии дополнительных поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода.
2.8. Анализ рисков реализации Программы
В процессе реализации Программы могут проявиться риски, негативно влияющие на ее реализацию:
Наименование рисков |
Последствия риска |
Механизм минимизации |
Сокращение объемов финансирования Программы |
Сдерживает развитие отрасли, нарушит внутреннюю логику Программы и снизит эффективность предусмотренных ею мероприятий |
Выделение дополнительных средств, привлечение средств из внебюджетных источников и средств из бюджетов другого уровня |
Несвоевременное поступление финансирования |
Пересмотр запланированных сроков выполнения мероприятий |
Корректировка договорных отношений с поставщиками услуг |
Более высокий рост цен на отдельные виды работ, услуг, предусмотренных в рамках программных мероприятий |
Увеличение затрат на отдельные программные мероприятия |
Снижение объемов и экономия потребления ресурсов, проведение конкурсных процедур |
Изменение законодательства |
Несоответствие Программы или ее отдельных частей новым законодательным актам |
Оперативное реагирование и принятие соответствующих актов администрации города |
Дефицит квалифицированных кадров |
Снижение качества услуг |
Выделение средств на переподготовку кадров, применение эффективной системы стимулирования |
Малая заинтересованность населения в проводимых мероприятиях |
Сокращение участников |
Повышение степени качества и разнообразия предоставляемых услуг |
3. В рамках настоящей Программы подпрограммы не реализуются
4. Оценка планируемой эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется исходя из необходимости достижения ожидаемых результатов реализации Программы.
Программа считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме и (или) достижения цели Программы.
Одновременно с реализацией Программы департаментом культуры администрации города Нижнего Новгорода будет организован анализ возникающих тенденций развития отношений в сфере культуры и связанных с ними рисков реализации Программы. С учетом достижения по годам ожидаемых результатов реализации Программы будут формироваться предложения по внесению необходимых изменений.
5. План реализации Программы
План
реализации муниципальной программы "Развитие культуры города Нижнего Новгорода" на 2019 - 2024 годы на 2019 год
<*> Объем бюджетных ассигнований определится в очередном финансовом году при наличии дополнительных поступлений в бюджет города Нижнего Новгорода.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 1 октября 2019 г. N 3427 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.