Методические рекомендации Р 075-2018
"Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности"
(утв. ФКУ "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии 11 ноября 2018 г.)
Введение
Из всех видов преступлений против общества и личности наиболее опасным является терроризм, создающий атмосферу страха и неуверенности человека в завтрашнем дне, вызывающий недоверие населения к действующей системе власти.
Как показывают события последних лет, практически все террористические акции направлены на наименее защищенные объекты, для которых характерно сосредоточение большого количества людей.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации определено, что одной из основных задач в рассматриваемой сфере деятельности является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей 1, а также объектов топливно-энергетического комплекса 2.
------------------------------
1 Далее - "ММПЛ".
2 Далее - "ТЭК".
------------------------------
В соответствии с действующим законодательством Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности, а также по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, объектов транспортной инфраструктуры 3, транспорта и транспортных средств 4.
------------------------------
3 Далее - "ОТИ".
4Подпункт 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
------------------------------
В свою очередь, физические лица и юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании, а федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Территориальные органы Росгвардии и подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в рамках имеющейся компетенции принимают участие в мероприятиях по реализации установленных Правительством Российской Федерации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и форм собственности, а также ММПЛ.
В настоящих рекомендациях рассмотрен алгоритм действий сотрудников подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации 5 в случае их привлечения к участию в указанных мероприятиях, а также в обеспечении транспортной безопасности и безопасности объектов ТЭК.
------------------------------
5 Далее - "сотрудники Росгвардии".
------------------------------
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи сотрудникам Росгвардии, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных федеральными законами от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", а также изданными в рамках их реализации нормативными правовыми актами в области антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и ММПЛ.
Привлечение сотрудников Росгвардии к участию в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности и ММПЛ предусмотрено подпунктом 27 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, а также актами Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности таких мест и объектов (территорий).
Методические рекомендации разъясняют общий порядок организации участия сотрудников Росгвардии в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий) и ММПЛ в составе межведомственных комиссий, а также в осуществлении контроля состояния их антитеррористической защищенности.
2. Термины и определения
В методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта 1;
------------------------------
1Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
------------------------------
антитеррористическая защищенность объекта ТЭК - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта ТЭК, препятствующее совершению на нем террористического акта 2;
------------------------------
2Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
безопасность объектов ТЭК - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства 3;
------------------------------
3Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
защищенность объекта - уровень организационно-практических мероприятий, инженерно-технических средств и действий персонала, направленных на предотвращение противоправных посягательств на объект, устранение или снижение угрозы здоровью и жизни людей от террористических актов и иных противоправных посягательств 4;
------------------------------
4ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
------------------------------
инженерно-техническая укрепленность объекта - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждения охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам;
инженерно-технические средства защиты - комплекс инженерных средств физической защиты, систем охранной и тревожной сигнализации, обеспечивающий необходимое предотвращение несанкционированного проникновения на объект или охраняемую зону 5;
------------------------------
5ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
------------------------------
категория охраняемого объекта - комплексная оценка объекта, учитывающая его государственную, общественную, экономическую, культурную или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны 6;
------------------------------
6ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
------------------------------
категория опасности объекта - комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения общества и государства, степень потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, а также тяжесть возможных последствий в результате акта незаконного вмешательства для населения, окружающей среды и в целом для государства 1;
------------------------------
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
криминальная угроза - совокупность условий и факторов, связанная с несанкционированным проникновением на охраняемый объект и (или) совершением на его территории противоправных действий, в том числе террористических 2;
------------------------------
2ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
------------------------------
места массового пребывания людей - территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек 3;
------------------------------
3Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
------------------------------
объекты ТЭК - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения 4;
------------------------------
4Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
паспорт безопасности объекта ТЭК - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта ТЭК и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта 5;
------------------------------
5Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
субъекты ТЭК - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК 6;
------------------------------
6Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
техническое средство охраны 7 - конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта 8;
------------------------------
7 Далее - "ТСО".
8ГОСТ Р 52551-2016 "Системы охраны и безопасности. Термины и определения".
------------------------------
требования обеспечения безопасности объектов ТЭК и требования антитеррористической защищенности объектов ТЭК - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов ТЭК и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК 9;
------------------------------
9Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
------------------------------
террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях 1.
------------------------------
1Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
------------------------------
3. Порядок организации участия сотрудников Росгвардии в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов (территорий) различной ведомственной принадлежности, а также мест массового пребывания людей
В соответствии с подпунктом 27 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложены полномочия по организации участия в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов.
Участие сотрудников Росгвардии в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности охраняемых объектов (территорий) регламентировано приказом Росгвардии от 17 июля 2017 г. N 219 и заключается в процессе установления ими соответствия состояния антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности охраняемых объектов (территорий) предъявляемым требованиям.
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Для осуществления категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), в ведении которого находится объект (территория), создается межведомственная комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).
Состав межведомственной комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) определен соответствующим актом Правительства Российской Федерации, регламентирующим его антитеррористическую защищенность.
При этом следует отметить, что обязательность участия сотрудников Росгвардии в деятельности данных межведомственных комиссий предусмотрена только в отношении объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и в отношении ММПЛ, включенных в соответствующие региональные и муниципальные перечни ММПЛ.
В отношении иных объектов (территорий) решение о необходимости участия сотрудников Росгвардии в деятельности межведомственных комиссий принимается начальником территориального органа или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, исходя из социальной значимости объекта (территории), наличия структурных подразделений территориальных органов Росгвардии и подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в местах расположения такого объекта (территорий), а также возложенной на сотрудников Росгвардии нагрузки по участию в указанных мероприятиях.
В состав комиссий рекомендуется включать наиболее подготовленных сотрудников Росгвардии, обладающих необходимой квалификацией в установленной сфере деятельности и имеющих соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Полномочия сотрудников Росгвардии по участию в данных мероприятиях в обязательном порядке закрепляются в их должностных инструкциях (должностных регламентах).
Следует также отметить, что к участию в работе межведомственных комиссий, как правило, привлекаются по согласованию представители территориального органа безопасности и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с которыми целесообразно организовать взаимодействие.
Проведение категорирования объекта (территории) предусматривает следующие этапы:
подготовка к категорированию объекта (территории);
проведение обследования и категорирования объекта (территории);
оформление результатов обследования и категорирования объекта (территории).
В ходе подготовки к участию в категорировании объекта (территории) сотруднику Росгвардии, принимающему участие в работе комиссии, необходимо изучить имеющиеся документы, содержащие информацию о состоянии инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности категорируемого объекта (территории), в том числе акты технических осмотров установленных на объекте инженерно-технических средств охраны (при их наличии).
При участии в проведении категорирования сотрудники Росгвардии могут руководствоваться (при их наличии) требованиями ведомственных нормативных актов, национальными стандартами, а также рекомендациями в области антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), если они не противоречат законодательным и иным нормативным правовым актам в рассматриваемой сфере деятельности.
В ходе проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссиями определяется:
расположение объекта (территории), занимаемая им площадь, конфигурация периметра;
характеристика местности, непосредственно прилегающей к объекту, наиболее вероятные пути проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
наличие потенциально опасных участков, совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями и критических элементов, совершение террористического акта на которых может привести к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии.
Также, членами комиссии изучается:
режим работы объекта (территории), организация пропускного и внутриобъектового режимов;
состояние инженерно-технической укрепленности объекта (территории) с учетом предъявляемых требований;
характеристика имеющихся инженерно-технических средств охраны, их техническое состояние и работоспособность;
организация эксплуатационно-технического обслуживания технических средств охраны (наличие договора с обслуживающей организацией).
При обследовании объекта (территории) следует провести визуальный осмотр ограждения периметра и отдельных его участков, ворот (калиток), контрольно-пропускных пунктов (транспортных и пешеходных), водопропусков, воздушных трубопроводов, подземных коллекторов (при их наличии) на предмет наличия нарушения средств инженерной защиты (проломов, подкопов, нарушения целостности инженерных заграждений).
В ходе обследования проверяется работоспособность запирающих устройств ворот, калиток, инженерных заграждений, предназначенных для остановки транспортных средств, инженерно-технических средств охраны (технических средств систем обеспечения безопасности), наличие и исправность охранного освещения периметра объекта.
Результаты работы комиссии в сроки, установленные соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) или ММПЛ, который должен содержать сведения о состоянии их антитеррористической защищенности, решение о присвоении объекту (территории) или ММПЛ соответствующей категории, а также рекомендации и перечень мероприятий по приведению их антитеррористической защищенности в соответствие предъявляемым требованиям.
Акт обследования и (или) категорирования должен содержать конкретные предписания со ссылками на соответствующие пункты требований, а также сроки их выполнения с учетом финансирования расходов на указанные цели. Включение в акт не конкретизированных мероприятий не допускается (например: "обновить технические средства охраны").
Акт обследования и (или) категорирования объекта (территории) составляется в достаточном количестве экземпляров, исходя из положений требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) данной отраслевой направленности, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности.
Следует отметить, что всем членам комиссии, в том числе и сотруднику Росгвардии, предоставлено право отразить в акте обследования и категорирования объекта (территории) или ММПЛ особое мнение по вопросам соответствия присвоенной категории установленным требованиями критериям категорирования, оценки состояния защищенности объекта (территории) или ММПЛ, а также рекомендациям по усилению мер обеспечения их антитеррористической защищенности.
Формы паспортов безопасности объектов (территорий) и ММПЛ, порядок, сроки их подготовки, согласования и утверждения, необходимое количество экземпляров установлены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, утверждающими требования к антитеррористической защищенности и формы паспортов безопасности объектов (территорий) и ММПЛ.
Членам межведомственной комиссии рекомендуется обратить внимание собственников (правообладателей) объектов (территорий) и ММПЛ, что направлять паспорта безопасности на согласование в соответствующие территориальные органы или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо соответствующими сопроводительными письмами.
Причинами отказа в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) или ММПЛ могут служить:
несоответствие представленного паспорта безопасности форме, утвержденной соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации;
несоответствие информации, содержащейся в паспорте безопасности, сведениям, отраженным в акте обследования и (или) категорирования.
При этом отказ в согласовании паспорта безопасности объекта (территории) или ММПЛ должен быть оформлен письмом, содержащим мотивированные обоснования со ссылками на пункты положений требований к антитеррористической защищенности или разделы формы паспорта безопасности, которым он не соответствует.
Несоответствие объекта (территории) или ММПЛ предъявляемым требованиям к антитеррористической защищенности в части инженерно-технической укрепленности или физической защиты не является причиной отказа в согласовании паспорта безопасности при условии наличия в нем и (или) акте обследования и категорирования, являющемся его неотъемлемой частью, перечня мер по приведению объекта (территории) в соответствие предъявляемым требованиям.
4. Участие сотрудников Росгвардии в мероприятиях по осуществлению контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей
Предметом контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и ММПЛ является проверка соблюдения собственниками (правообладателями) установленных требований к антитеррористической защищенности в зависимости от присвоенной объекту (территории) или месту массового пребывания людей категории по степени потенциальной опасности.
Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, возлагается на территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по месту расположения таких объектов (территорий).
Также сотрудники Росгвардии в обязательном порядке включаются в состав комиссии по контролю за соблюдением требований к антитеррористической защищенности ММПЛ.
Кроме того, представители Росгвардии по согласованию принимают участие в деятельности рабочей группы по контролю за обеспечением антитеррористической защищенности объекта водоснабжения и водоотведения.
Функция контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности закрепляется в должностном регламенте (должностной инструкции) сотрудника Росгвардии.
Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и ММПЛ осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок в форме документарного контроля и выездного обследования на предмет определения состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) или ММПЛ.
Плановая проверка объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, проводится 1 раз в год в соответствии с планом-графиком проведения плановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) 1. Ежегодный план-график утверждается руководителем территориального органа Росгвардии (лицом, его замещающим) до 1 декабря года, предшествующего году проведения таких проверок, и размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 31 декабря года, предшествующего году их проведения на официальном сайте территориального органа Росгвардии (рекомендуемая форма план-графика приведена в Приложении N 1).
------------------------------
1 Далее - "план-график".
------------------------------
Плановая проверка ММПЛ осуществляется так же 1 раз в год в соответствии с планом, утвержденным председателем межведомственной комиссии, создаваемой руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования), либо уполномоченным им должностным лицом.
Документарный контроль заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной собственником (правообладателем) объекта (территории) информации о состоянии его антитеррористической защищенности и об устранении ранее выявленных недостатков с приложением подтверждающих материалов (акта ввода в эксплуатацию технических средств охраны, акта установки инженерно-технических средств защиты и т.д.).
В ходе осуществления документарного контроля и выездного обследования антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, сотрудник Росгвардии выполняет проверку:
наличия и актуальности паспорта безопасности и приложений к нему;
состояния инженерно-технической укрепленности и инфраструктуры физической охраны;
работоспособности ТСО;
устранения ранее выявленных недостатков в инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности;
организации мероприятий по техническому обслуживанию инженерно-технических средств охраны;
организации мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории).
Результаты проверки оформляются актом проверки объекта (территории) (рекомендованная форма приведена в приложении N 2).
При выявлении недостатков составляется предписание об их устранении (рекомендованная форма приведена в приложении N 3), которое оформляется в 2 экземплярах. Первый экземпляр предписания хранится в территориальном органе Росгвардии или подразделении вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, второй экземпляр выдается руководителю объекта (территории).
По истечении определенных в предписании сроков устранения выявленных недостатков по решению начальника территориального органа Росгвардии может проводится контрольная проверка.
При участии в деятельности комиссий по контролю за выполнением требований к антитеррористической защищенности ММПЛ сотрудники Росгвардии в пределах своей компетенции осуществляют документарную проверку полноты, достоверности и правильности представленной собственниками (правообладателями) ММПЛ информации о состоянии их антитеррористической защищенности и устранении выявленных недостатков с приложением подтверждающих материалов (акт ввода в эксплуатацию инженерно-технических средств охраны, акт установки инженерно-технических средств защиты и т.д.).
При проведении комиссиями выездных обследований ММПЛ сотрудники Росгвардии принимают участие в проверке:
наличия и актуальности паспорта безопасности и приложений к нему;
состояния инженерно-технической укрепленности ММПЛ;
оборудования системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения;
обеспечения физической охраной;
работоспособности ТСО;
полноты устранения недостатков, ранее выявленных в системе антитеррористической защищенности ММПЛ.
5. Участие сотрудников Росгвардии в мероприятиях по обеспечению безопасности объектов ТЭК
Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" 1 определены следующие основные задачи в области обеспечения безопасности объектов ТЭК:
------------------------------
1 Далее - "256-ФЗ".
------------------------------
определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
категорирование объектов ТЭК;
разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов ТЭК;
разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов ТЭК;
подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК;
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК;
информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов ТЭК.
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК осуществляется их категорирование.
Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации (антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации).
Для осуществления категорирования объекта, решением руководителя субъекта ТЭК, в ведении которого находится объект, назначается комиссия по категорированию объекта.
Состав комиссии по категорированию объекта определен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования". В состав комиссии входят представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).
В ходе работы комиссия выявляет:
наличие потенциально опасных участков объекта;
критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;
возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.
Критические элементы объекта выявляются из числа потенциально опасных участков объекта. Проводится сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяются те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Выявление критических элементов объекта включает в себя:
составление перечня потенциально опасных участков объекта;
определение критических элементов объекта из числа потенциально опасных участков объекта и составление их перечня;
определение угрозы совершения акта незаконного вмешательства и вероятных способов его осуществления по отношению к каждому критическому элементу объекта;
определение модели нарушителя в отношении каждого критического элемента объекта;
оценку уязвимости каждого критического элемента объекта от угрозы совершения акта незаконного вмешательства.
В качестве критических элементов объекта рассматриваются:
зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;
элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;
места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;
другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.
Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом. Оценка производится на основании критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
С учетом того, является ли объект ТЭК критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта ТЭК устанавливаются три категории объектов ТЭК:
объекты высокой категории опасности;
объекты средней категории опасности;
объекты низкой категории опасности.
По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту ТЭК в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 "Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса".
Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом ТЭК в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.
С учетом того, что форма акта законодательно не закреплена, в него рекомендуется включать информацию о присвоенной объекту ТЭК категории опасности, выводы комиссии о соответствии состояния его безопасности и антитеррористической защищенности предъявляемым требованиям, перечень необходимых мероприятий по приведению объекта ТЭК в соответствие указанным требованиям.
Акт категорирования составляется в 4 экземплярах.
По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов ТЭК, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ТЭК. Порядок формирования и ведения реестра объектов ТЭК определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1107 "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса".
Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 дсп "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" и от 19 сентября 2015 г. N 993 дсп "Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса".
В паспорте безопасности объекта ТЭК отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической и физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
Паспорт безопасности объекта ТЭК содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами ТЭК самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Паспорт безопасности объекта ТЭК утверждается руководителем субъекта ТЭК по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов ТЭК, является информацией ограниченного доступа.
6. Объекты транспортной инфраструктуры. Общие положения
Правовое регулирование антитеррористической защищенности ОТИ, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" и изданными в рамках их реализации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" к ОТИ относятся железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.
Субъекты транспортной инфраструктуры (юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ или использующие их на ином законном основании) обязаны обеспечивать безопасность ОТИ.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) являются компетентными органами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности соответствующей сферы транспорта.
Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397, Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 371, Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, на соответствующие агентства возложены функции по категорированию, ведению реестра категорированных ОТИ, и утверждению результатов оценки их уязвимости.
Оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (юридическими лицами, аккредитованными компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости ОТИ и транспортных средств) с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора 1.
------------------------------
1Часть 2 и часть 2.1 ст. 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
------------------------------
Категорирование ОТИ проводится в соответствии с Порядком установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
В соответствии с пунктом 6 вышеуказанного Порядка по результатам категорирования присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования.
При изменении конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ, являющихся основаниями для изменения значения присвоенной категории проводится дополнительная оценка уязвимости ОТИ 2.
------------------------------
2 В отношении объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 42, в отношении объектов транспортной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта, в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 августа 2011 г. N 209.
------------------------------
В свою очередь, сотрудники Росгвардии в соответствии с подпунктом 16 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510, принимают, в пределах своей компетенции, участие в разработке мер по обеспечению авиационной безопасности в области гражданской авиации в отношении объектов транспортной инфраструктуры, включенных в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (международные аэропорты, расположенные на территории Северо-Кавказского федерального округа и г. Симферополь).
Начальник ГУВО Росгвардии |
А.В. Грищенко |
11 ноября 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Р 075-2018 "Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности" (утв. ФКУ "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии 11 ноября 2018 г.)
Методические рекомендации разработаны сотрудниками ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии Ю.В. Тарасовой, Л.И. Комаровой, Е.Н. Жердевым, С.М. Акмаевой под руководством А.И. Кротова, при участии сотрудников ГУВО Росгвардии И.С. Фанагея, А.А. Абрамова, М.В. Мухина, А.В. Швецова
В настоящих методических рекомендациях содержатся разъясняющие материалы по определению порядка участия сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности
Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи должностным лицам, принимающим участие в мероприятиях, предусмотренных требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей, предназначены для применения на занятиях по служебной подготовке в целях повышения профессионального уровня сотрудников подразделений войск национальной гвардии Российской Федерации, организационно-методического обеспечения должного уровня антитеррористической и антикриминальной защищенности объектов различной ведомственной принадлежности
Текст методических рекомендаций опубликован не был
Настоящий документ фактически прекратил действие
См. Методические рекомендации Р 075-2022 "Участие подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в мероприятиях по антитеррористической защищенности объектов различной ведомственной принадлежности" (утв. Федеральной службой войск национальной гвардии РФ 1 апреля 2022 г.)