Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации
Торбеевского муниципального района
от 2 октября 2019 г. N 524
Паспорт
муниципальной программы "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2024 годы"
Наименование Программы |
Муниципальная программа "Развитие культуры и туризма Торбеевского муниципального района на 2019 - 2024 годы" (далее - Программа) |
|
Муниципальный заказчик - координатор Программы |
Администрация Торбеевского муниципального района Республики Мордовия |
|
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Торбеевского муниципального района от 25.07.2019 г. N 443 |
|
Ответственный исполнитель муниципальной программы, основные разработчики муниципальной программы |
Администрация Торбеевского муниципального района, отдел по культуре управления по социальной работе |
|
Программно-целевые инструменты |
- |
|
Цели Программы |
Цель Программы - развитие отрасли культуры путем сохранения и возрождения историко-культурного наследия Торбеевского района, сохранения и развития системы музейного и библиотечного дела, художественного образования, поддержки искусства, традиционной народной культуры и культурных инноваций, литературы, творческого и технологического совершенствования культурной сферы и обеспечения досуга жителей района. |
|
Задачи Программы |
Задачами Программы являются: сохранение и возрождение историко-культурного наследия Торбеевского района; обеспечение сохранности памятников истории и культуры на территории Торбеевского района; сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований; сохранение и развитие библиотечного дела; сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел; поддержка инновационных и творческих проектов в сфере культуры Торбеевского муниципального района; повышение качества услуг в сфере культуры, предоставляемыми муниципальными учреждениями культуры, образовательными учреждениями дополнительного образования детей Торбеевского муниципального района; продвижение Торбеевского района, Республики Мордовия во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве; укрепление и модернизация материально-технической базы объектов культуры Торбеевского муниципального района. |
|
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры Торбеевского муниципального района; количество зрителей и слушателей, посетивших культурно-досуговые мероприятия в учреждениях культуры Торбеевского муниципального района; количество мероприятий, проводимых учреждениями культуры Торбеевского муниципального района; - доля обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей Торбеевского муниципального района. - количество посещений библиотек на 1 тыс. жителей; - количество районных конкурсов, фестивалей, праздников; - завершение ремонтных работ (количество учреждений). |
|
Сроки реализации программы |
С 2019 по 2024 год; |
|
Перечень подпрограмм (мероприятий) |
Подпрограмма "Культура" Основное мероприятие "Музыкальное искусство, концертная деятельность". Основное мероприятие "Изобразительное искусство и выставочная деятельность". Основное мероприятие "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия". Основное мероприятие "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности". Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела". Основное мероприятие "Развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства". Подпрограмма "Туризм" Основное мероприятие "Развитие приоритетных видов туризма". Основное мероприятие "Рекламно-информационное обеспечение туризма". Подпрограмма "Обеспечение условий реализации Программы" Основное мероприятие "Совершенствование обеспечения реализации Программы". Основное мероприятие "Обеспечение функций Централизованной бухгалтерии учреждений культуры". |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
Решение проблем, поставленных в Программе, в период 2019 - 2024 годов позволит достичь следующих результатов: создать благоприятные условия для доступа населения к культурным ценностям; увеличить число жителей, пользующихся услугами культурно-досуговых учреждений, библиотек; разнообразить формы и методы культурно-досуговой деятельности по воспитанию у населения к самобытным культурным ценностям, профилактике правонарушений среди детей и подростков, популяризации среди них здорового образа жизни; увеличить число посещений библиотек, сохранить и развить систему художественного образования, развить творческий потенциал молодежи, поддержать молодые дарования. |
|
Исполнители и Соисполнители Программы |
Учреждения культуры Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, образовательные учреждения Торбеевского муниципального района Республики Мордовия. |
|
Контроль за исполнением Программы |
Обеспечение ежегодной периодической отчетности о реализации программных мероприятий. Ежегодные итоги выполнения представляются в Министерство культуры и туризма Республики Мордовия и администрацию Торбеевского муниципального района. Контроль за рациональным использованием выделяемых финансовых средств - 1 раз в полугодие. Контроль за качеством реализуемых программных мероприятий. |
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Культура Торбеевского муниципального района, являясь неотъемлемой частью культуры Республики Мордовия и России, вносит в общую картину духовной жизни своё неповторимое своеобразие, является важнейшим гуманитарным ресурсом социально-экономического развития района. Районная культурная политика, ключевым компонентом которой являются традиции, сформированные на истории земли Торбеевского, должна способствовать воспитанию у населения гражданственности, патриотизма, создавать необходимую атмосферу для созидательного и творческого труда.
Программа ориентирована на оптимизацию развития отрасли, призвана обеспечить максимальное соответствие ее современным потребностям населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, равный доступ к культурным ценностям социально незащищенных слоев населения.
Программа учитывает новые экономические и социальные факторы общественных отношений, связанных с развитием различных форм собственности, возрастающую роль местного самоуправления и недостаточное финансирование отрасли.
Программа определяет цели, задачи и направления развития сфер культуры и туризма, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Реализация Программы осуществляется в трех значимых сферах экономики: культура, туризм и образование.
Программа представляет в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственной основы развития личности и государства, единство российского общества, развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию.
Программа построена по схеме, включающей следующие основные мероприятия:
музыкальное искусство, концертная деятельность;
изобразительное искусство, выставочная деятельность;
сохранение культурного наследия Мордовии;
государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия;
сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
развитие библиотечного дела;
межрегиональное культурное сотрудничество;
развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства;
развитие приоритетных видов туризма;
рекламно-информационное обеспечение туризма;
совершенствование обеспечения реализации Программы;
В качестве целевых индикаторов программы используются:
количество культурно-досуговых проводимых учреждениями культуры;
количество библиотек;
число пользователей библиотек;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры;
количество библиографических записей;
доля публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет", в общем количестве библиотек;
доля учащихся детских школ искусств в творческих мероприятиях (доля участников от общего числа обучающихся детей);
объем платных услуг в сфере культуры.
Правовой основой деятельности культурно-досуговых учреждений являются Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 18.07.2019), Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", Закон Республики Мордовия от 10 мая 2017 г. N 31-З "О регулировании отдельных вопросов туристской деятельности на территории Республики Мордовия", Устав Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, утверждённый решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 17.01.2006 г. N 195.
Указанные нормативные правовые акты определяют полномочия органов местного самоуправления в области культуры, основные принципы организации деятельности культурно-досуговых учреждений, а также меры государственного регулирования развития деятельности указанных учреждений.
Разработка данной программы объективна, поскольку сельские учреждения культуры остались единственными многофункциональными культурно-досуговыми учреждениями на селе, влияющими на все сферы государственного и общественного бытия, сохранение нравственных ориентиров личности.
Торбеевский район - один из исторических и культурных районов Республики Мордовия. В сфере культуры на территории района действуют 3 юридических лица: МБУК "Торбеевский РДК", включающий 16 сельских клубов - структурных подразделений, МБУК "Районная библиотека" п. Торбеево с 16 сельскими библиотеками - структурными подразделениями, МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево".
В учреждениях культуры 107 клубных формирования, 73 любительских объединений, клубов по интересам, 3 коллектива имеют звание "Народный", 3 - звание "Образцовый".
Культурно-досуговыми учреждениями ежегодно проводится свыше трёх тысяч мероприятий, направленных на решение социальных проблем. Успешно реализуются программы по патриотическому воспитанию, организации досуга детей и молодежи, семейному отдыху, профилактике наркомании, алкоголизма, безнадзорности и правонарушений, по пропаганде здорового образа жизни.
Программными мероприятиями планируется охватить свыше 12 тысяч человек различных категорий населения, что составит более 60 процентов населения Торбеевского района.
В то же время в культуре остается множество проблем. Обострилась проблема кадрового обеспечения (20% специалисты пенсионного возраста). Приток молодых кадров отсутствует.
Продолжается процесс старения фондов библиотек, нуждается в развитии процесс информатизации и компьютеризации библиотек.
Уровень использования современных информационных технологий в целом по отрасли остается крайне недостаточным и вина этому слабый уровень технической оснащенности, отсутствие единого информационного пространства, доступного как организациям и отдельно представителям культуры, так и в целом потребителям культурных продуктов и услуг. В этой связи эффективное использование электронных информационных ресурсов и, в частности, Интернета, становится одной из первоочередных задач информационного обслуживания.
Необходимо обновление музыкальных инструментов в МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево".
Острой проблемой остается обеспечение клубных учреждений музыкальными инструментами, звуковой и световой аппаратурой, мебелью, компьютерной и оргтехникой, телефонной связью. Учреждения культуры района нуждаются в капитальном ремонте.
Таким образом, в настоящее время наиболее значимыми проблемами в сфере культуры Торбеевского муниципального района являются:
- несоответствие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры современным требованиям;
- сохранение и развитие системы дополнительного образования в сфере культуры;
- недостаточное формирование книжных фондов, информационное обеспечение библиотек района;
- необходимость совершенствования культурно-досуговой деятельности, организуемой муниципальными учреждениями культуры;
- необходимость более ответственного отношения к ремонту и реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Торбеевском муниципальном районе;
- более активное выявление и поддержка молодых дарований.
Программа направлена на интеграцию усилий следующих субъектов деятельности в сфере культуры Торбеевского муниципального района: МБУК "Торбеевский РДК", МБУ ДО "Школа искусств п. Торбеево", МБУК "Районная библиотека" п. Торбеево, сельских учреждений культуры Торбеевского муниципального района, являющихся структурными подразделениями, как основных потребителей услуг в сфере культуры, общественных организаций, творческих объединений.
Ряд новых задач в области культурной политики требует корректировки сложившихся приоритетов и переноса акцентов на дальнейшее развитие накопленного потенциала. При этом культура рассматривается как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры в Торбеевском муниципальном районе, с процессами, происходящими в обществе, делают использование программно-целевого метода для решения проблем отрасли культуры Торбеевского муниципального района необходимым условием ее дальнейшего развития.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к невозможности проведения единой государственной политики в сфере культуры Торбеевского муниципального района. К наиболее серьезным рискам можно отнести:
- потерю части объектов культуры вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;
- снижение библиотечного обслуживания населения Торбеевского муниципального района, эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений, а также творческих коллективов;
- потерю квалифицированных кадров в отрасли культуры Торбеевского муниципального района;
- уменьшение количества объектов культуры Торбеевского муниципального района, отвечающих современным требованиям;
- нарушение единого информационного и культурного пространства на территории Торбеевского муниципального района;
- нарушение принципа равного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп населения Торбеевского муниципального района.
Мероприятия программы направлены на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач, ориентацию деятельности на достижение общественно значимых результатов. Поддержание стабильности и устойчивого развития сферы культуры является фундаментальным условием социальной безопасности и комфортности проживания. Приоритетное развитие культуры будет утверждаться не только традиционным бюджетным финансированием, но и новыми формами бюджетного финансирования (субсидии для выполнения муниципального задания), а также поощрением благотворительности и меценатства в сфере культуры, развитием платных услуг.
В результате реализации Программы востребованность услуг в сфере культуры будет возрастать, продолжится формирование культурных запросов населения Торбеевского муниципального района, приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, возрождение и развитие профессионального искусства и народного творчества.
Программа учитывает положения государственной программы Республики Мордовия "Развитие культуры и туризма", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 579 (с изменениями на 28 февраля 2019 года)
Программа содержит 3 подпрограммы, сформированные по функциональным и проблемным признакам, которые отражают основные направления государственной культурной политики.
2. Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели программы, сроки и этапы ее реализации
Целями данной программы являются:
- развитие отрасли культуры путем сохранения и возрождения историко-культурного наследия Торбеевского района, сохранения и развития системы и библиотечного дела, художественного образования, поддержки искусства, традиционной народной культуры и культурных инноваций, литературы, творческого и технологического совершенствования культурной сферы и обеспечения досуга жителей района.
- повышение качества жизни населения Республики Мордовия путем предоставления возможности саморазвития через регулярные занятия творчеством по свободно выбранному направлению, воспитание (формирование) подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание условий для развития творческих способностей и социализации современной молодежи, самореализации и духовного обогащения творчески активной части населения, полноценного межнационального культурного обмена;
- обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг;
- развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;
- повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры;
- сохранение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации, обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала нации;
- создание благоприятных условий для устойчивого развития сферы культуры, внутреннего и въездного туризма;
- создание системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.
Задачами Программы являются:
- повышение качества и расширение спектра государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры;
- сохранение и возрождение историко-культурного наследия Торбеевского района;
- обеспечение сохранности памятников истории и культуры на территории Торбеевского района;
- сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;
- сохранение и развитие библиотечного дела;
- сохранение и развитие традиционной народной культуры, промыслов и ремесел;
- укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства.
- создание условий для творческой самореализации граждан;
- вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта;
- участие сферы культуры и туризма в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
- продвижение Торбеевского района, Республики Мордовия во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве;
- сохранение и развитие историко-культурного наследия, формирование культурной самобытности на территории района;
- создание условий для организации массового отдыха, досуга и обеспечения жителей услугами культуры;
- духовное развитие, повышение качества жизни населения путем активного приобщения граждан к культурным ценностям и культурным благам;
- формирование национального самосознания человека - гражданина, воспитание подрастающего поколения на основе патриотических и нравственных ценностей в духе уважения к отечественной культуре и историко - культурному наследию;
- формирование актуальной культурной политики, сохранение и развитие традиционной народной и современной культуры;
- обеспечение свободы творчества и прав граждан, проживающих на территории, в сфере культуры.
- поддержка инновационных и творческих проектов в сфере культуры Торбеевского муниципального района;
- повышение качества услуг в сфере культуры, предоставляемыми муниципальными учреждениями культуры, образовательными учреждениями дополнительного образования детей Торбеевского муниципального района;
- улучшение условий труда и стимулирование творческих работников учреждений культуры;
- обеспечение конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям;
- создание условий для внедрения инновационной и проектной деятельности в сфере культуры.
Цели и задачи Программы соответствуют целям и задачам республиканской целевой программы в сфере культуры, в рамках которой могут быть привлечены субсидии из республиканского бюджета на софинансирование мероприятий Программы.
3. Показатели (индикаторы) реализации программы
Целевыми показателями и индикаторами достижения целей и решения задач Программы являются:
- доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда, %;
- уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, %;
- доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, (в %);
- доля специалистов муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации от общего числа работников культуры, %;
- соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", и средней заработной платы в Республике Мордовия, (в %).
Значения целевых показателей и индикаторов достижения целей и решения задач государственной программы приведены в приложении 2.
4. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации программы
В результате реализации Программы предполагается обеспечить достижение следующих ожидаемых конечных результатов:
- повышение уровня удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
- увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения;
- увеличение количества специалистов муниципальных учреждений культуры, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации, от общего числа работников культуры;
- достижение уровня средней заработной платы работников учреждений культуры, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", до 100% от средней заработной платы по Республике Мордовия.
Срок реализация муниципальной программы - 2019 - 2024 годы.
5. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы, подпрограмм программы
Подпрограммы и включенные в них мероприятия, а также районная целевая программа представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целей Программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач, обеспечивающих реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственной основы развития личности и государства, единство российского общества, развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию, создание системы патриотического воспитания граждан, проживающих на территории Республики Мордовия.
Подпрограмма "Культура" построена по схеме, включающей следующие основные мероприятия:
музыкальное искусство, концертная деятельность;
изобразительное искусство, выставочная деятельность;
сохранение культурного наследия Мордовии;
государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия;
сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности;
развитие библиотечного дела;
развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства.
В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются:
Количество культурно-досуговых мероприятий, проводимых, учреждениями культуры;
количество библиотек;
число пользователей библиотек;
число посетителей библиотек;
удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых учреждениями культуры;
доля публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет", в общем количестве библиотек;
доля учащихся МОУ ДО "Школы искусств п. Торбеево" в творческих мероприятиях (доля участников от общего числа обучающихся детей).
Подпрограмма "Туризм" включает основные мероприятия:
развитие приоритетных видов туризма;
рекламно-информационное обеспечение туризма.
объем платных услуг в сфере культуры, туризма и отдыха;
оборот общественного питания.
В целях реализации Программы приказами директоров учреждений культуры Торбеевского муниципального района Республики Мордовия утверждаются Комплексный план действий по реализации программы и перечень мероприятий, выполняемых в плановом году в рамках основных мероприятий подпрограмм Программы.
В подпрограмме "Обеспечение условий реализации программы" выделяются мероприятия:
совершенствование обеспечения реализации программы;
6. Перечень мероприятий программы
Состав основных мероприятий программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач, может корректироваться по мере решения задач программы.
Достижение целей и решение задач Программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса мероприятий Программы по следующим направлениям:
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Торбеевского муниципального района.
2. Развитие культурно-досуговой деятельности и патриотического воспитания населения Торбеевского муниципального района.
3. Развитие народного художественного творчества муниципальных учреждений культуры, образовательных учреждений дополнительного образования детей Торбеевского о муниципального района.
4. Поддержка и распространение лучших традиций и достижений национальной народной культуры Торбеевского муниципального района.
5. Методическая работа по повышению квалификации и оказание практической помощи работникам культуры Торбеевского муниципального района.
6. Предоставление библиотечных услуг населению Торбеевского муниципального района.
7. Перечень и описание программных мероприятий
Программные мероприятия предполагают организацию и проведение общерайонных мероприятий и конкурсов, проводимых в целях организации досуга различных возрастных и социальных категорий жителей, сохранения культурных традиций различных этнических и национальных групп, формирования и развития социокультурного пространства района, повышения мотивации специалистов учреждений культуры района, обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений культуры. Перечень программных мероприятий представляет собой укрупненный список мероприятий сгруппированных по основным целям. Такая группировка позволяет варьировать количество мероприятий в рамках заданных направлений и финансовые ресурсы на их проведение. Конкретный перечень мероприятий уточняется ежегодно при составлении сметы расходов и формировании муниципальных заданий (Приложения 5, 6).
Основное мероприятие "Развитие библиотечного дела"
Выполняя важные социальные и коммуникативные функции, библиотеки являются одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры района, которые предоставляют накопленные ресурсы в пользование обществу.
В рамках основного мероприятия по развитию библиотечного дела планируется проведение следующих мероприятий или групп мероприятий:
расходы по содержанию библиотек;
организация и проведение районных семинаров, конкурсов, конференций и круглых столов;
участие библиотек в республиканских совещаниях, семинарах в области библиотечного дела.
Основное мероприятие "Государственная охрана, сохранение и популяризация объектов культурного наследия"
Памятники истории и культуры составляют важную часть национального достояния Республики Мордовия. Они являются визитной карточкой городов и районов республики, формируя их культурно-исторический облик. Объекты культурного наследия характеризуют Мордовию как регион с богатым историческим и культурным прошлым.
В рамках основного мероприятия по охране, сохранению и популяризации объектов культурного наследия предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
разработка проектов зон охраны объектов и документации по определению границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Торбеевского района;
организация историко-культурной экспертизы проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Основное мероприятие "Развитие инфраструктуры сферы культуры и искусства"
Уровень развития инфраструктурной базы сферы культуры и искусства (библиотек, концертных залов, сельских клубов, ДШИ) является одним из важнейших критериев эффективности функционирования данного направления общественной жизни. Проведение запланированных мероприятий по строительству новых, а также реконструкции и капитальному ремонту имеющихся объектов и учреждений культуры является необходимым условием дальнейшего прогресса отрасли в Торбеевском муниципальном районе.
В рамках основного мероприятия по развитию инфраструктуры сферы культуры и искусства предполагается осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
организация и проведение строительства и реконструкции объектов культуры;
проведение капитального ремонта структурных подразделений;
приобретение оборудования, спортивного инвентаря, мягкого инвентаря, концертных костюмов, обуви, реквизита, проведение противопожарных мероприятий.
Основное мероприятие "Сохранение, возрождение и развитие традиционной народной культуры, поддержка народного творчества и культурно-досуговой деятельности"
В Торбеевском муниципальном районе уделяется большое внимание проблемам возрождения, сохранения и популяризации национальной культуры. В рамках этой деятельности проводятся многожанровые мероприятия (фестивали, праздники), что в совокупности способствует обеспечению преемственности поколений в трансляции национальных культурных ценностей.
В рамках основного мероприятия по сохранению, возрождению и развитию традиционной народной культуры, поддержке народного творчества и культурно-досуговой деятельности планируется осуществление следующих мероприятий или групп мероприятий:
расходы по содержанию учреждений культуры;
проведение районных национально-фольклорных праздников, конкурсов и фестивалей народного творчества;
проведение районных фестивалей детского творчества;
проведение районных фестивалей народных мастеров;
проведение творческих мероприятий в рамках празднования памятных дат в истории и культуре России.
Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей услугами организаций культуры:
Мероприятия к государственным праздникам проходят обычно в форме митингов, торжественных собраний, концертных программ: День защитника Отечества, Международный женский день, Международный день Весны и Труда, День Победы, День России, День народного единства. Во время проведения государственных праздников будут отмечены жители, внесшие значительный вклад в развитие района. Широко отмечаются профессиональные праздники: "День работников сельского хозяйства", "День учителя", "День медицинского работника", "День местного самоуправления" и др.
Профессиональные праздники и юбилейные даты включают в себя проведение мероприятий, приуроченных, Дню работника культуры (установлен 25 марта Указом Президента РФ от 27.08.2007), Общероссийскому дню библиотек (отмечается 27 мая с 1995 г.), юбилеям ведущих творческих коллективов района, юбилеям русских и мордовских писателей. В рамках этих праздничных дат запланировано проведение торжественных мероприятий с целью представления населению и общественности района лучших достижений в сфере культуры, с чествованием лучших специалистов сферы культуры в районе, поощрение коллективов и исполнителей, ставших победителями республиканских, российских, международных фестивалей и конкурсов, организация выставок, проведение концертных программ.
Национальные праздники
Предполагается проведение следующих праздников: Новогодние и Рождественские гуляния, Проводы Зимы, День славянской письменности и культуры, День мордовского языка, "Фестиваль блинов", "Клубникины горы", "От яблочка до родника", "Праздник Святой Троицы", День любви и верности, Праздники села и др. представляет собой массовой народное гуляние, спортивные состязания, выступления фольклорных коллективов, народные игры, обряды, ритуалы.
Инновационная деятельность предполагает проведение конкурса социально значимых проектов в сфере культуры, которые направлены на создание условий для творческого поиска новых форм и технологий в предоставлении учреждениями услуг в сфере культуры и искусств, оказание адресной поддержки проектам, направленным на достижение практических результатов по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Конкурс предполагается проводить по следующим номинациям:
- Народное творчество. Досуг;
- Профессиональное искусство;
- Информационные ресурсы;
- Историко-культурное наследие.
Фестивали, конкурсы включают в себя фестивали и конкурсы, организованные на территории района и участие творческих коллективов и исполнителей в фестивалях и конкурсах за пределами района. Культурно значимыми событиями для района являются ежегодно проводимые фестивали народного творчества "Шумбрат, Мордовия!", "Афганское эхо", "Играй, гармонь", "Пасхальный благовест", "Рождественская звезда". Участие в Республиканском хореографическом конкурсе-фестивале "Ступени", Международном конкурсе "Премьера", во Всероссийском фестивале-конкурсе фольклорных и народно-певческих коллективов "Хрустальный ключ" в городе Богородске Нижегородской области, Областном фестивале народного творчества "О чём поёт гончарный круг", в селе Абашево Спасского района Пензенской области, во Всероссийском фестивале-конкурсе мордовской эстрадной песни "Од вий", "Кштима", фестивале инвалидов "Вместе мы сможем больше!", в республиканских: "Околица", "Вольница", "Предания старины народной" и др. Мероприятия этого раздела направлены на обеспечение условий для роста профессионального мастерства исполнителей, поддержку и развитие профессионального и самодеятельного народного творчества, создания эффективной среды обмена опытом, открытия новых имен и дарований.
За период реализации программы планируется организация и поведение на территории района не менее 5 фестивалей и конкурсов ежегодно.
8. Обобщенная характеристика мер государственного и правового регулирования
Реализация программы не предусматривает осуществление мер государственного регулирования.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации программы приведены в приложении 3.
9. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы
В рамках реализации подпрограммы "Культура" программы предусматривается выполнение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Прогноз сводных показателей государственных (муниципальных) заданий в рамках реализации подпрограммы "Культура" представлен в приложении 4.
10. Обоснование выделения подпрограмм и включения в состав программы, реализуемых районных целевых программ
Перечень подпрограмм установлен для достижения целей и задач, определенных основополагающими документами в части развития сфер культуры и туризма, а также системы патриотического воспитания граждан.
Состав подпрограмм и районной целевой программы рассчитан на взаимосвязанное развитие экономики Республики Мордовия и ее сфер: культуры, туризма и образования.
11. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Ресурсное обеспечение программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.
Конкретные мероприятия Программы и объемы ее финансирования из бюджета Торбеевского муниципального района, предусмотренные в приложении к настоящей Программе, уточняются при составлении проекта бюджета Торбеевского муниципального района на соответствующий финансовый год и носят прогнозируемый характер. Приложение 4.
12. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей программы
При реализации программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Важное значение для успешной реализации программы имеет прогнозирование возможных рисков достижения основной цели, решения задач государственной программы, оценки их масштабов и последствий, а также формирования системы мер по их предотвращению.
Следует выделить основные группы рисков, в числе которых: макроэкономические, правовые, финансовые, административные, кадровые, а также риски, связанные с территориальными особенностями.
К макроэкономическим рискам относятся возможности ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, высокая инфляция, кризис банковской системы и возникновение бюджетного дефицита. Это может привести к снижению инвестиционной привлекательности сфер культуры и туризма, необоснованному росту стоимости услуг в них, а также существенно снизить объем предоставляемых населению платных услуг в указанных отраслях. Изменение стоимости предоставления государственных услуг (выполнения работ) может негативно сказаться на потребительских предпочтениях населения. Эти риски могут отразиться на реализации наиболее затратных мероприятий программы, в том числе мероприятий, связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом учреждений культуры.
Снижение вероятности данных рисков предусматривается в рамках мероприятий программы, ориентированных на совершенствование государственного регулирования, в том числе на повышение инвестиционной привлекательности и экономическое стимулирование.
Правовые риски вызваны изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации программы, что может повлечь за собой увеличение планируемых сроков или изменение условий реализации ее основных мероприятий. Для снижения воздействия данной группы рисков предлагается проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном законодательстве в сферах культуры, туризма и смежных областях.
Финансовые риски связаны с процессами возникновения бюджетного дефицита и недостаточным из-за этого уровнем бюджетного финансирования, секвестрованием бюджетных расходов на сферы культуры и туризма, систему патриотического воспитания граждан, а также с отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, что может повлечь за собой недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.
Способами ограничения финансовых рисков являются:
ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий программы, в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов для первоочередного финансирования;
планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов;
привлечение внебюджетного финансирования, в том числе выявление и внедрение лучшего опыта привлечения внебюджетных ресурсов в сферы культуры и туризма, образования.
К группе административных рисков относятся неэффективное управление реализацией программы, низкая эффективность взаимодействия заинтересованных сторон. Это может привести к потере управляемости отраслей культуры и туризма, а также к нарушениям механизма управления в системе патриотического воспитания граждан, в целом отражающихся на срыве планируемых сроков реализации программы, невыполнении ее цели и задач, не достижении плановых значений показателей, снижении эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий программы.
Основные условия минимизации этой группы рисков:
формирование эффективной системы управления реализацией программы;
проведение систематического аудита результативности реализации программы;
регулярная публикация отчетов о ходе реализации программы;
повышение эффективности взаимодействия участников реализации программы;
заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;
создание системы мониторингов реализации программы;
своевременная корректировка мероприятий программы.
Кадровые риски вызваны дефицитом высококвалифицированных кадров в сферах культуры и туризма, системе патриотического воспитания граждан, в целом снижая эффективность работы таких учреждений и качество предоставляемых ими услуг.
Вероятность уменьшения названной группы рисков возможна за счет обеспечения притока высококвалифицированных кадров в отраслевые учреждения и переподготовка (повышение квалификации) имеющихся специалистов.
Последняя группа рисков, связанных с территориальными особенностями, детерминирована: различиями в финансово-экономических возможностях сельских поселений района, что в целом приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими полномочий в указанных отраслях экономики и социальной сферы; слабым нормативно-методическим обеспечением деятельности в указанных отраслях на уровне муниципальных образований.
Снижение данной группы рисков возможно за счет: обеспечения правильного расчета требуемых объемов средств из муниципального бюджета и дополнительного финансирования из республиканского бюджета Республики Мордовия; привлечения средств из внебюджетных источников; информационного обеспечения и операционного сопровождения реализации государственной программы, включающего оперативное консультирование всех ее исполнителей.
Управление рисками реализации программы будет осуществляться на основе:
выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления культурой, туризмом, системой патриотического воспитания граждан;
подготовки и представления ежегодно в администрацию района отчёта о ходе и результатах реализации программы, который при необходимости может содержать предложения о корректировке программы.
13. Оценка эффективности программы
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя, соисполнителей муниципальной программы оперативной информацией о промежуточных результатах достижения цели, решения задач и выполнения мероприятий муниципальной программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки плана реализации. Периодичность оценки эффективности выполнения муниципальной программы определяется периодичностью сбора информации в ходе проведения мониторинга достижения показателей, выполнения мероприятий муниципальной программы, поступления и расходования предусмотренных по муниципальной программе финансовых средств.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится на основе:
1) оценки степени достижения целей и решения задач муниципальной программы в целом путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы и их плановых значений.
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Торбеевского муниципального района Республики Мордовия и иных источников ресурсного обеспечения муниципальной программы путем сопоставления фактических и плановых объемов финансового обеспечения муниципальной программы в целом и ее мероприятий.
3) степени реализации мероприятий муниципальной программы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий муниципальной программы по годам на основе плана реализации муниципальной программы.
14. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей программы.
Ответственным исполнителем программы является отдел по культуре управления по социальной работе администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия.
Средства федерального и республиканского бюджетов, выделяемые на реализацию государственной программы, предполагается направить на решение следующих задач:
повышение качества и расширение спектра государственных услуг в сфере культуры;
обеспечение доступности культурного продукта путем информатизации отрасли (создание доступа к национальной электронной библиотеке, перевод редких и особо ценных экземпляров книжных фондов в электронный вид), а также укрепления материально-технической базы и технического переоснащения учреждений культуры;
сохранение объектов культурного наследия, определение приоритетных направлений деятельности в данной сфере;
формирование конкурентной среды в отрасли культуры путем расширения грантовой поддержки творческих проектов;
создание условий для творческой самореализации граждан;
вовлечение населения в создание и продвижение культурного продукта;
участие сферы культуры и туризма в формировании комфортной среды жизнедеятельности населенных пунктов;
продвижение Республики Мордовия во внутреннем и внешнем культурно-туристическом пространстве;
развитие инфраструктуры туризма с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Управление и контроль реализации программы, подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности программы и докладов о ходе реализации программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности программ Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия".
<< Назад |
Приложение 1. >> Подпрограмма "Туризм" |
|
Содержание Постановление Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 2 октября 2019 г. N 524 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.