Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Анализ внутренних налоговых условий
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей), определяемые, как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались в диапазоне 28,5% - 31,3% ВВП. В 2018 году данный показатель превысил этот диапазон и составил 32,7% ВВП.
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2012 - 2018 гг. (% к ВВП)
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Доходы всего |
34,38 |
33,42 |
33,80 |
32,40 |
32,76 |
33,71 |
35,93 |
Налоговые доходы и платежи |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,97 |
28,51 |
30,27 |
32,72 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
3,46 |
2,83 |
3,00 |
3,13 |
3,22 |
3,57 |
3,95 |
Налог на доходы физических лиц |
3,32 |
3,42 |
3,41 |
3,38 |
3,51 |
3,53 |
3,52 |
Налог на добавленную стоимость |
5,20 |
4,84 |
4,98 |
5,10 |
5,31 |
5,58 |
5,79 |
Акцизы |
1,23 |
1,39 |
1,35 |
1,29 |
1,58 |
1,74 |
1,53 |
Таможенные пошлины |
7,48 |
6,79 |
6,98 |
4,05 |
3,06 |
2,79 |
3,57 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
3,61 |
3,52 |
3,67 |
3,88 |
3,41 |
4,48 |
5,90 |
Страховые взносы |
5,99 |
6,35 |
6,26 |
6,42 |
6,64 |
6,69 |
6,56 |
Прочие налоги и сборы* |
1,59 |
1,66 |
1,64 |
1,73 |
1,78 |
1,88 |
1,90 |
------------------------------
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины
------------------------------
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации традиционно выделяют нефтегазовые доходы - НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета составляют доходы, получаемые из этих источников.
В 2018 году, также как и в предыдущие годы, доля нефтегазовых доходов в ВВП по-прежнему остается ниже аналогичного показателя 2012 года. (Таблица 2).
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2012 - 2018 гг. (% к ВВП)
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Налоговые доходы и платежи |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,97 |
28,51 |
30,27 |
32,72 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
10,18 |
9,65 |
10,01 |
7,42 |
6,12 |
6,84 |
9,03 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
НДПИ на нефть |
3,13 |
2,99 |
3,11 |
3,25 |
2,72 |
3,64 |
5,04 |
НДПИ на газ |
0,39 |
0,44 |
0,47 |
0,51 |
0,57 |
0,73 |
0,75 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,54 |
0,57 |
0,49 |
0,36 |
0,49 |
0,36 |
0,35 |
Вывозные таможенные |
3,65 |
3,19 |
3,31 |
1,72 |
1,20 |
1,06 |
1,49 |
пошлины на нефть |
|
|
|
|
|
|
|
Вывозные таможенные |
0,64 |
0,66 |
0,62 |
0,66 |
0,62 |
0,63 |
0,78 |
пошлины на газ |
|
|
|
|
|
|
|
Вывозные таможенные |
1,66 |
1,65 |
1,88 |
0,90 |
0,52 |
0,43 |
0,62 |
пошлины на нефтепродукты |
|
|
|
|
|
|
|
Таможенная пошлина (при |
0,17 |
0,14 |
0,14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
вывозе из РБ за пределы ТС |
|
|
|
|
|
|
|
нефти сырой и отдельных |
|
|
|
|
|
|
|
категорий товаров, |
|
|
|
|
|
|
|
выработанных из нефти) |
|
|
|
|
|
|
|
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
21,69 |
21,15 |
21,28 |
21,55 |
22,39 |
23,42 |
23,69 |
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Стоит отметить, что в 2018 году налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации выросла по сравнению с 2017 годом на 2,45 п.п с 30,27% к ВВП - 2017 год до 32,72% к ВВП - 2018 год. При этом налоговая нагрузка без учета нефтегазовых доходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом практически осталась на прежнем уровне и составила 23,69% к ВВП. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в части налога на добычу полезных ископаемых и таможенной пошлины на нефть вследствие увеличения курса валют и коэффициента Кк в формуле расчета ставки НДПИ при добыче нефти.
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджеты бюджетной системы страны, составляет менее 1% к ВВП. В 2018 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,74% к ВВП, а фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 33,46% к ВВП (Таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2012 - 2018 гг. (% к ВВП)
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Доходы всего |
34,38 |
33,42 |
33,80 |
32,40 |
32,76 |
33,71 |
35,93 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
Фискальная нагрузка |
32,50 |
31,61 |
32,03 |
29,92 |
29,24 |
31,05 |
33,46 |
Налоговые доходы и платежи |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,97 |
28,51 |
30,27 |
32,72 |
Нефтегазовые доходы |
10,18 |
9,65 |
10,01 |
7,42 |
6,12 |
6,84 |
9,03 |
Доходы, не относящиеся к нефтегазовым |
21,69 |
21,15 |
21,28 |
21,55 |
22,39 |
23,42 |
23,69 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,63 |
0,81 |
0,74 |
0,96 |
0,74 |
0,79 |
0,74 |
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2018), доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями по странам-членам Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом необходимо отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование. Сравнение налоговой нагрузки на экономику в России и странах Евразийского экономического союза рассчитанная по методике Международного валютного фонда представлена в Таблице 5.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР (% ВВП)
Страна |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 (оценка) |
Австралия |
27,12 |
27,33 |
27,33 |
27,92 |
27,76 |
н.д |
Австрия |
41,97 |
42,82 |
42,71 |
43,10 |
42,23 |
41,77 |
Бельгия |
44,18 |
45,16 |
45,07 |
44,81 |
44,08 |
44,60 |
Великобритания |
32,76 |
32,57 |
31,83 |
32,16 |
32,73 |
33,26 |
Венгрия |
38,53 |
38,07 |
37,99 |
38,71 |
39,21 |
37,71 |
Германия |
36,39 |
36,76 |
36,70 |
36,99 |
37,43 |
37,54 |
Голландия |
36,02 |
36,54 |
37,05 |
37,01 |
38,40 |
38,75 |
Греция |
35,50 |
35,46 |
35,75 |
36,58 |
38,84 |
39,39 |
Дания |
45,51 |
45,89 |
48,53 |
46,13 |
46,19 |
45,98 |
Израиль |
29,99 |
30,72 |
31,15 |
31,31 |
31,29 |
32,73 |
Ирландия |
27,49 |
28,17 |
28,41 |
23,11 |
23,33 |
22,84 |
Исландия |
35,22 |
35,75 |
38,32 |
36,33 |
51,60 |
37,69 |
Испания |
32,24 |
33,13 |
33,59 |
33,59 |
33,19 |
33,66 |
Италия |
43,90 |
44,05 |
43,47 |
43,11 |
42,61 |
42,39 |
Канада |
30,99 |
30,86 |
31,34 |
32,68 |
32,71 |
32,24 |
Латвия |
28,39 |
28,50 |
28,98 |
29,22 |
30,37 |
30,40 |
Литва |
н.д |
н.д |
27,49 |
28,88 |
29,82 |
29,84 |
Люксембург |
38,39 |
38,23 |
37,45 |
37,09 |
38,15 |
38,65 |
Мексика |
13,12 |
13,75 |
13,70 |
15,93 |
16,63 |
16,17 |
Новая Зеландия |
32,06 |
31,13 |
31,22 |
31,57 |
31,57 |
31,98 |
Норвегия |
41,51 |
39,93 |
38,79 |
38,43 |
38,70 |
38,23 |
Польша |
32,08 |
31,94 |
31,88 |
32,37 |
33,39 |
33,90 |
Португалия |
31,78 |
34,07 |
34,26 |
34,45 |
34,32 |
34,71 |
Словакия |
28,34 |
30,24 |
31,12 |
32,18 |
32,39 |
32,90 |
Словения |
36,87 |
36,75 |
36,19 |
36,35 |
36,45 |
36,02 |
США |
24,07 |
25,65 |
25,98 |
26,24 |
25,89 |
27,14 |
Турция |
24,95 |
25,35 |
24,58 |
25,09 |
25,30 |
24,89 |
Финляндия |
42,68 |
43,62 |
43,81 |
43,93 |
44,02 |
43,34 |
Франция |
44,32 |
45,23 |
45,45 |
45,28 |
45,46 |
46,23 |
Чехия |
33,68 |
34,08 |
33,10 |
33,35 |
34,24 |
34,89 |
Чили |
21,33 |
19,86 |
19,61 |
20,38 |
20,16 |
20,16 |
Швейцария |
26,79 |
26,89 |
26,88 |
27,60 |
27,76 |
28,46 |
Швеция |
42,56 |
42,91 |
42,59 |
43,08 |
44,04 |
43,96 |
Эстония |
31,67 |
31,70 |
32,27 |
33,31 |
33,73 |
32,97 |
Южная Корея |
24,78 |
24,30 |
24,59 |
25,16 |
26,24 |
26,90 |
Япония |
28,22 |
28,85 |
30,26 |
30,63 |
30,58 |
н.д |
Средняя по ОЭСР |
33,30 |
33,61 |
33,60 |
33,72 |
34,03 |
34,19 |
Россия |
31,86 |
30,80 |
31,29 |
28,97 |
28,51 |
30,27 |
Россия (без учета нефтегазовых доходов) |
21,69 |
21,15 |
21,28 |
21,55 |
22,39 |
23,42 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2018
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза (% налоговых доходов к ВВП)
Страна |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Россия |
37,69 |
36,93 |
37,48 |
33,91 |
34,49 |
35,49 |
35,64 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
30,82 |
30,77 |
30,64 |
29,73 |
29,81 |
29,84 |
29,75 |
Армения |
20,92 |
22,20 |
21,98 |
21,39 |
21,58 |
22,00 |
22,28 |
Беларусь |
40,53 |
41,16 |
40,30 |
41,40 |
39,98 |
39,67 |
39,37 |
Казахстан |
26,92 |
25,26 |
24,33 |
20,38 |
22,96 |
22,95 |
22,62 |
Киргизия |
34,93 |
34,45 |
35,95 |
35,75 |
34,75 |
34,76 |
34,74 |
Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org)
Уровень налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (2018 год - 35,64%) отличается от уровня налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2018 год - 32,72%), в связи с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.