Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Основные понятия модельного Образовательного кодекса
1. Модельный Образовательный кодекс - законодательный акт рекомендательного характера, содержащий в систематическом изложении общие для государств - участников СНГ (далее - государства) нормы образовательного права.
2. Единое (общее) образовательное пространство Содружества Независимых Государств - пространство, характеризуемое общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, уровней образования, нормативных сроков обучения на каждом уровне, положений и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в государственном и местном образовательном учреждении (организации) на территории государств. Единое (общее) образовательное пространство является составной частью духовного, культурного пространства Содружества Независимых Государств, базирующегося на исторической общности живущих в нем народов и устремлении к реализации их общих исторических целей.
3. Образование - процесс воспитания и обучения в интересах обучающихся (воспитанников), общества и государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества, формирования гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.
4. Воспитание - целенаправленный процесс формирования и развития духовно-нравственной и эмоционально-ценностной личности обучающегося.
5. Обучение - целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию творческих способностей.
6. Система образования - совокупность взаимосвязанных субъектов образовательного права, осуществляющих свою деятельность в рамках действующего законодательства, направленная на достижение целей и задач государственной политики в области образования, науки и культуры государств.
7. Дошкольное образование - образование, призванное обеспечить полноценное развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, его подготовку к получению начального образования.
8. Общее образование - образование, направленное на развитие личности, формирование ее общей культуры, адаптацию личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее общее образование.
9. Профессиональное образование - образование, направленное на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности.
10. Начальное профессиональное образование - подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественной деятельности на базе основного общего и среднего общего образования.
11. Среднее профессиональное образование - образование, обеспечивающее приобретение гражданами профессиональных знаний, умений, навыков на базе основного общего, среднего общего или начального профессионального образования.
12. Высшее профессиональное образование - образование, имеющее целью подготовку высококвалифицированных специалистов по всем группам специальностей и квалификациям, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении своего образования на базе среднего общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования как на дипломном, так и на последипломном уровнях.
13. Послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
14. Дополнительное профессиональное образование - образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования компетентности или повышения уровня квалификации по той или иной профессии.
15. Специальное образование - процесс обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемый в специальных или обычных учебных заведениях и включающий оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество.
16. Качество специального образования - социальная категория, отражающая состояние и результативность образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, его соответствие их возможностям, потребностям и ожиданиям общества.
17. Интегрированное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья - обучение и воспитание, осуществляемые в учреждениях (организациях) образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания таких лиц и получения ими образования.
18. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья - деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию им комплексной поддержки и оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.
19. Государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством принятия соответствующих нормативных документов правительствами государств, реализации положений общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т. п.), а также путем вовлечения в процесс реализации государственной политики в области образования всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений (организаций), работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.
20. Автономия образовательных учреждений (организаций) - право самостоятельно, без вмешательства извне решать вопросы подбора и расстановки кадров, осуществлять учебную, научную, финансово-хозяйственную и иную деятельность в соответствии с национальным законодательством и уставом образовательного учреждения (организации).
21. Академическая свобода - право педагогических работников на свободу выбора средств и методов обучения и воспитания, направлений и методов проведения научных и педагогических исследований, публикацию результатов своих профессиональных достижений, участие в общественных и профессиональных объединениях и т. п.; право обучающегося на выбор уровня и направления (профиля) профессионального образования, формы его получения и способа участия в образовательном процессе в соответствии со своими способностями и потребностями. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.
22. Качество образования - способность образовательного процесса удовлетворять потребности обучающихся (воспитанников) в таком уровне знаний, умений, навыков и компетенций, который позволяет им быть востребованными профессиональной средой, успешно адаптироваться в социальной жизни, быть полезными обществу и государству.
23. Уровень образования (образовательный ценз) - завершенный цикл освоения образовательных программ, факт освоения которых обучающимися устанавливается в результате итоговой аттестации и подтверждается документом государственного образца или документом образовательного учреждения (организации), за исключением дошкольного образования.
24. Ступень образования - завершенный этап обучения и воспитания обучающегося на одном из уровней общего и (или) профессионального образования.
25. Направление (специальность, профессия) профессионального образования - система требований к уровню и качеству подготовки выпускника, предусмотренная соответствующими образовательными программами профессионального образования и обеспечивающая возможность выполнения определенных видов профессиональной деятельности и профессиональных функций в соответствии с квалификацией, присваиваемой выпускникам образовательных учреждений (организаций).
26. Квалификация - характеристика уровня подготовки (готовности) выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.
27. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации - документ, выдаваемый образовательным учреждением (организацией), имеющим государственную аккредитацию, и подтверждающий право обладателя документа продолжать образование на следующем уровне или осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности, профессии).
28. Обучающийся - лицо, зачисленное в установленном порядке в образовательное учреждение (организацию) и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании, осваивающее образовательную программу.
29. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья - лица, имеющие особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению ими образования без создания для этого специальных условий.
30. Выпускник - лицо, получившее образование в образовательном учреждении (организации), реализующем программы общего, специального или профессионального образования.
31. Образовательная деятельность - деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях реализации основных и дополнительных образовательных программ.
32. Образовательное учреждение (организация) - некоммерческое учреждение (организация), уставной деятельностью которого в соответствии с целями его создания является образовательная деятельность.
33. Образовательный процесс - научно обоснованный процесс обучения, воспитания и развития в рамках реализации образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, осуществляемый учреждением (организацией) или индивидуальным предпринимателем.
34. Аттестация обучающихся - процедура оценки степени и уровня освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, образовательной программы.
35. Образовательная программа - комплекс документов и требований, определяющих основные характеристики (содержание, объем, планируемые результаты), а также организационно-педагогические условия получения обучающимися образования определенного уровня и (или) профессии, специальности и направления.
36. Участники образовательного процесса - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
37. Педагогические работники - физические лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с образовательными учреждениями (организациями) и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательного процесса.
38. Участники отношений в сфере образования - органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные учреждения (организации), индивидуальные предприниматели, педагогические и иные работники, обучающиеся, родители (законные представители), работодатели или иные заинтересованные лица, осуществляющие деятельность в сфере образования.
39. Образовательные отношения - особый вид общественных отношений, которые возникают между обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, образовательным учреждением (организацией), педагогическими работниками, иными работниками в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании и (или) квалификации.
40. Объект образовательных отношений - системные, политематические знания, навыки, умения, компетенции, приобретенные обучающимся в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании.
41. Государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий общие требования к содержанию образовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, уровню подготовки выпускников.
Иные понятия определяются в отдельных статьях настоящего модельного Образовательного кодекса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.