Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3.
Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае
3.1. Взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными органами
Следует отметить, что в течение последних нескольких лет сложились плодотворные, конструктивные отношения с органами государственной власти и правоохранительными органами. Такое эффективное взаимодействие способствует решению проблем граждан, восстановлению их нарушенных прав.
Одной из актуальных социальных проблем является лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, пенсионеров, инвалидов. Данная тема обсуждалась на круглом столе, организованном комитетом Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения.
В работе круглого стола приняли участие представители органов государственной власти и местного самоуправления, депутатского корпуса, медицинских учреждений, территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края.
Очевидно, что лекарственное обеспечение льготных категорий граждан - это острая тема, требующая самого пристального внимания и тщательного анализа. По информации краевого министерства здравоохранения в настоящее время на территории края проживает 889.332 человека, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение за счет средств краевого бюджета, и 146.824 человека - за счет федерального бюджета.
К сожалению, физическое состояние и без того сильно осложняет жизнь этих людей, мешает полноценному участию в жизни общества. Поэтому доступность бесплатных лекарственных препаратов для них является жизненно важной.
В последнее время эта проблема становится все более актуальной. Существующая система имеет ряд проблемных зон - это и недостаточность объемов финансирования, и отсутствие четкой организации процесса закупок, поставок и отпуска льготных лекарств, и отказы в выдаче рецептов, и многое другое.
Участники круглого стола отметили, что действующая система не позволяет своевременно, в полном объёме обеспечить всех льготников лекарственными препаратами и эту ситуацию нужно менять в корне.
По итогам обсуждения были выработаны предложения по совершенствованию лекарственного обеспечения, которые направлены в Государственную Думу РФ.
Еще одним важным направлением работы Уполномоченного является взаимодействие с правоохранительными органами Краснодарского края.
Продолжилось эффективное сотрудничество с прокуратурой Краснодарского края по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края.
Совместные проверки соблюдения законодательства РФ в исправительных учреждениях являются одной из форм такого взаимодействия. В ходе проверок осматривались территория и помещения учреждений, проверялись социально-бытовые условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, с ними проводились беседы, принимались жалобы.
В 2018 году были проверены исправительные колонии в Апшеронске и Хадыженске, а также женская исправительная колония в поселке Двубратском (Усть-Лабинский район). В ходе проверки особое внимание было уделено дому ребенка, оборудованию его помещений, организации питания, обеспечение ухода за детьми и соблюдение санитарно-гигиенического режима.
Взаимодействие с органами прокуратуры осуществляется также и на площадке различных совещаний, семинаров и форумов. Например, межведомственное совещание, состоявшееся в апреле 2018 г., было посвящено исполнению законодательства о медико-санитарном обеспечении осужденных к лишению свободы и лиц, заключенных под стражу.
Собравшиеся обсудили вопросы, связанные с соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, получением квалифицированной медицинской помощи лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, освобождением от отбывания наказания в связи с болезнью.
По итогам совещания было принято решение об усилении контроля за исполнением законодательства о медико-санитарном обеспечении осужденных и лиц, заключенных под стражу.
Следует также отметить, что прокуратура Краснодарского края стремится к диалогу с институтами гражданского общества. Постоянными становятся такие формы взаимодействия, как общественный форум "Диалог с прокурором", который состоялся в октябре 2018 года.
Участники форума обсудили взаимодействие общественности с органами прокуратуры. Также были затронуты вопросы, связанные с выделением земельных участков многодетным семьям, противодействию наркомании, профилактикой негативных явлений в молодежной среде.
По итогам форума его участники приняли решение о продолжении практики подобных встреч.
Следует отметить плодотворное взаимодействие Уполномоченного с УФСИН России по Краснодарскому краю. В разных форматах - на заседании коллегии УФСИН России по Краснодарскому краю, круглых столах - обсуждались актуальные вопросы медико-санитарного обеспечения осужденных, ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, расширения производственной деятельности и увеличения трудовой занятости, работы подразделений охраны и конвоирования, профилактики преступлений и правонарушений, соблюдении прав задержанных, осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Эти проблемы не только обсуждались, но и были предметом пристального внимания Уполномоченного. Так, в марте 2018 года Уполномоченный, наблюдая за ходом выборов Президента Российской Федерации, посетил избирательный участок СИЗО-1 города Краснодара, где проследил за соблюдением избирательных прав подозреваемых, обвиняемых и подследственных.
По мнению Уполномоченного, процедура голосования прошла в рамках законодательства, а управление ФСИН России по Краснодарскому краю реализацию избирательного права данных категорий граждан обеспечило.
Следует остановиться и на посещении центра временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), расположенного в Гулькевичском районе. В центре содержатся граждане и лица без гражданства, которые ожидают депортации за пределы Российской Федерации.
Среди этой категории лиц в центре также находились женщины и дети, которые нуждались в предметах первой необходимости. Уполномоченный обратился к общественным организациям с просьбой оказать помощь. На этот призыв откликнулась благотворительная организация "Синяя птица".
В результате, в центр временного содержания иностранных граждан Уполномоченный совместно с генеральным директором благотворительной организации "Синяя птица" Алиной Скворцовой передали детское питание, игрушки, книги, бытовую технику, а также предметы личной гигиены. Кроме того, с администрацией учреждения была достигнута договоренность о создании детской комнаты.
3.2. Взаимодействие с институтами гражданского общества
Важное значение Уполномоченный придает взаимодействию с некоммерческими организациями, которые являются основой гражданского общества.
В 2018 году в рамках взаимодействия с НКО пристальное внимание было уделено общественному контролю на выборах Президента РФ. Эта проблематика обсуждалась на различных мероприятиях. Например, на межрегиональном семинаре "Организация работы общественных наблюдателей на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году", который проводился по инициативе Общественной палаты Краснодарского края.
В работе семинара приняли участие представители Общественных палат и избирательных комиссий Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, председатели общественных палат муниципальных образований Краснодарского края.
Участники семинара обсудили вопросы организации общественного наблюдения на выборах, работу по формированию корпуса наблюдателей на выборах Президента РФ и их обучению.
По итогам мероприятия было подписано соглашение о взаимодействии между Общественной палатой Краснодарского края и общественными организациями.
Этой же теме была посвящена встреча Уполномоченного и сопредседателя Ассоциации по защите избирательных прав граждан "Гражданский контроль", члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Александра Брода. Они обсудили вопросы взаимодействия в ходе организации и проведения выборов Президента РФ, подготовки общественных наблюдателей.
Обеспечению реализации и защиты избирательных прав граждан при подготовке и проведении выборов Президента РФ был посвящен и круглый стол в избирательной комиссии Краснодарского края, в работе которого принял участие Уполномоченный.
Представители общественных организаций, экспертного и научного сообщества, средств массовой информации обсуждали вопросы подготовки и проведения выборов Президента РФ, организации общественного контроля и обучения общественных наблюдателей, а также обеспечение защиты избирательных прав граждан.
По итогам мероприятия было подписано соглашение об открытии Объединенного штаба общественного наблюдения на территории Краснодарского края за выборами Президента РФ, а также принят ряд обращений об обеспечении защиты избирательных прав граждан к органам власти и правоохранительным органам.
В преддверии выборов Президента РФ Уполномоченный принял участие в обучающем семинаре для членов участковых избирательных комиссий, наблюдателей, представителей политических партий и иных участников избирательного процесса по вопросам подготовки и проведения выборов Президента РФ. Мероприятие было организовано избирательной комиссией Краснодарского края.
В семинаре, проходившем в режиме видеоконференцсвязи, приняло участие около трех тысяч организаторов выборов Краснодарского края. Также на мероприятии присутствовали члены Объединенного штаба общественного наблюдения за выборами, международный наблюдатель от ОБСЕ Трон Хюсби.
Участники обучающего мероприятия прослушали лекции о порядке голосования избирателей на выборах Президента России, о взаимодействии членов участковых избирательных комиссий с наблюдателями, представителями средств массовой информации и иными участниками избирательного процесса. Особое внимание было уделено вопросу подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией. Завершился семинар демонстрацией процедуры подсчета голосов членами участковой избирательной комиссии.
Еще одно важное направление взаимодействия - развитие волонтерского движения и института медиации.
Вопросам волонтерского движения был посвящен круглый стол "Волонтерство: результаты, проблемы, перспективы расширения взаимодействия", который был проведен по инициативе Кубанского государственного университета и Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека.
В мероприятии приняли участие представители волонтерских центров ведущих вузов Кубани, органов государственной власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций, научного сообщества.
Участники круглого стола обсудили вопросы развития волонтерского движения в Краснодарском крае, поделились новыми практиками, рассказали о проведённых акциях и мероприятиях.
В ходе работы круглого стола также состоялась презентация результатов социологического исследования о волонтерском движении в Краснодарском крае.
Что касается медиации, то это сравнительно новый институт для Кубани, однако он развивается довольно динамично. Достаточно сказать, что в 2017 году автономная некоммерческая организация "Центр переговоров и урегулирования споров (медиации)" стала победителем конкурса президентских грантов с проектом "Миру быть! Медиация при разрешении семейных конфликтов".
Уполномоченный провел встречу с руководителем организации, которая рассказала о деятельности центра, его целях и задачах, реализуемых проектах в области медиации. По мнению Уполномоченного, медиация востребована в современном обществе и имеет перспективы дальнейшего развития. По итогам встречи было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между Уполномоченным и данным центром.
Следует также отметить, что в фокусе внимания Уполномоченного были вопросы развития гражданского общества, которые постоянно обсуждались и на заседаниях экспертного совета при Уполномоченном, и на заседаниях Клуба гражданских активистов Кубани, и на других мероприятиях.
Хотелось бы сказать и о взаимодействии с краевой общественной наблюдательной комиссией (ОНК). Члены ОНК совместно с Уполномоченным постоянно участвовали в проверках соблюдения прав граждан, содержащихся в местах принудительного содержания граждан.
На заседаниях ОНК обсуждались проблемы реализации Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", а также различные аспекты деятельности комиссии. В целом, с ОНК сложились плодотворные эффективные отношения, работа с комиссией будет продолжена.
Говоря о взаимодействии с НКО, необходимо остановиться на состоянии гражданского общества в Краснодарском крае.
По информации Управления Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю, в 2018 году на Кубани было зарегистрировано и осуществляло деятельность 5.752 некоммерческие организации.
Количество НКО колеблется незначительно (в 2016 году их количество составляло 5.677, в 2017 году - 5.809 организаций). Такая же тенденция характерна и для правозащитных организаций (в 2016 году общее количество зарегистрированных правозащитных организаций составило 118, в 2017 году - 121, а в 2018 году - 118).
Нужно сказать, что многие НКО динамично развиваются, участвуют в различных проектах, получают государственную поддержку. Например, по итогам первого конкурса президентских грантов в 2018 году 31 некоммерческая организация Краснодарского края получила 29,6 миллионов рублей на реализацию своих проектов.
Большинство программ ориентировано на поддержку людей, в том числе детей, c ограниченными возможностями здоровья. Среди победителей также есть проекты, направленные на патриотическое воспитание, развитие добровольческого движения, охрану окружающей среды, пропаганду здорового образа жизни и спорта, оказание бесплатной юридической помощи, поддержку многодетных семей.
Одними из победителей конкурса стали Краснодарская региональная благотворительная общественная организация "Здоровое поколение" (проект "Ресоциализация осужденных женщин, имеющих малолетних детей"), автономная некоммерческая организация "Центр развития благотворительных программ "Край милосердия" (проект "Адаптивное скалолазание для детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"), Краснодарское краевое общественное движение по защите прав и интересов инвалидов "Содружество" (проект "Вместе!"). Следует отметить, что руководители этих организаций входят в состав экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае.
По итогам второго конкурса 34 кубанские некоммерческие организации получили президентские гранты. В результате двух конкурсов президентских грантов 2018 года некоммерческие организации Краснодарского края получили президентские гранты на общую сумму 74,5 млн. рублей. По общему числу НКО-победителей в конкурсе Краснодарский край занял второе место среди регионов в Южном федеральном округе, после Волгоградской области. В целом по России было выбрано свыше 2 тысяч НКО, которые получили почти 4,7 млрд. рублей [34].
Стоит отметить, что наблюдается ежегодный рост общего количества краевых НКО, получающих президентские гранты. Если в 2016 году таких организаций было всего 18, то в 2017 году - уже 41, а в 2018 году - 65. Такая динамика говорит о том, что уровень развития региональных некоммерческих организаций поднялся на качественно новый уровень.
Нужно сказать, что и на региональном уровне поддержке НКО придаётся важное значение. В крае создана система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, постоянно проводятся конкурсы грантов администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных НКО.
По информации департамента внутренней политики администрации Краснодарского края, в 2018 году в рамках реализации подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Краснодарском крае" государственной программы Краснодарского края "Региональная политика и развитие гражданского общества", а также государственной программы Краснодарского края "Формирование условий для духовно-нравственного развития граждан" были проведены пять конкурсов на получение субсидий (грантов) администрации Краснодарского края для поддержки общественно полезных программ социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений.
По результатам конкурсов финансовая поддержка в форме субсидий (грантов) администрации Краснодарского края была оказана 52 общественным объединениям, социально ориентированным общественным и религиозным организациям. Программы организаций-победителей конкурса направлены на социальную поддержку и защиту граждан, работу с инвалидами, детьми и с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, патриотическое, духовно-нравственное воспитание граждан, пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта, охрану окружающей среды.
В число победителей вошли краевые, районные и местные городские отделения общероссийских общественных организаций, автономные некоммерческие организации, ветеранские, военно-патриотические, молодежные и благотворительные общественные организации, а также религиозные организации. Общая сумма предоставленных субсидий (грантов) администрации Краснодарского края составила 89 667 тыс. рублей.
Следует отметить, что в каждом муниципальном образовании Краснодарского края действуют целевые программы, предусматривающие финансовую поддержку социально ориентированным НКО. В ряде муниципалитетов программы по оказанию поддержки таким организациям приняты на уровне сельских поселений. Общий объем финансирования деятельности некоммерческих организаций, заложенный в местных бюджетах всех муниципалитетов на 2018 год, составляет более 125 млн. рублей.
Помимо финансовой поддержки органы местного самоуправления оказывают имущественную поддержку НКО, в основном, в виде предоставления нежилых помещений в безвозмездное пользование.
В рамках оказания информационной поддержки НКО на информационно-аналитическом интернет-портале "Гражданский Форум Кубани" на безвозмездной основе размещаются информационные материалы о деятельности некоммерческих организаций Краснодарского края: новости об акциях, проектах и мероприятиях краевых НКО, анонсы мероприятий, фото- и видеорепортажи.
Благодаря данному ресурсу информационную поддержку получают не только опытные и известные НКО, но и городские, районные некоммерческие организации, в том числе не имеющие собственного интернет-сайта. Электронная библиотека портала включает более 40 изданий о деятельности НКО, а также федеральное и региональное законодательство, справочную информацию и другие актуальные материалы о работе некоммерческих организаций.
Кроме того, в рамках оказания консультационной и методической поддержки представителям социально ориентированных НКО регулярно проводятся семинары по вопросам участия НКО в конкурсах на получение субсидий (грантов) администрации Краснодарского края, а также участия в конкурсах президентских грантов.
Необходимо также отметить, что депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края уделяют пристальное внимание поддержке НКО. Например, по мнению председателя Законодательного Собрания Ю.А. Бурлачко, очень важно не прекращать информационную и консультационную помощь НКО со стороны органов власти. "Общественники ждут диалога с властью, это нужно обеим сторонам, это важно для власти. На консультационных площадках, в рамках совместных выездных мероприятий и выстраивается механизм взаимодействия с общественными организациями. Эту работу необходимо продолжать", - полагает он [35].
Вместе с тем, несмотря на значительный объем финансирования НКО, подавляющее большинство некоммерческих организации, зарегистрированных в крае, фактически находятся вне поля государственной поддержки, их потенциал не используется органами власти.
Цифры говорят сами за себя: из 5.752 некоммерческих организаций, зарегистрированных в крае, в 2018 году государственную поддержку получили всего 52 организации на региональном уровне и 65 на федеральном.
Кроме того, государственная поддержка зачастую оказывается достаточно ограниченному кругу НКО: не все социально ориентированные НКО получают равнозначную поддержку из государственного бюджета.
Очевидно, что финансирование НКО необходимо увеличивать, особенно учитывая, что пока Краснодарский край находится на 62 месте в рейтинге поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, подготовленного Минэкономразвития России. При этом Ставропольский край, Ростовская область и Республика Адыгея опережают Краснодарский край [36].
Вызывает вопросы и система распределения субсидий (грантов) на региональном уровне. Очевидно, что условия получения государственной поддержки должны быть понятными и абсолютно прозрачными для всех некоммерческих организаций.
Решению этой проблемы способствовало бы создание независимого НКО-оператора, пользующегося доверием в гражданском обществе. При этом основной задачей НКО-оператора должно являться распределение бюджетных средств. Уполномоченный неоднократно предлагал определить такого оператора.
Необходимо отметить, что данная система распределения бюджетных средств давно и эффективно функционирует на уровне Российской Федерации.
Хотелось бы сказать и о привлечение НКО в сферу оказания социальных услуг населению. Об этом в последние годы много говорилось, однако этот процесс идет крайне медленно.
В настоящее время в Реестр поставщиков социальных услуг, созданный в крае в 2015 году, входят 163 организации, только 4 из которых - социально ориентированные некоммерческие организации, при этом 2 организации включены в Реестр в 2015 году, 1 - в 2016 году, 1 - в 2017 году. Очевидно, что такие темпы включения НКО в систему оказания социальных услуг населению не позволяют в полной мере реализовать их потенциал.
Нельзя не сказать и об общественном контроле. Очевидно, что гражданское общество, используя свой внутренний потенциал, способно взять на себя контролирующую и координирующую функции в механизме взаимодействия органов власти и граждан.
С этой целью еще в 2014 году был принят Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", основной идеей которого является создание правовой базы для формирования общенациональной системы общественного контроля как необходимого инструмента реализации конституционного права граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства.
С принятием этого закона у гражданского общества появился очень серьезный инструмент контроля за деятельностью различных органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Однако, как показывает практика, данный федеральный закон так и не смог "запустить" масштабные демократические преобразования в обществе, его потенциал практически не используется. Неизвестно ни одного случая, когда представители гражданского общества выступили бы инициаторами общественной проверки, экспертизы или мониторинга.
В целом, несмотря на существующие проблемы развития некоммерческого сектора, можно с уверенностью отметить укрепление гражданского общества Кубани.
3.3. Правовое просвещение граждан
Необходимо отметить, что правовое просвещение является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного, особенно учитывая достаточно высокий уровень правового нигилизма в обществе.
Об этом говорят и данные социологического исследования, проведенного Краснодарским краевым социологическим центром в 2018 году. На вопрос "Что, по Вашему мнению, является причиной нарушения прав человека в Краснодарском крае?" 42,9% опрошенных ответили "Незнание населением своих прав". При этом в возрастной группе 18-29 лет на вопрос "Как, на Ваш взгляд, соблюдаются ли права человека в Краснодарском крае?" 23,2% опрошенных ответили "Скорее не соблюдаются" и 16,6% - "Нет, не соблюдаются" (опрос проводился на территории 12 муниципальных образований, было опрошено более 1.000 респондентов).
Именно поэтому Уполномоченный особое внимание уделяет правовому просвещению в молодежной среде. В различных вузах Кубани постоянно проводятся мероприятия для студенческой молодежи - это и встречи, и открытые лекции, и круглые столы.
Например, в 2018 году в рамках правового просвещения Уполномоченный встретился со студентами и преподавателями Кубанского государственного университета. Мероприятие было посвящено актуальным вопросам защиты прав человека в Краснодарском крае.
В ходе встречи Уполномоченный рассказал студентам о становлении и развитии института Уполномоченного, а также о роли и значении этого института в современном мире. Он коснулся различных аспектов своей деятельности, ознакомил слушателей с реальными случаями нарушений прав граждан и действий, предпринятых для их защиты, привел данные социологических исследований.
После окончания лекции состоялся диалог со студентами, которых интересовали проблемы развития гражданского общества, социальной справедливости, реализации избирательных прав граждан, взаимодействия с международными правозащитными институтами.
Еще одним интересным мероприятием стал круглый стол на тему: "Проблемы конституционно-правового регулирования института семьи и детства", который был организован юридическим факультетом Кубанского государственного университета.
На мероприятии ученые, представители правоохранительных органов институтов гражданского общества обсудили актуальные вопросы семейно-правовых отношений, конституционных основ института семьи и детства, а также ряд других вопросов.
В целях развития системы правового просвещения в 2018 году был реализован новый проект - конкурс научных студенческих работ в области соблюдения и защиты прав человека "Права человека в современном мире", инициатором которого выступил Уполномоченный.
Конкурс направлен на стимулирование общественного интереса к проблемам соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, формирование активной гражданской позиции, правового сознания в молодежной среде.
Свои работы представили студенты Кубанского государственного и аграрного университетов, Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, а также других вузов Кубани.
В студенческих работах были подняты важные социальные проблемы: защита прав различных категорий граждан (потребителей, пациентов, инвалидов), реализация избирательных прав граждан, оптимизация системы защиты прав человека в России. Следует отметить творческий подход участников конкурса, их неравнодушное отношение к данным проблемам.
Конкурс научных студенческих работ "Права человека в современном мире" будет продолжен и в следующем году.
Нельзя не сказать и еще об одном важном начинании - Едином уроке по правам человека. Он был проведен по инициативе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москальковой во всех общеобразовательных школах в рамках празднования Международного дня прав человека 10 декабря 2018 года.
Мероприятие было приурочено к 25-летию принятия Конституции Российской Федерации, а также 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека.
В этой связи Уполномоченным был подготовлен информационный видеоролик, который в доступной форме рассказал студентам и школьникам о правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. Данный видеоролик использовался при проведении Единого урока по правам человека во всех общеобразовательных организациях Краснодарского края. Он также размещен на интернет-сайте Уполномоченного и его странице в социальной сети "Фейсбук".
Необходимо отметить, что развитию правового просвещения, взаимодействию с гражданским сектором, органами власти, безусловно, способствуют средства массовой информации, которые помогают донести позицию Уполномоченного до широкой общественной аудитории.
Прежде всего, следует отметить такие печатные СМИ, как "Кубанские новости", "Краснодарские известия", "Московский комсомолец на Кубани", а также интернет-издания "Краснодар-медиа", "Живая Кубань", "Муниципальные новости г. Новороссийска".
Уполномоченный выражает благодарность руководству и сотрудникам СМИ за эффективную, плодотворную работу.
Важным элементом правового просвещения по-прежнему остается сайт Уполномоченного в глобальной сети "Интернет". Достаточно сказать, что в 2018 году сайт посетило более 45 тысяч человек, а страницу в социальной сети "Фейсбук" - более 13 тысяч человек. Это говорит о том, что данные ресурсы интересны и востребованы пользователями.
3.4. Взаимодействие с экспертным и научным сообществом. Развитие международного и межрегионального сотрудничества
Еще одно важное направление деятельности Уполномоченного - взаимодействие с научным и экспертным сообществом, которое позволяет выявлять наиболее острые проблемы и вырабатывать оптимальные пути их решения.
Например, анализу государственной национальной политики было посвящено заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. В мероприятии приняли участие ведущие эксперты по миграционным вопросам.
Участники заседания обсудили вопросы формирования благоприятного образа России у эмигрантов из республик бывшего СССР, совершенствования миграционного законодательства, обучения детей мигрантов.
Было принято решение создать ряд совместных рабочих групп для дальнейшего обсуждения существующих проблем.
Проблему защиты прав граждан с нарушениями психического здоровья обсуждали на Координационном совете уполномоченных по правам человека, который состоялся в мае 2018 года в Республике Крым.
В мероприятии приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т.Н. Москалькова, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители органов государственной власти, средства массовой информации.
В течение нескольких дней участники заседания обсуждали вопросы совершенствования системы оказания психиатрической помощи, повышения ее доступности и качества, защиты прав граждан с нарушениями психического здоровья в медицинских учреждениях, учреждениях социальной защиты и уголовно-исполнительной системы, специализированных судебно-психиатрических стационарных отделениях.
В рамках проведения Координационного совета уполномоченные посетили ГБУ Республики Крым "Соколинский психоневрологический интернат", где ознакомились с условиями пребывания пациентов и качеством предоставления социальных услуг: осмотрели территорию, жилые и служебные помещения, пообщались с пациентами и персоналом учреждения.
По мнению Татьяны Москальковой, это учреждение имеет высокий уровень обеспечения "доступной среды" и комфортных условий для жизни, развития и сохранения здоровья граждан. Федеральный Уполномоченный отметила также теплую и дружественную атмосферу учреждения, чуткость и внимательное отношение персонала к подопечным.
Следующий Координационный совет уполномоченных по правам человека, состоявшийся в ноябре 2018 года, был посвящен защите прав граждан на образование.
Цель мероприятия - совместное обсуждение острых проблем, существующих в данной сфере и разработка системных предложений, которые позволят обеспечить гражданам равные права и возможности на получение качественного образования.
В заседании приняли участие председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, министр просвещения РФ Ольга Васильева, ректоры российских вузов, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, представители органов государственной власти, средства массовой информации.
Открывая заседание Координационного совета, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова подчеркнула, что "...уполномоченные со всей Российской Федерации собрались, чтобы выработать решения системных проблем в области образования, дать рекомендации, как сделать эту сферу более фундаментальной, а права граждан в этой сфере - более защищенными".
В ходе мероприятия участники обсудили наиболее актуальные проблемы доступности и качества образования в России, обеспечения инклюзивного образования, безопасности и комфортных условий обучения.
По итогам работы Координационного совета будет издан специальный доклад. В документ войдут результаты исследований, проведенных уполномоченными по правам человека, а также рекомендации и предложения по решению выявленных проблем.
О защите права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, обеспечения лекарственными препаратами, медико-социальной экспертизы, доступности медицинских учреждений говорили на Координационном совете уполномоченных по правам человека в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, который состоялся в октябре 2018 года в городе Волгограде.
По итогам работы было принято решение с рядом конкретных предложений в адрес Министерства здравоохранения России по улучшению качества оказания медицинской помощи и её доступности. Также уполномоченные договорились продолжить работу по правовому просвещению граждан, направленную на реализацию права на охрану здоровья.
Актуальные проблемы обсуждались и на международном круглом столе "Содействие разнообразию и созданию свободной от дискриминации среды в городах Российской Федерации, принимающих Чемпионат мира, во время и после Чемпионата мира по футболу". Мероприятие проводилось по инициативе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.
В круглом столе приняли участие Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, представители федеральной и региональных властей, уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации, представители Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, фан-клубов, международные эксперты.
Участники круглого стола обсудили вопросы предупреждения проявлений любых форм дискриминации при проведении спортивных мероприятий, формы сотрудничества и перспективы развития наследия ЧМ-2018.
По итогам мероприятия была принята резолюция по противодействию расизму и ксенофобии во время и после чемпионата мира по футболу.
Следует сказать и о II Международной конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", посвящённой 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека и 25-летию принятия Конституции Российской Федерации.
Мероприятие было организовано Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяной Москальковой при содействии Российского университета дружбы народов и Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека.
В конференции приняли участие омбудсмены Армении, Киргизии, Греции, Казахстана, Турции, Сербии, Боснии и Герцеговины, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также представители Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека, министерства иностранных дел, Федерального Собрания Российской Федерации, экспертного и правозащитного сообщества.
Собравшиеся обсудили обеспечение и продвижение прав и свобод человека на евразийском пространстве, повышение эффективности правозащитной и просветительской деятельности, а также обменялись опытом и лучшими практиками в области защиты прав человека.
По итогам конференции ее участники приняли резолюцию, в которой договорились продолжать сотрудничество омбудсменов на евразийском пространстве с целью распространения ценностей гуманизма и равенства, а также добиваться уважения прав и свобод человека на евразийском пространстве путем конструктивного, равноправного межгосударственного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей и ценностей каждого государства.
<< Глава 2. Реализация прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае |
||
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2018 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.