Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1.
Анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае в 2018 году
Компетенция Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае определена Федеральным законом от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Законом Краснодарского края от 04.07.2000 г. N 287-КЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае".
Работа с обращениями граждан является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае. Информация о месте приема граждан, установленном дне и часах приема размещена на интернет-сайте Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае (https://kubanombudsman.org/). Уполномоченный и сотрудники аппарата ведут ежедневный приём. В постоянном режиме проводятся телефонные консультации по интересующим граждан вопросам, а через интернет-сайт Уполномоченного в разделе онлайн-приемная любой гражданин может подать жалобу.
В 2018 году к Уполномоченному поступило 2.611 обращений.
Из них:
- 932 письменных обращений, в том числе через онлайн-приемную 422;
- 1.217 граждан обратились по телефону;
- 452 гражданина обратились на личном приеме.
На графике представлена динамика поступления обращений к Уполномоченному за период 2016 - 2018 гг.
Графический объект не приводится
Классификация 932 письменных обращений, поступивших в 2018 году, по видам конституционных прав выглядит следующим образом:
- личные права (права на жизнь, на гражданство, на судебную защиту, свободу совести и вероисповедания и др.) - 380 (40,77%), что на 8% меньше чем в 2017 году.
- экономические права (право на частную собственность, право на труд и др.) - 168 (18%), что на 5% больше чем 2017 году;
- социальные права (права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и охрану здоровья, на жилище и др.) - 213 (24%), что на 8% меньше чем в 2017 году.
- культурные права - 13 (1,3%), аналогично 2017 г.
- экология - 9 (0,97%), в 2017 году - 5 (0,5%);
- политические права (избирательные права; проведение публичных мероприятий и др.) - 3 (0,3%).
- другие 140 (15,2%). (см.: Диаграмма 1).
Анализируя почту Уполномоченного в 2018 году, следует подчеркнуть, что выросло число обращений, связанных с консультированием по гражданско-правовым вопросам.
Следует отметить, что третий год подряд жалобы на справедливый суд и справедливое уголовное и административное расследование являются наиболее многочисленными - 380 (40,7%); в 2017 г. - 415 (47,9% - от общего числа письменных жалоб).
Нужно подчеркнуть, что по вопросам пенсионного обеспечения и социальных выплат поступило 74 обращения, что на 32% больше, чем в 2017 году.
Как и в предыдущие годы, одними их главных для жителей края остаются жилищные вопросы - 157 обращений (16,85%), а также функционирования жилищно-коммунального хозяйства - 54 (5,8%). Беспокойство граждан вызвано неудовлетворительным состоянием жилого фонда, высокой платой за ЖКУ и их плохим качеством.
Не изменилось количество жалоб на нарушение прав граждан на охрану здоровья и медицинское обеспечение - 62 (6,7%). В числе проблем - вопросы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, предоставление квалифицированной медицинской помощи, медицинское обслуживание.
Наиболее частый вопрос, с которым обращаются заявители - это отношения, возникающие в связи с выплатой различных пособий и пенсий. Некоторые обращения содержали просьбу оказать материальную помощь, в том числе на погашение кредитной задолженности. От граждан поступали звонки о неблагополучии одиноких пожилых граждан. Также были жалобы на организацию работы стационарных учреждений социального обслуживания.
По вопросам исполнения судебных решений поступило 47 (5%) обращений, что на 30% меньше, чем в 2017 г. Это вопросы о принудительном взыскании алиментов и других долгов, неисполнении судебных актов о предоставлении жилых помещений. Среди них выделяются обращения пенсионеров и малоимущих граждан, являющихся должниками по исполнительным производствам, для которых пенсии и пособия являются единственным источником существования.
Актуальной темой обращений остаются вопросы получения гражданства РФ - 43 (в 2017 году - 55). Граждане Украины, Узбекистана, Молдовы и др. просили Уполномоченного о содействии в получении разрешения на временное проживание, жаловались на проблемы с квотами. Нередко поступают просьбы о правовой защите в суде.
В истекшем году поступило 62 коллективных обращения о нарушении прав и свобод жителей Кубани. Среди них: 41% - жалобы на деятельность управляющих компаний, руководство садоводческих товариществ, на качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; 32% обращений содержит вопросы, касающиеся получения жилья, переселения из аварийного жилья; 17% - вопросы экологической безопасности, градостроительства и благоприятных условий проживания.
Если рассматривать жалобы по категориям, то наибольшее количество поступило от лиц, находящихся в местах принудительного содержания (ИВС, учреждения системы исполнения наказаний) - 206 (22,1%), от пенсионеров и инвалидов поступило - 158 (16,9%), общественных организаций - 25 (2,6%), многодетных семей - 23 (2,5%), адвокатов (представителей) - 16 (1,7%), ветеранов войны, труда - 14 (1,5%), детей-сирот - 9 (0,9%) и других граждан (См.: таблица 3).
Классификация обращений по органам власти показывает, что из 932 письменных обращений (жалоб) на федеральные органы власти (суд, следственный комитет, прокуратура, судебные приставы-исполнители, полиция) приходится 367 обращений (39%); на органы местного самоуправления - 252 обращения (27%), на исполнительные органы государственной власти Краснодарского края - 7 обращений (0,8%).
География поступивших жалоб к Уполномоченному обширна. В 2018 году 834 (89,5%) обращений поступило из муниципальных образований Краснодарского края. Большинство из г. Краснодара - 300, Сочи - 84, последний в тройке "лидеров" Новороссийск - 36.
Среди муниципальных образований края по количеству жалоб на 10.000 человек населения лидирует город Краснодар (3,1), второе место - Апшеронский район (2,5), третье место - Славянский район (1,4). В отчетном году не поступило ни одной жалобы из Ленинградского и Староминского районов (См.: таблица 1).
98 обращений поступили из 39 субъектов Российской Федерации (10% от общего количества письменных обращений). Больше всего обращений пришло из г. Москвы - 12 и Республики Адыгея - 7. Из других стран (Узбекистан, Украина, Ирландия) - 8 обращений (См.: таблица 2).
Все поступившие к Уполномоченному жалобы внимательно рассматривались. В установленный законом срок заявителям направлялись аргументированные ответы. При рассмотрении обращений граждан Уполномоченный взаимодействовал с органами власти.
Как показал анализ письменных обращений, причина многих из них - недостаточное знание гражданами законов. Количество обращений, по которым оказана правовая помощь в виде юридической консультации - 407, что составляет 43,67% от общего числа поступивших жалоб и обращений граждан. Заявители были удовлетворены, получив разъяснения по своим дальнейшим действиям. Часть обращений затрагивала компетенцию других органов, в связи с чем они направлялись в адрес этих органов для проверки и принятия решения по существу поднятых заявителями вопросов - 351 (37,6%).
Однако часть обращений требовала немедленного принятия мер, поскольку восстановление прав было жизненно необходимо. По ним проводились проверки, направлялись соответствующие обращения и ходатайства в вышестоящий орган (или к вышестоящему должностному лицу), в надзорные органы, прокуратуру. Таких обращений в 2018 году поступило - 95 (10%). Отрадно, что из них удалось оказать содействие в восстановлении прав заявителей более чем в 65% случаев. В остальных, были предложены варианты выхода из сложившейся ситуации, оказывалась консультативно-правовая помощь.
Работа с обращениями и жалобами, приём граждан, а также консультации по телефону позволяют оказывать индивидуальную правовую помощь конкретным людям, способствуют решению общих проблем.
<< Назад |
Глава 2. >> Реализация прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае |
|
Содержание Доклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2018 год |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.