Заключение Счетной палаты РФ от 5 августа 2019 г. N ЗСП-164/06-03
на проект федерального закона N 691232-7 "О субсидировании процентной ставки до уровня 6 процентов годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным семьям с двумя и более детьми"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 691232-7 "О субсидировании процентной ставки до уровня 6 процентов годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным семьям с двумя и более детьми" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол от 10 июля 2019 г. N 203) и Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы Плетневой Т.В. и Щаповым М.В., предусматривается субсидирование процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным семьям с двумя и более детьми, до уровня 6 процентов годовых на весь срок действия таких кредитов (займов) за счет средств федерального бюджета. Согласно статье 2 законопроекта субсидии на указанные цели предоставляются российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ".
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 81 статьи 78 Бюджетного кодекса) предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Субсидии российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) предусмотрены Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов".
Цели, порядок и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета установлены Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1711.
Таким образом, правоотношения, на правовое регулирование которых направлен законопроект, в действующем правовом регулировании нашли законодательное и нормативно-правовое закрепление.
Следует отметить, что Правилами предусмотрено предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов кредитных организаций, акционерного общества "ДОМ.РФ" и ипотечных агентов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным в том числе на приобретение у юридического лица жилого помещения на первичном рынке либо на приобретение у юридического или физического лица на вторичном рынке готового жилого помещения или жилого помещения с земельным участком, расположенных в сельских поселениях на территории Дальневосточного федерального округа. При этом согласно пункту 4 и абзацу третьему пункта 9 Правил по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Дальневосточного федерального округа и приобретающими жилое помещение на указанной территории, при рождении у них начиная с 1 января 2019 г. и не позднее 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей, являющихся гражданами Российской Федерации, - недополученные доходы субсидируются до ставки 5 процентов годовых на весь срок кредита (займа), а не 6 процентов годовых, как это предусмотрено в законопроекте, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, ухудшает по сравнению с действующим правовым регулированием положение семей с двумя и более детьми, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа.
Кроме того, в отличие от названных положений Правил законопроект не ограничивает вторичный рынок жилья, приобретение жилых помещений на котором позволяет применять семьям с двумя и более детьми льготную процентную ставку по кредиту, сельскими поселениями на территории Дальневосточного федерального округа.
Расчет дополнительного объема средств федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам), необходимых в связи с расширением перечня жилых помещений, финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит.
На основании изложенного Счетной палатой Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.