Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение поступившее от и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Вместе с тем" считаем возможным отметить, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ (ККТ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами, в частности, понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях используется ККТ, являющаяся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности.
Следует учитывать, что автоматизированная система для бланков строгой отчётности применяется исключительно при осуществлении расчетов за оказанные услуги. При этом ККТ, не являющаяся автоматизированной системой для бланков строгой отчетности, такого ограничения не содержит и может применяться, как при расчетах за товары, так и за услуги (работы).
Таким образом, бланк строгой отчетности (далее - БСО) может быть сформирован любой моделью ККТ, а не только той ККТ, которая включена в реестр ККТ в качестве автоматизированной системы для бланков строгой отчетности.
Одновременно обращается внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 290-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ), до 01.07.2019.
С 01.07.2019 ввиду завершения переходного периода, предусмотренного Федеральным законом N 290-ФЗ, под БСО будет пониматься первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ.
Таким образом, с указанного периода организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению обязаны оформлять БСО с применением ККТ.
Одновременно сообщается, что законодательством Российской Федерации о применении ККТ определяются правила применения ККТ при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, законодательство Российской Федерации о применении ККТ не распространяется на расчеты, осуществляемые между физическими лицами за билеты на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.
Кроме того, обращается внимание, что Федеральным законом от 06.06.2019 N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" предусмотрены положения, освобождающие от обязанности применения ККТ индивидуальных предпринимателей при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.
Учитывая изложенное, в ситуации, изложенной в Вашем обращении, обязанность по применению ККТ и выдаче (направлению) кассового чека (БСО) покупателю (клиенту) возникает в момент получения денежных средств за реализованные билеты от агента - физического лица.
Вместе с тем, обращается внимание, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона N 545158-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Основы законодательству российской Федерации о культуре", которым предусмотрено, что реализация билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями, осуществляется такими организациями и музеями самостоятельно, а также уполномоченными ими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), и юридическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями.
При этом не допускается реализация иными лицами билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.
Действительный государственный советник |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 2 июля 2019 г. N ЕД-19-20/183 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был