В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", во исполнение пункта 3.1 протокола от 19.12.2018 N 16 заседания Координационного совета по конкурентной политике в Санкт-Петербурге
приказываю:
1. Создать в Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
2. Утвердить Положение об организации в Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и ввести его в действие с 07.02.2019.
3. Контроль за выполнением приказа остается за начальником Гостехнадзора Санкт-Петербурга.
Начальник Гостехнадзора Санкт-Петербурга |
М.А. Васильев |
Настоящее Положение введено в действие с 7 февраля 2019 г.
Утверждено
приказом
Гостехнадзора Санкт-Петербурга
от 07.02.2019 N 6-п
Положение
об организации в Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение пункта 3.1 протокола от 19.12.2018 N 16 заседания Координационного совета по конкурентной политике в Санкт-Петербурге в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р (далее - Методические рекомендации), и определяет уполномоченное подразделение (должностное лицо), ответственное за функционирование в Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс), коллегиальный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Инспекцией своей деятельности, порядок ознакомления государственных гражданских служащих и работников (далее - служащие) Инспекции с настоящим Положением, меры, направленные на осуществление Инспекцией контроля за функционированием антимонопольного комплаенса, ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Инспекции.
1.2. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Инспекции антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции Инспекцией;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции.
2. Уполномоченное подразделение (должностное лицо) и коллегиальный орган
2.1. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Инспекции к компетенции заместителя начальника Инспекции (далее - уполномоченное должностное лицо) относятся следующие функции:
а) подготовка и представление начальнику Инспекции акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также внутриведомственных документов Инспекции, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства (в рамках компетенции, предусмотренной настоящим Положением);
в) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Инспекции по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
г) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
д) иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.2. В целях организации и функционирования антимонопольного комплаенса в Инспекции к компетенции Отдела по вопросам государственной службы, кадров и правового обеспечения Инспекции (далее - уполномоченное подразделение) относятся следующие функции:
а) выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Инспекции, разработка предложений по их исключению;
б) консультирование служащих Инспекции по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
в) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
г) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
д) информирование начальника Инспекции о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
е) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства (в рамках компетенции, предусмотренной настоящим Положением).
2.3. Оценку эффективности организации и функционирования в Инспекции антимонопольного комплаенса осуществляет Общественный совет при Гостехнадзоре Санкт-Петербурга (далее - коллегиальный орган), к функциям которого относится:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Инспекции в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Инспекцией своей деятельности
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом на регулярной основе проводится:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Инспекции за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением на регулярной основе проводится:
а) анализ нормативных правовых актов Инспекции;
б) анализ проектов нормативных правовых актов Инспекции;
в) мониторинг и анализ практики применения Инспекцией антимонопольного законодательства.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным должностным лицом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Инспекции сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Инспекции, который содержит классифицированные по сферам деятельности Инспекции сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Инспекцией на недопущение повторения нарушения.
3.4. При проведении (не реже одного раза в год) уполномоченным подразделением анализа нормативных правовых актов Инспекции реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на веб-странице Инспекции официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Инспекции (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление начальнику Инспекции сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Инспекции.
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
Мероприятия, предусмотренные настоящим пунктом, реализуются в отношении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы влияния на конкуренцию.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Инспекции уполномоченным подразделением реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Инспекции;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Инспекции;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Инспекции.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Инспекции по развитию конкуренции;
б) выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.8. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным органом (должностным лицом) по уровням согласно приложению.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, в которое также включается оценка причин и условий возникновения рисков.
3.10. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Порядок ознакомления служащих Инспекции с настоящим Положением
4.1. Служащие Инспекции считаются ознакомленными с настоящим Положением со дня его размещения на официальном сайте.
4.2. В случае внесения изменений в настоящее Положение, служащие Инспекции считаются ознакомленными с такими изменениями со дня их размещения на официальном сайте.
5. Меры, направленные на осуществление Инспекцией контроля за функционированием антимонопольного комплаенса
Общий контроль за организацией и функционированием в Инспекции антимонопольного комплаенса осуществляется начальником Инспекции, который:
а) вводит в действие настоящее Положение, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Инспекции, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими Инспекции настоящего Положения;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
6. Ключевые показатели и порядок оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Инспекции
6.1. В целях оценки эффективности функционирования в Инспекции антимонопольного комплаенса в соответствии с Методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 05.02.2019 N 133/19, рассчитываются ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса (далее - КПЭ) как для уполномоченного подразделения (должностного лица), так и для Инспекции в целом.
6.2. КПЭ для Инспекции в целом являются:
а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции (по сравнению с 2017 годом);
б) доля проектов нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
в) доля нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.
6.3. Коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции (по сравнению с 2017 годом) рассчитывается по формуле:
, где
- коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции по сравнению с 2017 годом;
- количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции в 2017 году;
- количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции в отчетном периоде.
При расчете коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции под нарушением антимонопольного законодательства со стороны Инспекции понимаются:
возбужденные антимонопольным органом в отношении Инспекции антимонопольные дела;
выданные антимонопольным органом Инспекции предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения;
направленные антимонопольным органом Инспекции предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
6.4. Доля проектов нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:
, где
- доля проектов нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- количество проектов нормативных правовых актов Инспекции, в которых данным органом выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);
- количество нормативных правовых актов Инспекции, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).
6.5. Доля нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, рассчитывается по формуле:
, где
- доля нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;
- количество нормативных правовых актов Инспекции, в которых Инспекцией выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде);
- количество нормативных правовых актов Инспекции, в которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (в отчетном периоде).
6.6. Для уполномоченного подразделения (должностного лица) рассчитывается следующий КПЭ: доля сотрудников Инспекции, в отношении которых были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
6.7. Доля сотрудников Инспекции, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу, рассчитывается по формуле:
, где
- доля сотрудников Инспекции, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- количество сотрудников Инспекции, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
- общее количество сотрудников Инспекции, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.
6.8. Оценка значений КПЭ "коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции (по сравнению с 2017 годом)".
Ключевой показатель "коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции (по сравнению с 2017 годом)" коррелирует с ключевым показателем мероприятий, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы (далее - Национальный план), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", а именно: "снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом".
Ежегодная оценка значения КПЭ "коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Инспекции (по сравнению с 2017 годом)" призвана обеспечить понимание об эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Инспекции и о соответствии мероприятий антимонопольного комплаенса Инспекции направлениям совершенствования государственной политики по развитию конкуренции, установленных Национальным планом.
6.9. Оценка значений КПЭ "доля проектов нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства" и "доля нормативных правовых актов Инспекции, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства".
Оценка вышеуказанных значений КПЭ направлена на понимание эффективности мероприятий антимонопольного комплаенса, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 15 Методических рекомендаций.
При эффективном проведении мероприятий по анализу нормативных правовых актов Инспекции и их проектов на предмет выявления заложенных в них рисков нарушения антимонопольного законодательства (то есть, при высоком значении числителя) должно наблюдаться уменьшение нормативных правовых актов Инспекции, в отношении которых антимонопольным органом выявлены нарушения антимонопольного законодательства (то есть, низкое значение знаменателя). Таким образом, значение КПЭ будет тем выше, чем эффективней данные мероприятия антимонопольного комплаенса будут осуществляться уполномоченным подразделением (должностным лицом). И наоборот, при невысоком значении долей нормативных правовых актов и их проектов (числитель) наряду с высоким количеством выявленных антимонопольным органом нарушений антимонопольного законодательства в таких актах (знаменатель), низкие значения КПЭ будут свидетельствовать о низкой эффективности данных мероприятий.
6.10. Оценка значения КПЭ "доля сотрудников Инспекции, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу".
Расчет данного показателя предусматривает определение сотрудников Инспекции, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, и определение из их числа количества сотрудников, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу. Высокое значение количества сотрудников, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу (числитель), обеспечивает высокое значение КПЭ.
6.11. Уполномоченное должностное лицо проводит (не реже одного раза в год) оценку достижения КПЭ в Инспекции.
6.12. Информация о КПЭ в Инспекции включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
7.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным должностным лицом разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
7.2. Уполномоченное должностное лицо осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
7.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
а) о результатах проведенной оценки рисков нарушения Инспекцией антимонопольного законодательства;
б) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Инспекцией антимонопольного законодательства;
в) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе разрабатывается уполномоченным должностным лицом и представляется в коллегиальный орган на утверждение (не реже одного раза в год).
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте и направляется Инспекцией в Федеральную антимонопольную службу.
Приложение
к Положению об организации в
Государственной технической инспекции
Санкт-Петербурга системы внутреннего
обеспечения соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
Уровни рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
Незначительный уровень |
вероятность выдачи Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга предупреждения |
Существенный уровень |
вероятность выдачи Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга предупреждения и возбуждения в отношении нее дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий уровень |
вероятность выдачи Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга предупреждения, возбуждения в отношении нее дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения ее к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга от 7 февраля 2019 г. N 6-п "О создании и организации в Государственной технической инспекции Санкт-Петербурга системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства"
Настоящий приказ вступает в силу с 7 февраля 2019 г.
Положение введено в действие с 7 февраля 2019 г.
Текст приказа опубликован не был