Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 октября 2019 г. N АПЛ19-342
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю.,
Рыженкова А.М.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Партнёр" о признании недействующими подпунктов "б", "в" пункта 21.1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124,
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Партнёр" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Партнёр" Воронина В.В., возражения представителя Правительства Российской Федерации Поповой О.В. относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 14 февраля 2012 г. N 124 утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее также - Правила). Первоначально текст нормативного правового акта официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 февраля 2012 г., N 8, в "Российской газете" 28 февраля 2012 г.
Правила обязательны при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров (договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальных услуг соответствующего вида (пункты 1, 2, 4).
Пункт 21.1 Правил содержит порядок (применяемый в определённых Правилами случаях) определения объёмов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключённому исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению (в настоящее время абзац первый данного пункта изложен в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. N 897).
Подпункт "б" данного пункта Правил устанавливает, что объём коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев) за расчётный период (расчётный месяц) определяется по формуле:
V^Д = V^ОДН 1,
где:
V^ОДН 1 - (количество) коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определённый за расчётный период исходя из среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
Подпункт "в" названного пункта Правил предусматривает, что объём коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, либо после выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учёта составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учёта в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учёта) определяется за расчётный период (расчётный месяц) по формуле:
V^Д = V^Н_ОДН 1,
где:
V^Н_ОДН 1 определяется в соответствии с пунктом 21 Правил.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Партнер" (далее - ООО "УК "Партнёр", Общество), основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше административным исковым заявлением. В обоснование заявленного требования ссылалось на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьям 2, 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; содержат правовую неопределённость, поскольку закрепляют двусмысленное правило о том, что объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период, превышает объём коммунальной услуги, рассчитанный исходя из сверхнормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которые определяются на основании коллективных (общедомовых) приборов учёта, и вменяют обязанность управляющей организации оплачивать сверхнормативное потребление энергоресурсов за собственников многоквартирных домов, имеющих индивидуальные приборы учёта и не оплачивающих потреблённые энергоресурсы по индивидуальным приборам учёта. Такое положение, как указывает Общество, закрепляет неравноправное положение сторон договора, устанавливая для управляющей компании, в частности для ООО "УК Партнёр", при наличии прямых договоров энергоснабжения между собственниками и энергоснабжающими организациями, зависимость исполнения и внесения в действующие договоры энергоснабжения от принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления ООО "УК "Партнёр" отказано.
В апелляционной жалобе административный истец повторяет доводы административного искового заявления и просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, вынесенное при неправильном применении норм материального права и без учёта конкретных обстоятельств по делу, и принять по административному делу новое решение, которым удовлетворить заявленное требование.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё представителя Правительства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1).
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации 14 февраля 2012 г. издало постановление N 124, которым утверждены оспоренные в части Правила.
С учётом изложенного выше суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий с соблюдением формы и порядка введения в действие.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта выясняет соответствие этого акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Рассматривая и разрешая данное административное дело, суд первой инстанции выполнил приведённые требования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учёта размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблённых, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Оспоренный подпункт "б" Пункта 21.1 Правил содержит формулу определения объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введённого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учёта составил более 3 месяцев), согласно которой объём коммунального ресурса определяется за расчётный период исходя из среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 59.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчётный период, с учётом положений пункта 44 Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, определённого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учёта либо истёк срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчётного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учёт коммунального ресурса путём введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учёта, но не более 3 расчётных периодов подряд.
Подпункт "в" пункта 21.1 Правил содержит формулу определения объёма коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учёта, и в других случаях, когда объём коммунального ресурса определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов.
Проанализировав в обжалуемом решении оспариваемые нормы Правил на соответствие действующему законодательству в сфере предоставления коммунальных услуг и отказывая в удовлетворении заявленного требования, Верховный Суд Российской Федерации правильно исходил из того, что оспоренное правовое регулирование порядка определения объёмов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, при котором объём коммунального ресурса определяется исходя их среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса, а также когда объём коммунального ресурса, потреблённого при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учёта, - исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, соответствует действующему гражданскому, жилищному законодательству, законодательству о водоснабжении и водоотведении, энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, осуществлено высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации - Правительством Российской Федерации - в пределах его компетенции. Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определёнными, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и, следовательно, не нарушают права и законные интересы административного истца.
Доводы Общества в апелляционной жалобе о противоречии оспоренных положений Правил пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, частям 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьям 2, 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статье 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" судом первой инстанции проверялись, правильно были признаны несостоятельными, поскольку названные выше законоположения непосредственно не регламентируют правоотношения, возникающие в связи с определением объёма коммунального ресурса поставляемого в многоквартирный дом при отсутствии или неисправности прибора учёта.
Как уже указывалось выше, жилищное законодательство предусматривает определение объёма потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учёта, и лишь при их отсутствии допускает применение нормативов потребления коммунальных услуг. Таким образом, формулы подпунктов "б", "в" пункта 21.1 Правил, предусматривающие расчёт объёма коммунального ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, исходя из среднемесячного объёма потребления и нормативов, регламентируют случаи отсутствия объективной возможности осуществить расчёт платы по показаниям прибора учёта и действующему законодательству в рассматриваемой сфере правоотношений не противоречат.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что оспоренное правовое регулирование направлено на обеспечение необъективности и недостоверности сведений, касающихся учёта расхода соответствующих коммунальных ресурсов, в том числе предоставленных на общедомовые ресурсы, и не регулирует порядок определения размера платы за коммунальные услуги, необоснованны, опровергаются содержанием оспоренных правовых положений и не могут свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости совершенствования оспоренного правового регулирования в части регламентации порядка определения объёма потреблённого коммунального ресурса, по сути, сводятся к решению вопроса об осуществлении нормативно-правового регулирования, что не отнесено к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, а также иных судов.
Указания в апелляционной жалобе на необоснованность обжалованного решения суда ошибочны, так как при рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Партнер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
А.М. Рыженков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 3 октября 2019 г. N АПЛ19-342
Текст определения опубликован не был