Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 56-АПА19-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Иваненко Ю.Г.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N За-125/2019 по административному исковому заявлению прокурора Приморского края о признании не действующими генерального плана Моряк-Рыболовского сельского поселения в редакции решения Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 9 ноября 2018 г. N 13, Правил землепользования и застройки Моряк-Рыболовского сельского поселения в редакции решения Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 9 ноября 2018 г. N 14 по апелляционной жалобе Думы Ольгинского муниципального района Приморского края на решение Приморского краевого суда от 22 апреля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., представителя Думы Ольгинского муниципального района Приморского Края Бервено Ю.В. и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 27 сентября 2016 г. N 373 утверждены Генеральный план Моряк-Рыболовского сельского поселения (далее также - Генеральный план) и Правила землепользования и застройки Моряк-Рыболовского сельского поселения (далее также - Правила землепользования и застройки).
В дальнейшем, 9 ноября 2018 г., Думой Ольгинского муниципального района Приморского края приняты решения: N 13 "О внесении изменений в Генеральный план Моряк-Рыболовского сельского поселения" (далее также - Решение N 13), N 14 "О внесении изменения в Правила землепользования и застройки Моряк-Рыболовского сельского поселения" (далее также - Решение N 14).
Заместитель прокурора Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Генерального плана Моряк-Рыболовского сельского поселения в редакции решения Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 9 ноября 2018 г. N 13 и Правил землепользования и застройки Моряк-Рыболовского сельского поселения в редакции решения Думы Ольгинского муниципального района Приморского края от 9 ноября 2018 г. N 14 с момента их утверждения в новой редакции. В обоснование требований ссылался на нарушение процедуры подготовки проектов и утверждения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки, установленной статьями 24 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Решением Приморского краевого суда от 22 апреля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Дума Ольгинского муниципального района Приморского края просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что процедура внесения изменений в Генеральный план Моряк-Рыболовского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Моряк-Рыболовского сельского поселения соблюдена, принятым нормативным правовым актом не нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором прокуратуры Приморского края представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 13 и Решения N 14, статьям 24 и 32 ГрК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей в период подготовки и утверждения оспариваемых нормативных правовых актов) утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района. Генеральный план сельского поселения утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
С учетом названных норм, а также положений статьи 6 Устава Ольгинского муниципального района суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселений, внесение изменений в него урегулированы статьей 24 ГрК РФ, а правил землепользования и застройки - статьями 31 и 32 ГрК РФ.
Суд первой инстанции признал нарушенной процедуру принятия Решения N 13 и Решения N 14, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 5.1, 24, 28, 31 ГрК РФ по проектам генерального плана, правил землепользования и застройки и внесения в названные документы изменений проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Исходя из положений части 3 статьи 28 и части 12 статьи 31 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений, по проектам, предусматривающим внесение изменений в названные документы, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В нарушение названных норм в данном случае публичные слушания были проведены только в одном населенном пункте муниципального образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что Решением N 13 и Решением N 14 вносились изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки только в отношении части территории поселения, где и были проведены публичные слушания, основан на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам дела.
Статья 24 ГрК РФ не устанавливает каких-либо особенностей при проведении публичных слушаний в случае внесения изменений в генеральный план. Согласно части 14 статьи 31 ГрК РФ в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, общественные обсуждения или публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Как видно из текста Решения N 13 и Решения N 14, утверждена новая редакция Генерального плана и Правил землепользования и застройки в отношении всей территории поселения. При этом изменения, внесенные указанными решениями, не касались изменений градостроительных регламентов, а изменяли границы территориальных зон.
Следовательно, публичные слушания должны были проводиться в каждом населенном пункте поселения.
Также названными решениями изменены границы санитарно-защитной зоны предприятия ООО "Моряк-Рыболов".
Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 1 ГрК РФ).
Положениями части 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее также - Санитарные правила), которыми определены, в частности, класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.
В соответствии с разделом VII Санитарных правил для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон, конкретные размеры и границы которых определяются в проекте санитарно-защитной зоны.
Пунктом 4.2 Санитарных правил определено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляются постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании в том числе предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с учетом действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 Санитарных правил).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что санитарно-защитная зона предприятия ООО "Моряк-Рыболов" отображена в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя, то есть произвольно. Данное обстоятельство подтверждается и представленным в судебное заседание суда апелляционной инстанции экспертным заключением от 15 августа 2019 г. N 214/7.1-Т, утвержденным врио главного врача ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае" и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя от 2 сентября 2019 г., согласно которым санитарно-защитная зона предприятия ООО "Моряк-Рыболов" не устанавливается.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства Судебная коллегия считает верным вывод суда о том, что отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
С учетом изложенного решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Приморского краевого суда от 22 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Думы Ольгинского муниципального района Приморского края без удовлетворения.
Председательствующий |
Абакумова И.Д. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Иваненко Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2019 г. N 56-АПА19-15
Текст определения опубликован не был