Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2019 г. N 117-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иценкова Алексея Владимировича, о признании недействующим в части Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя (далее - Порядок), утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года N 28-ПП, по апелляционной жалобе Правительства Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 15 мая 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года N 28-ПП, опубликованным на официальном сайте 16 февраля 2015 года, утверждён Порядок, положения которого применяются и в отношении инвалидов войны.
Согласно пункту 4 Порядка к членам семьи льготника, если в соответствии с законодательством меры социальной поддержки распространяются на членов семьи льготника, относятся проживающие совместно супруг (супруга), дети (до 18 лет), родители.
Иценков А.В., инвалид II группы, имеющий право на льготу, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, обратился в суд с административным исковые заявлением о признании недействующей приведённой региональной нормы в части слов "до 18 лет", как исключающей возможность учитывать в качестве членов семьи инвалида войны совместно проживающих с ним совершеннолетних детей, сославшись в подтверждение нарушения своих прав на письмо Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя от 10 декабря 2018 года N И-2 об отказе в предоставлении льгот с учётом проживающих вместе с ним взрослых детей.
По мнению административного истца, приведённая норма в оспариваемой части противоречит статьям 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункту 2 статьи 8 и подпункту 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", не предусматривающих такого ограничения возраста детей.
Решением Севастопольского городского суда от 15 мая 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 4 Порядка в части слов "до 18 лет".
В апелляционной жалобе Правительством города Севастополя поставлен вопрос об отмене решения суда и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильны применением судом норм материального права.
Прокуратурой города Севастополя и Иценковым А.В. поданы возражения на апелляционную жалобу о несостоятельности её доводов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы В апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции правомерно указал, что абзац второй пункта 4 Порядка, ограничивая возраст детей, признаваемых членами семьи лица, имеющего право на меры социальной поддержки с учётом членов его семьи, не соответствует подпункту 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) и статьям 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку сужает круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, при отсутствии такого полномочия у субъекта Российской Федерации.
Позиция суда основана на верном применении норм материального права, регулирующих отношения в области социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституций Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесённым федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Закон о ветеранах устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе, определяет с учётом заслуг по защите Отечества безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и статья 1).
Военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в указанные в законе периоды, федеральный законодатель относит к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны, подпункт 2 статьи 4 названного выше закона).
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей также компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункт 4 пункта 1 статьи 13 Закона о ветеранах).
Для инвалидов войны, а также для членов их семьи федеральный законодатель установил в статье 14 Закона о ветеранах предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наём и (или) платы за содержание жилого помещения исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, которая предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (подпункт 8 пункта 1).
Согласно пункту 1 статьи 10 упомянутого закона меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны, являются расходными обязательствами Российской Федерации, следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не уполномочен на самостоятельное определение круга лиц, имеющих право на получений льгот из средств федерального бюджета.
Жилищный кодекс Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения и нанимателя жилого помещения по договору социального найма относит проживающих совместно с указанными лицами их супругов, а также детей, независимо от возраста, и родителей (статьи 31 и 69).
Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащегося в подпункте "а" пункта 11 и пункте 25 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания вселённых собственником (нанимателем) в жилое помещение детей членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что в федеральных нормативных правовых актах отсутствует предписание, согласно которому членами семьи применительно к жилищным правоотношениям признаются только несовершеннолетние дети. Отсутствует такое ограничение и в правом регулировании предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
При таком положении решение суда первой инстанции об удовлетворении административного искового заявления является законным.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны ввиду неправильного толкования норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем Судебная коллегия считает необходимым изложить резолютивную часть решения суда в иной редакции, исключив из неё ссылку на Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи, являющийся самостоятельным нормативным правовым актом, утверждённым, как и Порядок, постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года N 28-ПП, но не оспариваемый административным истцом ввиду отсутствия в нём норм, определяющих состав семьи льготников.
Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Севастопольского городского суда от 15 мая 2019 года оставить без изменения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года N 28-ПП в части слов "до 18 лет".
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2019 г. N 117-АПА19-6
Текст определения опубликован не был