Именем Российской Федерации
29 июля 2019 г.
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Харламовой О.А.,
при секретаре Шевелевой А.С.,
с участием прокурора Бородич А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске административное дело по административному исковому заявлению Мартынова Г.П. к Правительству Омской области об оспаривании в части Порядка предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 17 мая 2017 г. N 140-п, установил:
17 мая 2017 г. Правительством Омской области издано постановление N 140-п, которым утвержден Порядок предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства (далее - Порядок).
Указанный нормативный правовой акт опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 мая 2017 г., в периодическом печатном издании "Омский вестник" от 26 мая 2017 г. N 20.
Абзацем 1 пункта 4 Порядка установлено, что к субсидированию принимаются затраты (без учета транспортных расходов), произведенные с 1 января текущего года (с учетом налога на добавленную стоимость для лиц, применяющих специальные налоговые режимы, и без учета налога на добавленную стоимость для лиц, применяющих общую систему налогообложения, - на дату осуществления соответствующих затрат).
Мартынов Г.П. обратился к Правительству Омской области с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 1 пункта 4 Порядка, указывая, что является индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства, в целях улучшения кормовой базы животных в 2018 году приобрел кормозаготовительную технику на общую сумму <...>, 21 августа 2018 г. обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области с заявлением о предоставлении субсидии. Уведомлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 04 сентября 2018 г. в предоставлении субсидии Мартынову Г.П. было отказано, отказ в предоставлении субсидии оспорен в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24 января 2019 г., оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2019 г., уведомление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 04 сентября 2018 г. об отказе в предоставлении субсидии признано незаконным, на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области возложена обязанность в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Мартынова Г.П. от 21 августа 2018 г.
Уведомлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 07 июня 2019 г. в предоставлении субсидии Мартынову Г.П. было отказано со ссылкой на п. 4 Порядка.
Мартынов Г.П. полагает, что оспариваемая норма, предусматривающая принятие к субсидированию затрат, произведенных с 1 января текущего года, что исключает предоставление субсидии на основании судебного постановления, вступившего в законную силу в период, последующий году осуществления затрат, противоречит части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статье 16 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (л.д.3-6, 94-95).
В судебном заседании представитель Мартынова Г.П. - Рукавишников В.Ю., действующий на основании доверенности от <...> (л.д.8), доводы административного иска поддержал.
Представитель Правительства Омской области Вульф Н.Ю., действующая на основании доверенности от <...> (л.д.82), поддержав доводы возражений на административный иск (л.д.70-78, 108-109), просила в удовлетворении требований Мартынова Г.П. отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации, в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Омской области, в установленной форме, без нарушения требований законодательства, предъявляемых к процедуре подготовки, представления, рассмотрения проекта правового акта, его принятия и опубликования.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Шишкин В.И., действующий на основании доверенности от <...> (л.д.119), поддержав доводы письменного отзыва (л.д.111-113, 126-128) и правовую позицию представителя административного ответчика, полагал требования административного истца несостоятельными.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Бородич А.С., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы администрации Саргатского района Омской области от <...> N <...>-п, постановления Главы районного самоуправления Саргатского района Омской области от <...> N <...>-п зарегистрировано создание КФХ "Мартыново", утверждение главой хозяйства Мартынова Г.П.
В целях улучшения качества кормовой базы животных в 2018 году Мартынов Г.П. приобрел кормозаготовительную технику на общую сумму <...>, 21 августа 2018 г. обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области с заявлением о предоставлении субсидии на сумму <...>.
Уведомлением от 04 сентября 2018 г. в предоставлении субсидии Мартынову Г.П. было отказано, отказ в предоставлении субсидии оспорен в Арбитражный суд Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24 января 2019 г., оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2019 г., уведомление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 04 сентября 2018 г. об отказе в предоставлении субсидии признано незаконным, на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области возложена обязанность в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Мартынова Г.П. от 21 августа 2018 г. (л.д.24-37).
Уведомлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 07 июня 2019 г. в предоставлении субсидии Мартынову Г.П. было отказано в том числе, со ссылкой на п. 4 Порядка, ввиду предоставления документов о затратах на приобретение кормозаготовительной техники в 2018 году (л.д.69), в связи с чем, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом положений части 1 статьи 208 КАС РФ.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий устанавливает Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 5, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе, путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпункт 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" относит поддержку сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Государственная поддержка юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг оказывается в виде предоставления субсидии, осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из бюджета субъекта Российской Федерации названные выше субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счет бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления. При этом такие законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации), а равно принятым в их исполнение иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Омской области от 05 декабря 2003 г. N 483-ОЗ "О Правительстве Омской области" Правительство Омской области - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области; Правительство Омской области разрабатывает и реализует политику государственной поддержки сельскохозяйственного производства, сферы переработки сельскохозяйственной продукции, развития производственной и социальной инфраструктуры в селе (подпункт 20 пункта 1 статьи 10 Закона Омской области "О Правительстве Омской области").
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в сфере сельского хозяйства осуществляется соответствующими главными распорядителями средств областного бюджета в случаях и порядке, установленном Правительством Омской области (подпункт 2 пункта 6 статьи 3 Закона Омской области от 20 декабря 2018 г. N 2121-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов").
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в установленной пунктом 1 статьи 9 Закона Омской области от 21 ноября 2002 г. N 409-ОЗ "О нормативных правовых актах Омской области" форме.
Подготовка и согласование проекта оспариваемого нормативного правового акта осуществлялись в соответствии с требованиями Указов Губернатора Омской области от 08 мая 2003 г. N 82, 24 февраля 2004 г. N 34.
В силу требований статей 37.1, 38 Закона Омской области "О нормативных правовых актах Омской области" постановление Правительства омской области от 17 мая 2017 г. N 140-п опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 19 мая 2017 г., номер опубликования 5500201705190005 (л.д.97).
Проверяя существо оспариваемых административным истцом положений абзаца 1 пункта 4 Порядка, суд не находит противоречия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 г. N 887, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, должны содержать, помимо прочего, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, Правительство Омской области, участвуя в реализации государственной аграрной политики, вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Само по себе указание на то, что к субсидированию принимаются затраты (без учета транспортных расходов), произведенные с 1 января текущего года, не может рассматриваться как нарушающее права административного истца и противоречащее нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Мероприятие "Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства" предусмотрено государственной программой Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15 октября 2013 г. N 252-п, финансируется за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений в областной бюджет; денежные средства на финансирование указанных мероприятий из федерального бюджета не предоставлялись (л.д.110). Учитывая, что субсидии сельскохозяйственным производителям Омской области предоставляются исключительно за счет бюджета Омской области, правительство Омской области вправе установить в качестве одного из условий субсидирования возмещение затрат, произведенных с 1 января текущего года предоставления субсидии.
В соответствии с положениями ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Основываясь на положениях федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения абзаца 1 пункта 4 Порядка приняты в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Омской области, не противоречат требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают, поэтому в удовлетворении требований Мартынова Г.П. следует отказать.
Вместе с тем согласно части 3 статьи 215 КАС РФ, если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела судом установлено, что при повторном рассмотрении заявления Мартынова Г.П. в соответствии с решением Арбитражного суда Омской области от 24 января 2019 г., Министерство сельского хозяйство и продовольствия Омской области ограничилось констатацией того факта, что затраты на приобретение кормозаготовительной техники осуществлены административным истцом в 2018 году, что послужило основанием к отказу в предоставлении субсидии.
В указанной связи, поскольку истолкование органами исполнительной власти Омской области на практике абзаца 1 пункта 4 Порядка в той мере, в которой повторное рассмотрение заявления получателя субсидии на основании решения суда, вступившего в законную силу в период, последующий году осуществления затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, не соответствует истолкованию оспариваемых положений нормативного правового акта, выявленному судом с учетом места оспариваемого акта в системе нормативных правовых актов, суд полагает возможным указать на это в мотивировочной и резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Мартынова Г.П. к Правительству Омской области об оспаривании абзаца 1 пункта 4 Порядка предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 17 мая 2017 г. N 140-п, - оставить без удовлетворения.
Признать, что истолкование органами исполнительной власти Омской области на практике абзаца 1 пункта 4 Порядка предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 17 мая 2017 г. N 140-п, в той мере, в которой повторное рассмотрение заявления получателя субсидии на основании решения суда, вступившего в законную силу в период, последующий году осуществления затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, не приводит к возникновению права на предоставление субсидии, не соответствует истолкованию оспариваемых положений нормативного правового акта, выявленному судом с учетом места оспариваемого акта в системе нормативных правовых актов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Омского областного суда |
Харламова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 29 июля 2019 г. N 3а-78/2019 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 1 пункта 4 Порядка предоставления из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат по обеспечению технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства, утв. постановлением Правительства Омской области от 17.05.2017 N 140-п"
Текст решения опубликован не был