Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города
от 04.10.2019 N 366
Прогноз социально-экономического развития
муниципального образования город Торжок на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Показатели |
Единица измерения |
2018 год отчет |
2019 год оценка |
2020 год прогноз |
2021 год прогноз |
2022 год прогноз |
Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|
Численность населения (на начало года) - всего |
тыс. человек |
45,6 |
45,4 |
45,2 |
45,0 |
44,8 |
|
в % к предыдущему году |
99,2 |
99,4 |
99,5 |
99,6 |
99,6 |
Численность населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
45,5 |
45,3 |
45,1 |
44,9 |
44,7 |
|
в % к предыдущему году |
99,3 |
99,5 |
99,5 |
99,6 |
99,6 |
Промышленность |
|
|
|
|
|
|
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в действующих ценах каждого года - всего |
млн. рублей |
21 149,7 |
22 207,5 |
23 457,1 |
24 421,7 |
25 343,5 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
- Добыча полезных ископаемых (В) |
млн. рублей |
240,5 |
18,4 |
20,2 |
21,2 |
22,3 |
- Обрабатывающие производства (С) |
млн. рублей |
20 406,1 |
21 647,5 |
22 869,5 |
23 804,9 |
24 696,8 |
- Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (D) |
млн. рублей |
382,3 |
414,9 |
435,1 |
457,6 |
480,4 |
- Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Е) |
млн. рублей |
120,8 |
126,7 |
132,3 |
138,1 |
144,0 |
Индекс промышленного производства - всего |
в % к предыдущему году |
107,7 |
101,4 |
103,4 |
101,0 |
100,5 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
- Добыча полезных ископаемых (В) |
в % к предыдущему году |
155,2 |
7,4 |
104,4 |
100,0 |
100,0 |
- Обрабатывающие производства (С) |
в % к предыдущему году |
107,5 |
102,6 |
103,4 |
101,0 |
100,5 |
- Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (D) |
в % к предыдущему году |
102,0 |
103,1 |
100,6 |
100,5 |
100,5 |
- Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (Е) |
в % к предыдущему году |
102,5 |
100,3 |
100,3 |
100,3 |
100,3 |
Дорожное хозяйство |
|
|
|
|
|
|
Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения (на начало года), всего |
км |
109,4 |
109,4 |
109,4 |
109,4 |
112,5 |
в том числе протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием |
км |
75,0 |
75,4 |
75,4 |
75,4 |
78,5 |
Строительство |
|
|
|
|
|
|
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
тыс. рублей |
1329,0 |
1412,0 |
1506,0 |
1611,0 |
1719,0 |
Индекс объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" |
% к предыдущему году |
93,2 |
100,5 |
101,1 |
101,5 |
101,5 |
Ввод в действие жилых домов |
кв. м в общей площади |
4943,0 |
11020,0 |
8200,0 |
7500,0 |
4900,0 |
Удельный вес жилых домов, построенных населением |
% |
100,0 |
36,3 |
59,8 |
66,0 |
100,0 |
Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (без субъектов малого предпринимательства)- всего |
млн. рублей |
11 973,3 |
1 245,8 |
562,3 |
930,1 |
968,3 |
Индекс физического объема |
% к предыдущему году |
в 18,2 р. |
9,9 |
43,4 |
158,9 |
100,0 |
Малое предпринимательство |
|
|
|
|
|
|
Количество предпринимателей без образования юридического лица, всего |
тыс. человек |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
Потребительский рынок |
|
|
|
|
|
|
Оборот розничной торговли (по крупным и средним) |
млн. руб. |
2 348,4 |
2 473,0 |
2 569,7 |
2 678,3 |
2 791,5 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
в % к предыдущему году |
87,2 |
100,1 |
100,3 |
100,3 |
100,3 |
Оборот общественного питания (по крупным и средним) |
млн. рублей |
45,2 |
49,7 |
52,3 |
55,2 |
58,3 |
Индекс физического объема оборота общественного питания |
в % к предыдущему году |
122,3 |
105,0 |
101,0 |
101,0 |
101,0 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
743,3 |
778,3 |
812,6 |
850,9 |
891,9 |
Индекс физического объема платных услуг населению |
в % к предыдущему году |
99,7 |
100,1 |
100,2 |
100,3 |
100,4 |
Труд |
|
|
|
|
|
|
Среднегодовая численность занятых в экономике - всего: |
тыс. человек |
20,0 |
20,1 |
20,2 |
20,2 |
20,2 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) - всего: |
тыс. человек |
17,2 |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
17,3 |
из них в государственных и муниципальных организациях |
тыс. человек |
6Д |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
6,2 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
рублей |
27 087,7 |
28 623,7 |
30 053,8 |
31 706,8 |
33 609,2 |
в том числе в государственных и муниципальных организациях |
рублей |
29 379,1 |
30 484,3 |
31 560,9 |
32 823,3 |
34 136,2 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников - всего: |
млн. рублей |
5 597,4 |
5 938,8 |
6 253,6 |
6 597,6 |
6 993,4 |
из него фонд заработной платы по государственным и муниципальным учреждениям |
млн. рублей |
2 161,1 |
2 249,7 |
2 333,0 |
2 426,3 |
2 523,4 |
Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
человек |
2 532 |
2 532 |
2 532 |
2 632 |
2 632 |
Численность детей в дошкольных группах, организованных при общеобразовательных школах |
человек |
106 |
106 |
106 |
106 |
106 |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями с учетом дошкольных групп, организованных при общеобразовательных школах |
мест на 100 детей дошкольного возраста (1 -6 лет) |
87,3 |
87,6 |
91,2 |
91,2 |
91,2 |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях общеобразовательных учреждений |
человек |
4 842 |
4 842 |
4 842 |
4 842 |
4 842 |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Общая характеристика прогноза социально-экономического развития
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тверской области и муниципальными правовыми актами, регламентирующими бюджетный процесс и порядок разработки прогноза социально-экономического развития территории: Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", постановлением Администрации Тверской области от 21.04.2009 N 157-па "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Тверской области на среднесрочный период и порядке организации составления проекта закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период", решением Торжокской городской Думы от 26.03.2013 N 159 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Торжок", постановлением администрации города Торжка Тверской области от 04.12.2015 N 579 "О порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на среднесрочный период".
Прогноз подготовлен на основе:
- сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации с применением индекса потребительских цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
- статистических данных, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Тверской области;
- данных, представляемых структурными подразделениями, самостоятельными структурными подразделениями администрации города, а также предложений по прогнозным показателям, представляемых организациями всех форм собственности, осуществляющими свою деятельность на территории города Торжка.
Прогноз содержит:
- оценку достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования город Торжок;
- оценку факторов и ограничений экономического роста муниципального образования город Торжок на среднесрочный период;
- направления социально-экономического развития муниципального образования город Торжок, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития, с учетом обеспечение достижения национальных целей и ключевых приоритетов, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- основные параметры муниципальных программ муниципального образования город Торжок.
Прогноз содержит следующие показатели:
- демографические;
- развитие отраслей экономики и социальной сферы;
- рынок труда, доходы и потребление населения.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Торжок на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов является инструментом как социально-экономического, так и бюджетного планирования.
Приоритеты социально-экономической политики администрации города:
- достижение позитивных демографических трендов;
- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан;
- улучшение жилищных условий;
- стимулирование инвестиционной активности бизнеса;
- формирование современной городской среды;
- обеспечение доступности и качества социальных услуг.
Социально-экономическое развитие муниципального образования
Факторами, определяющими социально-экономическое развитие города, являются близость к экономическим центрам, многоотраслевая структура экономики, наличие инвестиционно-привлекательных промышленных площадок, богатейшее историко-архитектурное наследие.
Наряду с высокой динамикой роста экономики гг. Москвы и Санкт-Петербурга и расширением их городских агломераций эти города усилят значение для Тверской области фактора экономико-географического положения и создадут новые возможности развития.
Демографические показатели
В период с начала 2000-х годов показатели, описывающие демографическую ситуацию в городе, характеризовались в целом положительными изменениями.
С 2000 года наблюдалась тенденция постепенного увеличения числа рождений, что связано с государственной демографической политикой.
Значимые положительные сдвиги произошли и в показателях смертности.
Начиная с 2017 года (по сравнению с 2005 годом) более чем на 30 процентов снизился показатель смертности населения.
Описанные тенденции привели к сокращению естественной убыли населения.
С 2017 года в связи с неблагоприятными демографическими процессами, происходившими в 90-х годах, рост рождаемости прекратился, а темпы снижения смертности оказались недостаточными для обеспечения естественного прироста населения.
Динамика естественного движения населения города Торжка
|
1995 год |
2000 год |
2005 год |
2010 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Родившихся, детей |
382 |
362 |
416 |
476 |
483 |
490 |
443 |
401 |
Умерших, человек |
883 |
985 |
1008 |
730 |
739 |
759 |
694 |
671 |
Естественная убыль населения, человек (+, -) |
-501 |
-623 |
-592 |
-254 |
-256 |
-269 |
-251 |
-270 |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области численность населения города Торжка по состоянию на 01.01.2019 составила 45,4 тыс. человек или 99,4% к уровню предыдущего года.
В первом полугодии 2019 года:
- коэффициент рождаемости составил 8,3 чел. на 1000 населения города или 96,5% к уровню соответствующего периода прошлого года;
- коэффициент смертности составил 14,3 чел. на 1000 населения или 90,5%. Аналогичная ситуация (превышение смертности над рождаемостью) сложилась во всех муниципальных образованиях Тверской области.
На демографическую ситуацию в городе оказывают влияние миграционные процессы. По 2010 включительно наблюдался миграционный прирост населения.
В 2018 году сложилось отрицательное миграционное сальдо - минус 4 чел., в то время как за первое полугодие 2019 года сложилось - минус 421 чел. В целом по Тверской области за первое полугодие 2019 года сложился миграционный прирост плюс 1351 чел., из них в городской местности -1027 чел., сельской местности - 324 чел.
На протяжения последних лет структура населения города остается неизменной: доля женского населения - 54%, мужского - 46%. Возрастной состав населения города характеризуется повышенной долей лиц пенсионного возраста (27%), имеющей тенденцию к увеличению. Удельный вес населения моложе трудоспособного возраста (детей) составляет 17 %, доля населения в трудоспособном возрасте - 56%.
Поскольку демографические тенденции в российской экономике носят долгосрочный и волнообразный характер в среднесрочной перспективе необходимо добиться позитивных демографических трендов по повышению рождаемости, снижению смертности населения, росту продолжительности здоровой жизни.
Механизмы и ресурсное обеспечение достижения указанных целей будет осуществляться в рамках реализации государственных и муниципальных программ, в соответствии с разграничением полномочий между различными уровнями государственной власти.
Муниципальные программы разработаны на период до 2023 года по двум направлениям реализации:
- новое качество жизни: Человеческий капитал;
- новое качество жизни: Комфортная городская среда.
Среди мероприятий муниципальных программ, направленных на достижение позитивных демографических трендов:
- создание условий для осуществления трудовой деятельности родителей, имеющих малолетних детей, включая достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
- повышение доступности жилья семьям с детьми, а также предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка;
- создание инфраструктуры высокого уровня комфортности городской среды с учетом индекса качества городской среды;
- создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта.
Среди инфраструктурных проектов, связанных с объектами спорта в среднесрочной перспективе планируется:
- строительство физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа;
- установка плоскостных спортивных сооружений на территории города.
Промышленность
Экономическая база города многофункциональна и имеет высокую степень диверсификации. На территории Торжка сосредоточены предприятия промышленности, строительства, транспорта и связи, торговли и общепита, организации по оказанию платных услуг населению (бытовых, культурных, туристических, правовых, медицинских и других).
Промышленное производство, являющееся основной специализацией Торжка, оказывает наибольшее влияние на социально-экономическое развитие города. Промышленность в городе представлена производством электронного оборудования, транспортных средств, изделий из дерева, нефтепродуктов, керамзитобетонных блоков для дымоходных систем, изделий из кожи, обуви, пищевых продуктов, химическим, текстильным и швейным производством, обработкой древесины и прочими.
Основными промышленными предприятиями города являются: АО "Завод "Марс", ОАО "Пожтехника", ЗАО "Торжокская обувная фабрика", ОАО "Торжокские золотошвеи", АО ТМК "Тверда", ООО ТПФ "Эдминс", ОАО "Торжокский мясокомбинат", ООО "Торжокское предприятие щеточных изделий", ООО МФ "РУС" и филиалы ООО "СТОД" в г. Торжке завод "Талион-Терра", ООО "Шелл Нефть" и ООО "Шидель".
По итогам 2018 года предприятиями города Торжка отгружено продукции (выполнено работ, оказано услуг) на сумму 19 991,2 млн. руб. По сравнению с 2017 годом объем отгрузки увеличился на 8,6%. Доля отгруженных товаров промышленными предприятиями города Торжка в общем объеме отгруженных товаров всех муниципальных образований Тверской области по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" составляет 8,2%. Среди городских округов Тверской области по объемам производства Торжок уступает лишь городу Тверь, а по объему отгруженной продукции собственного производства на душу населения занимает лидирующее место, в 1,5 раза превысив уровень Твери. Возросли объемы производства моторных масел, лесоматериалов, обуви, одежды, изделий народных художественных промыслов, автомобилей пожарных, огнетушителей, пищевых продуктов (молоко обработанное, сыр, творог, кисломолочные продукты, печенье и пряники). Снизилось производство топливных гранул, хлебобулочных и кондитерских изделий, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог.
На ожидаемый результат, существенное влияние окажет деятельность предприятий по производству электронных изделий, моторного масла и занятых в сфере деревообработки. В среднесрочном периоде положительная динамика сохранится.
Дорожное хозяйство
Город Торжок обладает значительным транспортным потенциалом, сочетая в своей транспортной инфраструктуре возможности комплексного использования железнодорожного и автомобильного транспорта. Они составляют единую систему путей сообщения, призванную обеспечить полное и бесперебойное удовлетворение потребностей производства и населения города в перевозках и обеспечить внешние связи с областным центром, другими районами Тверской области и соседними регионами. Торжок является центром, через который проложены популярные туристические маршруты: на Валдай, Новгород, Санкт-Петербург, Москву, Осташков, к озеру Селигер.
Безопасные и качественные автомобильные дороги - стратегический проект Правительства РФ, который реализуется в рамках государственных и муниципальных программ.
В соответствии с п. 5 части 1 ст. 16 Федерального Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ежегодно в бюджете муниципального образования город Торжок предусматриваются денежные средства на их содержание и ремонт, нанесение дорожной разметки, установку дорожных знаков, обследование объектов транспортной инфраструктуры. За счет этого увеличивается доля автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным требованиям.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения - 109,4 км, из них 75,4 км - дороги с твердым покрытием, в 2018 году произошло увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием по сравнению с предыдущим годом на 0,4 км. В рамках муниципального контракта от 26.06.2018 N 0836300000518000019-0262492-01 выполнены работы по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Торжка: ул. Вокзальная (тротуар), ул. Стадионная, переулки 1-й и 2-й Пугачева. В результате проведенных работ по данным переулкам (1-ый пер. Пугачёва протяженностью 0,240 км и 2-ой пер. Пугачёва протяженностью 0,203 км) изменился тип покрытия с грунтового на твердый (асфальтобетон).
В 2019 году планируется выполнить ремонт дорожного полотна протяженностью 10,432 км., в 2020 году планируется - 5,355 км, в 2021 году планируется выполнить ремонт дорожного полотна протяженностью 2,27 км.
В 2021-2022 годах планируется строительство новой дороги, которое обусловлено тем, что на юго-западной окраине города Торжок расположено крупное, имеющее потенциал и планы по дальнейшему развитию, предприятие - филиал ООО "СТОД" в городе Торжок - Завод "Талион Терра". Функционирование предприятия связано с высоким трафиком грузовых автотранспортных средств. Движение грузового транспорта осуществляется через исторический центр города, что одновременно не выгодно и городу, и предприятию. Осложняет ситуацию легковой транзитный транспорт, также движущийся через исторический центр города Торжок в направлении на г. Осташков и г. Старица. Для решения обозначенных проблем Схемой территориального планирования Торжокского района, генеральными планами Борисцевского и Грузинского сельских поселений было предусмотрено строительство окружной автомобильной дороги южнее города Торжок от федеральной автодороги М-10 "Россия" до региональной автодороги "Торжок-Осташков". В рамках реализации данных проектных решений был разработан проект планировки территории окружной автодороги и письмом Министерства транспорта Тверской области от 19.05.2015 N 09- 042315 данной дороге было присвоено название "Южный обход г. Торжок". В соответствии с материалами проекта планировки территории автодороги "Южный обход г.Торжок", данная дорога располагается в границах города Торжок и Борисцевского и Грузинского сельских поселений Торжокского района.
Общая протяженность строительства участка автодороги "Южный обход г. Торжок" в границах города составит 5,93 км, в т.ч.: в 2021 году - 3,08 км от Калининского шоссе до границы с Грузинским сельским поселением, в 2022 году - 2,85 км от границы с Борисцевским сельским поселением до автодороги "Торжок - Осташков".
Прогнозная протяженность автомобильных дорог на начало 2022 года -112,5 км, в т.ч. с твердым покрытием - 78,5 км.
Наименование показателя |
Единица измерения |
года |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения |
процент снижения |
25,2 |
15,7 |
10,8 |
8,7 |
8,7 |
Ежегодно будет уменьшаться доля автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Строительство
Ежегодно на территории города осуществляется жилищное строительство.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области в 2018 году введено в эксплуатацию 4,9 тыс. м2 жилых домов, в расчете на одного жителя города - 0,11 м2. В течение 2018 года переведено в нежилые помещения 2,2 тыс. м2. Таким образом, общая площадь жилых помещений составила 1105,2 тыс.кв.м., или 24,4 кв.м, на одного жителя города.
Общая площадь жилых помещений, планируемых к вводу в эксплуатацию в 2019 году, оценивается на уровне 11020 м2, из них многоэтажное жилищное строительство - 7020 м: жилые дома: Ленинградское шоссе, д. 67а на 48 квартир (2224 м), Ленинградское шоссе, д. 29 на 20 квартир (1950 м), Калининское шоссе на 34 квартиры (1860 м), ул. Володарского, д. 63 (986 м2) и 4000 м2 - индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое населением.
В 2020-2022 годах на различных площадках города продолжится строительство инвесторами многоквартирного жилья и индивидуальными застройщиками малоэтажного жилья.
Улучшение жилищных условий - является одним из национальных приоритетов, достигаемых, в том числе за счет бюджетных инвестиций в объекты недвижимости с целью:
- переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда;
- обеспечения доступным жильем семей со средним достатком, в том числе молодых, многодетных;
- создания специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
В рамках муниципальной программы "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Торжка" на 2018 - 2023 годы, утвержденной постановлением администрации города Торжка от 25.12.2017 N 625 предусмотрены бюджетные ассигнования на формирование земельных участков под жилищное строительство.
Инвестиции
Город Торжок открыт для активного и взаимовыгодного партнёрства. Приход в город новых инвесторов ведет к экономическому развитию территории.
В 2018 году объем инвестиций в основной капитал существенно возрос и составил 11 973,3 млн. руб., объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя составил 19,2 тыс. руб. Доля инвестиций г. Торжка в общем объеме инвестиций крупных и средних предприятий Тверской области составляет 15%. Наибольший объем инвестиций (92%) приходится на сектор государственного управления. В декабре 2018 года холдинг "Транспортные компоненты" на публичных торгах через дочернюю компанию ООО "КСК Инвестиции" приобрел имущественный комплекс Торжокского вагоностроительного завода, находившегося с 2016 года в состоянии банкротства. Холдинг "Транспортные компоненты" - компания, владеющая несколькими десятками предприятий, выпускающих детали для железнодорожного транспорта. Ключевым потребителем продукции компании является АО "Трансмашхолдинг", специализирующее на создании подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта. Инвестор планирует продолжить производство машиностроительной продукции на базе Торжокского вагоностроительного завода.
На территории города в среднесрочной перспективе планируется реализация крупных инвестиционных проектов, механизмы финансирования по которым уточняются:
- реставрация Борисо-Глебского монастыря и Спасо-Преображенского собора в рамках федеральной программы;
- реконструкция исторического центра города в рамках проекта банка БРИКС "Большие инвестиции".
Малое предпринимательство
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства, создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания является одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления через механизмы создания стимулов и формирования условий.
На территории города в 2018 году было зарегистрировано около одной тысячи индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Основная часть субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляет свою деятельность в сфере торговли, также представители малого и среднего бизнеса, задействованы в производстве продукции, строительстве, в сфере оказания услуг (такси, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, лесозаготовки, врачебная практика, стоматология, парикмахерские и косметологические услуги, услуги туристических агентств, риэлтерских компаний, управляющих организаций и др.).
В Российской Федерации сформированы нормативно-правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Для малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы, позволяющие оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Осуществляется государственная поддержка малого и среднего предпринимательства за счет средств областного бюджета Тверской области, в рамках которой предприниматели имеют возможность получать субсидию для возмещения затрат на ведение бизнеса, микрозаймы, гарантию по кредиту или кредит на льготных условиях.
На уровне Тверской области сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства.
На уровне муниципального образования:
- при Главе города создан коллегиальный совещательный орган Координационный совет по развитию малого предпринимательства, обеспечивающий возможность взаимодействия предпринимательского сообщества с администрацией города;
- в качестве инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства функционирует муниципальное бюджетное учреждение города Торжка "Информационно-консультационный центр по предпринимательству и туризму" (далее МБУ "ИКЦПиТ");
- система оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.
- сформирован перечень муниципального имущества города Торжка, свободного от прав третьих лиц в целях предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- приняты меры по расширению доступа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, включая установление квоты на осуществление указанных закупок;
- организованы специализированные, сельскохозяйственные и тематические ярмарки.
Муниципальное задание МБУ "ИКЦПиТ" включает оказание следующих услуг:
- предоставление образовательной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (Реализация образовательных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства, профессиональная переподготовка);
- поддержка выставочной деятельности;
- предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (информирование);
- предоставление информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства);
- оказание туристско-информационных услуг: Информирование физических лиц о туристических ресурсах (Интернет);
- оказание туристско-информационных услуг: Информирование физических лиц о туристических ресурсах (Вне стационара).
В среднесрочной перспективе на федеральном уровне при реализации национального проекта в сфере развития малого и среднего предпринимательства, целью которого является увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, планируется обеспечить:
- улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;
- создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
- создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология;
- благоприятные условия осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством создания нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.
Финансирование организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне отражается в подпрограмме 1 "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства и туризма в городе" муниципальной программы муниципального образования город Торжок "Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Торжка" на 2018-2023 годы.
Потребительский рынок
Потребительский рынок - одна из важнейших сфер экономики, структура и динамика его развития являются отражением социально-экономической ситуации в городе. В Торжке представлена разнообразная рыночная инфраструктура потребительского рынка, что позволяет обеспечить население всеми видами продовольственных и промышленных товаров, спектром бытовых услуг и услуг общественного питания.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тверской области за 2018 год:
- оборот розничной торговли организаций города без субъектов малого предпринимательства составил 2348,4 млн. руб., а его доля в общем обороте розничной торговли предприятий Тверской области составила 2%;
- оборот общественного питания по крупным и средним предприятиям составил 45,2 млн. руб., а его доля в обороте общественного питания Тверской области - 1,9%.
Ежегодно на территории города увеличивается количество объектов розничной торговли, входящих в состав федеральных и локальных сетей.
В Торжке представлена разнообразная рыночная инфраструктура потребительского рынка, что позволяет обеспечить население всеми видами продовольственных и промышленных товаров, спектром бытовых услуг и услуг общественного питания.
Важным показателем развития торговой отрасли на территории является обеспеченность населения площадью торговых объектов. В настоящее время данный показатель составляет более 600 квадратных метров на тысячу человек, что в 1,5 раза выше установленного норматива.
В среднесрочном периоде в сфере потребительского рынка сохранится тенденция роста, что будет связано с развитием туризма на территории города. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие сектора экономики, как услуги гостиниц и других коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, общественное питание, производство сувенирной продукции, изготовление представителями малого бизнеса товаров народного потребления.
Торжок входит в число городов, включённых в перечень исторических поселений федерального значения, и является одним из древнейших городов Верхневолжья. В городе имеется большое количество мест туристического показа: уникальные историко-культурный ландшафт, неотъемлемой часть которого являются 275 памятников архитектуры, экспозиции музеев А.С. Пушкина, Всероссийского историко-этнографического музея, музея золотного шитья, "Дома пояса", памятник преподобному Ефрему Новоторжскому - основателю Борисоглебского монастыря в Торжке. Отличительной чертой архитектурного облика Торжка является обилие церквей. Крупные архитектурные сооружения и комплексы Торжка созданы по проектам таких известных архитекторов, как К.И. Росси, Н.А. Львов, И.Ф. Львов, П.Р. Никитин. На территории Торжка расположены объекты культурного наследия федерального и регионального значения. Транспортная доступность города, близость к Москве и Санкт-Петербургу, являющимся крупнейшими источниками туристических потоков, близость к центру активного туристического отдыха - озеру Селигер является дополнительным преимуществом Торжка. Потенциал Торжка для развития туризма огромен.
Заинтересованность жителей и гостей города в фирменном блюде города Торжка способствует пропаганде кулинарного искусства, притоку потребителей и все большему открытию точек общественного питания. Число предприятий общественного питания на территории города неуклонно растет. Если на территории города в 2009 году осуществляли свою деятельность 18 предприятий общественного питания, то к середине 2019 года их число возросло до - 41.
Развитие потребительского рынка потребует расширения инвестиционного потенциала сектора малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций домохозяйств, крупного бизнеса, институтов развития.
Труд
В экономике Торжка занято около 20 тыс. чел., что составляет 44% населения города. В городе происходит постоянное перераспределение рабочей силы, ситуация складывается в соответствии с процессами, происходящими в экономике города. Население города занято в организациях частной, государственной и муниципальной формы собственности.
Ситуация на рынке труда является одним из важнейших факторов социально-экономического положения. Уровень официально зарегистрированной в городе безработицы по состоянию на 1 января 2019 года составил 0,6%, что соответствует уровню, сложившемуся в целом по Тверской области.
В среднесрочной перспективе на федеральном уровне определен комплекс мер, направленных на содействие развитию рынка труда, реализации профессионального потенциала работников, включая:
- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проведение ежегодной индексации заработной платы работников организаций бюджетной сферы;
- поддержка работодателей в организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников при внедрении новой техники;
- вовлечение в трудовую деятельность категорий граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, граждан старшего поколения, инвалидов, а также лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
- укрепление социального партнерства и взаимодействие с объединениями работодателей и профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений;
формирование перечня востребованных и дефицитных профессий (специальностей, должностей) на рынке труда, требующих высшего и среднего профессионального образования с учетом региональных особенностей рынка труда.
Среди мероприятий муниципальных программ, способных повлиять на создание условий для осуществления трудовой деятельности:
- обеспечение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет;
- увеличение доли среднесписочной численности работников малых и средних предприятий за счет развития рынка туристических услуг и развития конкуренции на других рынках;
- предоставление свободных не жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков с целью притока инвестиций и создания новых рабочих мест;
- строительство объектов социальной сферы за счет бюджетных инвестиций.
Выполнение майских указов Президента Российской Федерации в 2018 году позволило повысить заработную плату в федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях Тверской области и в муниципальных учреждениях в целом на 6,6%, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в государственных и муниципальных учреждениях составила 29,4 тыс. руб.
Рост заработной платы во внебюджетной сфере на 10,7 % произошел в основном за счет увеличения заработной платы на обрабатывающих производствах.
В целом по городу среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2018 году составила 27,1 тыс. руб. (темп роста -109,3%).
В среднесрочной перспективе в целом по городу среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прогнозируется с ежегодным ростом.
Развитие социальной сферы
Социальная сфера в прогнозе социально-экономического развития представлена отраслями: образование, культура, здравоохранение.
Муниципальный сектор образовательных услуг представлен 9 общеобразовательными организациями, 9 дошкольными образовательными организациями, организациями дополнительного образования детей, финансирование которых осуществляется в рамках муниципальной программы муниципального образования город Торжок "Развитие образования города Торжка" на 2018-2023 годы.
В 2018 году отсутствовала очередь в дошкольные учреждения для детей, доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену снизилась с 7,2% до 5,3%.
Приоритетным направлением деятельности системы общего образования города Торжка остается обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей получения полноценного образования. В среднесрочной перспективе с целью обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет и ликвидации второй смены в школах за счет бюджетных инвестиций планируется строительство:
- детского сада на 100 мест;
- школы на 1100 мест.
Заместитель Главы администрации города |
С.Е. Гогаладзе |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Торжка Тверской области от 4 октября 2019 г. N 366 "О прогнозе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.