Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
Инструкция
для участника итогового изложения к тексту для итогового изложения
Прослушайте (прочитайте) текст. В бланке записи итогового изложения перепишите название текста для изложения. Напишите подробное изложение. Рекомендуемый объем - 200 слов. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится "незачет".
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля (изложение можно писать от 1-го или 3-го лица).
Обращайте внимание на логику изложения, речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).
Изложение пишите четко и разборчиво. При оценке изложения в первую очередь учитывается его содержание и логичность.
Особенности формулировок тем итогового сочинения (текстов для изложения)
1. Особенности формулировок тем итогового сочинения
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
В 2019/20 учебном году объявлены следующие пять открытых тематических направлений итогового сочинения, а также комментарии к ним:
1. "Война и мир" - к 150-летию великой книги.
2. Надежда и отчаяние.
3. Добро и зло.
4. Гордость и смирение.
5. Он и она.
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материал; для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итоговых сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже представлены краткие комментарии к открытым тематическим направлениям:
Тематическое направление |
Комментарий |
"Война и мир"- к 150- летию великой книги |
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий "война" и "мир" и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях. |
Надежда и отчаяние |
В широком мировоззренческом аспекте понятия "надежда" и "отчаяние" могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведения отечественной и зарубежной литературы. |
Добро и зло |
Конфликт между добром и злом составляет основ большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления. |
Гордость и смирение |
Данное направление предполагает осмысление понятий "гордость" и "смирение" в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие "гордость" может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие "смирение" - как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения. |
Он и она |
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых "он" и "она". |
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования. Темы для итогового сочинения должны:
- соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
- соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет опираться в своих рассуждениях);
- нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
- соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать
литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уж было отмечено выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).
В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем (данные темы соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года: "Отцы и дети", "Мечта и реальность", "Месть и великодушие", "Искусство и ремесло", "Доброта и жестокость".
Комплект N 1
106. Как избежать конфликта между "отцами" и "детьми"?
202. Какую мечту можно назвать благородной?
312. Опасна ли месть для самого мстителя?
403. Почему нужно учиться понимать искусство?
502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: "Как легко быть добрым!"?
Комплект N 2
104. Неизбежен ли конфликт между поколениями? 213. Что помогает мечтам сбываться? 303. Как связаны великодушие и сострадание? 412. Какова роль искусства в жизни общества?
507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
Комплект N 3
105. Почему проблему "отцов и детей" называют вечной? 212. Что мешает человеку реализовать свою мечту? 302. Важно ли уметь прощать?
404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: "Трудно привести к добру нравоучением, легко примером"?
Комплект N 4
113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что "каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир"?
204. Как характеризует человека его мечта?
308. Почему месть не помогает искоренить зло?
410. Что важнее в книге - как она написана или о чем?
505. В каких поступках человека проявляется доброта?
Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. приложение 5).
2. Особенности текстов для итогового изложения
Тексты для итогового изложения отбираются из произведений отечественных авторов (не из хрестоматий и учебников). Текст для итогового изложения не превышает объем 300 - 380 слов и соответствует определенным требованиям. Текст должен:
обладать смысловой завершенностью (как правило, это фрагмент литературного произведения, адаптированный под задачу);
быть повествовательным, обладать ярко выраженным сюжетом (ни описание, ни рассуждение не должно доминировать; текст не должен содержать звуковых образов развернутых диалогов и монологов, допускается несколько реплик);
быть понятным для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (привычный стиль, отсутствие внутренней ироничности, несложный синтаксис, минимум слов с переносным значением);
соответствовать возрастным особенностям выпускников (текст не должен быть слишком сложным или излишне примитивным, он не строится на сказочных или фантастических сюжетах);
обладать позитивным воспитательным потенциалом;
быть корректным и адекватным ситуации контроля (текст не должен дискриминировать участников с ОВЗ, содержать психологически травмирующие натуралистические подробности, быть излишне трагичным).
Образец текста для проведения итогового изложения
Орлы
Вы знаете, как орлица выбирает орла? Она дает сложное задание.
Орлица берет в клюв веточку, поднимается на большую высоту и с этой веточкой кружится в небе. Вокруг орлицы начинают летать орлы, тогда она бросает эту ветку вниз, а сама смотрит за орлами. И вот какой-то орел подхватывает эту ветку в воздухе, не дав ей упасть, а затем передает ее орлице. Она вновь бросает ветку. Все повторяется много раз Орлица выбирает того орла, который не ошибается.
Затем они высоко на скале вьют гнездо из жестких прутьев и выстилают его пухом и перьями, вырванными из себя. В такое мягкое и теплое гнездышко орлица откладывает яйца. Когда появляются беспомощные орлята, родители заслоняют их крыльями от дождя и палящего солнца, носят им пищу. Наконец, наступает момент, когда родители начинают подросших орлят учить летать.
Орел садится на край гнезда и колотит по нему крыльями, чтобы выбить все перья и пух и сделать гнездо неудобным. Орлица в это время летит куда-нибудь, ловит рыбку и садится где-то метрах в пяти от гнезда, чтобы птенчики ее видели. Потом на виду у своих птенцов начинает эту рыбу потихонечку есть. Птенцы не понимают, что же случилось, ведь раньше все было по-другому. Мама с папой их кормили, оберегали, а теперь все пропало: гнездо стало жесткое, и еще родители сами рыбу едят, а им не дают.
И тогда птенцы начинают ползти из гнезда. Вот орленок вываливается, такой неуклюжий, еще ничего не умеет, ничего не знает. Гнездо стоит на скале, чтобы никакие хищники не подобрались. Птенец падает в пропасть. И тут орел, который ловил когда-то веточки, стремглав бросается вниз и ловит себе на спину этого орленка, не дав ему разбиться. И потом, на спине, он поднимает его опять в неудобное гнездо, опять на скалу, и все повторяется. Птенцы падают, а отец их ловит. У орлов ни один орленок не разбивается.
И вот в какой-то из моментов падения орленок начинает делать движение, которого никогда раньше не делал: он расправляет на ветру свои крылья, попадая в поток воздуха. Он начинает летать. Так орлы учат своих птенцов. И как только птенец начинает летать сам, родители берут его с собой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.