Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации Ростовского
муниципального района
от 10.10.2019 N 1621
Комплексный план
"Улучшение условий и охраны труда в Ростовском муниципальном районе" на 2020 год
Введение
Комплексный план "Улучшение условий и охраны труда в Ростовском муниципальном районе" на 2020 год разработан во исполнение статей 210, 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1197 "О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда", областной программы "Улучшение условий и охраны труда в Ярославской области" на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 18 февраля 2015 г. N 145-п.
Комплексный план "Улучшение условий и охраны труда в Ростовском муниципальном районе" на 2020 год представляет собой план мероприятий органов местного самоуправления Ростовского муниципального района, работодателей, профсоюзов по созданию благоприятных условий труда в Ростовском муниципальном районе.
1. Характеристика сферы реализации Комплексного плана, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития.
Ростовский муниципальный район входит в число муниципальных районов Ярославской области с развитым промышленным производством. В Ростовском районе представлены следующие виды экономической деятельности: сельское хозяйство; обрабатывающие производства; добыча полезных ископаемых; обеспечение электрической энергией, газом и паром; транспортировка и хранение, строительство и прочие виды. Общее количество хозяйствующих субъектов на 01.07.2019 года по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области составило - 1272.
На территории Ростовского муниципального района проживает около 64 тысяч человек.
В экономике района занято около - 22 тыс. человек, в крупных и средних организациях работает более 14 тысяч человек.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области охраны труда.
Результатом предпринимаемых совместных усилий по профилактике производственного травматизма органов местного самоуправления, органов контроля и надзора в сфере охраны труда, профсоюзов, работодателей явилось то, что в Ростовском муниципальном районе количество несчастных случаев на производстве с 2006 года сократилось в 2.6 раза с 42 несчастных случаев с 2006 года до 16 несчастных случаев в 2018 году. Количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями снизилось в четыре раза. Однако производственный травматизм по-прежнему остается серьезной проблемой, несущей негативные последствия экономического и социального характера, приводящие к невосполнимым материальным и моральным потерям, как для работников и организаций, так и для муниципального района в целом.
В таблицах 1 - 4 представлены статистические данные, свидетельствующие о том, что в течение последних лет значения показателей производственного травматизма в Ростовском муниципальном районе имеют следующую динамику.
Таблица 1.
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2016 - 2018 годах (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области в организациях г. Ростова и Ростовского района)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
г. Ростов |
1 |
0 |
0 |
Ростовский район |
0 |
0 |
0 |
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2016 - 2018 годах (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области в организациях г. Ростова и Ростовского района.)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
г. Ростов |
20 |
10 |
11 |
Ростовский район |
3 |
1 |
5 |
Таблица 3
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области в организациях г. Ростова и Ростовского района.)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
область |
1.6 |
1.5 |
1.3 |
г. Ростов |
2.9 |
1.5 |
1.8 |
Ростовский район |
1.2 |
0.4 |
2.3 |
Таблица 4
Количество дней нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области в организациях г. Ростова и Ростовского района.)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
область |
49.8 |
48.7 |
53.3 |
г. Ростов |
34.3 |
41.7 |
46.9 |
Ростовский район |
73.3 |
15.0 |
41.0 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в организациях Ростовского района показывает, что основными причинами их возникновения являются организационные причины: недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; неудовлетворительная организация производства работ; недостаточный контроль со стороны руководителей за безопасным выполнением работ, за соблюдением работниками требований по охране труда. Среди видов происшествий преобладают такие, как падение при разности уровня высот; падение на скользкой поверхности; защемление между движущимися предметами. В разрезе основных видов экономической деятельности наиболее травмоопасными являются обрабатывающие производства; здравоохранение и предоставление социальных услуг; строительство; добыча полезных ископаемых; водоснабжение, водоответвление, организация сбора и утилизации отходов.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является специальная оценка условий труда на рабочих местах.
В таблице 5 представлены данные проведения специальной оценки условий труда в 2016 - 2018 годах.
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда (по данным департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
РМР |
6204 |
6955 |
8617 |
Несмотря на то, что за последние 3 года отмечена положительная динамика по количеству организаций района, проводивших специальную оценку условий труда, темпы ее проведения все же недостаточные. Специальную оценку условий труда провели 114 организаций, что составляет 9 процентов по отношению к общему количеству организаций района. Общее количество рабочих мест в обследованных организациях на 01.10.2019 года, на которых имеются достоверные сведения по условиям труда составили 8709 рабочих мест (73% от количества рабочих мест в обследованных организациях).
В таблице 6 - 7 приведены результаты анализа удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
Таблица 6
Численность работников занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых; в обрабатывающих производствах; в строительстве; в сфере транспортировки и хранения (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
РМР |
2633 |
2557 |
2211 |
Таблица 7
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых; в обрабатывающих производствах; в строительстве; в сфере транспортировки и хранения (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области)
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
РМР |
26 |
28 |
30 |
В неблагоприятных условиях труда на конец 2018 года в обследованных организациях работали 2211 человек или 30% от списочной численности работающих. Из них в организациях сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства работали 26 человек (12% от работающих в этой отрасли); в организациях по добыче полезных ископаемых - 120 чел. (42% от работающих в этой отрасли); в обрабатывающих производствах - 1155 чел. (31% от работающих в этой отрасли); в организациях по обеспечению электрической энергией, газом и паром - 242 чел. (32% от работающих в этой отрасли); в организациях водоснабжения, водоотведения - 14 чел. (2,5% от работающих в этой отрасли); в строительстве - 146 чел. (55% от работающих в этой отрасли); в сфере транспортировки и хранения - 508 (38%).
Тяжелым физическим трудом были заняты 1488 человек (67 процентов от численности работающих во вредных и опасных условиях труда), на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, были заняты 262 человека (11 процентов).
Основной причиной роста удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, является работа на оборудовании, морально и физически устаревшем и не отвечающем требованиям безопасности. Модернизация оборудования требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат.
В таблице 8 приведены данные по затратам на мероприятия по охране труда в организациях г. Ростова и Ростовского района.
Таблица 8
Финансирование мероприятий по охране труда в расчете на 1 работающего (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области).
Территория |
годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
область |
8802.3 |
10510.5 |
10390.5 |
г. Ростов |
5839.4 |
4503.8 |
6278.9 |
Ростовский район |
4089.4 |
5159.8 |
4197.0 |
Прогноз состояния производственного травматизма, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по указанным показателям, обеспечивает комплексный подход и согласованные действия органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов, и, как следствие, позволит ожидать создания или улучшения условий обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которые наряду с другими факторами будут способствовать повышению качества жизни, сохранению здоровья трудоспособного населения Ростовского муниципального района и улучшению демографической ситуации в районе.
Таким образом, первоочередные задачи, направленные на предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, заключаются в реализации комплексного подхода к улучшению условий труда на каждом рабочем месте, начиная с выявления профессиональных рисков через специальную оценку условий труда и заканчивая приведением производственных и санитарных условий труда в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда и устранением имеющихся факторов профессиональных рисков.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Комплексного плана, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач, срок реализации Плана.
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Комплексного плана "Улучшение условий и охраны труда в Ростовском муниципальном районе" является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Ростовского муниципального района.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. N 1540-р, к приоритетным направлениям деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения относятся принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих, содействие органам государственного контроля и надзора в повышении эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2.1. Цели и задачи Комплексного плана.
2.1.1. Целью Комплексного плана является снижение производственного травматизма работников организаций, расположенных на территории Ростовского муниципального района.
2.1.2. Показателями достижения указанной цели являются:
- по уровню производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
количество дней нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;
- по динамике оценки условий труда:
количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
- по условиям труда:
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда .
2.1.3. Для достижения поставленной цели в рамках Комплексного плана необходимо решение задач по улучшению условий и охраны труда и повышению эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
- обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации об условиях и охране труда на рабочих местах;
- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
- обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
2.2. Ожидаемые результаты реализации Комплексного плана и целевые показатели.
В результате реализации Комплексного плана ожидается улучшение условий труда работников в организациях района, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, в том числе снижение:
- удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, в Ростовском муниципальном районе с 30 процента в 2018 году до 29.8 процента к концу 2020 года;
- численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более с 16 человек в 2018 году до 15 человек к концу 2020 года.
Достижение цели и решение задач оцениваются целевыми показателями реализации мероприятий Комплексного плана, указанными в табл. 8
Таблица 8.
Показатели Комплексного плана "Улучшение условий и охраны труда в РМР"
N |
Наименование показателя |
Базовое значение целевого показателя |
Годы |
2020 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Уровень производственного травматизма | |||
1.1 |
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, человек |
0 |
0 |
1.2 |
численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, человек |
17 |
15 |
1.3 |
количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дней: г. Ростов Ростовский район |
40.5 41.7 |
40.4 41.6 |
2. Динамика оценки условий труда | |||
2.1 |
количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, единиц |
8617 |
8700 |
3. Условия труда | |||
3.1 |
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в РМР, человек |
2211 |
2206 |
3.2 |
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, в РМР %. |
30 |
29.8 |
2.3. Перечень мероприятий, осуществляемых в рамках Комплексного плана "Улучшение условий и охраны труда в Ростовском муниципальном районе" на 2020 год с указанием сроков реализации, финансирования, исполнителей.
Комплексным планом предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
- обеспечение проведения СОУТ на рабочих местах;
- реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
- координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Срок реализации мероприятий Комплексного плана - 2020 год.
Ответственным исполнителем Комплексного плана является управление социального обеспечения населения администрации РМР
Финансирование мероприятий Комплексного плана будет осуществляться ответственными исполнителями: органами местного самоуправления Ростовского муниципального района, работодателями Ростовского муниципального района.
Прогнозная оценка расходов органов местного самоуправления РМР по 2020 году - 1930 тыс. рублей.
Перечень
мероприятий комплексного плана "Улучшение условий и охраны труда в Ростовском муниципальном районе" на 2020 год.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области от 10 октября 2019 г. N 1621 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.