Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации Первомайского МР
от 30.09.2019 N 605
Прогноз
социально-экономического развития первомайского муниципального района на среднесрочный период 2020 - 2022 годов
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет за |
Оценка текущего 2019 года |
Прогноз на три последующих года |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
|||
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
I вариант |
II вариант |
||||||
1. Промышленное производство | |||||||||||
Индекс промышленного производства |
% к пред. году |
107,1 |
125,0 |
105,2 |
106,0 |
102,5 |
105,0 |
103,0 |
106,0 |
104,2 |
105,4 |
2. Сельское хозяйство | |||||||||||
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн. руб. |
59,3 |
56,9 |
59,6 |
57,0 |
55,0 |
57,0 |
55,0 |
57,0 |
55,0 |
57,0 |
% к пред. году |
91,4 |
95,9 |
104,7 |
95,6 |
96,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий в т.ч. коров |
голов |
1490 |
1412 |
1113 |
1120 |
1100 |
1120 |
1100 |
1120 |
1100 |
1120 |
% к пред. году |
91,2 |
94,8 |
78,8 |
100,6 |
98,2 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
голов |
956 |
840 |
646 |
600 |
580 |
620 |
600 |
640 |
600 |
640 |
|
% к пред. году |
94,6 |
87,9 |
76,9 |
71,4 |
96,7 |
103,3 |
103,4 |
103,2 |
100,0 |
100,0 |
|
Надоено молока в расчете на одну корову |
кг |
2794 |
2612 |
2320 |
2350 |
2350 |
2400 |
2300 |
2400 |
2300 |
2400 |
% к пред. году |
92,2 |
93,5 |
88,8 |
101,3 |
100,0 |
102,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Произведено мяса на убой в живом весе |
тонн |
98,5 |
119,8 |
219,5 |
100,0 |
80,0 |
100,0 |
80,0 |
100,0 |
80,0 |
100,0 |
% к пред. году |
71,4 |
121,6 |
183,2 |
45,6 |
80,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
3. Строительство | |||||||||||
Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство" |
млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
% к пред. году |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Ввод в действие жилых домов - всего |
тыс. кв. м общей площади |
2,7 |
2,6 |
4,7 |
3,5 |
3,8 |
4,0 |
4,0 |
4,1 |
4,1 |
4,3 |
% к пред. году |
58,7 |
94,3 |
180,8 |
74,5 |
108,6 |
114,3 |
105,3 |
102,5 |
102,5 |
104,9 |
|
Средняя обеспеченность жильем населения района (на конец года) |
кв. м на человека |
31,8 |
31,8 |
32,4 |
32,5 |
32,5 |
33,1 |
32,5 |
33,5 |
32,5 |
33,8 |
4. Малое предпринимательство | |||||||||||
Число малых предприятий, включая микропредприятия (на конец года), всего |
единиц |
76 |
68 |
70 |
71 |
68 |
71 |
65 |
72 |
63 |
73 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий, включая микропредприятия, всего |
тыс. человек |
457 |
448 |
450 |
450 |
420 |
450 |
400 |
460 |
390 |
470 |
Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, всего |
млн. руб. |
183,4 |
584,0 |
580,1 |
580,5 |
550,0 |
590,0 |
520,0 |
600,0 |
500,0 |
620,0 |
% к пред. году |
119,3 |
318,4 |
99,3 |
100,1 |
94,7 |
101,6 |
94,5 |
101,7 |
96,2 |
103,3 |
|
5. Рынок товаров и услуг | |||||||||||
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
505,9 |
524,3 |
552,1 |
560,1 |
612,1 |
648,0 |
663,9 |
696,1 |
722,1 |
759,4 |
% к пред. году в сопост. ценах |
96,3 |
100,1 |
100,2 |
96,6 |
103,1 |
101,3 |
103,4 |
102,8 |
103,2 |
104,0 |
|
Оборот общественного питания |
млн. руб. |
15,8 |
18,3 |
18,5 |
18,7 |
19,5 |
20,0 |
21,1 |
21,7 |
22,8 |
23,5 |
% к пред. году в сопост. ценах |
102,8 |
114,8 |
96,2 |
96,2 |
98,4 |
102,1 |
103,1 |
104,0 |
102,4 |
103,2 |
|
6. Финансовые результаты деятельности организаций | |||||||||||
Сумма убытка организаций |
млн. руб. |
15,4 |
14,5 |
13,0 |
13,0 |
14,0 |
12,0 |
14,0 |
11,0 |
15,0 |
10,0 |
% к пред. году |
77,4 |
94,2 |
89,7 |
100,0 |
107,7 |
92,3 |
100,0 |
91,7 |
107,1 |
90,9 |
|
Прибыль прибыльных организаций |
млн. руб. |
2,0 |
2,0 |
2,8 |
3,0 |
3,0 |
3,5 |
2,5 |
4,0 |
2,0 |
4,5 |
% к пред. году |
125,0 |
100,0 |
140,0 |
107,1 |
100,0 |
116,7 |
83,3 |
114,3 |
80,0 |
112,5 |
|
7. Инвестиции | |||||||||||
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
19,95 |
32,5 |
29,0 |
32,0 |
30,0 |
38,0 |
28,0 |
40,0 |
29,0 |
42,0 |
Индекс физического объема |
% к пред. году в сопост. ценах |
61,6 |
157,4 |
89,2 |
110,3 |
93,8 |
118,8 |
93,3 |
105,3 |
103,6 |
105,0 |
8. Денежные доходы и расходы населения | |||||||||||
Фонд начисленной заработной платы всех работников по полному кругу организаций |
млн. руб. |
428,4 |
458,4 |
481,3 |
503,0 |
527,1 |
537,7 |
550,8 |
568,9 |
582,2 |
613,3 |
% к пред. году |
76,1 |
107,0 |
105,0 |
104,5 |
104,8 |
106,9 |
104,5 |
105,8 |
105,7 |
107,8 |
|
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций |
рублей |
20987,9 |
22543,9 |
25538,7 |
26917,8 |
28209,8 |
28775,1 |
29479,2 |
30444,1 |
31159,5 |
32818,7 |
% к пред. году |
102,6 |
107,4 |
113,3 |
105,4 |
104,8 |
106,9 |
104,5 |
105,8 |
105,7 |
107,8 |
|
9. Труд и занятость | |||||||||||
Численность занятых в экономике (среднегодовая) |
тыс. человек |
3,7 |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
3,2 |
3,3 |
3,0 |
3,2 |
2,9 |
3,1 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения |
человек |
172 |
119 |
118 |
120 |
130 |
115 |
135 |
110 |
140 |
105 |
% к пред. году |
83,9 |
69,2 |
99,2 |
101,7 |
108,3 |
95,8 |
103,8 |
95,6 |
103,7 |
95,5 |
|
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
3,0 |
2,2 |
2,1 |
2,3 |
3,0 |
2,1 |
3,2 |
2,0 |
3,5 |
2,0 |
10. Демографические показатели | |||||||||||
Численность постоянного населения (среднегодовая) |
тыс. человек |
10,23 |
10,07 |
9,87 |
9,72 |
9,52 |
9,57 |
9,30 |
9,42 |
9,10 |
9,30 |
% к пред. году |
99,4 |
98,4 |
98,0 |
98,5 |
97,9 |
98,5 |
97,8 |
98,4 |
97,8 |
98,7 |
|
Численность постоянного населения в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
5,5 |
5,5 |
5,3 |
5,2 |
5,0 |
5,1 |
4,8 |
5,0 |
4,6 |
4,9 |
% к пред. году |
98,2 |
100,0 |
96,4 |
98,1 |
94,3 |
98,1 |
96,0 |
98,0 |
95,8 |
98,0 |
|
Количество родившихся |
человек |
143 |
111 |
116 |
125 |
110 |
120 |
100 |
130 |
100 |
130 |
% к пред. году |
105,1 |
77,6 |
104,5 |
107,8 |
88,0 |
96,0 |
90,9 |
108,3 |
100,0 |
100,0 |
|
Количество умерших |
человек |
209 |
197 |
209 |
210 |
210 |
190 |
215 |
192 |
220 |
185 |
% к пред. году |
113,6 |
94,3 |
106,1 |
100,5 |
100,0 |
90,5 |
102,4 |
101,1 |
102,3 |
96,4 |
|
Миграционный прирост (+), снижение (-) |
человек |
+ 13 |
- 71 |
-115 |
-100 |
-110 |
-80 |
-100 |
-75 |
-120 |
-70 |
11. Образование | |||||||||||
Число образовательных учреждений |
ед. |
14 |
14 |
14 |
14 |
13 |
14 |
13 |
14 |
13 |
14 |
Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений на начало учебного года |
человек |
965 |
971 |
967 |
941 |
960 |
970 |
960 |
970 |
960 |
970 |
% к пред. году |
100,1 |
100,6 |
99,6 |
97,3 |
102,0 |
103,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений на конец отчетного года |
человек |
471 |
468 |
465 |
470 |
470 |
490 |
470 |
490 |
470 |
490 |
% к пред. году |
98,5 |
99,4 |
99,4 |
101,1 |
100,0 |
104,3 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет включительно |
820 |
820 |
820 |
820 |
820 |
850 |
820 |
850 |
820 |
850 |
Численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования |
человек |
1060 |
1060 |
1060 |
1060 |
600 |
1060 |
600 |
1060 |
600 |
1060 |
12. Физическая культура и спорт | |||||||||||
Число спортивных сооружений |
ед. |
33 |
30 |
30 |
31 |
32 |
33 |
33 |
34 |
33 |
35 |
Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
человек |
1830 |
2359 |
3010 |
3430 |
3500 |
3700 |
3600 |
3900 |
3900 |
4200 |
Проведено спортивных соревнований (мероприятий) |
ед. |
65 |
61 |
62 |
65 |
68 |
70 |
68 |
72 |
70 |
78 |
13. Культура | |||||||||||
Количество массовых библиотек |
ед. |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
17 |
18 |
Общее количество читателей (с учетом виртуальных пользователей) |
чел. |
9349 |
9215 |
9200 |
9155 |
9135 |
9156 |
9125 |
9157 |
9087 |
9158 |
Количество культурно-досуговых учреждений |
ед. |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития Первомайского муниципального района на среднесрочный период 2020 - 2022 годов
Введение
Данный документ был подготовлен отделом экономики, муниципального заказа и предпринимательской деятельности Администрации Первомайского муниципального района во исполнение:
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
- постановления Администрации Первомайского муниципального района от 28.01.2016 N 28 "О Порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Первомайского муниципального района на среднесрочный период";
- постановления Администрации Первомайского муниципального района от 27.06.2019 N 362 "Об утверждении Плана мероприятий по разработке проекта бюджета Первомайского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
При подготовке прогноза были использованы данные государственной и ведомственной статистики, данные структурных подразделений Администрации Первомайского муниципального района, сценарные условия прогноза социально-экономического развития Ярославской области на среднесрочный период 2020 - 2022 годов.
В прогнозных расчетах показателей учитывались оперативные данные и предварительные итоги финансовой и хозяйственной деятельности предприятий и организаций муниципального района, а также социально-демографические процессы, тенденции их развития и другие условия функционирования экономики и социальной сферы в Первомайском муниципальном районе.
Показатели прогноза разработаны в двух вариантах с учетом внешних условий.
Первый вариант (консервативный) предусматривает замедление темпов роста экономики, в большей степени связанное с усилением инфляционного давления, снижением темпов роста реальной заработной платы и общим снижением реальных денежных доходов и соответственно их покупательной способности. В свою очередь это негативно скажется на темпах роста рынка товаров и услуг. При этом в доходах населения снизится доля официальных выплат (зарплаты, стипендий, пенсий) и увеличится доля иных доходов, что отразится на снижении прибыли и налога на доходы физических лиц. Также предполагается снижение как предпринимательской, так и инвестиционной активности.
Второй вариант (благоприятный) предполагает развитие экономики в условиях сохранения текущих благоприятных тенденций и социальных обязательств государства.
В условиях более высоких цен на нефть, ослабление курса рубля прекратится, следовательно, будет расти покупательная способность доходов населения и сдерживаться рост цен на импортные товары, что в целом повлияет на повышение уровня жизни населения.
При реализации данного сценария в доходах населения доля официальных выплат (зарплаты, стипендий, пенсий) увеличится, а доля иных доходов снизится. Увеличение зарплат также возможно в связи со снижением налоговой нагрузки на фонд заработной платы за счет снижения отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации. Данные мероприятия направлены также на увеличение прибыли организаций и доходов физических лиц.
1. Промышленное производство
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности производственный сектор экономики района включает 3 вида деятельности:
- добычу полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Исторически сложившаяся индустриальная структура экономики Первомайского района обуславливает тот факт, что большая часть отгруженных товаров приходится на обрабатывающие производства. В то же время вид деятельности "добыча полезных ископаемых" в районе отсутствует уже в течение ряда лет, добыча общераспространенных полезных ископаемых ведется предприятиями исключительно для собственных нужд.
По итогам 2018 года индекс промышленного производства в Первомайском муниципальном районе составил 105,2 процента.
По итогам 8 месяцев 2019 года рост промышленного производства продолжился. Промышленные предприятия смогли не только сохранить объемы производства на уровне прошлого года, но и увеличить их на 6,0 процентов по показателю индекса промышленного производства.
Основное позитивное влияние на развитие промышленности района продолжает оказывать перерабатывающее предприятие ООО "Пречистенский молочный продукт". Данное предприятие обеспечивает более 80 процентов от общего объема промышленного производства по району. За последние три года объем инвестиций в реконструкцию и установку современного импортного оборудования по производству полутвердых сыров на сыродельном заводе составил более двухсот миллионов рублей. Предприятие набирает обороты , его продукция пользуется спросом. Ежедневные варки сыра составляют около 6 тонн. По итогам 2018 года выработано 2300 тонн сыра.
Кроме ООО "Пречистенский молочный продукт" промышленность района представлена акционерным обществом "Первомайское коммунальное хозяйство", а также малыми предприятиями по заготовке и переработке древесины. В п. Пречистое функционирует швейное производство ИП Кузьминовой О.Б.
Ожидаемое постепенное улучшение экономической ситуации в стране в период до 2022 года предполагает в прогнозный период сохранение роста промышленного производства в муниципальном районе.
В среднесрочный период, согласно благоприятному варианту развития внешних и внутренних условий, влияющих на экономику Первомайского муниципального района, предполагается ускорение темпов прироста промышленного производства до 5,0 процентов в 2020 году, до 6,0 процентов в 2021 году и до 5,4 процентов в 2022 году.
В консервативном варианте прогноза данные темпы будут несколько ниже: 2,5 процента - в 2020 году, 3 процента - в 2021 году и 4,2 процента - в 2022 году.
2. Сельское хозяйство
В последние годы в агропромышленном комплексе Первомайского района отмечается сокращение сельскохозяйственного производства, особенно в отрасли животноводства. Основными причинами ухудшения производственно-финансовой деятельности предприятий АПК являются: неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства в связи с опережающим ростом цен на топливо, электроэнергию, услуги связи, промышленную продукцию по сравнению с уровнем цен на сельхозпродукцию; нестабильность рынков сбыта своей продукции; дефицит квалифицированных кадров; исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Сельское хозяйство - это отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков природного и экономического характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности, поэтому объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства является очень низким.
На территории Первомайского муниципального района осуществляют свою деятельность 14 сельскохозяйственных предприятий, 1 сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив и 3 крестьянско-фермерских хозяйства. В отрасли сельского хозяйства трудится 370 человек или 7,0 процентов от численности населения, проживающего в сельской местности.
В 2018 году в сельскохозяйственном производстве района значительных перемен не произошло, наоборот, практически по всем позициям отмечается снижение показателей.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах района в 2018 году снизилось по сравнению с 2017 годом на 299 голов или на 21,2 процента. Надой на 1 фуражную корову составил 2320 кг (-292 кг к уровню 2017 года).
Произведено мяса на убой в живом весе 219,5 тонн, что на 83,2 процента больше, чем в 2017 году.
За счет значительного роста производства мяса на убой незначительно (на 4,7 процента) увеличилось валовое производство продукции сельского хозяйства.
В текущем году негативные тенденции в развитии сельского хозяйства района продолжались. Наблюдается спад производства с/х продукции (95,6 процента к уровню 2018 г.). Вместе с тем, сельхозпредприятия района сохранили на уровне 2018 года поголовье КРС (1120 и 1113 голов соответственно), а также производство молока на 1 корову (2350 и 2320 кг). В прогнозном периоде 2020 - 2022 годов по консервативному варианту развития также предполагается постепенный спад основных показателей развития сельского хозяйства.
Согласно благоприятному варианту прогноза развитие сельского хозяйства района будет характеризоваться постепенным ростом производства в животноводстве, достигнутым благодаря мерам государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей и привлечением инвесторов в отрасль.
В пользу развития сценария по благоприятному варианту говорят следующие факты.
В районе на протяжении последних лет сохраняются посевные площади, увеличено внесение минеральных удобрений. Сельхозпредприятия полностью обеспечивают себя кормами, в том числе и фуражным зерном. По итогам работы за 2018 год количество прибыльных хозяйств составило 5 предприятий или 36 процентов к их общему количеству.
Успешно развивается овцеводческое хозяйство СПК "Юрьевское", поголовье овец в котором доведено уже до 700 голов. В 2017 году сельхозпредприятие получило статус племенного репродуктора по разведению чистопородной романовской овцы. Хозяйство расширяет сферу деятельности и принимает меры к развитию молочного животноводства. В прошедшем году проведена реорганизация предприятия путем присоединения соседнего нерентабельного хозяйства. В связи с увеличением поголовья коров начато строительство доильного зала и реконструкция имеющихся животноводческих помещений на 200 голов.
На базе СПК "Заря" и СПК "Завет Ильича" вновь созданное предприятие ООО "Ярагро" планирует весной произвести посев зерновых культур на площади 300 га.
Пришел инвестор в ООО "Скалинский", который также планирует развивать молочное животноводство. Построена новая ферма на 200 голов коров. Ведется обновление стада, приобретается племенной скот. Активными темпами проведена заготовка кормов, приобретен необходимый набор техники. В оборот введено более 500 га пашни.
В целях поддержки сельхозтоваропроизводителей в 2018 году из бюджетов всех уровней произведено финансирование в объеме 7,7 млн. рублей, в том числе из бюджета муниципального района - 1,5 млн. рублей. Данные средства предоставлены хозяйствам в виде субсидии на посевные площади зерновых культур.
3. Строительство
По итогам 2018 года на территории Первомайского муниципального района введено в эксплуатацию 4,7 тыс. кв. м жилья, что на 80,8 процента больше, чем в 2017 году.
Плановый показатель ввода жилья в 2018 году, установленный для Первомайского муниципального района, выполнен на 153,3 процента.
Ввод жилой площади на одного жителя в среднем по району составил 0,25 кв. метров.
Практически весь объем жилищного строительства в 2018 году выполнен индивидуальными застройщиками.
Стратегическими направлениями в жилищном строительстве на ближайшие годы являются:
- реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Первомайского муниципального района;
- представление субсидий на приобретение (строительство) жилья, а также бесплатное предоставление земельных участков для строительства жилья льготным категориям граждан;
- увеличение ввода индивидуального жилья;
- градостроительное регулирование развития территории.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области в январе - августе текущего года на территории района введено жилья в объеме 3502 кв. метров. По отношению к аналогичному периоду 2018 года увеличение составило 12,7 процента.
Благоприятный вариант прогноза на период 2020 - 2022 годов сформирован с учетом экспертной оценки отдела строительства, архитектуры и развития инфраструктуры Администрации Первомайского муниципального района, основанной на плановых показателях ввода жилья, установленных для Первомайского района. Факторами, способствующими росту ввода жилья в прогнозном периоде будут реализация региональных проектов, а также снижение инфляции и, как следствие, понижение учетной ставки Центрального Банка России, снижение кредитных ставок банков.
Консервативный вариант прогноза составлен с учетом снижения реальных доходов населения, а также того, что на 2019 год придется весь эффект от "дачной амнистии". Декларирование ранее построенного жилья гражданами в 2019 году создаст эффект высокой базы для прогнозных значений ввода жилья населением за счет собственных средств.
Факторами, существенно влияющими на развитие жилищного строительства в районе, являются:
- реализация воздействующих на спрос жилищных программ с привлечением ресурса федерального, областного, и местных бюджетов, а также внебюджетных источников;
- полностью сформированная система градостроительной документации, включая правила землепользования и застройки и проекты планировки отдельных территорий;
- планомерное обеспечение площадок под жилищное строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
4. Малое предпринимательство
На протяжении всего отчетного периода все показатели деятельности предприятий малого бизнеса в районе демонстрировали отрицательную динамику, отражая общие тенденции в целом по Ярославской области и в Российской Федерации. В значительной степени ситуация, сложившаяся в сфере малого предпринимательства, связана с внесением изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", увеличивших с 01 января 2013 года сумму платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
По итогам 2018 года по данным статистики на территории Первомайского муниципального района осуществляли свою деятельность 70 малых предприятий (включая микропредприятия). Это на 2 предприятия больше, чем в 2017 году, и на 6 предприятий меньше, чем в 2016 году.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий составила 450 человек, увеличившись на 2 работника по сравнению с 2017 годом.
Оборот малых предприятий в 2018 году снизился по сравнению с 2017 годом на 0,7 процента и составил 580,1 млн. руб.
Основными проблемами для ведения бизнеса являются:
- недостаток финансовых ресурсов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- высокие тарифы на энергоресурсы.
Также негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства в прогнозном периоде может оказать изменение федерального законодательства, направленное на увеличение налоговой нагрузки.
В прогнозируемом периоде по консервативному варианту прогноза ожидается дальнейшее сокращение численности субъектов малого предпринимательства, а по благоприятному варианту - рост количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, чему будет способствовать политика государства, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса.
5. Рынок товаров и услуг
В 2018 году оборот розничной торговли составил 552,1 млн. руб. и в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2017 годом на 0,2 процента.
В настоящее время в данной отрасли работает 119 магазинов розничной торговли, торговый дом и три торговых центра. Действует свыше 30 объектов нестационарной торговли, среди которых 10 автолавок.
Суммарная обеспеченность населения района торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составила 592 кв. м, что почти в 2 раза выше минимального норматива, утвержденного для муниципального района постановлением Правительства области.
Общее число работающих в данной сфере составляет около 600 человек.
Самым крупным предприятием на потребительском рынке является Первомайское райпо, его доля в общем товарообороте составляет более 30%. Несмотря на все трудности, предприятие не только сохраняет торговую сеть в сельской местности, но и вкладывает денежные средства в ремонт, реконструкцию и строительство новых торговых объектов.
Помимо торговых точек в районе открыто 21 предприятие общественного питания на 837 посадочных мест и 29 предприятий бытового обслуживания, оказывающих услуги по ремонту и пошиву швейных изделий, парикмахерские услуги, услуги фотоателье, ритуальные услуги, услуги бань. В п. Пречистое функционирует гостиница на 40 мест.
В 2018 году оборот общественного питания сложился в сумме 18,5 млн. руб. и уменьшился в сопоставимых ценах по сравнению с 2017 годом на 3,8 процента.
В прогнозном периоде по благоприятному варианту развития в связи с ростом реальной заработной платы ожидается положительная динамика оборота розничной торговли в диапазоне 101,3 - 104,0 процента. По консервативному варианту ввиду снижения реальных доходов населения и покупательного спроса на товары предполагается уменьшение оборота розничной торговли.
Развитие общественного питания в дальнейшем в значительной мере также будет зависеть от роста денежных доходов населения.
Так рост оборота общественного питания в 2020 - 2022 годах по благоприятному варианту не превысит 104 процентов. По консервативному варианту развития оборот общественного питания увеличится только в пределах 103,2 процента.
6. Финансовые результаты деятельности организаций
За январь - август 2019 года по оперативным данным сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций Первомайского муниципального района (без субъектов малого предпринимательства, государственных и муниципальных учреждений, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), средняя численность которых превышает 15 человек, составил 10,0 млн. убытка.
С убытком завершили прошедший год 66,7 процента всех организаций.
Вместе с тем, прибыль прибыльных организаций остается на уровне 2018 года (3 млн. рублей).
На среднесрочный период до 2022 года по благоприятному варианту предполагается увеличение полученной прибыли и поступательного снижения убытков, что в большей степени обусловлено увеличением предпринимательской активности, стабилизацией инфляции и реализацией инвестиционных проектов.
По консервативному варианту ожидается, что прибыль будет расти более медленными темпами и в больше степени за счет более высокой инфляции. Экономическая нестабильность, выраженная в предполагаемой волатильности курса рубля, может отразиться на увеличении убытков организаций.
7. Инвестиции в основной капитал
Согласно предварительным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, объем инвестиций в основной капитал по итогам 2018 года по полному кругу хозяйствующих субъектов составил 29,0 млн. руб., что в сопоставимых ценах составляет 89,2 процента к уровню 2017 года.
На 2019 год объем инвестиций в основной капитал оценивается в 32,0 млн. руб., что в сопоставимой оценке на 10,3 процента выше уровня 2018 года.
По первому варианту прогноза предполагается, что в период 2020 - 2022 годов продолжится негативное воздействие кризисных явлений в экономике района, что обусловит дальнейшее сокращение (в сопоставимом уровне цен) объемов инвестиций в основной капитал.
Второй вариант прогноза предполагает, что с 2020 года в результате взаимного влияния благоприятных внешних и внутренних факторов начнется повышение инвестиционной активности в экономике района, которое сохранится и последующие годы. При реализации данного сценария объем инвестиций в основной капитал за 2020 - 2022 годы составит около 120 млн. руб.
Рост объемов инвестиций возможен в таких видах деятельности, как сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт и связь.
8. Денежные доходы и расходы населения
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций муниципального района в 2018 году составила 25538,7 рублей, увеличившись по отношению к 2017 году на 13,3 процента (в 2017 году по сравнению с 2016 годом прирост составил 7,4 процента). Таким образом, темп роста заработной платы в номинальном выражении увеличился.
В первом полугодии 2019 года средняя заработная плата выросла на 5,4 процента, составив 26917,8 рублей.
В бюджетной сфере в 2019 году планируется продолжение реализации мер по повышению оплаты труда отдельных категорий персонала в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В среднесрочной перспективе планируется поддержание уровня соотношения между заработной платой отдельных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячным доходом от трудовой деятельности на уровне 2019 года.
В прогнозном периоде 2020 - 2022 годов ожидается рост номинальной начисленной заработной платы в диапазоне 104,8 - 107,8 процента в год в зависимости от варианта прогноза.
9. Труд и занятость
Отрицательная динамика демографических процессов, наблюдавшаяся в районе в конце прошлого века, в настоящее время привела к тому, что в конце текущего десятилетия в Первомайском муниципальном районе наблюдался процесс снижения численности лиц трудоспособного возраста, данная тенденция будет актуальной и в текущем году.
В результате развития этой объективной тенденции, но главным образом в силу разворачивающейся оптимизации производственных процессов в экономике и внедрения "безлюдных технологий" в сфере производства и обслуживания продолжится снижение занятости в экономике. В особенности это затронет численность лиц, работающих в организациях.
В 2016 году общая численность лиц, занятых в экономике района, составила 3,7 тысячи человек, в 2017 году она понизилась до 3,6 тысяч человек, в 2018 году - до 3,5 тысяч человек.
В прогнозный период по благоприятному сценарию общая численность лиц, занятых в экономике района, снизится незначительно (учитывая влияние пенсионной реформы) до уровня в 3,1 тыс. человек в 2022 году. По консервативному варианту прогноза - до 2,9 тыс. человек (при росте общей безработицы, пополняемой в результате прироста рабочей силы из-за изменения пенсионного возраста).
По первому (консервативному) варианту прогноза общий уровень безработицы составит 3,5 процента (ожидаемый показатель текущего года - 2,3 процента) от экономически активного населения. Согласно благоприятному варианту прогноза общий уровень безработицы к концу прогнозного периода понизится до 2,0 процентов.
10. Демографические показатели
В среднесрочной перспективе 2020 - 2022 годов на территории района за счет воздействия ряда объективных факторов на демографическую ситуацию сохранится отрицательная динамика численности населения. Данный процесс будет обусловлен двумя основными факторами - влияние демографических показателей предыдущих десятилетий (постепенное снижение общего количества женщин детородного возраста, которое в дальнейшем обусловит снижение общего числа рождений, и снижение миграционного прироста в силу воздействия экономического кризиса на экономику района, и, следовательно отток молодого населения за пределы района).
Демографический прогноз предполагает также усиление тенденции старения населения, ухудшение возрастной структуры, превышение коэффициента смертности над коэффициентом рождаемости почти в 2 раза.
В прогнозный период, по благоприятному варианту прогноза, предполагается минимальное снижение численности населения до уровня 9,3 тыс. человек в 2022 году. Согласно консервативному варианту прогноза, численность населения понизится до уровня 9,1 тыс. человек в 2022 году.
11. Образование
Система образования Первомайского муниципального района включает в себя 14 образовательных организаций: 4 дошкольных учреждения, 8 общеобразовательных учреждений (из них 6 школ с дошкольными группами), 1 учреждение дополнительного образования детей - Первомайский Дом детского творчества, 1 муниципальное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Первомайский детский дом.
Численность детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в 2018 году составила 470 воспитанников, незначительно увеличившись по сравнению с 2017 годом (на 1,1 процента).
На протяжении всего анализируемого периода (2016 - 2018 годы) численность учащихся в общеобразовательных организациях остается практически на одном и том же уровне: в 2016 г. - 965 человек, в 2017 г. - 971 человек и в 2018 г. - 967 человек. В настоящее время в районе обучается 940 детей.
Численность детей, посещающих учреждение дополнительного образования муниципального район, а также остается практически постоянным на протяжении 2016 - 2019 г.г. (1060 человек).
В 2020 году прогнозируемого периода предполагается сокращение числа образовательных учреждений с 14 до 13 в связи с реорганизацией детского сада "Ладушки".
Численность учащихся общеобразовательных учреждений останется на уровне текущего года - 960 человек.
Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений по благоприятному варианту прогноза в связи с ростом рождаемости увеличится к 2022 году до 490 детей, а по консервативному варианту - останется на уровне 2019 года - 470 детей.
12. Физическая культура и спорт
На территории района функционирует 31 спортивное сооружение с единовременной пропускной способностью 879 человек, в том числе 9 спортивных залов, стадион с хоккейным кортом, бассейн и 20 спортивных площадок.
В районе работает 21 штатный физкультурный работник, общая численность занимающихся физической культурой и спортом на постоянной основе постоянно растет и на сегодняшний день составляет 3430 человек или 35 процентов от общей численности проживающих в районе, посещает уроки физкультуры в школах 1,4 тыс. человек.
Работают 52 спортивные секции, развивается более 10 видов спорта. Главные из них - волейбол, футбол, настольный теннис, шахматы, лыжный спорт, хоккей.
В районе разработана и действует муниципальная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Первомайском муниципальном районе". Как одно из средств в решении социальных вопросов физкультурно-массовые и спортивные мероприятия являются составной частью муниципальных целевых программ "Молодежь", "Социальное развитие села до 2020 года", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", "Семья и дети".
Ежегодно в районе проводится около 60 спортивно-массовых мероприятий различного уровня: районная Спартакиада среди школ, первенства и отборочные соревнования по видам спорта, физкультурно-спортивные праздники. Особой популярностью у населения района пользуются спортивные мероприятия к Дню Победы, Дню Поселка, Дню Физкультурника.
В прогнозируемом периоде 2020 - 2022 годов количество спортивных сооружений будет увеличиваться: будут строиться новые спортивные площадки.
Численность лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, будет расти и по благоприятному варианту прогноза к 2022 году составит 4200 человек, по консервативному - 3900 человек.
Ежегодное количество спортивных мероприятий в районе составит 70-78 мероприятий.
13. Культура
Главная задача, стоящая перед учреждениями культуры - это сохранение единого культурного пространства района на основе муниципальных соглашений по передаче полномочий по культуре и средств на ее содержание от поселений муниципальному району.
Для выполнения переданных полномочий созданы 4 муниципальных учреждения культуры - централизованные клубные системы ( далее ЦКС), в состав которых вошли 16 клубов в сельской местности. Это - Пречистенская сельская ЦКС, объединившая 2 клуба, Козская ЦКС - 4 клуба, Семеновская ЦКС - 7 клубов и Кукобойская ЦКС - 3 клуба. Основной принцип их создания - принцип территориальности. В клубные системы вошли учреждения, которые находятся в границах поселений, это позволило максимально сохранить сложившиеся культурные традиции, взаимодействие в кадровой политике и индивидуальность. Создан Первомайский межпоселенческий Дом культуры с социальной миссией - центральной районной площадки для проведения межпоселенческих, районных, межрайонных и областных мероприятий. Активно работает межпоселенческая централизованная библиотечная система, которая объединила 18 библиотек района, что позволяет выполнять функцию централизованного комплектования книжной продукцией и периодическими изданиями. Подключением к интернет сети обеспечены 14 библиотек района.
С 2015 года муниципальное учреждение культуры музей "Леса и краеведения" был реорганизован в форме присоединения к центральной библиотеке в виде историко-краеведческого отдела с сохранением функций музея, развивая краеведческое направление и сохраняя культурные ценности Первомайского района. Функционирует детская музыкальная школа в п. Пречистое, осуществляющая общее музыкальное образование и поддержку одаренных детей. В музыкальной школе работают 4 отделения: ИЗО, фортепианное, подготовительное и народное, обучаются порядка 100 человек.
Численность работников муниципальных культурно-досуговых учреждений района на 01.01.2019 года составила 90 человек.
В среднесрочной перспективе 2020 - 2022 годов по благоприятному варианту прогноза не предполагается оптимизации сети учреждений культуры.
Консервативный вариант прогноза предусматривает дальнейшую оптимизацию сети учреждений культуры.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области от 30 сентября 2019 г. N 605 "О прогнозе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.