Приказ Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области
от 9 октября 2019 г. N 30-од
"Об утверждении Типового порядка по содержанию тротуаров на территории Ульяновской области"
В целях поддержания надлежащего эксплуатационного состояния тротуаров и служебных (технических) подходов в населённых пунктах Ульяновской области:
1. Утвердить прилагаемый Типовой порядок по содержанию тротуаров на территории Ульяновской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечить принятие (издание) муниципального нормативного правового акта, определяющего порядок содержания тротуаров на территории Ульяновской области.
Министр |
Д.А. Вавилин |
Утверждён
приказом Министерства промышленности
и транспорта Ульяновской области
от 09.10.2019 г. N 30-од
Типовой порядок
по содержанию тротуаров на территории Ульяновской области
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями следующих документов:
- ГОСТ Р 50597-2017. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля;
- ГОСТ 33180-2014. Автомобильные дороги общего пользования и улицы. Требования к уровню летнего содержания;
- ГОСТ 33181-2014. Автомобильные дороги общего пользования и улицы. Требования к уровню зимнего содержания;
- СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденные Минздравом СССР от 05.08.1988 N 4690-88;
- Приказ Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог";
- Рекомендации по технологии уборки проезжей части городских дорог с применением средств комплексной механизации. Академия коммунального хозяйства;
- Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен ВСН 24-88. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог).
1.2. Уборка тротуаров, служебных (технических) проходов в населённых пунктах определяет перечень технологических операций и видов работ, производимых при комплексной уборке улично-дорожной сети населённых пунктов и проезжей части искусственных дорожных сооружений, а также тротуаров и иных частей искусственных дорожных сооружений, на которых разрешено движение пешеходов.
Под комплексной уборкой следует понимать работы по совокупному применению средств механизации, противогололедных материалов и ручного труда, выполняемых на улично-дорожной сети, в том числе работы по очистке, обеспыливанию, механизированной снегоочистке, расчистке от снежных заносов, борьбе с зимней скользкостью, погрузке и вывозу снега, распределению противогололедных материалов, очистке от снега и льда, борьбе с наледью.
2. Уборка тротуаров, служебных (технических) проходов в зимний период
2.1. Основной задачей зимней уборки тротуаров является обеспечение безопасного движения пешеходов независимо от погодных условий.
2.2. Зимняя уборка тротуаров осуществляется как механизированным, так и ручным способами. При уборке тротуаров производится первоначальная ручная уборка недоступных для механизмов мест.
2.3. Класс тротуаров, определяется по классу тротуара данной улицы.
Таблица. Интенсивность движения пешеходов
Интенсивность движения пешеходов* |
Класс тротуара |
до 50 чел. в час |
1 класс |
от 51 до 100 чел. в час |
2 класс |
от 101 и более чел в час |
3 класс |
* Интенсивность пешеходного движения определяется по полосе тротуара шириной 0,75 м по пиковой нагрузке утром и вечером.
2.4. Механизированная уборка тротуаров производится специализированной тротуароуборочной техникой, оборудованной системой навигационного сопровождения, с расчётной рабочей скоростью движения - 5 км/час и вакуумно-подметальными машинами - 3 км/час.
2.5. На тротуарах 1 класса допускается механизированная уборка на повышенных скоростях (7 - 8 км/час) при условии безопасности движения пешеходов.
2.6. Очистка тротуаров от снежно-ледяных образований включает в себя следующие технологически операции:
- подметание и сдвигание снега во время снегопада;
- сдвигание и перекидка вала снега с тротуаров;
- завершающая зачистка тротуаров снега после вывоза снега;
- очистка тротуаров от снега наносного происхождения при отсутствии снегопада;
- распределение противогололёдных материалов (ПГМ) на тротуарах;
- устранение гололеда и скользкости на тротуарах;
- погрузка смета с закрытых тротуаров в автосамосвалы (после ручного подметания).
2.7. Сгребание, подметание, оплуживание снега с тротуаров, зачистка бордюрного камня для прохождения снегопогрузчика в границах уборки производится не позднее, чем через 2 часа после окончания снегопада в дневное время или в ночное время до 7 часов утра.
2.8. Работы во время снегопада должны выполняться в аварийном порядке и завершаться в кратчайшие сроки после окончания снегопада.
2.9. Уборка тротуаров с уплотненным снежным накатом и неусовершенствованным покрытием.
В зимний период на тротуарах допускается уплотненный снежный накат.
Механизированная уборка предусматривает проведение следующих технологических операций:
- снегоочистка тротуарных покрытий с формированием уплотнённого снежного наката;
- завершающая зачистка тротуаров от снега, сбрасываемого с крыш;
- распределение гранитной крошки, песчано-гравийной смеси;
- перекидка валов снега на свободные территории.
2.10. Подметание тротуаров в период отсутствия снега, при благоприятных погодных условиях.
В период зимней уборки при отсутствии снега на покрытии производится подметание тротуаров с целью очистки тротуаров от твёрдо-бытовых отходов (ТБО) и смёта.
В первую очередь подметают тротуары 3, 2, 1 класса.
2.11. Подметание механизированным способом замощенных территорий осуществляется специализированной техникой (среднего и малого класса) с нормативной нагрузкой на ось не более 60 кН (6 т). Для подметания замощенных территорий применяются полипропиленовые щетки.
3. Ручная уборка тротуаров, служебных (технических) проходов в зимнее время
3.1. Ручная уборка необходима для очистки многочисленных зон площади тротуаров, недоступных для машин и механизмов, а именно полосы тротуаров вдоль стен зданий, территории внутри и вокруг остановок общественного пассажирского транспорта, киосков, столбов, деревьев и кустарников в прилотковой полосе, обустроенных вдоль проезжей части дорог и т.д.
3.2. Ручная уборка тротуаров, служебных проходов включает в себя следующие технологические операции:
- ручное подметание свежевыпавшего снега;
- ручное сдвигание свежевыпавшего снега;
- ручная сколка льда под трубами водостоков на зданиях;
- ручная зачистка бордюрного камня от ледяных образований;
- ручная зачистка лотка от ледяных образований;
- ручная уборка от ледяных образований под трубами водостоков с применением погрузочных механизмов;
- ручная зачистка мест складирования снега на газонах;
- ручное распределение ПГМ во время гололёда;
- ручная снегоочистка открытых и закрытых тротуаров от снега наносного происхождения;
- ручная зачистка от наледи и льда;
- ручная зачистка площадок остановок общественного транспорта от ледяных образований;
- ручное подметание площадок остановок пассажирского транспорта в период отсутствия снегопада, при благоприятных погодных условиях;
- ручное подметание тротуаров в период отсутствия снега, при благоприятных погодных условиях;
- ручная очистка урн;
- ручная промывка урн;
- погрузка ТБО, собранного из урн, в автосамосвал;
- вывоз ТБО на пункты перегруза автосамосвалом;
- вывоз ТБО с пунктов перегруза специализированным транспортом на полигоны ТБО для утилизации.
После вывоза снега из прилотковой полосы производится завершающая зачистка ручным способом лотка вдоль бордюра на ширину 0,5 м.
4. Уборка тротуаров, служебных (технических) проходов в летний период
4.1. Основной задачей летней уборки тротуаров, служебных проходов, является удаление загрязнений, накапливающихся на тротуарах и приводящих к возникновению скользкости, запыленности воздуха и ухудшению эстетического вида населённого пункта.
4.2. Работы по летней уборке тротуаров должны завершаться до выполнения этих операций на проезжей части дорог.
4.3. Площади, подлежащие механизированной уборке, следует разбивать на участки, закреплённые за определёнными машинами. При уборке производится первоначальная ручная уборка недоступных для механизмов мест.
4.4. Уборка территорий производится по маршрутным картам, содержащим план тротуаров с указанием зеленых насаждений, столбов, мачт электроосвещения и других препятствий, мешающих выполнению работ и в соответствии с графиком, составленным с учётом периодичности выполнения технологических операций.
4.5. В маршрутных картах устанавливаются наиболее рациональное движение машин, количество и очерёдность проходов, места и характер маневрирования машин, сочетание участков механизированной и ручной уборки.
4.6. Для заезда на тротуары и съезда с них уборочная техника должна использовать пандусы или местные понижения бортового камня. Ширина пандуса должна быть на 0,5 м больше ширины машины.
4.7. Механизированная уборка тротуаров производится специализированной тротуароуборочной техникой, оборудованной системой навигационного сопровождения, с расчётной рабочей скоростью движения 5 км/час, вакуумно-подметальными машинами - 3 км/час.
4.8. Подметание тротуаров в летний период производится ежедневно до 7 часов утра и далее по мере накопления загрязнений. Допускаются небольшие отдельные загрязнения песком и мелким мусором, которые могут появиться в промежутках между циклами работ.
4.9. Подметание механизированным способом замощенных территорий осуществляется специализированной техникой (среднего и малого класса) с нормативной нагрузкой на ось не более 60 кН (6 т). Для подметания замощенных территорий применяются полипропиленовые щетки.
4.10. Ручное подметание замощенных территорий производится с немедленным удалением собранного смета.
4.11. Мойка тротуаров производится в случае необходимости. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой полосой, и в направлении от зданий к проезжей части дорог.
4.12. Мойка тротуаров должна быть закончена до выполнения этой же операции на проезжей части дорог, для чего время уборки тротуаров должно быть согласовано с графиком работы поливо-моечных машин.
4.13. Поливка тротуаров производится в жаркое время дня при температуре воздуха 25°С и выше с интервалом не более 6 часов.
4.14. Поливка замощенных территорий осуществляется с применением специализированной поливочной техники на базе машин и тракторов среднего и малого класса. Также возможно использование штатных водопроводных выводов от внутридомового водопровода здания.
5. Ручная уборка тротуаров, служебных (технических) проходов в зимний период
5.1. Ручная уборка необходима для очистки зон и участков тротуаров, недоступных дня машин и механизмов: вдоль стен зданий, территорий внутри и вокруг остановок общественного транспорта, столбов, киосков, деревьев, кустарников, в прилотковой зоне и т.п.
5.2. Ручная уборка при содержании тротуаров является обязательным условием надлежащего качества очистки дорожной поверхности.
5.3. Ручная уборка тротуаров включает в себя следующие технологические операции:
- ручное подметание в дни без осадков;
- ручная мойка в дни без осадков;
- ручное подметание в дни с осадками более 2 см;
- ручное подметание в дни с осадками до 2 см;
- ручное подметание площадок остановок пассажирского транспорта;
- ручная очистка и промывка урн;
- ручная уборка опавших листьев с тротуаров, не охваченных механизированной уборкой;
- ручная мойка площадок остановок пассажирского транспорта;
- погрузка смета с закрытых тротуаров в автосамосвалы (после ручного подметания);
- погрузка ТБО, собранных из урн в автосамосвал;
- вывоз ТБО на пункты перегруза автосамосвалом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 9 октября 2019 г. N 30-од "Об утверждении Типового порядка по содержанию тротуаров на территории Ульяновской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 12 октября 2019 г.
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 11 октября 2019 г. N 77
Приказом Министерства транспорта Ульяновской области от 4 июля 2022 г. N 9-од настоящий документ признан утратившим силу с 5 июля 2022 г.