Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Коми
от 14 октября 2019 г. N 477
(приложение)
Порядок
формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет порядок формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми.
2. В настоящем Порядке используются следующие понятия:
"куратор налогового расхода Республики Коми" - орган исполнительной власти Республики Коми, ответственный в соответствии с полномочиями, установленными нормативными правовыми актами Республики Коми, за достижение соответствующих налоговому расходу Республики Коми целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми;
"нормативные характеристики налоговых расходов Республики Коми" - сведения о положениях нормативных правовых актов Республики Коми, которыми предусматриваются налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам (далее - льготы), наименованиях налогов, по которым установлены льготы, категориях плательщиков, для которых предусмотрены льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Коми;
"оценка налоговых расходов Республики Коми" - комплекс мероприятий по оценке объемов налоговых расходов Республики Коми, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам, а также по оценке эффективности налоговых расходов Республики Коми;
"оценка объемов налоговых расходов Республики Коми" - определение объемов выпадающих доходов консолидированного бюджета Республики Коми, обусловленных льготами, предоставленными плательщикам;
"оценка эффективности налоговых расходов Республики Коми" - комплекс мероприятий, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления плательщикам льгот исходя из целевых характеристик налогового расхода Республики Коми;
"паспорт налогового расхода Республики Коми" - документ, содержащий сведения о нормативных, фискальных и целевых характеристиках налогового расхода Республики Коми, составляемый куратором налогового расхода;
"перечень налоговых расходов Республики Коми" - документ, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Республики Коми в соответствии с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми и (или) целями социально-экономической политики Республики Коми, не относящимися к государственным программам Республики Коми, а также о кураторах налоговых расходов Республики Коми;
"плательщики" - плательщики налогов;
"социальные налоговые расходы Республики Коми" - целевая категория налоговых расходов Республики Коми, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
"стимулирующие налоговые расходы Республики Коми" - целевая категория налоговых расходов Республики Коми, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и последующее увеличение доходов консолидированного бюджета Республики Коми;
"технические налоговые расходы Республики Коми" - целевая категория налоговых расходов Республики Коми, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет республиканского и (или) местных бюджетов Республики Коми;
"фискальные характеристики налоговых расходов Республики Коми" - сведения об объеме льгот, предоставленных плательщикам, о численности получателей льгот и об объеме налогов, задекларированных ими для уплаты в консолидированный бюджет Республики Коми;
"целевые характеристики налогового расхода Республики Коми" - сведения о целях предоставления, показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы, а также иные характеристики, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Коми.
3. Отнесение налоговых расходов Республики Коми к государственным программам Республики Коми осуществляется исходя из целей государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми.
4. Оценка налоговых расходов Республики Коми осуществляется кураторами налоговых расходов Республики Коми в соответствии с настоящим Порядком с соблюдением общих требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Общие требования).
5. В целях оценки налоговых расходов Республики Коми кураторы налоговых расходов Республики Коми до 1 мая:
1) формируют паспорта налоговых расходов Республики Коми, содержащие информацию, предусмотренную приложением 1 к настоящему Порядку, в разрезе налоговых расходов Республики Коми, в отношении которых являются кураторами;
2) осуществляют оценку эффективности соответствующих курируемых налоговых расходов Республики Коми в порядке, установленном пунктами 13-28 настоящего Порядка;
3) направляют в Министерство финансов Республики Коми паспорта налоговых расходов Республики Коми, сформированные в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и результаты оценки эффективности курируемых налоговых расходов Республики Коми, содержащие информацию, предусмотренную пунктом 29 настоящего Порядка.
6. Правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов Республики Коми установлены приложением 2 к настоящему Порядку.
7. В целях проведения оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми Министерство финансов Республики Коми:
1) в 2019 году в согласованные с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Коми сроки, а в последующие годы до 1 февраля направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми сведения о категориях плательщиков с указанием обусловливающих соответствующие налоговые расходы нормативных правовых актов Республики Коми, в том числе действовавших в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, и иной информации, предусмотренной приложением к Общим требованиям;
2) в 2019 году в согласованные с Министерством финансов Российской Федерации сроки, а в последующие годы до 1 июня представляет в Министерство финансов Российской Федерации данные для оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми по перечню согласно приложению к Общим требованиям;
3) до 20 августа при необходимости представляет в Министерство финансов Российской Федерации уточненную информацию согласно приложению к Общим требованиям.
II. Формирование перечня налоговых расходов Республики Коми
8. Проект перечня налоговых расходов Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период (далее - проект перечня налоговых расходов) формируется Министерством финансов Республики Коми в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Республики Коми, в последующие годы - до 1 апреля в разрезе государственных программ Республики Коми и их структурных элементов, а также направлений деятельности, не относящихся к государственным программам Республики Коми, по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку и в тот же срок направляется на согласование ответственным исполнителям государственных программ Республики Коми, а также в заинтересованные органы исполнительной власти Республики Коми, которые предлагается определить в качестве кураторов налоговых расходов Республики Коми (далее - согласовывающие органы).
9. Согласовывающие органы в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Республики Коми, в последующие годы - до 30 апреля рассматривают проект перечня налоговых расходов на предмет предлагаемого распределения налоговых расходов Республики Коми в соответствии с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми и (или) целями социально-экономической политики Республики Коми, не относящимися к государственным программам Республики Коми, и определения кураторов налоговых расходов Республики Коми и направляют в Министерство финансов Республики Коми замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов.
В случае если замечания и предложения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предполагают изменение куратора налогового расхода Республики Коми, согласовывающий орган согласовывает их с предлагаемым куратором налогового расхода Республики Коми и прикладывает согласование к указанным замечаниям и предложениям в течение срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
Отсутствие представленных в Министерство финансов Республики Коми замечаний и предложений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, считается согласованием согласовывающего органа проекта перечня налоговых расходов.
В случае если замечания и предложения по уточнению проекта перечня налоговых расходов не содержат предложений по уточнению предлагаемого распределения налоговых расходов Республики Коми в соответствии с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми и (или) целями социально-экономической политики Республики Коми, не относящимися к государственным программам Республики Коми, проект перечня налоговых расходов считается согласованным в соответствующей части.
Согласование проекта перечня налоговых расходов в части позиций, изложенных идентично позициям перечня налоговых расходов Республики Коми на текущий финансовый год и плановый период, не требуется, за исключением случаев внесения изменений в перечень государственных программ Республики Коми, структурные элементы государственных программ Республики Коми и (или) случаев изменения полномочий согласовывающих органов.
При наличии разногласий по проекту перечня налоговых расходов Министерство финансов Республики Коми обеспечивает проведение согласительных совещаний с согласовывающими органами в 2019 году в сроки, определенные Министерством финансов Республики Коми, в последующие годы - в срок до 1 июля.
10. Министерство финансов Республики Коми с учетом замечаний и предложений, направленных согласовывающими органами в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, формирует и утверждает перечень налоговых расходов Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период и размещает его на официальном сайте Министерства финансов Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2019 году не позднее 15 ноября, в последующие годы - не позднее 15 июля.
11. В случае внесения в текущем финансовом году изменений в перечень государственных программ Республики Коми, структурные элементы государственных программ Республики Коми и (или) в случае изменения полномочий кураторов налоговых расходов Республики Коми, в связи с которыми возникает необходимость внесения изменений в перечень налоговых расходов Республики Коми, кураторы налоговых расходов Республики Коми не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений направляют в Министерство финансов Республики Коми соответствующую информацию для уточнения Министерством финансов Республики Коми перечня налоговых расходов Республики Коми.
12. Изменения в перечень налоговых расходов Республики Коми в случае уточнения структурных элементов государственных программ Республики Коми в рамках формирования, рассмотрения и утверждения проекта закона Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год и плановый период формируются и утверждаются Министерством финансов Республики Коми до 25 декабря.
III. Порядок оценки налоговых расходов Республики Коми
13. Методики оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми разрабатываются кураторами налоговых расходов Республики Коми в соответствии с настоящим Порядком и утверждаются по согласованию с Министерством финансов Республики Коми.
14. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Коми проводится кураторами налоговых расходов Республики Коми в отношении льгот, действующих в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Коми по состоянию на 1 января 2019 года и в последующие годы.
15. Оценка эффективности налоговых расходов проводится ежегодно за год, предшествующий отчетному финансовому году.
16. Оценка эффективности налоговых расходов, предлагаемых к введению, проводится кураторами налоговых расходов Республики Коми на стадии принятия решения о целесообразности и возможности установления (пролонгации) льготы и необходимости подготовки проекта закона Республики Коми, устанавливающего (пролонгирующего) льготу (налоговый расход), в соответствии с критериями оценки, установленными настоящим Порядком.
17. В целях оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми Министерство финансов Республики Коми формирует и направляет ежегодно до 15 апреля кураторам налоговых расходов Республики Коми:
оценку объемов налоговых расходов Республики Коми за отчетный финансовый год;
оценку объемов налоговых расходов Республики Коми на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период;
информацию о значениях фискальных характеристик налоговых расходов Республики Коми за отчетный финансовый год, а также информацию о стимулирующих налоговых расходах Республики Коми за 6 лет, предшествующих отчетному финансовому году, на основании информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми.
18. Оценка эффективности налоговых расходов Республики Коми осуществляется кураторами налоговых расходов Республики Коми и включает:
1) оценку целесообразности налоговых расходов Республики Коми;
2) оценку результативности налоговых расходов Республики Коми.
19. Критериями целесообразности налоговых расходов Республики Коми являются:
1) соответствие налоговых расходов Республики Коми целям государственных программ Республики Коми, структурным элементам государственных программ Республики Коми и (или) целям социально-экономической политики Республики Коми, не относящимся к государственным программам Республики Коми;
2) востребованность плательщиками предоставленных льгот, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, за 5-летний период.
20. В случае несоответствия налоговых расходов Республики Коми хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 19 настоящего Порядка, куратор налогового расхода Республики Коми представляет в Министерство финансов Республики Коми в срок, установленный пунктом 5 настоящего Порядка, предложения о сохранении (уточнении, отмене) предоставленных плательщикам льгот.
21. В качестве критерия результативности налогового расхода Республики Коми определяется как минимум один показатель (индикатор) достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, либо иной показатель (индикатор), на значение которого оказывают влияние налоговые расходы Республики Коми.
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот.
22. Оценка результативности налоговых расходов Республики Коми включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов Республики Коми.
23. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Республики Коми осуществляются сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Коми.
24. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов республиканского бюджета Республики Коми в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, на 1 рубль налоговых расходов Республики Коми и на 1 рубль расходов республиканского бюджета Республики Коми для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов).
25. В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, могут учитываться в том числе:
1) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
2) предоставление государственных гарантий Республики Коми по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
3) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
26. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов Республики Коми, обусловленных льготами, по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 24 настоящего Порядка, необходимо рассчитывать оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов Республики Коми в соответствии с пунктом 28 настоящего Порядка. Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов Республики Коми.
27. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Коми определяется отдельно по каждому налоговому расходу Республики Коми. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким налогам, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Коми определяется в целом по данной категории плательщиков.
28. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Коми определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день проведения оценки эффективности налогового расхода Республики Коми (Е) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
- количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Коми j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Коми плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, по налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день проведения оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов Республики Коми для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет Республики Коми, оценивается (прогнозируется) по данным кураторов налоговых расходов Республики Коми и Министерства финансов Республики Коми;
- базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Коми j-м плательщиком в базовом году, рассчитываемый по формуле:
,
где:
- объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Республики Коми j-м плательщиком в базовом году;
- объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в настоящем Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льготы предоставляются плательщику более 6 лет.
- номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Коми в i-м году по отношению к показателям базового года.
Номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации определяется Министерством финансов Российской Федерации и доводится до субъектов Российской Федерации не позднее 1 мая текущего финансового года;
г - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Республики Коми, рассчитываемая по формуле:
,
где:
- целевой уровень инфляции (4 процента);
p - реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей настоящего Порядка в зависимости от отношения государственного долга Республики Коми по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам республиканского бюджета Республики Коми (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период:
1) если указанное отношение составляет менее 50 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 1 проценту;
2) если указанное отношение составляет от 50 до 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 2 процентам;
3) если указанное отношение составляет более 100 процентов, кредитная премия за риск принимается равной 3 процентам.
29. По итогам оценки эффективности налогового расхода Республики Коми куратор налогового расхода Республики Коми формирует информацию о результатах оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми, в которой формулирует выводы о достижении целевых характеристик налогового расхода Республики Коми, вкладе налогового расхода Республики Коми в достижение целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми, а также о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для республиканского бюджета Республики Коми) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Республики Коми и (или) целей социально-экономической политики Республики Коми, не относящихся к государственным программам Республики Коми.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми должны содержать рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Республики Коми о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот.
30. Министерство финансов Республики Коми осуществляет обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми, проводимой кураторами налоговых расходов Республики Коми, и до 1 июня формирует итоговую оценку эффективности налоговых расходов Республики Коми на основе результатов оценки эффективности налоговых расходов Республики Коми, представленных кураторами налоговых расходов Республики Коми.
Итоговая оценка эффективности налоговых расходов Республики Коми в течение 5 рабочих дней со дня ее формирования размещается на официальном сайте Министерства финансов Республики Коми в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
31. Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов Республики Коми учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Коми, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.