Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
правительства Тульской области
от 14.10.2019 N 733-р
Прогноз
социально-экономического развития Тульской области
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
1. Оценка достигнутого уровня
социально-экономического развития Тульской области
Валовой региональный продукт - один из основных показателей, характеризующих уровень экономического развития области, в истекшем году, по оценке, увеличился по сравнению с 2017 годом на 4,1% и составил 600,9 млрд рублей.
В структуре экономики Тульской области основное место по вкладу в валовой региональный продукт занимают промышленность, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, операции с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, строительство, темпы роста которых оказывают непосредственное влияние на темпы роста валового регионального продукта.
В 2018 году структура ВРП останется аналогичной предыдущему году с незначительными изменениями: промышленное производство (B + C + D + E) внесет порядка 46,3% валовой добавленной стоимости, вклад оптовой и розничной торговли оценивается в 11,7%, сельского хозяйства - в 6,2%, строительства - в 4,2%.
Структура промышленного производства региона (по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций) представлена на диаграмме.
Виды деятельности |
Условное обозначение |
Добыча полезных ископаемых |
А |
Производство пищевых продуктов, производство напитков |
Б |
Производство текстильных изделий; производство одежды; производство кожи и изделий из кожи; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения; производство бумаги и бумажных изделий; деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
В |
Производство химических веществ и химических продуктов |
Г |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство прочей неметаллической минеральной продукции |
Д |
Производство металлургическое |
Е |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; производство прочих готовых изделий |
Ж |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий; производство электрического оборудования; производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; производство прочих транспортных средств и оборудования; производство мебели; ремонт и монтаж машин и оборудования |
З |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
И |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций- производителей, в 2018 году составил 749,1 млрд рублей, индекс промышленного производства относительно уровня предшествующего года увеличился на 2,3% в сопоставимых ценах.
В 2018 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 61,6 млрд рублей - 106,4% к уровню 2017 года (в сопоставимых ценах). В структуре сельскохозяйственного производства преобладало растениеводство, доля которого составила 59,6%; доля животноводства - 40,4%.
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования за 2018 год составил 154,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 12,9% больше уровня 2017 года. В структуре инвестиций в основной капитал по кругу крупных и средних организаций по видам экономической деятельности преобладали обрабатывающие производства (68,0%).
Объем работ, услуг, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2018 году составил 39,8 млрд рублей, что составляет 89,6% к предыдущему году в сопоставимых ценах. В 2018 году в области введено 734,8 тыс. кв. метров жилья - 105,4% к 2017 году.
Внешнеторговый оборот Тульской области за 2018 год составил 4,6 млрд долларов США. По итогам 2018 года сальдо торгового баланса сложилось положительное и составило 2,5 млрд долларов США. Экспорт товаров из Тульской области по стоимости превышает объемы импорта в регион в 3,3 раза.
Оборот розничной торговли за 2018 год составил 289,3 млрд рублей - 102,2% в товарной массе к предыдущему году.
Объем платных услуг, оказанных населению области в 2018 году, составил 72,8 млрд рублей, что на 1,0% выше предыдущего года ив сопоставимых ценах.
Индекс потребительских цен за период с начала 2018 года по отношению к соответствующему периоду 2017 года увеличился на 3,4%.
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги) в 2018 году снизились по отношению к 2017 году на 3,4%.
Среднегодовое значение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2018 год составило 9709,0 рубля, что на 4,4% выше значения 2017 года.
Среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций Тульской области за 2018 год составила 34661,6 рубля, что выше уровня 2017 года на 9,6%.
Реальная заработная плата за 2018 год, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, составила 105,9% к 2017 году.
2. Оценка факторов и ограничений социально-экономического
роста Тульской области на среднесрочный период
2.1. Демографические проблемы
В прогнозном периоде региональная социально-экономическая политика будет направлена на стабилизацию численности населения Тульской области, увеличение числа родившихся и уменьшение смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, а также на повышение ожидаемой продолжительности жизни при рождении и продолжительности здоровой жизни.
В целях исполнения основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на периодидо 2024 года" на региональном уровне указом Губернатора Тульской области от 24 сентября 2018 года N 203 "О стратегических направлениях, целях и задачах развития Тульской области на период до 2024 года" определены приоритетные направления в сфере демографического развития. Разработаны паспорта региональных приоритетных проектов, направленных на финансовую поддержку семей при рождении детей, ликвидацию очереди в ясли для детей до трех лет, повышение качества жизни граждан старшего поколения, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, входящие в структуру региональной программы "Демография".
В Тульской области реализуется государственная программа "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области". В регионе действует система мер социальной поддержки, включающая 53 выплаты, из которых 41 установлена региональным законодательством. Получателями различных видов пособий и выплат являются почти 62,0 тыс. семей. Система мер социальной поддержки семей предусматривает обязательное соблюдение принципа адресности и учитывает применение критериев нуждаемости, установленных в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Разработан и утвержден "Комплекс дополнительных мер поддержки семей с детьми, в том числе при рождении первого ребенка, в Тульской области на 2018-2020 годы".
2.2. Экология
Региональные экологические проблемы области обусловлены прежде всего тем, что на сравнительно небольшой территории сконцентрировано большое число предприятий химической, металлургической промышленности, предприятий по производству и распределению электроэнергии, являющихся, с одной стороны, локомотивами экономики региона, с другой стороны, - основными источниками загрязнения атмосферы Тульской области.
В целях исполнения основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на региональном уровне указом Губернатора Тульской области от 24 сентября 2018 года N 203 "О стратегических направлениях, целях и задачах развития Тульской области на период до 2024 года" определены приоритетные направления в сфере экологии:
ликвидация накопленного экологического ущерба;
реализация инвестиционных проектов по строительству межмуниципальных объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;
восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, капитальный ремонт гидротехнических сооружений.
Разработана региональная приоритетная программа "Экология", ив которую входят 7 региональных проектов, направленных на реализацию приоритетных направлений.
Также в целях улучшения экологической обстановки в регионе реализуется государственная программа Тульской области "Охрана окружающей среды Тульской области", утвержденная постановлением правительства Тульской области от 12.07.2019 N 267.
2.3. Ветхое жилье
В целях снижения доли аварийного жилья постановлением правительства Тульской области от 29.12.2018 N 598 утверждена региональная программа по переселению граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, в рамках которой планируется ликвидировать 107,7 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда к 1 сентября 2025 года.
В настоящее время в целях продолжения мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда в АИС "Реформа ЖКХ" формируется реестр жилых домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в который по состоянию на 18 июля 2019 года включено 1147 многоквартирных домов, общей площадью 351,1 тыс. кв. метров.
В целях исполнения основных положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" на региональном уровне указом Губернатора Тульской области от 24 сентября 2018 года N 203 "О стратегических направлениях, целях и задачах развития Тульской области на период до 2024 года" определены приоритетные направления в сфере жилья и улучшения городской среды. Разработана соответствующая региональная программа "Жилье и городская среда". В структуру региональной приоритетной программы входит 3 региональных проекта, направленных на улучшение жилищных условий граждан, формирование комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
3. Направления (варианты) социально-экономического
развития Тульской области и целевые показатели
социально-экономического развития Тульской области на
среднесрочный период, включая количественные показатели
и качественные характеристикисоциально-экономического развития
Прогноз социально-экономического развития Тульской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработан с учетом основных параметров сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменениях цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 18 апреля 2019 года (протокол N 13), указа Губернатора Тульской области от 24 сентября 2018 года N 203 "О стратегических направлениях, целях и задачах развития Тульской области на период до 2024 года", исходя из приоритетов и задач, намеченных в указах Президента Российской Федерации, с учетом состояния и динамики мировой экономики, конъюнктуры мировых товарно-сырьевых рынков, а также состояния и тенденций развития российской и региональной экономики. Прогноз социально-экономического развития Тульской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов разработан в составе трех вариантов:
вариант 1 - консервативный;
вариант 2 - базовый;
вариант 3 - целевой.
Консервативный вариант: прогнозируется замедление темпов роста основных макроэкономических показателей (ВРП, промышленного производства, инвестиций в основной капитал, средней заработной платы, доходов населения и других), проведение консервативной бюджетной политики, в том числе в части государственных социальных обязательств, что формирует риски недостижения ряда целевых показателей социально-экономического развития в установленные сроки. В 2020 году прогнозируется снижение уровня инфляции до 3,9%, с последующим его повышением к 2022 году до 4,0%. В 2022 году совокупный прирост ВРП составит 12,9% к уровню 2018 года.
Базовый вариант: сохранение темпов роста экономики, умеренные темпы деловой и инвестиционной активности. В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост ВРП, в 2022 году совокупный прирост ВРП составит 14,7% к уровню 2018 года.
Целевой вариант: эффективная реализация ключевых направлений социально-экономического развития региона, полная и своевременная реализация национальных проектов за счет выхода динамики экономики на более высокую траекторию, необходимую для решения накопившихся проблем в социально-экономической сфере. В 2022 году совокупный прирост ВРП составит 16,1% к уровню 2018 года.
Сценарии
прогноза социально-экономического развития Тульской области
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
факт |
оценка |
прогноз |
|||
1. Валовой региональный продукт, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | |||||
консервативный вариант |
104,1* |
104,3 |
102,9 |
102,5 |
102,6 |
базовый вариант |
103,6 |
103,0 |
103,1 |
||
целевой вариант |
103,9 |
103,7 |
103,3 |
||
2. Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | |||||
консервативный вариант |
102,3 |
110,4 |
104,9 |
104,3 |
102,1 |
базовый вариант |
106,5 |
105,8 |
104,6 |
||
целевой вариант |
106,8 |
106,7 |
105,1 |
||
3. Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | |||||
консервативный вариант |
112,9 |
106,7 |
103,2 |
103,1 |
102,5 |
базовый вариант |
105,1 |
105,0 |
104,5 |
||
целевой вариант |
105,5 |
105,6 |
105,6 |
||
4. Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах | |||||
консервативный вариант |
102,2 |
102,6 |
101,5 |
101,6 |
101,8 |
базовый вариант |
102,3 |
102,6 |
102,5 |
||
целевой вариант |
102,8 |
103,2 |
103,4 |
||
5. Среднемесячная заработная плата, рублей | |||||
консервативный вариант |
34661,6 |
37693,9 |
39917,8 |
42432,6 |
45190,7 |
базовый вариант |
39993,1 |
42712,6 |
45617,0 |
||
целевой вариант |
40144,0 |
43066,4 |
46218,9 |
||
6. Индекс потребительских цен в среднем за год, % к предыдущему году | |||||
консервативный вариант |
103,4 |
105,2 |
103,9 |
104,0 |
104,0 |
базовый вариант | |||||
целевой вариант |
* - оценка
В соответствии с исходными условиями основным вариантом для разработки параметров прогноза бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020-2022 годы предлагается базовый вариант.
3.1. Население
По оценке, среднегодовая численность населения Тульской области за 2019 год составит 1473,6 тыс. человек, что на 11,7 тыс. человек меньше, чем за 2018 год.
Изменение численности населения определяется как его естественным, так и миграционным приростом. Исходными данными для прогнозирования численности населения явились официальные статистические сведения за 2014 - 2018 годы по основным демографическим параметрам: рождаемость, смертность, естественная убыль населения, миграционный прирост.
По прогнозу, среднегодовая численность в 2022 году составит 1438,2 тыс. человек по консервативному варианту прогноза, 1444,4 тыс. человек - по базовому варианту, 1447,5 тыс. человек - по целевому варианту и сократится относительно 2018 года на 47,1 тыс. человек, на 40,9 тыс. человек и на 37,8 тыс. человек соответственно.
Одним из основных направлений реализации активной миграционной политики и решения демографических проблем является Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Соответствующая программа реализуется в Тульской области с 2011 года. С 2011 по 2018 год в Тульскую область переехало около 53,0 тыс. соотечественников. В соответствии с программой в 2019 - 2022 годах планируется, что в Тульскую область для постоянного проживания переселится более 33,8 тыс. соотечественников.
По результатам оценки демографической ситуации в текущем году предполагается снижение уровня рождаемости на 0,3 промилле относительно 2018 года. По оценке общий коэффициент рождаемости в 2019 году составит 8,0 родившихся на 1000 человек населения.
Ожидается, что в 2022 году общий коэффициент рождаемости составит: по консервативному варианту - 7,0 промилле, по базовому варианту - 7,6 промилле, по целевому варианту - 7,9 промилле.
По оценке, уровень смертности населения в 2019 году составит 16,2 умерших на 1000 человек населения. К 2022 году коэффициент смертности ожидается на уровне 16,4 умерших на 1000 человек населения по консервативному варианту прогноза, 15,8 - по базовому варианту прогноза, 15,4 - по целевому варианту прогноза.
За 2018 год ожидаемая продолжительность жизни составила 71,8 года. Согласно прогнозным показателям ожидаемая продолжительность жизни в 2022 году увеличится по консервативному варианту до 72,5 года, по базовому варианту - до 73,4 года, по целевому варианту - до 75,2 лет.
3.2. Валовой региональный продукт
В 2019 году структура ВРП останется аналогичной предыдущему году с незначительными изменениями: промышленное производство (B+С+D+E) внесет порядка 47,3% валовой добавленной стоимости, вклад оптовой и розничной торговли оценивается в 11,5%, сельского хозяйства - в 6,1%, строительства - в 3,8%. Динамика ВРП обусловлена в первую очередь темпами развития промышленности, сельского хозяйства и розничной торговли.
По предварительной оценке ВРП в 2019 году вырастет на 4,3% (в сопоставимых ценах) к уровню предыдущего года и составит 654,7 млрд рублей.
К 2022 году в среднем на одного жителя области будет приходиться 541,8 тыс. рублей, 546,2 тыс. рублей, 549,8 тыс. рублей созданного валового регионального продукта (по вариантам прогноза соответственно) против 371,7 тыс. рублей в 2017 году.
3.3. Промышленное производство
По оценке, объем отгруженной продукции промышленного производства в 2019 году составит 833,1 млрд рублей, индекс промышленного производства - 110,4% к уровню 2018 года. Структурной особенностью региональной промышленности является высокий удельный вес предприятий обрабатывающих отраслей. Обрабатывающая промышленность Тульской области достаточно диверсифицирована, что повышает гибкость региональной экономики и в конечном счете работает на ее устойчивость.
За счет расширения внешнего и внутреннего спроса, ввода новых мощностей и инновационного обновления существующих производств предполагается увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по полному кругу организаций промышленного производства в 2022 году в действующих ценах до 991,5 млрд рублей - 1011,6 млрд рублей (по вариантам прогноза). Прирост производства в физическом исчислении относительно 2018 года составит 23,3%-32,2% соответственно.
Наибольшее влияние на динамику показателей промышленного производства в целом в 2019-2022 годах окажут следующие виды деятельности: производство пищевых продуктов; производство напитков; производство химических веществ и химических продуктов; производство прочей неметаллической минеральной продукции; производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; металлургическое производство; производство бумаги и бумажных изделий; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
По базовому варианту прогноза с 2020 года устойчивый рост промышленного производства прогнозируется по всем видам экономической деятельности, за исключением производства мебели.
3.3.1. Ключевые отрасли промышленности Тульской области.
Химическая промышленность. Доля химической промышленности в общем объеме отгрузки продукции обрабатывающей промышленности Тульской области в 2018 году составила 19,9%.
Рост производства в отрасли будет осуществляться на основе проведения реконструкции и технического перевооружения, ввода современных с одновременным выводом из эксплуатации устаревших производств. В рамках намечаемых проектов будут созданы импортозамещающие и высокопроизводительные производства с новыми рабочими местами.
Производство готовых металлических изделий - одна из ведущей отраслей промышленности Тульской области.
По оценке, в 2019 году индекс производства в "Производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования" составит - 107,5% к уровню 2018 года. В 2022 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 104,5%, 105,0%, 105,5% (по вариантам прогноза).
Металлургическая промышленность - это третья по объему выпуска отрасль промышленности в Тульской области. Она обеспечивает свыше 12% объема производства в промышленности региона.
Умеренные темпы роста отрасли обусловлены нестабильной ситуацией и значительной волатильностью на рынках чугуна. Начиная с 2019 года прогнозируется стабилизация ситуации, в том числе за счет запуска нового линейно-прокатного комплекса.
По оценке, в 2019 году индекс производства в "Металлургическом производстве" составит - 102,2% к уровню 2018 года. В 2022 году индекс промышленного производства прогнозируется на уровне 101,8%, 102,3%, 102,8% (по вариантам прогноза).
Стабильная положительная динамика развития прогнозируется и в производстве пищевых продуктов, где сосредоточен большой потенциал роста как за счет импортозамещения, так и за счет создания производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, в том числе с применением биотехнологий.
Индекс производства пищевых продуктов в 2022 году по консервативному варианту прогноза составит 103,5%, по базовому - 104,0%, по целевому - 104,5%.
Производство бумаги и бумажных изделий обеспечивает порядка 4,4% объема производства в промышленности региона. Целлюлозно-бумажная промышленность в прогнозном периоде будет характеризоваться более высокими темпами роста, чем деревообрабатывающая отрасль, что связано с высоким спросом на продукцию.
Индекс производства по этому виду деятельности в 2022 году по консервативному варианту прогноза составит 102,0%, по базовому - 102,5%, по целевому - 103,0%.
Рост обрабатывающего сектора в 2022 году к 2018 году составит 127,1% - по консервативному варианту, 129,2% - по базовому и 131,2% - по целевому варианту развития.
3.4. Сельское хозяйство
По оценке, в 2019 году по сравнению с 2018 годом ожидается увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 3,2%.
В структуре АПК удельный вес продукции растениеводства в общем объеме продукции сельского хозяйства составляет порядка 60,0%, животноводства - 40,0%.
По базовому варианту прогноза в 2020 году объем сельскохозяйственного производства возрастет на 3,5%, по консервативному варианту прогноза - на 2,6% и на 4,3% - по целевому варианту прогноза к предшествующему году соответственно.
Предполагается, что в 2022 году прирост валовой продукции сельского хозяйства к уровню 2018 года по базовому варианту составит 14,3%, по консервативному варианту прогноза - 12,0% и по целевому варианту прогноза - 15,6%. Умеренная динамика сельскохозяйственного производства в среднесрочной перспективе обусловлена достаточно высокими объемами производства и темпами сложившимися в 2016-2017 годах.
В целях дальнейшего развития агропромышленного комплекса в регионе продолжают реализовываться мероприятия, направленные на привлечение инвестиций.
В результате реализации инвестиционных проектов, с 2020 года ожидается плавное увеличение показателя по производству яиц (инвестиционный проект Общества с ограниченной ответственностью "Заокское" - строительство, реконструкция и модернизация комплекса по яичному производству (Заокский район); с 2021 года - по производству мяса (инвестиционный проект Общества с ограниченной ответственностью "Тульская мясная компания" - строительство свинокомплекса общей мощностью 57,0 тыс. тонн свинины в живом весе в год (Ефремовский, Куркинский районы).
Кроме того, подписан ряд соглашений о сотрудничестве при реализации на территории Тульской области инвестиционных проектов:
строительство птицеводческих ферм для содержания прародителей в Алексинском районе Тульской области (инвестор - Общество с ограниченной ответственностью "Авиаген");
строительство двух ферм закрытого типа с круглогодовым стойловым содержанием высокопродуктивного поголовья мелкого рогатого скота (инвестор - Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный холдинг "Мираторг");
развитие сельскохозяйственного производства, включающее строительство картофелехранилищ, реконструкцию зерносушильных комплексов, а также приобретение сельскохозяйственной техники;
развитие сельскохозяйственного производства, включающее реконструкцию и модернизацию производственных и перерабатывающих мощностей, строительство энергетического центра, а также модернизацию парка сельскохозяйственной техники (инвестор - Общество с ограниченной ответственностью "ПХ "Лазаревское");
развитие сельскохозяйственного производства, включающее строительство завода по переработке молока и производству сыра, а также завода по переработке льняной тресты (инвестор - Общество с ограниченной ответственностью "Родниковое поле").
3.5. Строительство
По оценке, в 2019 году объем работ, услуг, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности "Строительство", (в действующих ценах) составит 39,9 млрд рублей, 95,0% к 2018 году в сопоставимых ценах.
В период до 2022 года на динамику объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" будут влиять: реализация программ по строительству и капитальному ремонту жилья, газификации населенных пунктов; строительство и капитальный ремонта дорог, модернизацией жилищно-коммунального хозяйства, строительства объектов социальной сферы, а также строительство новых производственных мощностей в первую очередь на крупнейших предприятиях региона в рамках реализации новых инвестиционных проектов в сфере промышленного производства и электроэнергетики.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2019 года вступили в силу новые требования для застройщиков:
ограничение по использованию средств дольщиков, открытие эскроу-счетов;
проектное финансирование;
увеличение компенсационного фонда.
В связи с этим прогнозируется значительное сокращение застройщиков (на 50%), которые смогут продолжить работу после изменения законодательства и перехода на 100%-е проектное финансирование. Побочным явлением от введения проектного финансирования станет и увеличение стоимости строящегося жилья. Изменение механизма долевого строительства жилья объективно отрицательно отразится на динамике объема ввода жилья.
Реализация жилищной политики в период 2020-2022 годов будет продолжена в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
С учетом предполагаемых мероприятий, объемов ввода в эксплуатацию жилых домов средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов в прогнозируемом периоде имеет тенденцию роста.
Ожидается, что в 2019 году ввод в действие жилых домов составит 630,0 тыс. кв. метров, в 2022 году согласно базовому варианту прогноза - 800,0 тыс. кв. метров, что на 8,9% больше, чем в 2018 году.
3.6. Торговля и услуги населению
По оценке, индекс потребительских цен за период с начала 2019 года по отношению к соответствующему периоду 2018 года составит 105,2%.
В 2022 году индекс потребительских цен ожидается на уровне 104,0% по всем вариантам прогноза.
По оценке, в 2019 году оборот розничной торговли составит 312,3 млрд рублей и увеличится по сравнению с 2018 годом на 2,6% в сопоставимых ценах.
Принимая во внимание развитие сетевых торговых компаний и тенденцию к укрупнению торговых предприятий, предполагается увеличение в общем объеме розничного товарооборота доли крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства и сокращение доли товарооборота на розничных рынках и ярмарках.
В прогнозируемом периоде товарная насыщенность будет носить устойчивый характер и соответствовать платежеспособному спросу населения. Решающим критерием выбора покупателя останется цена товара.
В 2022 году ожидается увеличение оборота розничной торговли по базовому варианту до 375,7 млрд рублей, по целевому варианту до 381,3 млрд рублей, по консервативному варианту до 367,3 млрд рублей, что в физическом исчислении относительно 2018 года составит 110,4%, 112,6% и 107,7% соответственно.
В прогнозируемом периоде в структуре платных услуг основную долю будут по-прежнему занимать социально значимые услуги (жилищно-коммунальные, услуги связи, транспортные и бытовые услуги). Одновременно будет происходить рост количества платных образовательных, медицинских услуг, развитие туристических и других видов услуг.
По прогнозу, в 2022 году объем платных услуг населению по базовому варианту прогноза вырастет на 8,5%, по консервативному на 6,1% и по целевому на 10,8% в сопоставимых ценах к уровню 2018 года и составит 93,8 млрд рублей, 92,2 млрд рублей и 95,5 млрд рублей по вариантам прогноза соответственно.
3.7. Внешнеэкономическая деятельность
В 2020-2022 годах ожидается увеличение экспорта в связи с расширением поставок отечественных товаров (в частности, продукции видов, превалирующих в товарно-экспортной структуре Тульской области: продукции химической промышленности, металлов и изделий из них) благодаря политике государственного стимулирования экспорта.
По базовому варианту прогноза в 2020-2022 годах экспорт товаров прогнозируется в диапазоне 4,8-5,8 млрд долларов США.
На протяжении всего прогнозного периода в структуре внешнеторгового оборота ожидается превышение объемов экспортных операций в 4,1-4,4 раза над импортными операциями. Сальдо торгового баланса Тульской области является положительным и сохранит соответствующую динамику на период до 2022 года.
В прогнозируемом периоде совокупный объем внешнеторговых операций возрастет. Объем внешнеторговых операций со странами СНГ, в том числе членами ЕАЭС, будет расти во многом за счет увеличения товарооборота с Белоруссией и Казахстаном, что позволит наращивать долю экспортно-импортных операций Тульской области со странами СНГ в общем объеме внешнеторговых операций.
Но в тоже время необходимо отметить, что ограничение динамики импорта товаров во многом связано с динамикой обменного курса и внутреннего спроса.
Прогнозируется нормализация стабильного внешнего спроса на продукцию тульских товаропроизводителей, дальнейшая либерализация внешнеторгового, инвестиционного и валютного законодательства, умеренное колебание цен на основные товары тульского экспорта.
Наиболее существенными факторами, определяющими развитие внешней торговли в этот период, будут: формирование интеграционных объединений с участием России и расширение делового международного сотрудничества, сбалансированность политики государства в области защиты внутреннего рынка, уровень инвестиционных возможностей предприятий и платежеспособного спроса населения, рост инвестиционной активности, а также реализация мер государственного стимулирования экспорта и импортозамещения.
3.8. Инвестиции
По оценке, в 2019 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования достигнет 173,5 млрд рублей (106,7% к уровню 2018 года в сопоставимых ценах).
Благодаря деятельности крупных инвесторов на территории области в прогнозном периоде сохранится положительная динамика притока инвестиций в основной капитал. Суммарно за 2020-2022 годы, по прогнозу, на развитие экономики будет направлено 601,1 млрд рублей инвестиций по консервативному варианту, 622,7 млрд рублей - по базовому варианту, 628,7 млрд рублей - по целевому варианту прогноза (в действующих ценах), 2022 год к уровню 2018 года - 116,4%, 123,0%, 125,5% (в сопоставимых ценах) по вариантам прогноза соответственно.
Положительному тренду притока инвестиций в экономику будет способствовать:
реализация крупных инвестиционных проектов в базовых отраслях экономики: в металлургии (Общество с ограниченной ответственностью "Тулачермет-Сталь"), химии (Открытое акционерное общество "ЕЗСК", Открытое акционерное общество "Щекиноазот", Акционерное общество "Новомосковская акционерная компания "Азот" и др.);
реализация агропромышленных инвестиционных проектов, нацеленных на удовлетворение потребительского спроса московского региона, в том числе в рамках политики импортозамещения (Тульская мясная компания, Агропромышленный холдинг "Экокультура", Общество с ограниченной ответственностью "Каргилл", Общество с ограниченной ответственностью "Брянская мясная компания" и др.);
реализация резидентами индустриального парка и особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) "Узловая" крупных долгосрочных инвестиционных проектов;
реализация резидентами территорий опережающего социально-экономического развития г. Ефремова и г. Алексина инвестиционных проектов;
наращивание производства продукции двойного назначения и гражданской продукции на высокотехнологичных предприятиях оборонно-промышленного комплекса (Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав", Производственное объединение "Туламашзавод", Государственное унитарное предприятие "Конструкторское бюро приборостроения" и др.).
К концу прогнозируемого периода планируется создание 4-х ключевых кластеров:
1. Создание автомобильного кластера, главными задачами которого станут:
максимальная локализация производства автомобилей за счет расширения номенклатуры производимых автокомпонентов;
интеграция существующих предприятий области в цепочки поставок за счет модернизации производства;
формирование инфраструктуры для малых и средних инжиниринговых и технологических предприятий в области автомобилестроения;
создание исследовательских центров в области автомобильной промышленности.
Потенциальными участниками (инвесторами) автомобильного кластера являются:
производители автомобилей (Общество с ограниченной ответственностью "Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус" завод по производству автомобилей, включающий в себя цех штамповки, сварки, окраски, сборки, производства запчастей);
производители автокомпонентов;
инжиниринговые и технологические организации;
консалтинговые организации;
исследовательские центры в области автомобилестроения и др.
2. Создание инновационного научно-технологического центра "Композитная долина" на территории особой экономической зоны "Узловая" в Тульской области. Общий объем инвестиций в проект уже сейчас оценивается в 15,1 млрд рублей. Реализация проекта "Композитная долина" позволит обеспечить непрерывность обновления и развития конструкционных и специальных материалов нового поколения для стратегически значимых отраслей, а также подготовку высококвалифицированных кадров для вновь организуемых химических, металлургических и оборонных производств.
В число потенциальных участников проекта вошло более 20 промышленных инновационных предприятий из Тулы, Новомосковска, Узловой, Алексина, резиденты индустриального парка и ОЭЗ "Узловая". Именно на базе ОЭЗ и предполагается создание этого центра - территория особой экономической зоны обеспечена необходимой для этого инфраструктурой.
Функциональная структура "Композитной долины" будет включать: центр трансферта технологий и защиты интеллектуальной собственности, научно-технологический полигон, опытно-промышленные линии, малотоннажное и крупнотоннажное производства, инжиниринговый центр.
3. Создание на территории моногорода Ефремова биотехнологического кластера Общества с ограниченной ответственностью "Каргилл". На своей производственной площадке компанией создан спектр производств пищевой промышленности. Территория кластера станет центром притяжения для потенциальных инвесторов и будет способствовать реализации масштабных инновационных проектов в регионе.
Главными задачами развития кластера станут:
повышение производительности труда в производстве;
использование новых инновационных технологий производства продуктов питания;
кооперация смежных предприятий отрасли;
расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
4. Локомотивным проектом развития регионального металлургического кластера должен стать проект увеличения объемов сталелитейного и сталепрокатного производства Общества с ограниченной ответственностью "Тулачермет-Сталь" для дальнейшей реализации продукции на металлообрабатывающих предприятиях металлургического кластера, а также для реализации на внутреннем российском рынке и на экспорт.
Производимая металлургическим кластером продукция будет ориентирована в первую очередь на потребности локальных предприятий для создания продуктов с высокой добавленной стоимостью и формирования полноценной цепочки производства как промышленных, так и товаров строительной сферы и народного потребления в Тульской области.
3.9. Денежные доходы населения
По оценке, в 2019 году номинальные денежные доходы населения области составят 521,9 млрд рублей - 104,6% к уровню 2018 года; обязательные платежи и взносы - 52,2 млрд рублей (106,4% к уровню 2018 года). Индекс потребительских цен прогнозируется на уровне 105,2%. В связи с этим реальные располагаемые денежные доходы населения Тульской области в 2019 году снизятся на 0,7% относительно уровня 2018 года и составят 99,3%.
Начиная с 2020 года по базовому и целевому вариантам прогнозам ожидается умеренный рост реальных располагаемых денежных доходов населения Тульской области:
консервативный вариант - 99,9%;
базовый вариант - 100,2%;
целевой вариант - 100,5%.
В 2022 году по консервативному варианту прогноза реальные располагаемые денежные доходы населения Тульской области составят 100,1%; по базовому варианту - 101,0%; по целевому - 101,9% относительно 2021 года.
Повышению реальных располагаемых денежных доходов населения области одновременно будет способствовать устойчивый и динамичный экономический рост, стабильный и низкий уровень инфляции, а также постепенное увеличение наиболее весомых доходных компонентов за счет мер государственной политики (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты) и снижение расходных компонентов (процентная ставка по ипотечному кредитованию).
Также ожидается, что будут сохранены все действующие гарантии на рынке труда со стороны государства - минимальный размер оплаты труда будет ежегодно устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года.
По предварительной оценке, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2019 году составит 10209,0 рубля, что на 5,2% выше 2018 года.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Тульской области в 2017 году составляла 9,9%, а в 2018 году - 9,7%. Предварительная прогнозная оценка величины показателя "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения" на 2019 год - 8,9%. Тенденция снижения численности населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума будет продолжаться и к 2022 году составит 6,7% по целевому варианту.
Снижению уровня бедности в регионе будут способствовать:
рост среднемесячной заработной платы;
ежегодная индексация социальных выплат с учетом уровня инфляции;
обеспечение адресности социальных выплат;
проведение ответственной социальной политики.
3.10. Труд и занятость
В прогнозный период до 2022 года ситуация на рынке труда будет определяться развитием экономики региона, в условиях дальнейшего развития и модернизации промышленного сектора, роста производительности труда и снижения уровня безработицы.
На рынок труда в 2019-2022 годах окажет влияние расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста.
В связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия, направленные на защиту социально-трудовых прав граждан, в частности граждан предпенсионного возраста, что создает условия для их активного участия в жизни общества, продолжения трудовой деятельности.
В результате чего, численность рабочей силы в прогнозном периоде до 2022 года будет постепенно увеличиваться с 792,3 тыс. человек в 2019 году до 792,7 тыс. человек по консервативному варианту, 793,0 тыс. человек - по базовому варианту прогноза и до 793,2 тыс. человек - по целевому варианту.
При этом в условиях динамичного экономического роста увеличение численности рабочей силы не приведет к росту безработицы, напротив, тренд на ее снижение будет сохраняться в течение прогнозного периода до 2022 года. По базовому варианту прогноза в 2022 году численность безработных составит 30,0 тыс. человек и уменьшится относительно 2018 года на 0,6 тыс. человек или на 2,0%.
По оценке, в 2019 году:
уровень безработицы (по методологии МОТ) составит 3,8% рабочей силы в среднем за год;
численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, составит 4,4 тыс. человек на конец года;
уровень регистрируемой безработицы не превысит 0,6% рабочей силы на конец года.
К 2022 году:
численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов) составит по консервативному варианту 721,7 тыс. человек, по базовому варианту - 723,8 тыс. человек и по целевому варианту - 725,0 тыс. человек и по сравнению с 2018 годом увеличится на 0,2%, 0,4%, 0,6% по вариантам прогноза.
уровень безработицы составит по консервативному и базовому вариантам по - 3,8%, по целевому варианту - 3,7% к рабочей силе и по сравнению с 2018 годом по консервативному и базовому вариантам снизится на 0,1 п.п., по целевому варианту - на 0,2 п.п.
В прогнозном периоде будут сохранены достигнутые уровни заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации. Росту заработной платы будут способствовать устойчивый экономический рост и увеличение производительности труда.
По оценке, среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Тульской области за 2019 год составит 37693,86 рубля - 108,8% к уровню 2018 года. С учетом динамики, заложенной в сценарных условиях Российской Федерации, и достижений показателей социально-экономического развития Тульской области в 2022 году среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций Тульской области по консервативному варианту прогноза составит 45190,7 рубля; по базовому варианту - 45617,0 рубля; по целевому - 46218,9 рубля и увеличится относительно 2018 года на 30,4%; 31,6%; 33,3% в соответствии с вариантами прогноза.
В связи с тем, что безработица в Тульской области носит в основном структурный характер и связана с технологическими изменениями в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу, непрерывное образование взрослого населения в части программ профессионального обучения и дополнительного образования безработных граждан по направлению органов службы занятости является наиболее эффективным инструментом сдерживания роста безработицы, обеспечения эффективной занятости граждан, повышения их конкурентоспособности и трудовой мобильности.
Для работающих граждан органами службы занятости реализуются мероприятия по опережающему обучению, нацеленные на развитие кадрового потенциала. Данное обучение позволяет работникам получить новые компетенции, обеспечивающие рост производительности труда. Профессиональная ориентация является основой для осознанного выбора школьником будущей профессиональной траектории. Для принятия решений необходима информационная среда, предоставляющая школьнику и его семье сведения о текущем и прогнозном состоянии рынка труда, результатах мониторинга перспективных кадровых потребностей. Для решения поставленных задач органами службы занятости разрабатываются и развиваются новые формы и технологии профессиональной ориентации:
в рамках Национального проекта "Демография" разработаны региональные проекты "Содействие занятости женщин - создание условий для осуществления трудовой деятельности женщин, воспитывающих детей до 3-х лет" и "Старшее поколение". Будет организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, воспитывающих детей до 3-х лет, и граждан предпенсионного возраста. Данные региональные проекты будут включены в государственную программу Тульской области "Содействие занятости населения Тульской области";
план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы.
4. Основные параметры государственных
программ Тульской области (паспорта
государственных программ Тульской области)
Основные направления, цели, задачи развития и финансовое обеспечение социально-экономических сфер на прогнозируемый период отражены в паспортах государственных программ Тульской.
В 2019 году на территории Тульской области реализуется 31 государственная программа, которые разработаны по отраслевым направлениям развития сроком реализации до 2024 года.
В дальнейшем, по мере необходимости и с учетом ежегодных результатов реализации ответственными исполнителями корректируются мероприятия и продляются сроки реализации государственных программ либо разрабатываются новые государственные программы Тульской области сроком на 7 и более лет.
Государственные программы Тульской области утверждаются постановлением правительства Тульской области.
5. Основные макроэкономические показатели
прогноза социально-экономического развития
Тульской области на 2020 год и на плановый
период 2021 и 2022 годов
Показатели |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
|||||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||||||||
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
|||||
1. Население | |||||||||||||
1. |
Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. человек |
1495,64 |
1485,34 |
1473,62 |
1462,53 |
1463,40 |
1464,10 |
1450,58 |
1453,77 |
1455,63 |
1438,21 |
1444,44 |
1447,51 |
2. |
Численность населения (на 1 января года), тыс. человек |
1499,42 |
1491,86 |
1478,82 |
1468,41 |
1468,41 |
1468,41 |
1456,65 |
1458,40 |
1459,78 |
1444,51 |
1449,14 |
1451,48 |
3. |
Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
825,01 |
813,31 |
799,32 |
799,70 |
799,70 |
799,70 |
799,67 |
800,37 |
800,81 |
798,89 |
800,55 |
801,31 |
4. |
Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года), тыс. человек |
453,01 |
455,93 |
457,90 |
448,71 |
448,71 |
448,71 |
452,01 |
452,51 |
452,80 |
443,33 |
444,90 |
445,33 |
5. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет |
71,18 |
71,77 |
72,79 |
72,17 |
72,62 |
73,61 |
72,34 |
73,00 |
74,34 |
72,51 |
73,37 |
75,23 |
6. |
Общий коэффициент рождаемости, число родившихся живыми на 1000 человек населения |
8,90 |
8,30 |
8,00 |
7,60 |
7,90 |
8,20 |
7,30 |
7,70 |
8,00 |
7,00 |
7,60 |
7,90 |
7. |
Суммарный коэффициент рождаемости, число детей на 1 женщину |
1,40 |
1,35 |
1,35 |
1,34 |
1,38 |
1,44 |
1,33 |
1,40 |
1,45 |
1,32 |
1,42 |
1,47 |
8. |
Общий коэффициент смертности, число умерших на 1000 человек населения |
16,50 |
16,20 |
16,20 |
16,30 |
16,20 |
16,20 |
16,30 |
15,80 |
15,80 |
16,40 |
15,80 |
15,40 |
9. |
Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения |
-7,60 |
-7,90 |
-8,20 |
-8,70 |
-8,30 |
-8,00 |
-9,00 |
-8,10 |
-7,80 |
-9,40 |
-8,20 |
-7,50 |
10. |
Миграционный прирост (убыль), тыс. человек |
3,79 |
-1,31 |
1,65 |
0,90 |
2,19 |
3,00 |
0,90 |
2,48 |
3,00 |
0,90 |
2,48 |
3,00 |
2. Валовой региональный продукт | |||||||||||||
11. |
Валовой региональный продукт, млн рублей |
555941,90 |
600935,7* |
654708,55 |
695359,98 |
698933,30 |
700415,66 |
737484,87 |
743349,28 |
749608,33 |
779284,00 |
788900,42 |
795844,06 |
12. |
Индекс физического объема валового регионального продукта, % к предыдущему году |
103,90 |
104,06* |
104,30 |
102,89 |
103,56 |
103,89 |
102,54 |
103,03 |
103,73 |
102,64 |
103,05 |
103,25 |
13. |
Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта, % к предыдущему году |
103,16 |
103,88* |
104,46 |
103,22 |
103,08 |
102,97 |
103,43 |
103,23 |
103,17 |
102,95 |
102,99 |
102,82 |
3. Промышленное производство | |||||||||||||
14. |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн рублей |
694525,90 |
749058,81 |
833108,20 |
890769,12 |
895245,35 |
897931,08 |
947279,95 |
953133,60 |
962664,94 |
991476,61 |
998465,87 |
1011570,33 |
15. |
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,20 |
102,30 |
110,40 |
104,93 |
106,50 |
106,82 |
104,26 |
105,80 |
106,68 |
102,11 |
104,60 |
105,08 |
4. Сельское хозяйство | |||||||||||||
16. |
Продукция сельского хозяйства, млн рублей |
57236,10 |
61585,90 |
65207,46 |
68971,37 |
69111,04 |
69178,53 |
72953,77 |
73390,26 |
73462,76 |
77317,43 |
78161,21 |
78239,52 |
17. |
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,20 |
106,40 |
103,20 |
102,60 |
103,50 |
104,30 |
102,70 |
103,40 |
103,70 |
103,00 |
103,50 |
103,60 |
18. |
Продукция растениеводства, млн рублей |
34622,10 |
36697,50 |
39124,48 |
41382,82 |
41466,62 |
41507,12 |
43772,26 |
44034,15 |
44077,65 |
46390,46 |
46896,73 |
46943,71 |
19. |
Индекс производства продукции растениеводства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
109,50 |
104,90 |
104,11 |
102,59 |
103,70 |
104,73 |
102,69 |
103,40 |
103,70 |
102,99 |
103,60 |
103,70 |
20. |
Продукция животноводства, млн рублей |
22614,00 |
24888,40 |
26082,98 |
27588,55 |
27644,42 |
27671,41 |
29181,51 |
29356,11 |
29385,11 |
30926,97 |
31264,48 |
31295,81 |
21. |
Индекс производства продукции животноводства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
111,30 |
108,80 |
101,85 |
102,69 |
103,20 |
103,60 |
102,79 |
103,40 |
103,60 |
102,89 |
103,40 |
103,40 |
5. Строительство | |||||||||||||
22. |
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в ценах соответствующих лет, млн рублей |
42264,09 |
39750,00 |
39914,96 |
41728,70 |
42110,29 |
42112,44 |
43542,23 |
44384,24 |
44388,74 |
45434,58 |
46647,84 |
46654,79 |
23. |
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
94,60 |
89,60 |
95,00 |
99,00 |
100,00 |
100,10 |
99,00 |
100,00 |
100,10 |
99,00 |
100,00 |
100,10 |
24. |
Индекс-дефлятор по виду деятельности "Строительство", % к предыдущему году |
107,07 |
104,97 |
105,70 |
105,60 |
105,50 |
105,40 |
105,40 |
105,40 |
105,30 |
105,40 |
105,10 |
105,00 |
25. |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади |
696,80 |
734,78 |
630,00 |
650,00 |
756,00 |
862,00 |
700,00 |
763,50 |
827,00 |
770,00 |
800,00 |
915,00 |
6. Торговля и услуги населению | |||||||||||||
26. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года, % к декабрю предыдущего года |
102,59 |
104,71 |
104,33 |
103,97 |
103,97 |
103,97 |
104,23 |
104,23 |
104,23 |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
27. |
Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год, % к предыдущему году |
103,40 |
103,44 |
105,15 |
103,87 |
103,87 |
103,87 |
103,95 |
103,95 |
103,95 |
104,00 |
104,00 |
104,00 |
28. |
Оборот розничной торговли, млн рублей |
273690,40 |
289310,70 |
312268,08 |
328996,28 |
330950,45 |
331925,98 |
347296,37 |
352797,81 |
355221,87 |
367336,07 |
375720,85 |
381256,79 |
29. |
Индекс физического объема оборота розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
103,20 |
102,20 |
102,60 |
101,50 |
102,30 |
102,80 |
101,60 |
102,60 |
103,20 |
101,80 |
102,50 |
103,40 |
30. |
Индекс-дефлятор оборота розничной торговли, % к предыдущему году |
103,36 |
103,44 |
105,20 |
103,80 |
103,60 |
103,40 |
103,90 |
103,90 |
103,70 |
103,90 |
103,90 |
103,80 |
31. |
Объем платных услуг населению, |
69593,80 |
72838,47 |
77331,88 |
81938,08 |
82030,26 |
82676,05 |
86826,51 |
87694,94 |
88818,05 |
92190,13 |
93842,36 |
95509,96 |
32. |
Индекс физического объема платных услуг населению, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
101,10 |
101,00 |
101,50 |
101,20 |
101,80 |
102,70 |
101,50 |
102,40 |
103,00 |
101,80 |
102,50 |
103,20 |
33. |
Индекс-дефлятор объема платных услуг населению, % к предыдущему году |
104,27 |
103,63 |
104,60 |
104,70 |
104,20 |
104,10 |
104,40 |
104,40 |
104,30 |
104,30 |
104,40 |
104,20 |
7. Внешнеэкономическая деятельность | |||||||||||||
34. |
Экспорт товаров, млн долларов США |
3763,29 |
3556,00 |
3983,17 |
4572,59 |
4813,25 |
5053,91 |
5055,48 |
5321,56 |
5587,63 |
5463,19 |
5750,72 |
6038,26 |
35. |
Импорт товаров, млн долларов США |
1052,29 |
1082,30 |
1136,47 |
1115,11 |
1173,80 |
1232,49 |
1169,76 |
1231,32 |
1292,89 |
1239,94 |
1305,20 |
1370,46 |
|
Страны дальнего зарубежья |
||||||||||||
36. |
Экспорт товаров - всего, млн долларов США |
3320,14 |
3184,90 |
3517,98 |
4098,12 |
4313,81 |
4529,50 |
4507,52 |
4744,76 |
4981,99 |
4871,03 |
5127,40 |
5383,77 |
37. |
Экспорт ТЭК, млн долларов США |
6,73 |
4,53 |
5,72 |
5,83 |
6,14 |
6,45 |
6,42 |
6,75 |
7,09 |
6,93 |
7,30 |
7,66 |
38. |
Импорт товаров - всего, млн долларов США |
975,13 |
946,00 |
993,14 |
971,79 |
1022,94 |
1074,08 |
1019,41 |
1073,06 |
1126,71 |
1080,57 |
1137,44 |
1194,31 |
|
Государства-участники СНГ |
||||||||||||
39. |
Экспорт товаров - всего, млн долларов США |
443,15 |
371,10 |
465,19 |
474,47 |
499,44 |
524,41 |
547,96 |
576,80 |
605,64 |
592,15 |
623,32 |
654,48 |
40. |
Импорт товаров - всего, млн долларов США |
77,16 |
136,30 |
143,33 |
143,33 |
150,87 |
158,41 |
150,35 |
158,26 |
166,17 |
159,37 |
167,76 |
176,14 |
8. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия | |||||||||||||
41. |
Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года), единиц |
22249 |
21750 |
21179 |
20952 |
21241 |
21369 |
20975 |
21306 |
21511 |
21046 |
21395 |
21649 |
42. |
Среднесписочная численность работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) (без внешних совместителей), тыс. человек |
125,51 |
124,30 |
121,44 |
120,07 |
121,53 |
122,48 |
118,79 |
122,19 |
123,70 |
117,50 |
122,94 |
125,15 |
43. |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, млрд рублей |
427,08 |
458,21 |
474,92 |
480,15 |
486,19 |
492,71 |
485,20 |
499,58 |
511,95 |
490,57 |
513,38 |
535,54 |
9. Инвестиции | |||||||||||||
44. |
Инвестиции в основной капитал, млн рублей |
128563,55 |
154752,34 |
173541,90 |
186617,25 |
189688,24 |
190410,18 |
200483,28 |
207338,73 |
209116,07 |
214013,80 |
225650,59 |
229217,98 |
45. |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году в сопоставимых ценах |
110,70 |
112,90 |
106,70 |
103,20 |
105,10 |
105,50 |
103,10 |
105,00 |
105,60 |
102,50 |
104,50 |
105,60 |
46. |
Индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году |
103,19 |
107,88 |
105,10 |
104,20 |
104,00 |
104,00 |
104,20 |
104,10 |
104,00 |
104,15 |
104,15 |
103,80 |
|
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого и среднего предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
||||||||||||
47. |
Собственные средства, млн рублей |
43730,00 |
51178,51 |
55315,96 |
57275,35 |
58109,10 |
58370,62 |
61003,40 |
62688,20 |
63023,00 |
63641,07 |
67960,54 |
68699,47 |
48. |
Привлеченные средства, из них: млн рублей |
48352,22 |
67861,75 |
73625,67 |
77648,92 |
78940,66 |
79295,94 |
82943,59 |
86803,03 |
87749,71 |
86810,63 |
92702,68 |
94732,95 |
49. |
кредиты банков, в том числе: млн рублей |
24222,85 |
20351,70 |
32235,41 |
33866,00 |
34166,50 |
34168,84 |
35410,96 |
37313,01 |
37542,40 |
36860,67 |
40005,14 |
40612,96 |
50. |
кредиты иностранных банков, млн рублей |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
х |
51. |
заемные средства других организаций, млн рублей |
4567,99 |
13398,40 |
13409,93 |
14707,90 |
14869,90 |
14881,75 |
15258,38 |
15696,58 |
15740,67 |
15646,98 |
16548,31 |
16833,54 |
52. |
бюджетные средства, в том числе: млн рублей |
7133,76 |
4996,92 |
6576,02 |
7016,06 |
7811,84 |
8122,33 |
7485,24 |
8820,00 |
9347,91 |
7898,71 |
9479,13 |
10537,36 |
53. |
федеральный бюджет, млн рублей |
2746,63 |
1144,78 |
2235,85 |
2497,72 |
3148,17 |
3443,87 |
2708,12 |
3704,40 |
4209,01 |
2843,54 |
4009,67 |
4648,84 |
54. |
бюджеты субъектов Российской Федерации, млн рублей |
3419,17 |
2971,44 |
3452,41 |
3564,16 |
3671,57 |
3679,41 |
3712,68 |
3969,00 |
3982,21 |
3870,37 |
4189,78 |
4442,22 |
55. |
из местных бюджетов, млн рублей |
967,96 |
880,70 |
887,76 |
954,18 |
992,10 |
999,05 |
1064,44 |
1146,60 |
1156,69 |
1184,80 |
1279,68 |
1446,30 |
56. |
Прочие, млн рублей |
12427,62 |
29114,73 |
21404,31 |
22058,96 |
22092,42 |
22123,02 |
24789,01 |
24973,44 |
25118,73 |
26404,27 |
26670,10 |
26749,09 |
10. Денежные доходы населения | |||||||||||||
57. |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к предыдущему году |
97,40 |
96,60 |
99,30 |
99,89 |
100,20 |
100,50 |
99,93 |
100,62 |
101,71 |
100,12 |
101,04 |
101,85 |
58. |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год), в том числе по основным социально-демографическим группам населения: рублей в месяц |
9303,00 |
9709,00 |
10209,00 |
10607,00 |
10604,00 |
10591,00 |
11026,00 |
11023,00 |
10997,00 |
11467,00 |
11464,00 |
11437,00 |
59. |
трудоспособного населения, рублей в месяц |
9986,00 |
10403,50 |
10939,00 |
11365,00 |
11362,00 |
11348,00 |
11814,00 |
11811,00 |
11783,00 |
12286,00 |
12283,00 |
12254,00 |
60. |
пенсионеров, рублей в месяц |
7966,50 |
8319,00 |
8747,00 |
9088,00 |
9086,00 |
9074,00 |
9447,00 |
9445,00 |
9422,00 |
9825,00 |
9823,00 |
9799,00 |
61. |
детей, рублей в месяц |
9122,00 |
9591,00 |
10085,00 |
10478,00 |
10475,00 |
10462,00 |
10892,00 |
10889,00 |
10863,00 |
11327,00 |
11325,00 |
11298,00 |
62. |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения, % |
9,90 |
9,70 |
8,90 |
8,30 |
8,10 |
8,00 |
7,80 |
7,40 |
7,40 |
7,20 |
6,80 |
6,70 |
11. Труд и занятость | |||||||||||||
63. |
Численность рабочей силы, тыс. человек** |
791,80 |
793,47 |
792,30 |
792,30 |
792,60 |
792,70 |
792,50 |
792,80 |
792,90 |
792,70 |
793,00 |
793,20 |
64. |
Среднегодовая численность занятых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов), тыс. человек |
719,90 |
720,63 |
721,36 |
720,90 |
721,50 |
722,90 |
721,30 |
723,30 |
724,50 |
721,70 |
723,80 |
724,95 |
65. |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций, рублей |
31636,90 |
34661,65 |
37693,86 |
39917,80 |
39993,07 |
40143,96 |
42432,62 |
42712,56 |
43066,44 |
45190,74 |
45617,02 |
46218,90 |
66. |
Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций, % к предыдущему году |
107,60 |
109,56 |
108,75 |
105,90 |
106,10 |
106,50 |
106,30 |
106,80 |
107,28 |
106,50 |
106,80 |
107,32 |
67. |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), рублей |
27465,00 |
29770,00 |
31969,00 |
33903,12 |
33920,00 |
33935,09 |
36147,51 |
36184,00 |
36215,53 |
38497,10 |
38554,00 |
38605,76 |
68. |
Темп роста среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), % к предыдущему году |
106,96 |
108,39 |
107,39 |
106,05 |
106,10 |
106,15 |
106,62 |
106,67 |
106,72 |
106,50 |
106,55 |
106,60 |
69. |
Реальная заработная плата работников организаций, % к предыдущему году |
104,06 |
105,92 |
103,42 |
101,95 |
102,15 |
102,53 |
102,26 |
102,74 |
103,20 |
102,40 |
102,69 |
103,19 |
70. |
Индекс производительности труда, % |
103,40 |
103,57* |
104,83 |
102,98 |
103,54 |
103,67 |
102,46 |
102,91 |
103,51 |
102,57 |
102,96 |
103,05 |
71. |
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % к рабочей силе |
3,88 |
3,86 |
3,82 |
3,85 |
3,82 |
3,81 |
3,84 |
3,81 |
3,74 |
3,81 |
3,78 |
3,72 |
72. |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года), % |
0,54 |
0,46 |
0,56 |
0,61 |
0,59 |
0,59 |
0,59 |
0,58 |
0,58 |
0,58 |
0,57 |
0,57 |
73. |
Общая численность безработных (по методологии МОТ), тыс. человек |
30,70 |
30,61 |
30,30 |
30,50 |
30,30 |
30,20 |
30,40 |
30,20 |
29,65 |
30,20 |
30,00 |
29,50 |
74. |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года), тыс. человек |
4,30 |
3,66 |
4,40 |
4,80 |
4,70 |
4,70 |
4,70 |
4,60 |
4,60 |
4,60 |
4,50 |
4,50 |
75. |
Фонд заработной платы работников организаций, млн рублей |
167247,02 |
184100,34 |
199107,28 |
211473,01 |
212109,82 |
213317,14 |
225751,04 |
227578,67 |
230112,77 |
241532,76 |
244227,67 |
248391,83 |
76. |
Темп роста фонда заработной платы работников организаций, % к предыдущему году |
107,02 |
110,08 |
108,15 |
106,21 |
106,53 |
107,14 |
106,75 |
107,29 |
107,87 |
106,99 |
107,32 |
107,94 |
12. Основные фонды | |||||||||||||
77. |
Амортизация основных фондов, млрд рублей |
49,08 |
53,01* |
57,25 |
61,89 |
61,94 |
62,06 |
66,84 |
67,08 |
67,36 |
72,18 |
72,79 |
73,26 |
78. |
Темп роста амортизации основных фондов, % к предыдущему году |
107,50 |
108,00* |
108,00 |
108,10 |
108,20 |
108,40 |
108,00 |
108,30 |
108,50 |
108,00 |
108,50 |
108,80 |
79. |
Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества, млрд рублей |
625,43 |
666,57* |
709,83 |
760,78 |
761,15 |
762,25 |
818,85 |
820,00 |
823,47 |
878,66 |
880,71 |
886,91 |
13. Финансы организаций | |||||||||||||
80. |
Темп роста прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, % к предыдущему году |
103,01 |
144,76* |
101,53 |
106,94 |
107,54 |
107,74 |
107,54 |
107,74 |
107,94 |
108,42 |
108,62 |
108,82 |
*- оценка
** - возраст 15 лет и старше
6. Потребность в привлечении иностранных работников
Показатели |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|||||||
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
||||
Иностранные работники, занятые на территории Тульской области в организациях и у индивидуальных предпринимателей, тыс. человек |
20,2 |
20,3 |
19,7 |
19,0 |
19,5 |
20,0 |
18,7 |
19,2 |
19,7 |
18,5 |
19,0 |
19,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел (А) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство, тыс. человек |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
3,0 |
2,7 |
2,8 |
2,9 |
Раздел (C) Обрабатывающие производства, тыс. человек |
3,9 |
4,0 |
3,8 |
3,7 |
3,8 |
3,9 |
3,7 |
3,8 |
3,8 |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
Раздел (F) Строительство, тыс. человек |
4,2 |
4,4 |
4,1 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
3,9 |
4,0 |
4,1 |
Раздел (G) Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, тыс. человек |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
2,1 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Раздел (H) Транспортировка и хранение, тыс. человек |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Раздел (I) Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, тыс. человек |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
Раздел (J) Деятельность в области информации и связи, тыс. человек |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Раздел (K) Деятельность финансовая и страховая, тыс. человек |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Раздел (L) Деятельность по операциям с недвижимым имуществом, тыс. человек |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Раздел (M) Профессиональная, научная и техническая деятельность, тыс. человек |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
Раздел (N) Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, тыс. человек |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
Раздел (P) Образование, тыс. человек |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Раздел (Q) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, тыс. человек |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Раздел (S) Предоставление прочих видов услуг, тыс. человек |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
Раздел (T) Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления, тыс. человек |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,7 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Тульской области от 14 октября 2019 г. N 733-р "Об одобрении прогноза социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.