Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя
на 2020 год, плановый период
2021 и 2022 годов и на период
2023 и 2024 годов, одобренному
постановлением Правительства
Севастополя от 14.10.2019 N 578-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2020 - 2024 годы) разработан в рамках исполнения Указа Президента Российской федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, с изменениями (далее - ФЦП). При его формировании учтены макроэкономические показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2018 год, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, базовый вариант которых на заседании Правительства Российской Федерации 18.04.2019 (протокол N 13) принят за основу для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2020 - 2024 годы сформирован в вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 - базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России.
Достижение целей развития и ключевых целевых показателей региональных проектов в рамках национальных проектов, определенных Указом N 204, будет осуществляться по основным направлениям развития города: модернизация промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Минобороны России (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры; экологическое оздоровление, туризм; энергосбережение; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2020 - 2024 годы использовались данные Крымстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, основные параметры ФЦП, региональных проектов и государственных программ города Севастополя.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития за 2018 год
Население. Численность населения в среднем за год составила 439,9 тыс. человек.
Промышленность. По сравнению с 2017 годом индекс промышленного производства составил 129,2%.
Сельское хозяйство. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2017 году - 94,3%.
Строительство. Всеми хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ в сопоставимых ценах в 3,5 раза больше, чем в 2017 году.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли по сравнению с 2017 годом в сопоставимых ценах вырос на 1,8%; оборот общественного питания - на 0,3%; объем платных услуг, оказанных населению - на 2,1%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2018 г. к декабрю 2017 г. - 105,1%.
Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот с учетом данных взаимной торговли уменьшился на 30,6% по сравнению с 2017 годом.
Инвестиции в основной капитал. Предприятиями и организациями (включая всех хозяйствующих субъектов с учетом досчета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал на 23,0% меньше, чем в 2017 году.
Рынок труда. По сравнению с 2017 годом численность безработных увеличилась на 0,1 тыс. человек.
Заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2017 годом увеличилась на 4127 руб.
Оценка факторов и ограничений экономического роста на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов
В 2018 году экономика города Севастополя демонстрировала в основном положительные тенденции, но сохранялись определенные объективные трудности, такие как действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, запрет экспорта / импорта продукции в страны ЕС и из них и другие.
Реализация мероприятий региональных проектов на территории города Севастополя, ФЦП, государственная поддержка промышленных предприятий, сельхозтоваропроизводителей, малого бизнеса, функционирование свободной экономической зоны, рост внебюджетных инвестиций активизировали развитие отраслей экономики региона.
Однако, в прогнозируемом периоде экономика города останется под влиянием ряда проблем:
- запрет экспорта продукции и сырья в страны ЕС;
- зависимость севастопольских производителей от поставок сырья и комплектующих из других регионов;
- недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- недостаточная степень инновационной активности предпринимателей;
- высокий износ и неудовлетворительное общее состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, основных производственных фондов;
- низкая доступность кредитных ресурсов, жесткие требования к условиям получения потребительских и производственных кредитов;
- невозможность захода иностранных судов в морской порт Севастополь.
Прогноз основных параметров социально-экономического развития на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов
Население
Численность населения города Севастополя в среднегодовом исчислении за 2018 год составила 439,9 тыс. человек, что на 1,7% больше, чем в предыдущем году. Численность постоянного населения на 01.01.2019 достигла 443,2 тыс. человек, что на 1,5% больше, чем на 01.01.2018.
За счет миграции численность населения увеличилась на 7,7 тыс. человек, (в 2017 году - на 8,7 тыс. человек).
Естественная убыль населения увеличилась по сравнению с предыдущим годом в 1,4 раза и составила 1,1 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В целом формирующиеся тенденции демографических и миграционных процессов позволяют прогнозировать дальнейший умеренный рост среднегодовой численности населения города с шагом в 1,3 - 1,6% в год. Ожидаемая среднегодовая численность населения города Севастополя в 2019 году составит 447.0 тыс. человек, в 2022 году - 467,0 тыс. человек, 2024 году - 480.1 тыс. человек.
Прогнозные значения показателя "Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)" сформированы в соответствии со средним вариантом демографического прогноза до 2035 года, рассчитанным Крымстатом.
Во исполнение Указа N 204 Правительством Российской Федерации утвержден Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года от 07.05.2019 N 4043п-П13, в том числе по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (в 2022 году - до 75,6 лет).
Одними из инструментов достижения к 2024 году целей по повышению рождаемости, снижению смертности от предотвратимых причин, а также улучшению условий и охраны труда, снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья, формированию мотивации к здоровому образу жизни, стимулированию к занятиям физкультурой и спортом являются региональные проекты, реализуемые в городе Севастополе:
"Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами",
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями",
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)",
"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться, что связано с ожидаемой стабилизацией миграции в город из других регионов России и стран ближнего зарубежья.
Валовой региональный продукт
Прогноз объема валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития. Реальный сектор экономики региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
Объем ВРП по городу Севастополю за 2017 год в текущих основных ценах по предварительным данным Росстата составил 71388,1 млн руб., что на 2,2% больше, чем в 2016 году.
В структуре ВРП наибольшие доли валовой добавленной стоимости приходятся на виды экономической деятельности: 18,2% - "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение", 16,2% - "торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", 9,7% - "обрабатывающие производства", 7,9% - "строительство", 7,3% - "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", 7,1% - "деятельность по операциям с недвижимым имуществом", 4,6% - "деятельность гостиниц и предприятий общественного питания", 4,2% - "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство".
ВРП на 2018 год оценивается в размере 76906,4 млн руб. при индексе физического объема 102,6% к предыдущему году, что обусловливается увеличением объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 3,5 раза и объемов производства в промышленности - на 29,2%, при сокращении объемов продукции сельского хозяйства на 5,7%.
На 2019 год ВРП прогнозируется в объеме 82144,5 млн руб. с ростом физического объема на 3,0% к 2018 году за счет увеличения объемов производства в промышленности на 9,9%, сельском хозяйстве - на 4,0%, платных услугах населению - на 3,4%, в других отраслях.
Корректировка прогноза ВРП на 2018 год и последующие годы осуществлена на основании опубликованных Росстатом данных ВРП за 2017 год.
В результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных Указом N 204, в прогнозном периоде ожидается поступательный рост ВРП, в том числе за счет его роста в добывающей промышленности, обрабатывающих производствах, электроэнергетике, водоснабжении, сельском хозяйстве, строительстве, платных услугах населению.
Увеличится доля отраслей, формирующих инвестиции (машиностроение и строительство).
Рост доли обрабатывающих производств в ВРП связан с развитием импортозамещения, модернизацией предприятий города и созданием новых производств, расширением сотрудничества предприятий с производителями из других регионов страны, включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации.
Увеличение доли строительства в ВРП будет обеспечено реализацией регионального проекта "Жилье (город федерального значения Севастополь)" и мероприятий ФЦП.
Доли отраслей информации и связи, здравоохранения и образования увеличатся в ВРП за счет реализации региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура")", "Цифровая образовательная среда".
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет связано с повышением производительности и инновационного развития аграрного сектора.
Рост инвестиций в основной капитал до 2022 года и далее до 2024 года . будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- рост темпов развития строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь ФЦП, обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
ВРП на 2020 год предварительно оценивается в размере 87059,0 млн руб. (по консервативному варианту) и 87229,2 млн руб. (по базовому варианту). Ожидается, что к уровню предыдущего года рост составит 2,3-2,5%, в дальнейшем он будет увеличиваться в среднем на 2,2-2,5% ежегодно.
Промышленное производство
В 2018 году по сравнению с 2017 годом индекс промышленного производства составил 129,2%. В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 4,4%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - на 40,8%. В водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - уменьшилось на 0,2%.
Индекс промышленного производства за 2018 год превышает прогнозный на 22,8 процентных пункта в связи с ростом производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха, что обусловлено запуском Балаклавской ТЭС.
В периоды 2020 - 2022 годов и 2023 - 2024 годов на динамику производства окажут влияние сложившиеся условия роста высоко- и среднетехнологичных производств, выход на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в традиционных для Севастополя производствах (судоремонт, виноделие, радиоэлектроника), при сохранении ограничений политико-экономического характера.
Исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий в текущем году, оценка индекса промышленного производства в 2019 году составила 109,9%.
Показатели на прогнозируемый период рассчитаны с учетом реализации региональных проектов "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города Севастополя", "Поддержка экспорта услуг в городе Севастополе", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях города Севастополя", а также с учетом мер по реализации государственной программы города Севастополя "Развитие промышленности города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.10.2016 N 955-ПП: в 2020 году к 2019 году - рост на 7,2% (по консервативному варианту) и 7,6% (по базовому варианту), в последующем - постепенный ежегодный рост промышленного производства на 3,1-4,5% благодаря стабилизации производства, увеличению инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Основными сдерживающими факторами развития промышленности остаются:
- влияние санкций на ограничение захода в морской порт Севастополь иностранных судов, как следствие отсутствие выгодных контрактов на судоремонтных предприятиях города, уменьшение объемов перевалки грузов;
- высокая себестоимость продукции вследствие обременительной логистики (завышенная цена на сырье, материалы);
- недостаточная загрузка предприятий, в том числе со стороны вертикально-интегрированных структур, определенных в качестве кураторов приказом Минпромторга России;
- ограниченная возможность привлечения заемных средств, так как на территории города Севастополя и Республики Крым отсутствуют кредитные организации, которые предоставляют программы кредитования промышленного сектора экономики на длительный период (5-7 лет) с доступной процентной ставкой.
Развитие агропромышленного комплекса
В 2018 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2017 годом снизилось на 5,7%. Индекс производства продукции растениеводства составил 94,3%, индекс производства продукции животноводства - 94,6%.
Природно-климатические условия обусловили приоритетным направлением развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В 2018 году получен урожай винограда с площади 4,3 тыс. га с валовым сбором 19,1 тыс. т при урожайности 44,6 ц/га (рост к 2017 году на 4,2%).
Площади земель сельскохозяйственного назначения, занятые многолетними насаждениями и виноградниками, увеличены на 202,1 га, в 2019 году планируется увеличение на 550 га.
В 2018 году винодельческими предприятиями произведено вин игристых и шампанских 738,0 тыс. декалитров; вина - 317,9 тыс. декалитров; виноматериала виноградного - 922,0 тыс. декалитров; напитков винных, изготовляемых с добавлением этилового спирта, - 28,6 тыс. декалитров; отгружено 2390,7 тыс. декалитров. В регионы России направлено около 70% продукции.
При условии реализации региональных проектов "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Экспорт продукции АПК", мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП), в 2019 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2018 годом на 4,0%. В последующие годы прогнозируемого периода - рост на 1,0-4,4%.
Планируется увеличивать валовой сбор винограда и плодовых культур в среднем на 0,5 тыс. т, производство вина - на 100 тыс. декалитров ежегодно.
Общий объем вылова водных биологических ресурсов на 01.01.2019 в Азово-Черноморском бассейне рыбаками Севастополя составил 25,1 тыс. т (на 7,7 тыс. т меньше, чем за 2017 год).
В 2018 году произведено 17,8 тыс. т рыбы мороженной (на 11,8% меньше, чем в 2017 году), 6,4 тыс. т рыбы, приготовленной или консервированной другим способом (больше на 12,8%).
В прогнозируемый период планируется добывать (вылавливать) по 25,0 тыс. т рыбы ежегодно. Производство консервов рыбных составит в 2019 году 14,4 млн условных банок, за 2020 - 2024 годы - по 25,0 млн условных банок ежегодно. Объем производства товарной аквакультуры - 46 т и 52 т соответственно.
Инвестиции
В январе - декабре 2018 г. по предварительной данным предприятиями и организациями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) освоено инвестиций в основной капитал в размере 40547,3 млн руб., что на 23,0% меньше, чем в 2017 году.
Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составили привлеченные средства - 89,5%, в том числе бюджетные средства - 53,9% (средства федерального бюджета - 26,4%, бюджета города Севастополя - 27,5%); кредиты банков - 32,3%; заемные средства других организаций - 0,8%; средства государственных внебюджетных фондов - 0,8%; средства организаций и населения на долевое строительство - 1,2%; прочие средства - 0,5%. Собственные средства хозяйствующих субъектов составили 10,5%.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион осуществляется в рамках ФЦП и государственных программ города Севастополя. При разработке прогноза учтены итоги их реализации за прошедший период, достижение значений показателей результативности, эффективности использования средств субсидий, основные параметры реализации их мероприятий.
В 2018 году в рамках 18 соглашений между Минэкономразвития России и Правительством Севастополя на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий ФЦП освоено 4597,70 млн руб.; за счет средств бюджета города Севастополя - 241,97 млн руб. Введены в эксплуатацию четыре объекта, в том числе два детских сада в микрорайоне Шевченко и на проспекте Генерала Острякова; берегозащитная дамба на реке Бельбек, благоустройство прилегающей территории к монастырю Святого Георгия (Фиолент). Реализовано мероприятие - внесение взноса в уставный капитал субъекта инвестиций с целью реализации мероприятия "Строительство гражданского сектора аэропорта "Бельбек".
Выполнены строительные работы на шести объектах. Завершены проектные работы на восьми объектах.
В 2019 году ФЦП реализуется по направлениям социально-экономического развития региона: энергетический комплекс, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, здравоохранение, образование, культура, спорт, промышленный комплекс, туризм, безопасность, ветеринария, другие.
Мероприятия ФЦП также реализуются в рамках 13 государственных программ города Севастополя.
20.06.2019 досрочно введен в эксплуатацию объект газоснабжения "Газопровод низкого давления села Полюшко-2, 2-я очередь" (по плану-графику ввод в декабре 2019 г.).
В 2019 - 2022 годах объемы финансирования на реализацию мероприятий ФЦП по капитальным вложениям, которое будет осуществлено на условиях софинансирования, предусмотрены в размере 77441,07 млн руб. Финансирование из федерального бюджета составит: в 2019 году - 12163,26 млн руб., в 2020 году - 17864,97 млн руб., в 2021 году - 19841,97 млн руб., в 2022 году - 23503,79 млн руб. Софинансирование из бюджета города Севастополя: в 2019 году - 845,35 млн руб., в 2020 году - 940,32 млн руб., в 2021 году - 1044,38 млн руб., в 2022 году - 1237,03 млн руб.
Основными мероприятиями в рамках ФЦП в 2019 - 2022 годах являются:
- строительство и реконструкция дорог (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 22818,04 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 1200,92 млн руб.);
- развитие здравоохранения (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 14384,15 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 757,07 млн руб.);
- обеспечение водоотведения (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 6249,74 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 328,98 млн руб.);
- развитие образования (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 5884,18 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 309,69 млн руб.);
- развитие физической культуры и спорта (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 2983,62 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 157,0 млн руб.);
- создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 8626,9 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 659,31 млн руб.).
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций является свободная экономическая зона. Статус участника СЭЗ на 01.01.2019 получили 428 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. Общий объем задекларированных капитальных вложений составил 4941,63 млн руб., фактически вложено 5487,95 млн руб. В 2019 году планируется осуществлять капитальные вложения в размере 1,9 млрд руб., в 2020 - 2022 годах - 4,75 млрд руб.
Привлечению инвестиций в город Севастополь способствует реализация инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются:
- приоритетный проект "Комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты как международного центра туризма" (мероприятие "Создание яхтенной марины, г. Севастополь" является мероприятием ФЦП).
Цели - развитие туристско-рекреационного потенциала города Севастополя и совершенствование городской среды и туристической инфраструктуры Балаклавского муниципального округа города Севастополя, в том числе района Балаклавской бухты, в целях создания условий по преобразованию территории в значимый международный центр туризма, в том числе через обеспечение условий привлечения и эффективного вложения государственных и внебюджетных инвестиций.
Общий объем финансирования - 7231,6 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 6870,03 млн руб., средства бюджета субъекта - 361,57 млн руб. Срок окончания проекта - 2030 год;
- приоритетный проект "Терруар Севастополь".
Цель - создание условий для развития сельского хозяйства и виноделия в городе Севастополе путем увеличения площади виноградников до 10 тыс. га, создания не менее 20 независимых винодельческих предприятий, развития винного туризма.
Общий объем финансирования - 1134,56 млн руб. за счет средств федерального бюджета. Срок окончания проекта - 2021 год;
- проект общегородского значения "Военно-исторический парк "Федюхины высоты".
Цель - создание масштабного постоянно изменяющегося туристического объекта, формирующего самостоятельный туристический поток с большой степенью вовлеченности постоянных гостей и высоким процентом возвращаемости туристов. Создание для горожан благоустроенного места для прогулок и семейного отдыха, культурно-образовательного центра "живой истории" Севастополя.
Общий объем финансирования - 637,3 млн руб., в том числе средства бюджета субъекта - 67 млн руб., внебюджетные средства - 570,3 млн руб. Срок окончания проекта - 2022 год;
- приоритетный проект "Создание индустриального парка в г. Севастополе" (является мероприятием ФЦП).
Цели - развитие высоких технологий в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, точного приборостроения; поддержка и внедрение инноваций в базовых отраслях экономики. Создание нового уровня производственной инфраструктуры для привлечения внешних инвестиций. Стимулирование малого и среднего предпринимательства.
Общий объем финансирования - 1653,1 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 1571,5 млн руб., средства бюджета субъекта - 81,6 млн руб. Срок окончания проекта - 2022 год;
- приоритетный проект "Умный город".
Стартовал в России в 2018 году, с 2019 года реализуется в рамках национальной программы "Цифровая экономика" и национального проекта "Жилье и городская среда". Стандарт "умного города" является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды.
Общий объем финансирования - 1612,9 млн руб., в том числе средства бюджета субъекта - 802,7 млн руб., внебюджетные средства - 810,2 млн руб. Срок окончания проекта - 2024 год.
В прогнозируемом периоде рост инвестиций в основной капитал будет связан с внедрением нового оборудования в производственный процесс, развитием транспортной инфраструктуры.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал будет увеличиваться доля собственных средств. Собственные средства в 2019 - 2020 годах в общем объеме инвестиций составят 16,2-16,7%, в дальнейшем - до 27,5%, в том числе за счет инвестиционных программ предприятий электроэнергетики, участников свободной экономической зоны. Доля привлеченных средств сократится за счет снижения уровня государственных капитальных вложений, невысоких темпов роста кредитов, направляемых на инвестиционные цели. Доля кредитных средств составит 5,0 - 5,7%.
Доля бюджетного финансирования (с применением программных инструментов) в общем объеме инвестиционных ресурсов останется самой значительной. Постепенно будет увеличиваться доля средств бюджета города Севастополя.
Строительство
Всеми хозяйствующими субъектами в 2018 году выполнено строительных работ на сумму 38103,1 млн руб., что в 3,5 раза больше, чем в 2017 году. В эксплуатацию введено 1066 зданий, жилых помещений в нежилых зданиях и жилых домов общей площадью 294,3 тыс. кв. м.
В 2018 году инвестиции (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в строительство зданий составили 455,9 млн руб., инженерных сооружений - 395,7 млн руб.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры предусмотрены ФЦП, федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30), 13 государственными программами города Севастополя, из них:
- "Развитие образования в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП) - 30 объектов (16 детских садов, 11 школ, бассейн, детский оздоровительный центр "Ласпи" и детский оздоровительный лагерь "Горный").
Планируется ввести в эксплуатацию: в 2019 году - три детских сада и три школы; в 2020 году - семь детских садов, шесть школ, бассейн; в 2021 году - два детских сада;
- "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1047-ПП) - 25 объектов (14 физкультурно-оздоровительных комплексов (далее - ФОК), три футбольных поля, два ледовых катка, спортивно-оздоровительный комплекс имени 200-летия Севастополя, стадион "Горняк", бассейн, две водноспортивных базы, Академия футбола Севастополя).
Планируется ввести в эксплуатацию: в 2019 году - стадион "Горняк", футбольное поле, бассейн, ледовый каток, два ФОК, водноспортивную базу; в 2020 году - четыре ФОК, спортивно-оздоровительный комплекс имени 200-летия Севастополя; в 2021 году - четыре ФОК, ледовый каток, футбольное поле; в 2022 году - четыре ФОК, футбольное поле;
- "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1090-ПП) -14 объектов (семь пирсов и семь причалов).
Планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году 13 объектов портовой инфраструктуры общей площадью 6720,35 кв. м;
- "Развитие культуры и туризма города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 07.11.2016 N 1050-ПП) - 20 объектов (пять клубов, цирк, театр юного зрителя, художественная школа, художественный музей имени М.П. Крошицкого, кинотеатр "Монпепос", два многофункциональных культурно-досуговых центра, драматический театр имени А.В. Луначарского, театр танца имени В.А. Елизарова, Синопская лестница, два монастыря, парк Победы, парк с мемориальным комплексом "Защитникам Севастополя 1941 - 1942 гг.", комплекс усадьбы Максимова дача).
Планируется ввести в эксплуатацию: в 2019 году - первую очередь парка Победы; в 2020 году - четыре клуба; в 2021 году - театр юного зрителя; в 2022 году - художественную школу, два многофункциональных культурно-досуговых центра, парк с мемориальным комплексом "Защитникам Севастополя 1941 - 1942 гг.";
- "Развитие здравоохранения в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 23.11.2016 N 1115-ПП) на реализацию 17 объектов здравоохранения (поликлиники, больницы, центр экстренной медицинской помощи, другие).
Планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году три объекта;
- "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 24.10.2016 N 1005-ПП) на реализацию 2 объектов (индустриальный парк, яхтенная марина).
Планируется ввести в эксплуатацию в 2022 году яхтенную марину и индустриальный парк;
- другие.
Внешняя торговля
Несм
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.