Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя
на 2020 год, плановый период
2021 и 2022 годов и на период
2023 и 2024 годов, одобренному
постановлением Правительства
Севастополя от 14.10.2019 N 578-ПП
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2020 - 2024 годы) разработан в рамках исполнения Указа Президента Российской федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) на основе Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790, с изменениями (далее - ФЦП). При его формировании учтены макроэкономические показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2018 год, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, базовый вариант которых на заседании Правительства Российской Федерации 18.04.2019 (протокол N 13) принят за основу для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проектировок федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2020 - 2024 годы сформирован в вариантах:
- вариант 1 - консервативный, разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий;
- вариант 2 - базовый, характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Базовый вариант является основным в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России.
Достижение целей развития и ключевых целевых показателей региональных проектов в рамках национальных проектов, определенных Указом N 204, будет осуществляться по основным направлениям развития города: модернизация промышленного комплекса и портового хозяйства; обслуживание потребностей Минобороны России (судоремонт, научное приборостроение, микроэлектроника); развитие сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры; экологическое оздоровление, туризм; энергосбережение; развитие гуманитарной и социально-культурной сферы.
При разработке прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2020 - 2024 годы использовались данные Крымстата, Росстата, исполнительных органов государственной власти города Севастополя, основные параметры ФЦП, региональных проектов и государственных программ города Севастополя.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития за 2018 год
Население. Численность населения в среднем за год составила 439,9 тыс. человек.
Промышленность. По сравнению с 2017 годом индекс промышленного производства составил 129,2%.
Сельское хозяйство. Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах к 2017 году - 94,3%.
Строительство. Всеми хозяйствующими субъектами города выполнено строительных работ в сопоставимых ценах в 3,5 раза больше, чем в 2017 году.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли по сравнению с 2017 годом в сопоставимых ценах вырос на 1,8%; оборот общественного питания - на 0,3%; объем платных услуг, оказанных населению - на 2,1%.
Индекс потребительских цен на товары и услуги в декабре 2018 г. к декабрю 2017 г. - 105,1%.
Внешнеэкономическая деятельность. Внешнеторговый оборот с учетом данных взаимной торговли уменьшился на 30,6% по сравнению с 2017 годом.
Инвестиции в основной капитал. Предприятиями и организациями (включая всех хозяйствующих субъектов с учетом досчета на неформальную деятельность) освоено инвестиций в основной капитал на 23,0% меньше, чем в 2017 году.
Рынок труда. По сравнению с 2017 годом численность безработных увеличилась на 0,1 тыс. человек.
Заработная плата. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2017 годом увеличилась на 4127 руб.
Оценка факторов и ограничений экономического роста на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов
В 2018 году экономика города Севастополя демонстрировала в основном положительные тенденции, но сохранялись определенные объективные трудности, такие как действие финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, запрет экспорта / импорта продукции в страны ЕС и из них и другие.
Реализация мероприятий региональных проектов на территории города Севастополя, ФЦП, государственная поддержка промышленных предприятий, сельхозтоваропроизводителей, малого бизнеса, функционирование свободной экономической зоны, рост внебюджетных инвестиций активизировали развитие отраслей экономики региона.
Однако, в прогнозируемом периоде экономика города останется под влиянием ряда проблем:
- запрет экспорта продукции и сырья в страны ЕС;
- зависимость севастопольских производителей от поставок сырья и комплектующих из других регионов;
- недостаточная конкурентоспособность производимой продукции;
- недостаточная степень инновационной активности предпринимателей;
- высокий износ и неудовлетворительное общее состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, основных производственных фондов;
- низкая доступность кредитных ресурсов, жесткие требования к условиям получения потребительских и производственных кредитов;
- невозможность захода иностранных судов в морской порт Севастополь.
Прогноз основных параметров социально-экономического развития на 2020 год, плановый период 2021 и 2022 годов и на период 2023 и 2024 годов
Население
Численность населения города Севастополя в среднегодовом исчислении за 2018 год составила 439,9 тыс. человек, что на 1,7% больше, чем в предыдущем году. Численность постоянного населения на 01.01.2019 достигла 443,2 тыс. человек, что на 1,5% больше, чем на 01.01.2018.
За счет миграции численность населения увеличилась на 7,7 тыс. человек, (в 2017 году - на 8,7 тыс. человек).
Естественная убыль населения увеличилась по сравнению с предыдущим годом в 1,4 раза и составила 1,1 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившихся процессов воспроизводства и миграции населения.
В целом формирующиеся тенденции демографических и миграционных процессов позволяют прогнозировать дальнейший умеренный рост среднегодовой численности населения города с шагом в 1,3 - 1,6% в год. Ожидаемая среднегодовая численность населения города Севастополя в 2019 году составит 447.0 тыс. человек, в 2022 году - 467,0 тыс. человек, 2024 году - 480.1 тыс. человек.
Прогнозные значения показателя "Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)" сформированы в соответствии со средним вариантом демографического прогноза до 2035 года, рассчитанным Крымстатом.
Во исполнение Указа N 204 Правительством Российской Федерации утвержден Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года от 07.05.2019 N 4043п-П13, в том числе по обеспечению устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (в 2022 году - до 75,6 лет).
Одними из инструментов достижения к 2024 году целей по повышению рождаемости, снижению смертности от предотвратимых причин, а также улучшению условий и охраны труда, снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья, формированию мотивации к здоровому образу жизни, стимулированию к занятиям физкультурой и спортом являются региональные проекты, реализуемые в городе Севастополе:
"Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами",
"Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями",
"Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)",
"Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек".
В прогнозируемом периоде сохранится положительная динамика миграционных процессов, однако темпы ее будут сокращаться, что связано с ожидаемой стабилизацией миграции в город из других регионов России и стран ближнего зарубежья.
Валовой региональный продукт
Прогноз объема валового регионального продукта (далее - ВРП) формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития. Реальный сектор экономики региона специализируется на судостроении и судоремонте, виноградарстве и виноделии, рыболовстве.
Объем ВРП по городу Севастополю за 2017 год в текущих основных ценах по предварительным данным Росстата составил 71388,1 млн руб., что на 2,2% больше, чем в 2016 году.
В структуре ВРП наибольшие доли валовой добавленной стоимости приходятся на виды экономической деятельности: 18,2% - "государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение", 16,2% - "торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", 9,7% - "обрабатывающие производства", 7,9% - "строительство", 7,3% - "деятельность в области здравоохранения и социальных услуг", 7,1% - "деятельность по операциям с недвижимым имуществом", 4,6% - "деятельность гостиниц и предприятий общественного питания", 4,2% - "сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство".
ВРП на 2018 год оценивается в размере 76906,4 млн руб. при индексе физического объема 102,6% к предыдущему году, что обусловливается увеличением объемов работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 3,5 раза и объемов производства в промышленности - на 29,2%, при сокращении объемов продукции сельского хозяйства на 5,7%.
На 2019 год ВРП прогнозируется в объеме 82144,5 млн руб. с ростом физического объема на 3,0% к 2018 году за счет увеличения объемов производства в промышленности на 9,9%, сельском хозяйстве - на 4,0%, платных услугах населению - на 3,4%, в других отраслях.
Корректировка прогноза ВРП на 2018 год и последующие годы осуществлена на основании опубликованных Росстатом данных ВРП за 2017 год.
В результате реализации комплекса мер, направленных на решение задач, поставленных Указом N 204, в прогнозном периоде ожидается поступательный рост ВРП, в том числе за счет его роста в добывающей промышленности, обрабатывающих производствах, электроэнергетике, водоснабжении, сельском хозяйстве, строительстве, платных услугах населению.
Увеличится доля отраслей, формирующих инвестиции (машиностроение и строительство).
Рост доли обрабатывающих производств в ВРП связан с развитием импортозамещения, модернизацией предприятий города и созданием новых производств, расширением сотрудничества предприятий с производителями из других регионов страны, включением предприятий города в вертикально-интегрированные структуры Российской Федерации.
Увеличение доли строительства в ВРП будет обеспечено реализацией регионального проекта "Жилье (город федерального значения Севастополь)" и мероприятий ФЦП.
Доли отраслей информации и связи, здравоохранения и образования увеличатся в ВРП за счет реализации региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура")", "Цифровая образовательная среда".
Увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства будет связано с повышением производительности и инновационного развития аграрного сектора.
Рост инвестиций в основной капитал до 2022 года и далее до 2024 года . будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне в направлениях:
- технологическая модернизация и развитие производства, расширение финансирования разработок перспективных технологий во всех сферах экономики;
- привлечение средств федерального бюджета и внебюджетных инвестиций во все отрасли экономики региона и обеспечение их эффективного использования;
- запуск и реализация инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений;
- рост темпов развития строительного комплекса;
- реализация мероприятий федеральных целевых программ, в первую очередь ФЦП, обеспечение полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.
ВРП на 2020 год предварительно оценивается в размере 87059,0 млн руб. (по консервативному варианту) и 87229,2 млн руб. (по базовому варианту). Ожидается, что к уровню предыдущего года рост составит 2,3-2,5%, в дальнейшем он будет увеличиваться в среднем на 2,2-2,5% ежегодно.
Промышленное производство
В 2018 году по сравнению с 2017 годом индекс промышленного производства составил 129,2%. В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 4,4%, в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха - на 40,8%. В водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - уменьшилось на 0,2%.
Индекс промышленного производства за 2018 год превышает прогнозный на 22,8 процентных пункта в связи с ростом производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха, что обусловлено запуском Балаклавской ТЭС.
В периоды 2020 - 2022 годов и 2023 - 2024 годов на динамику производства окажут влияние сложившиеся условия роста высоко- и среднетехнологичных производств, выход на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией, прежде всего в традиционных для Севастополя производствах (судоремонт, виноделие, радиоэлектроника), при сохранении ограничений политико-экономического характера.
Исходя из имеющихся данных по объемам производства (объемам отгрузки, индексу промышленного производства) и учитывая существующую перспективу работы основных промышленных предприятий в текущем году, оценка индекса промышленного производства в 2019 году составила 109,9%.
Показатели на прогнозируемый период рассчитаны с учетом реализации региональных проектов "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города Севастополя", "Поддержка экспорта услуг в городе Севастополе", "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях города Севастополя", а также с учетом мер по реализации государственной программы города Севастополя "Развитие промышленности города Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.10.2016 N 955-ПП: в 2020 году к 2019 году - рост на 7,2% (по консервативному варианту) и 7,6% (по базовому варианту), в последующем - постепенный ежегодный рост промышленного производства на 3,1-4,5% благодаря стабилизации производства, увеличению инвестиционных вложений в модернизацию промышленности города.
Основными сдерживающими факторами развития промышленности остаются:
- влияние санкций на ограничение захода в морской порт Севастополь иностранных судов, как следствие отсутствие выгодных контрактов на судоремонтных предприятиях города, уменьшение объемов перевалки грузов;
- высокая себестоимость продукции вследствие обременительной логистики (завышенная цена на сырье, материалы);
- недостаточная загрузка предприятий, в том числе со стороны вертикально-интегрированных структур, определенных в качестве кураторов приказом Минпромторга России;
- ограниченная возможность привлечения заемных средств, так как на территории города Севастополя и Республики Крым отсутствуют кредитные организации, которые предоставляют программы кредитования промышленного сектора экономики на длительный период (5-7 лет) с доступной процентной ставкой.
Развитие агропромышленного комплекса
В 2018 году производство продукции сельского хозяйства по сравнению с 2017 годом снизилось на 5,7%. Индекс производства продукции растениеводства составил 94,3%, индекс производства продукции животноводства - 94,6%.
Природно-климатические условия обусловили приоритетным направлением развития сельского хозяйства виноградарство и виноделие.
В 2018 году получен урожай винограда с площади 4,3 тыс. га с валовым сбором 19,1 тыс. т при урожайности 44,6 ц/га (рост к 2017 году на 4,2%).
Площади земель сельскохозяйственного назначения, занятые многолетними насаждениями и виноградниками, увеличены на 202,1 га, в 2019 году планируется увеличение на 550 га.
В 2018 году винодельческими предприятиями произведено вин игристых и шампанских 738,0 тыс. декалитров; вина - 317,9 тыс. декалитров; виноматериала виноградного - 922,0 тыс. декалитров; напитков винных, изготовляемых с добавлением этилового спирта, - 28,6 тыс. декалитров; отгружено 2390,7 тыс. декалитров. В регионы России направлено около 70% продукции.
При условии реализации региональных проектов "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" и "Экспорт продукции АПК", мероприятий государственной программы города Севастополя "Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1092-ПП), в 2019 году прогнозируется рост объема сельскохозяйственного производства по сравнению с 2018 годом на 4,0%. В последующие годы прогнозируемого периода - рост на 1,0-4,4%.
Планируется увеличивать валовой сбор винограда и плодовых культур в среднем на 0,5 тыс. т, производство вина - на 100 тыс. декалитров ежегодно.
Общий объем вылова водных биологических ресурсов на 01.01.2019 в Азово-Черноморском бассейне рыбаками Севастополя составил 25,1 тыс. т (на 7,7 тыс. т меньше, чем за 2017 год).
В 2018 году произведено 17,8 тыс. т рыбы мороженной (на 11,8% меньше, чем в 2017 году), 6,4 тыс. т рыбы, приготовленной или консервированной другим способом (больше на 12,8%).
В прогнозируемый период планируется добывать (вылавливать) по 25,0 тыс. т рыбы ежегодно. Производство консервов рыбных составит в 2019 году 14,4 млн условных банок, за 2020 - 2024 годы - по 25,0 млн условных банок ежегодно. Объем производства товарной аквакультуры - 46 т и 52 т соответственно.
Инвестиции
В январе - декабре 2018 г. по предварительной данным предприятиями и организациями (по полному кругу хозяйствующих субъектов) освоено инвестиций в основной капитал в размере 40547,3 млн руб., что на 23,0% меньше, чем в 2017 году.
Основными источниками финансирования инвестиций в основной капитал по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составили привлеченные средства - 89,5%, в том числе бюджетные средства - 53,9% (средства федерального бюджета - 26,4%, бюджета города Севастополя - 27,5%); кредиты банков - 32,3%; заемные средства других организаций - 0,8%; средства государственных внебюджетных фондов - 0,8%; средства организаций и населения на долевое строительство - 1,2%; прочие средства - 0,5%. Собственные средства хозяйствующих субъектов составили 10,5%.
Формирование инфраструктуры для эффективного привлечения инвестиций в регион осуществляется в рамках ФЦП и государственных программ города Севастополя. При разработке прогноза учтены итоги их реализации за прошедший период, достижение значений показателей результативности, эффективности использования средств субсидий, основные параметры реализации их мероприятий.
В 2018 году в рамках 18 соглашений между Минэкономразвития России и Правительством Севастополя на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий ФЦП освоено 4597,70 млн руб.; за счет средств бюджета города Севастополя - 241,97 млн руб. Введены в эксплуатацию четыре объекта, в том числе два детских сада в микрорайоне Шевченко и на проспекте Генерала Острякова; берегозащитная дамба на реке Бельбек, благоустройство прилегающей территории к монастырю Святого Георгия (Фиолент). Реализовано мероприятие - внесение взноса в уставный капитал субъекта инвестиций с целью реализации мероприятия "Строительство гражданского сектора аэропорта "Бельбек".
Выполнены строительные работы на шести объектах. Завершены проектные работы на восьми объектах.
В 2019 году ФЦП реализуется по направлениям социально-экономического развития региона: энергетический комплекс, коммунальное хозяйство, транспортный комплекс, здравоохранение, образование, культура, спорт, промышленный комплекс, туризм, безопасность, ветеринария, другие.
Мероприятия ФЦП также реализуются в рамках 13 государственных программ города Севастополя.
20.06.2019 досрочно введен в эксплуатацию объект газоснабжения "Газопровод низкого давления села Полюшко-2, 2-я очередь" (по плану-графику ввод в декабре 2019 г.).
В 2019 - 2022 годах объемы финансирования на реализацию мероприятий ФЦП по капитальным вложениям, которое будет осуществлено на условиях софинансирования, предусмотрены в размере 77441,07 млн руб. Финансирование из федерального бюджета составит: в 2019 году - 12163,26 млн руб., в 2020 году - 17864,97 млн руб., в 2021 году - 19841,97 млн руб., в 2022 году - 23503,79 млн руб. Софинансирование из бюджета города Севастополя: в 2019 году - 845,35 млн руб., в 2020 году - 940,32 млн руб., в 2021 году - 1044,38 млн руб., в 2022 году - 1237,03 млн руб.
Основными мероприятиями в рамках ФЦП в 2019 - 2022 годах являются:
- строительство и реконструкция дорог (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 22818,04 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 1200,92 млн руб.);
- развитие здравоохранения (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 14384,15 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 757,07 млн руб.);
- обеспечение водоотведения (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 6249,74 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 328,98 млн руб.);
- развитие образования (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 5884,18 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 309,69 млн руб.);
- развитие физической культуры и спорта (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 2983,62 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 157,0 млн руб.);
- создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных кластеров (объем инвестиций за счет средств федерального бюджета - 8626,9 млн руб., средств бюджета города Севастополя - 659,31 млн руб.).
Эффективным инструментом по привлечению инвестиций является свободная экономическая зона. Статус участника СЭЗ на 01.01.2019 получили 428 субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. Общий объем задекларированных капитальных вложений составил 4941,63 млн руб., фактически вложено 5487,95 млн руб. В 2019 году планируется осуществлять капитальные вложения в размере 1,9 млрд руб., в 2020 - 2022 годах - 4,75 млрд руб.
Привлечению инвестиций в город Севастополь способствует реализация инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются:
- приоритетный проект "Комплексное гражданское развитие района Балаклавской бухты как международного центра туризма" (мероприятие "Создание яхтенной марины, г. Севастополь" является мероприятием ФЦП).
Цели - развитие туристско-рекреационного потенциала города Севастополя и совершенствование городской среды и туристической инфраструктуры Балаклавского муниципального округа города Севастополя, в том числе района Балаклавской бухты, в целях создания условий по преобразованию территории в значимый международный центр туризма, в том числе через обеспечение условий привлечения и эффективного вложения государственных и внебюджетных инвестиций.
Общий объем финансирования - 7231,6 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 6870,03 млн руб., средства бюджета субъекта - 361,57 млн руб. Срок окончания проекта - 2030 год;
- приоритетный проект "Терруар Севастополь".
Цель - создание условий для развития сельского хозяйства и виноделия в городе Севастополе путем увеличения площади виноградников до 10 тыс. га, создания не менее 20 независимых винодельческих предприятий, развития винного туризма.
Общий объем финансирования - 1134,56 млн руб. за счет средств федерального бюджета. Срок окончания проекта - 2021 год;
- проект общегородского значения "Военно-исторический парк "Федюхины высоты".
Цель - создание масштабного постоянно изменяющегося туристического объекта, формирующего самостоятельный туристический поток с большой степенью вовлеченности постоянных гостей и высоким процентом возвращаемости туристов. Создание для горожан благоустроенного места для прогулок и семейного отдыха, культурно-образовательного центра "живой истории" Севастополя.
Общий объем финансирования - 637,3 млн руб., в том числе средства бюджета субъекта - 67 млн руб., внебюджетные средства - 570,3 млн руб. Срок окончания проекта - 2022 год;
- приоритетный проект "Создание индустриального парка в г. Севастополе" (является мероприятием ФЦП).
Цели - развитие высоких технологий в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, точного приборостроения; поддержка и внедрение инноваций в базовых отраслях экономики. Создание нового уровня производственной инфраструктуры для привлечения внешних инвестиций. Стимулирование малого и среднего предпринимательства.
Общий объем финансирования - 1653,1 млн руб., в том числе средства федерального бюджета - 1571,5 млн руб., средства бюджета субъекта - 81,6 млн руб. Срок окончания проекта - 2022 год;
- приоритетный проект "Умный город".
Стартовал в России в 2018 году, с 2019 года реализуется в рамках национальной программы "Цифровая экономика" и национального проекта "Жилье и городская среда". Стандарт "умного города" является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды.
Общий объем финансирования - 1612,9 млн руб., в том числе средства бюджета субъекта - 802,7 млн руб., внебюджетные средства - 810,2 млн руб. Срок окончания проекта - 2024 год.
В прогнозируемом периоде рост инвестиций в основной капитал будет связан с внедрением нового оборудования в производственный процесс, развитием транспортной инфраструктуры.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал будет увеличиваться доля собственных средств. Собственные средства в 2019 - 2020 годах в общем объеме инвестиций составят 16,2-16,7%, в дальнейшем - до 27,5%, в том числе за счет инвестиционных программ предприятий электроэнергетики, участников свободной экономической зоны. Доля привлеченных средств сократится за счет снижения уровня государственных капитальных вложений, невысоких темпов роста кредитов, направляемых на инвестиционные цели. Доля кредитных средств составит 5,0 - 5,7%.
Доля бюджетного финансирования (с применением программных инструментов) в общем объеме инвестиционных ресурсов останется самой значительной. Постепенно будет увеличиваться доля средств бюджета города Севастополя.
Строительство
Всеми хозяйствующими субъектами в 2018 году выполнено строительных работ на сумму 38103,1 млн руб., что в 3,5 раза больше, чем в 2017 году. В эксплуатацию введено 1066 зданий, жилых помещений в нежилых зданиях и жилых домов общей площадью 294,3 тыс. кв. м.
В 2018 году инвестиции (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в строительство зданий составили 455,9 млн руб., инженерных сооружений - 395,7 млн руб.
Мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры предусмотрены ФЦП, федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" (постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 N 30), 13 государственными программами города Севастополя, из них:
- "Развитие образования в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 10.11.2016 N 1087-ПП) - 30 объектов (16 детских садов, 11 школ, бассейн, детский оздоровительный центр "Ласпи" и детский оздоровительный лагерь "Горный").
Планируется ввести в эксплуатацию: в 2019 году - три детских сада и три школы; в 2020 году - семь детских садов, шесть школ, бассейн; в 2021 году - два детских сада;
- "Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 03.11.2016 N 1047-ПП) - 25 объектов (14 физкультурно-оздоровительных комплексов (далее - ФОК), три футбольных поля, два ледовых катка, спортивно-оздоровительный комплекс имени 200-летия Севастополя, стадион "Горняк", бассейн, две водноспортивных базы, Академия футбола Севастополя).
Планируется ввести в эксплуатацию: в 2019 году - стадион "Горняк", футбольное поле, бассейн, ледовый каток, два ФОК, водноспортивную базу; в 2020 году - четыре ФОК, спортивно-оздоровительный комплекс имени 200-летия Севастополя; в 2021 году - четыре ФОК, ледовый каток, футбольное поле; в 2022 году - четыре ФОК, футбольное поле;
- "Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 17.11.2016 N 1090-ПП) -14 объектов (семь пирсов и семь причалов).
Планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году 13 объектов портовой инфраструктуры общей площадью 6720,35 кв. м;
- "Развитие культуры и туризма города Севастополя" (постановление Правительства Севастополя от 07.11.2016 N 1050-ПП) - 20 объектов (пять клубов, цирк, театр юного зрителя, художественная школа, художественный музей имени М.П. Крошицкого, кинотеатр "Монпепос", два многофункциональных культурно-досуговых центра, драматический театр имени А.В. Луначарского, театр танца имени В.А. Елизарова, Синопская лестница, два монастыря, парк Победы, парк с мемориальным комплексом "Защитникам Севастополя 1941 - 1942 гг.", комплекс усадьбы Максимова дача).
Планируется ввести в эксплуатацию: в 2019 году - первую очередь парка Победы; в 2020 году - четыре клуба; в 2021 году - театр юного зрителя; в 2022 году - художественную школу, два многофункциональных культурно-досуговых центра, парк с мемориальным комплексом "Защитникам Севастополя 1941 - 1942 гг.";
- "Развитие здравоохранения в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 23.11.2016 N 1115-ПП) на реализацию 17 объектов здравоохранения (поликлиники, больницы, центр экстренной медицинской помощи, другие).
Планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году три объекта;
- "Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе" (постановление Правительства Севастополя от 24.10.2016 N 1005-ПП) на реализацию 2 объектов (индустриальный парк, яхтенная марина).
Планируется ввести в эксплуатацию в 2022 году яхтенную марину и индустриальный парк;
- другие.
Внешняя торговля
Несмотря на продолжающиеся финансово-экономические санкции ряда стран по торговле с городом Севастополем и Республикой Крым, севастопольские предприятия переориентировались на рынки стран Европы, Азии, Австралии и Океании, Южной Америки, где наблюдается спрос на продукцию российских производителей и заинтересованность в экспорте на российский рынок продукции этих стран.
Внешнеторговый оборот города Севастополя по данным таможенной статистики в 2018 году составил 14,2 млн долларов США (на 6,2 млн долларов США меньше, чем в 2017 году).
В 2018 году объем экспорта составил 4,6 млн долларов США, зафиксировав снижение на 16,4% к 2017 году. Доля участия государств - участников СНГ в общем объеме экспорта товаров из города Севастополя по сравнению с 2017 годом увеличилась с 54,5% до 58,7%, доля стран дальнего зарубежья уменьшилась с 45,5% до 41,3%.
Объем импорта товаров составил 9,6 млн долларов США, что на 35,6% меньше, чем в предыдущем году. Доля государств - участников СНГ в общем объеме импорта товаров сократилась с 27,5% до 26,0%, доля стран дальнего зарубежья увеличилась с 72,5% до 74,0%.
Несмотря на сохраняющиеся тенденции в области санкционной политики в 2019 году прогнозируется рост объемов экспорта по сравнению с предыдущим годом на 8,7%.
Благодаря расширяющимся внешнеэкономическим связям предприятий в рамках реализации региональных проектов "Промышленный экспорт в городе федерального значения Севастополе", "Системные меры развития международной кооперации и экспорта на территории города Севастополя", "Поддержка экспорта услуг в городе Севастополе", "Экспорт продукции АПК" в 2020 году экспорт возрастет на 26,0% к 2019 году; в 2022 году - на 12,1%; в 2024 году - на 19,6%.
В 2019 году объем импорта уменьшится на 29,2% по сравнению с 2018 годом, в 2020 году - также уменьшится на 10,3-13,2%. Увеличение объемов импорта прогнозируется с 2022 года на 1,6-3,2%.
Потребительский рынок, цены
В 2018 году оборот розничной торговли составил 65663,4 млн руб. (в сопоставимых ценах больше на 1,8%, чем в 2017 году), оборот общественного питания - 5716,8 млн руб. (больше на 0,8%), объем платных услуг, оказанных населению - 35927,5 млн руб. (больше на 2,1%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2018 году к 2017 году составил 102,8%, в том числе на продовольственные товары - 101,0%, непродовольственные товары - 102,7%, услуги - 106,9%.
Основной вклад в инфляцию в 2019 году (как и в 2018 году) будет вносить рост цен на услуги, что связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, энергоносители, топливо (ГСМ), услуги общественного транспорта, а также повышение с 01.01.2019 налога на добавленную стоимость до 20%.
Ожидается, что индекс потребительских цен в среднем за 2019 год к предыдущему году составит 105,8%.
В 2020 году прогнозируется снижение инфляции по сравнению с 2019 годом на 1,3 процентных пункта до 104,5% (по обоим вариантам). Ее снижение будет обусловлено окончанием переноса повышения НДС в цены. Фактором, влияющим на рост инфляции, как и в предыдущие годы, останется рост тарифов для населения на услуги компаний инфраструктурного сектора. В периоде до 2024 года индекс потребительских цен будет увеличиваться в среднем на 4,0% в год.
Тарифы на услуги компаний инфраструктурного сектора. Действующие тарифы на тепловую энергию для населения не покрывают затрат ресурсоснабжающих организаций на предоставление услуг, в связи с чем продолжена практика установления двух видов тарифов в сфере теплоснабжения. Разница в указанных тарифах погашается из бюджета.
В 2017 году тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения достигли экономически обоснованного уровня. С 01.01.2018 для категории потребителей "население" на экономически обоснованном уровне установлены тарифы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. С 01.01.2019 для предприятия установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (мощность).
Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, установлен в соответствии с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию (мощность), утвержденными приказом ФАС России от 12.11.2018 N 1544/18, а также планом изменения цен (тарифов) на электрическую энергию в 2019 - 2022 годах.
Развитие потребительского рынка в прогнозируемый период будут сдерживать отсутствие сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий по производству продуктов питания первой необходимости; снижение платежеспособного спроса; высокий процент коммерческого кредита; высокая арендная плата за помещения для оказания услуг торговли.
Малое и среднее предпринимательство
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 01.01.2019 в городе Севастополе было зарегистрировано 24327 субъектов МСП (в том числе 8003 юридических лица).
С целью реализации целей и задач Указа N 204 по увеличению численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, с 2019 года реализуются региональные проекты, направленные на их достижение:
- "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в городе Севастополе";
- "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию в городе Севастополе";
- "Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе";
- "Популяризация предпринимательства в городе Севастополе".
В результате реализации региональных проектов к 2024 году ожидается:
- увеличение числа субъектов МСП, получивших поддержку, до 3086 единиц;
- снижение административной нагрузки на малые и средние предприятия, расширение имущественной поддержки субъектов МСП, создание благоприятных условий осуществления деятельности для самозанятых граждан;
- упрощение доступа субъектов МСП к льготному финансированию, в том числе ежегодное увеличение объемов льготных кредитов, выдаваемых субъектам МСП, включая индивидуальных предпринимателей;
- привлечение физических лиц к открытию предпринимательской деятельности (не менее 191 человека) путем формирования благоприятного образа предпринимателя и проведения обучающих мероприятий.
Уровень жизни населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения города Севастополя по данным Росстата в 2018 году составили 107,0% (с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. в размере 5 тыс. руб.) и 107,5% (без указанной выплаты), что на 7,4 процентных пункта больше, чем по Российской Федерации.
На протяжении прогнозного периода реальные располагаемые денежные доходы населения продолжат расти от 104,2% в 2019 году до 105,3 - 105,7% в 2022 году и 106,3 - 107,0% в 2024 году. Их росту и снижению уровня бедности будет способствовать индексация социальных выплат, ежегодное установление МРОТ на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам в целях поддержки их потребительского спроса, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми.
Рост реальных располагаемых доходов населения в среднесрочной перспективе будет одним из определяющих факторов развития агропромышленного комплекса, обрабатывающих производств (пищевой и легкой промышленности, производства прочей неметаллической минеральной продукции и других).
Прогноз величины прожиточного минимума на 2020 - 2024 годы рассчитан на основании потребительской корзины, установленной Законом города Севастополя от 11.06.2014 N 27-ЗС "О потребительской корзине в городе Севастополе" с учетом динамики потребительских цен. Прожиточный минимум на душу населения в среднем за год в 2020 году увеличится на 4,5%, в 2021 - 2022 годах - на 4,0%, далее - также на 4,0% в год. По основным социально-демографическим группам населения также прогнозируется положительная динамика.
Труд и занятость
По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, проводимых Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в среднем за 2018 год составила 219,6 тыс. человек, что на 8,6% больше, чем в предыдущем году.
Стабильная общеэкономическая ситуация в 2018 году способствовала дальнейшему улучшению показателей безработицы по городу Севастополю: уровень безработицы, в соответствии с критериями МОТ, в среднем за год составил 4,2% от численности рабочей силы, что на 0,4 процентных пункта меньше, чем в 2017 году.
На 01.01.2019 численность безработных, состоящих на регистрационном учете, составила 435 человек (на 01.01.2018 - 469 человек). Уровень регистрируемой безработицы составил 0,21% от численности рабочей силы. Город Севастополь входит в число субъектов Российской Федерации с наименьшим уровнем зарегистрированной безработицы (по Российской Федерации - 0,9%, по Южному федеральному округу - по 0,7%).
В прогнозируемом периоде состояние занятости населения будет определяться степенью активности спроса на рабочую силу со стороны реального сектора экономики и будет регулироваться - масштабами реализации инвестиционных и инновационных проектов, создающих новые рабочие места, эффективностью мероприятий по легализации трудовых отношений.
Улучшение предпринимательской среды и инвестиционного климата будет сопровождаться дальнейшим ростом занятости населения: в 2019 году по оценке - 204,0 тыс. человек, в 2022 году - 208,8 - 213,3 тыс. человек, в 2024 году - 213,0 - 218,0 тыс. человек.
В прогнозируемом периоде ожидается:
- увеличение численности рабочей силы на 0,4 - 1,4% ежегодно и достижение ее численности 230,0-234,0 тыс. человек в 2022 году и 234,0-239,0 тыс. человек в 2024 году;
- снижение уровня безработицы, рассчитываемого по методологии МОТ, с 4,2% в 2018 году до 4,0% в 2024 году (по базовому варианту);
- увеличение численности безработных, зарегистрированных в установленном порядке, до 0,6 тыс. человек;
- незначительный (некритичный) рост уровня регистрируемой безработицы до 0,27% от численности рабочей силы города Севастополя.
В 2018 году сохранился рост заработной платы, который по отношению к 2017 году составил 114,9%, среднемесячная заработная плата увеличилась с 27687 руб. до 31814 руб.
Высокий уровень заработной платы, превышающий средний показатель по экономике, зафиксирован в финансовой деятельности; производстве прочих транспортных средств и оборудования; производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производстве напитков; обеспечении электрической энергией, газом и паром; производстве компьютеров, электронных и оптических изделий; деятельности профессиональной, научной и технической, других.
В прогнозируемом периоде ожидается устойчивый рост среднемесячной заработной платы: в 2019 году она увеличится в среднем на 9,4%, составив 34805 руб., в 2020 году - 38320 - 38390 руб., в 2021 году - 42229 - 42382 руб., в 2022 году - 46579 - 46833 руб., в 2023 году - 51423 - 51797 руб., в 2024 году - 56771 - 57287 руб. (по вариантам прогноза).
В бюджетных отраслях будут сохранены результаты, достигнутые в сфере заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы (врачей, среднего и младшего медицинского персонала, преподавателей вузов, работников науки и культуры, образования, других), и будет продолжена реализация мер по повышению оплаты труда работников социальной сферы. В прогнозируемом периоде сохранится достигнутое соотношение заработной платы отдельных категорий работников и среднемесячного дохода от трудовой деятельности по городу Севастополю.
Ожидается, что размер среднемесячного дохода от трудовой деятельности в 2019 году составит 29236 руб., в 2020 году - 32188 - 32247 руб., в 2021 году - 35472 - 35600 руб., в 2022 году - 39126 - 39339 руб., в 2023 году - 43195 - 43509 руб., в 2024 году - 47688 - 48121 руб. (по вариантам прогноза).
В условиях роста экономики города Севастополя сохранится тенденция к увеличению фонда начисленной заработной платы. В 2019 году прогнозируется его рост на 10,9% к предыдущему году; в 2020 году - на 10,5 - 10,7%; в 2022 году - на 10,8 - 11,0%, в 2024 году - на 10,6 - 10,8%.
Потребность в привлечении иностранных работников
Численность иностранных трудовых мигрантов по сведениям Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю в 2018 году составила 3,2 тыс. человек, что на 10,3% больше по сравнению с 2017 годом.
В городе Севастополе привлечение иностранных работников в 2019 году, как и в предыдущие годы, не оказывает существенного влияния на рынок труда и миграционную ситуацию, в среднем доля иностранных работников в общей численности занятого населения составляет не более 1,5%.
Заявок на привлечение иностранных работников из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию от работодателей города Севастополя на 2019 - 2020 годы не поступало.
Иностранные граждане из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию осуществляли в 2017 - 2018 годах трудовую деятельность по разрешениям на работу, выданным УМВД России по г. Севастополю без учета квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (в 2017 году высококвалифицированным работникам выдано семь разрешений на работу, в 2018 году - 12 разрешений).
В 2019 - 2024 годах привлечение иностранных трудовых мигрантов в общем количестве 3,0 тыс. человек прогнозируется в основном по видам экономической деятельности: "строительство", "торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов", "деятельность гостиниц и предприятий общественного питания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.