Решение Приморского краевого суда
от 9 сентября 2019 г. по делу N 3а-224/19
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Горовой Т.А.
с участием старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Маториной О.А., представителя Думы Надеждинского муниципального района Приморского края Панкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об оспаривании статьи 11, пунктов 8 и 17 статьи 8, части 5 статьи 17, пункта 1 части 5 статьи 30 Устава Надеждинского муниципального района Приморского края, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16 октября 2015 года N 208 (действующего в редакции решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 3 мая 2018 года N 439)
По-видимому, в предыдущем абзаце и далее по тексту допущены опечатки. Дату названного решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края N 208 следует читать как "от 19 октября 2015 г."
установил:
решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края Приморского края (далее - Дума, представительный орган муниципального образования) от 16 октября 2015 года N 208 принят Устав Надеждинского муниципального района (далее - Устав), который 20 ноября 2015 года зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. N RU255080002015002) и 5 декабря 2015 года официально опубликован в газете "Трудовая слава" N 47 (10457).
В настоящее время Устав действует в редакции решения Думы от 3 мая 2018 года N 439 "О внесении изменения в Устав Надеждинского муниципального района", которое 24 мая 2018 года зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. N RU255080002018002) и 9 июня 2018 года официально опубликовано в газете "Трудовая слава" N 22 (10586).
Согласно пунктам 8 и 17 статьи 8 Устава к вопросам местного значения Надеждинского района отнесены: разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов; утверждение схем территориального планирования Надеждинского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Надеждинского района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Надеждинского района, резервирование и изъятие земельных участков в границах Надеждинского района для муниципальных нужд.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 4 статьи 17 Устава, определяется решением Думы Надеждинского района и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей Надеждинского района о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Пункт 1 части 5 статьи 30 Устава предусматривает, что депутат Думы, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.
Статья 11 Устава определяет права органов местного самоуправления Надеждинского района на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения.
Заместитель прокурора Приморского края обратился в Приморский краевой суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц - жителей Надеждинского муниципального района с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 8, 17 статьи 8, части 5 статьи 17, пункта 1 части 5 статьи 30 Устава; о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Устава, в той части, в которой в нём не предусмотрены положения о том, что органы местного самоуправления муниципального района имеют право на осуществление мероприятий по защите прав потребителей; о возложении на представительный орган муниципального образования обязанности привести Устав в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Устав в оспариваемой части не учитывает изменения в законодательстве о местном самоуправлении, которые были внесены Федеральными законами от 29 июля 2018 года N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей" (далее - Федеральный закон от 29 июля 2018 года N 244-ФЗ), от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ), от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ), от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ), от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ), от 6 февраля 2019 года N 3-ФЗ "О внесении изменений в статьи 21 и 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 15 и 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 февраля 2019 года N 3-ФЗ).
Несмотря на то, что указанные выше федеральные законы вступили в силу и применяются уже более шести месяцев, необходимых изменений в Устав представительным органом муниципального образования до настоящего момента не внесено.
11 марта 2019 года прокурором Надеждинского района в порядке статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в Думу вносился протест на статью 11, пункт 1 части 5 статьи 30, пункт 17 статьи 8, часть 5 статьи 17, пункт 8 статьи 8 Устава с требованием привести указанные положения в соответствие с действующим федеральным законодательством. Между тем данный протест на очередном заседании Думы, состоявшемся 2 апреля 2019 года, удовлетворён не был.
Определением Приморского краевого суда от 21 августа 2019 года к участию в настоящем административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (далее - ГУ Минюста России по Приморскому краю).
В ходе рассмотрения административного дела заместитель прокурора Приморского края уточнил предмет заявленных административных исковых требований: просил суд признать недействующими в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Устава:
- статью 11 - в той мере, в которой данной статьёй не предусмотрено право органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей";
- пункт 1 части 5 статьи 30 - в той мере, в которой он не предусматривает исключения из ограничений, установленных для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, возможности участия в управлении профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, а также участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале);
- часть 17 статьи 8 - в той мере, в которой она не относит к вопросам местного значения Надеждинского муниципального района направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или её приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или её приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- часть 5 статьи 17 - в той мере, в которой в ней предусмотрено, что решением Думы определяется порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в части 4 статьи 17 Устава;
- пункт 8 статьи 8 - в той мере, в которой он не относит к вопросам местного значения Надеждинского муниципального района разработку и осуществление мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств.
Кроме того, заместитель прокурора Приморского края также просил суд обязать Думу привести Устав в соответствие с требованиями Федеральных законов от 29 июля 2018 года N 244-ФЗ, от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ, от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ, от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ, от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ, от 6 февраля 2019 года N 3-ФЗ.
В судебное заседание представитель ГУ Минюста России по Приморскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Участвующий в деле старший прокурор отдела прокуратуры Приморского края Маторина О.А. уточнённые административные исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении. По мнению прокурора, обязанность по приведению Устава в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства должна быть возложена судом на представительный орган муниципального образование в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель Думы Панкина Е.А. в судебном заседании пояснила, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении заместителя прокурора Приморского края, заслуживают внимания, в связи с чем полагалась на усмотрение суда в вопросе принятия решения по заявленным административным исковым требованиям. Дополнительно представитель административного ответчика сообщила, что вопрос внесения изменений в Устав в связи с вступлением в силу Федеральных законов от 29 июля 2018 года N 244-ФЗ, от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ, от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ, от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ, от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ неоднократно вносился в повестку дня очередных заседаний Думы, которые проводились 29 января 2019 года, 26 февраля 2019 года, 2 апреля 2019 года, 23 апреля 2019 года, 28 мая 2019 года, 27 июня 2019 года, вместе с тем за принятие соответствующих решений в каждом случае голосовало менее необходимых двух третей от установленной численности депутатов Думы. На заседании Думы, которое состоится 24 сентября 2019 года, также планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в Устав.
Выслушав объяснения старшего прокурора отдела прокуратуры Приморского края Маториной О.А., представителя Думы Панкиной Е.А., исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ заместитель прокурора Приморского края вправе обратиться в Приморский краевой суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования полностью или в части.
Согласно статьям 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Части 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривают, что в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 17, пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и подлежит государственной регистрации (части 5, 6 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ). Проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав выносится на публичные слушания, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В силу части 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учёта предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.
Дума является представительным органом муниципального образования - Надеждинского муниципального района Приморского края (пункт 1 части 1 статьи 23 Устава).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Устава, к исключительной компетенции Думы относится принятие Устава Надеждинского района и внесение в него изменений и дополнений.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением Думы от 16 октября 2015 года N 208 принят Устав, который 20 ноября 2015 года зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю (рег. N RU255080002015002) и 5 декабря 2015 года официально опубликован в газете "Трудовая слава" N 47 (10457).
В настоящее время Устав действует в редакции решения Думы от 3 мая 2018 года N 439, зарегистрированного в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю 24 мая 2018 года (рег. N RU255080002018002) и опубликованного в газете "Трудовая слава" 9 июня 2018 года N 22 (10586).
Из содержания протоколов соответствующий заседаний Думы следует, что за принятие Устава (а также за принятие решения о внесении в него изменений) проголосовало более двух третей голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Таким образом, оспариваемый заместителем прокурора Приморского края нормативный правовой акт принят уполномоченным представительным органом муниципального образования, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, официально опубликован и прошёл государственную регистрацию.
В то же время, содержание статьи 11, пунктов 8 и 17 статьи 8, части 5 статьи 17, пункта 1 части 5 статьи 30 Устава в настоящее время не соответствует положениям действующей редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Так, в силу пункта 16 части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, введённого Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 244-ФЗ, органы местного самоуправления имеют право на осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", тогда как статья 11 Устава, определяющая права органов местного самоуправления Надеждинского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, подобной правовой нормы не содержит.
Согласно пункту 6.2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 6 февраля 2019 года N 3-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района отнесены разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Устав в отличие от Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает исключительно разработку и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов (пункт 8 статьи 8 Устава), то есть не относит к вопросам местного значения муниципального района реализацию прав коренных малочисленных народов.
Пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ, определено, что в вопросам местного значения муниципального района отнесено направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или её приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В свою очередь, пункт 17 статьи 8 Устава закрепляет положение, согласно которому к вопросам местного значения Надеждинского района в градостроительной сфере отнесено утверждение схем территориального планирования Надеждинского района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования Надеждинского района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Надеждинского района, резервирование и изъятие земельных участков в границах Надеждинского района для муниципальных нужд, что безусловно не восполняет имеющегося несоответствия требованиям Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Подпунктом "б" пункта 2 Федерального закона от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ в части 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, определяющей порядок организации и проведения публичных слушаний, были исключены слова "по проектам и вопросам, указанным в части 3 настоящей статьи,".
Таким образом, в действующей редакции часть 4 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Между тем аналогичные изменения не были внесены в часть 5 статьи 17 Устава, которая до настоящего момента содержит положение, согласно которому порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Думы и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей Надеждинского района о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, не во всех случаях, а лишь по проектам и вопросам, указанным в части 4 статьи 17 Устава (то есть по проектам Устава, по проектам муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Устав, по проектам бюджета Надеждинского района и отчёта о его исполнении, по проектам стратегии социально-экономического развития муниципального образования, по вопросам о преобразовании Надеждинского района).
Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 30 Устава депутат Думы, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления.
Вместе с тем пункт 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ и от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ, определяет, что осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт 1 части 5 статьи 30 Устава противоречит действующей редакции пункта 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Федеральные законы от 29 июля 2018 года N 244-ФЗ, от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ, от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ, от 30 октября 2018 года N 382-ФЗ, от 30 октября 2018 года N 387-ФЗ, от 6 февраля 2019 года N 3-ФЗ, на которые ссылается заместитель прокурора Приморского края и которыми вносились изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, вступили в силу 10 августа 2018 года, 3 августа 2018 года, 4 августа 2018 года, 31 октября 2018 года, 11 ноября 2018 года, 6 февраля 2019 года соответственно.
Однако, в установленный частью 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ шестимесячный срок статья 11, пункты 8 и 17 статьи 8, часть 5 статьи 17, пункт 1 части 5 статьи 30 Устава не были приведены Думой в соответствие с требованиями федерального законодательства, в связи с чем, по мнению суда, они подлежат признанию не действующими в той части, в которой они противоречат пункту 16 части 1 статьи 15.1, пунктам 6.2, 15 части 1 статьи 15, части 4 статьи 28, пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
То обстоятельство, что представительным органом муниципального образования ведутся работы по приведению Устава в соответствие с действующими положениями федерального законодательства, не может являться обстоятельством для отказа в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Приморского края.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50), учитывая, что оспариваемые правовые нормы применялись и на их основании были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу о необходимости признания их недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 4 статьи 216 КАС РФ в случае выявления недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Поскольку Думой своевременно не была исполнена обязанность, предусмотренная частью 9 статьи 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, внести необходимые изменения в Устав в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанных выше изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, суд считает необходимым дополнительно возложить на представительный орган муниципального образования обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, вносящий изменения в статью 11, пункты 8 и 17 статьи 8, часть 5 статьи 17, пункт 1 части 5 статьи 30 Устава.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, пункта 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, считает необходимым опубликовать сообщение о данном судебном решении в официальном печатном издании Надеждинского муниципального района Приморского края - газете "Трудовая слава" (статья 63 Устава) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об оспаривании в части Устава Надеждинского муниципального района удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу в части следующие положения Устава Надеждинского муниципального района, принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 16 октября 2015 года N 208 (действующего в редакции решения Думы Надеждинского муниципального района Приморского края 3 мая 2018 года N 439):
- статью 11 - в той мере, в которой данной статьёй не предусмотрено право органов местного самоуправления Надеждинского муниципального района на решение вопросов по осуществлению мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей";
- пункт 1 части 5 статьи 30 - в той мере, в которой он не предусматривает исключения из ограничений, установленных для депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, возможности участия в управлении профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, а также участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале);
- часть 17 статьи 8 - в той мере, в которой она не относит к вопросам местного значения Надеждинского муниципального района направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, решения о сносе самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или её приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации и расположенного на межселенной территории, осуществление сноса самовольной постройки, расположенной на межселенной территории, или её приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- часть 5 статьи 17 - в той мере, в которой в ней предусмотрено, что решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края определяется порядок организации и проведения публичных слушаний только по проектам и вопросам, указанным в части 4 статьи 17 Устава Надеждинского муниципального района;
- пункт 8 статьи 8 - в той мере, в которой он не относит к вопросам местного значения Надеждинского муниципального района разработку и осуществление мер, направленных на реализацию прав коренных малочисленных народов.
Обязать Думу Надеждинского муниципального района Приморского края в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт, вносящий изменения в Устав Надеждинского муниципального района в указанной выше части.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании Надеждинского муниципального района Приморского края - газете "Трудовая слава" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
П.А. Ровенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 9 сентября 2019 г. по делу N 3а-224/19
Текст решения опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)