Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 687264-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации), внесенному Верховным Советом Республики Хакасия
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 27 мая 2019 года (протокол N 194, пункт 84) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 687264-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" (в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации), внесенному Верховным Советом Республики Хакасия.
Законопроект предусматривает случаи, при которых досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации без согласования с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. К таким случаям относятся:
1) смерть уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации;
2) признание уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявление его умершим;
3) вступление в отношении уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в законную силу обвинительного приговора суда;
4) выезд уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации за пределы соответствующего субъекта Российской Федерации на постоянное место жительства;
5) утрата уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации гражданства Российской Федерации.
Предлагаемые изменения обосновываются тем, что указанные основания являются безусловными - должны влечь автоматическое прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации и не требуют согласования с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Аналогичный подход реализован в федеральном законодательстве в отношении уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации - в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в аналогичных случаях его полномочия прекращаются без консультаций с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
С данными доводами в целом можно согласиться: перечисленные случаи таковы по своей природе, что не оставляют усмотрения органам государственной власти при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации. При их наступлении требуется лишь оформить досрочное прекращение полномочий и предмета для консультаций с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка действительно не усматривается.
Вместе с тем предлагаемые изменения не вполне согласуются с логикой правового регулирования статуса уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в Федеральном законе от 27 декабря 2018 года N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации". Статус данного должностного лица описан в законе в самых общих чертах: не регламентируются ни требования к кандидату на должность и ограничения для лица, замещающего должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, ни правовое положение, ни порядок назначения - все это должно определяться законами субъектов Российской Федерации. В частности, не устанавливаются основания досрочного прекращения полномочий. В этих условиях предлагаемое законопроектом правовое регулирование отдельных оснований прекращения полномочий представляется нелогичным.
Следует также отметить, что аналогичный подход реализован в Федеральном законе от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", который действует уже более 5 лет и не вызывает нареканий в этой части. Кроме того, представляется, что в обозначенных случаях, объективно влекущих необходимость досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, необходимость получения согласия Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации не создаст сколько-нибудь существенных проблем на практике: такое согласование может быть получено достаточно оперативно и беспрепятственно.
В связи с этим неотложной необходимости во внесении предлагаемых изменений не усматривается. Возможно, в дальнейшем целесообразно рассмотреть вопрос либо а) об установлении в федеральном законе перечня оснований досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, в том числе тех, которые влекут прекращение его полномочий без согласования с Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации, либо б) включить в текст федерального закона отсылку к законам субъектов Российской Федерации, которыми могут устанавливаться случаи, при которых досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется без согласования с Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным Комитет не считает возможным поддержать указанный законопроект в представленной редакции.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.