Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 725662-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Шериным, Б.Р. Пайкиным и отмечает следующее.
Законопроектом вносится изменение в часть 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон), в соответствии с которым период прохождения военной службы по призыву предлагается засчитывать в страховой стаж в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее достижения нормативного пенсионного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Следует отметить, что впервые право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на два года ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста было введено с 1 января 2019 года в качестве одной из мер по смягчению поэтапного увеличения пенсионного возраста и в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона предоставляется гражданам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет для мужчин и 37 лет для женщин.
При этом согласно части 9 статьи 13 Федерального закона при определении права на указанную льготу в страховой стаж включаются (засчитываются) только периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, порядок исчисления страхового стажа в целях приобретения права на досрочную пенсию, устанавливаемую за длительный стаж работы, отличается от общих правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по старости. Условия предоставления данной льготы предполагают предоставление досрочного пенсионного обеспечения лицам, значительно перевыполнившим требования к продолжительности страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях, что подчеркивает взаимосвязь указанной преференции с непосредственным осуществлением работы. Иные "нестраховые" периоды такой взаимосвязи не имеют.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что указанный период необоснованно ставится в приоритетное положение по отношению к иным "нестраховым" периодам, предусмотренным статьей 12 Федерального закона и не включаемым в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает целесообразность предлагаемой законопроектом концепции, вместе с тем, учитывая отсутствие возможности оценить финансовые последствия для бюджета Пенсионного фонда и федерального бюджета в случае его реализации, не поддерживает проект федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает законопроект и в своем заключении высказывает замечания о том, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не представлено расчетов, характеризующих объем возникающих дополнительных расходов, а также о необходимости согласовать законопроект с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, так как реализация его положений приведет к увеличению расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, возмещаемых за счет средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект на основании того, что предоставление права на оформление пенсии ранее общеустановленного возраста в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона концептуально обусловлено наличием длительного стажа работы и (или) иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение не согласуется с концепцией досрочного назначения страховой пенсии за длительный стаж. Кроме того, принятие законопроекта поставит лиц, проходивших военную службу по призыву, в преимущественное положение с иными лицами, относящимися к категории военнослужащих.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.