Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
На проект федерального закона N 720239-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования антикоррупционных обязанностей запретов и ограничений) внесен депутатом Государственной Думы А.Н. Шериным
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции (далее - Комитет) рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Как следует из текста пояснительной записки, проект федерального закона внесен в Государственную Думу с целью совершенствования действующего законодательства путем установления дополнительного запрета для отдельных категорий лиц иметь в собственности недвижимое имущество за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2 и 4 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должности глав городских округов и муниципальных районов, глав местных администраций, федеральной государственной службы, назначение на которые осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, а также иных лиц, предусмотренных частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, при представлении в соответствии с федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указывают сведения о принадлежащем им, их супругам и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, о своих обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также сведения о таких обязательствах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, Федеральным законом предусматривается процедура декларирования недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, с обязательным указанием источников средств, за счет которых оно приобретено, и определен порядок контроля за достоверностью представленных сведений. В связи с этим, полагаем, что действующим законодательством определен разумный предел разграничения государственных и частных интересов в данной сфере.
Комитет отмечает, что, в соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этой связи, предлагаемые субъектом права законодательной инициативы изменения, противоречат положениям Конституции РФ.
Необходимо учитывать, что приобретение объектов недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, не всегда связано с коррупционными правонарушениями. Например, приобретение в порядке наследования. Из контекста законопроекта следует, что нарушение запрета иметь недвижимое имущество охватывает не только институт права собственности, но и владение таковым на основании иных вещных прав (например, права аренды). В этих случаях предлагаемые законопроектом новеллы также приведут к существенным нарушениям конституционных и гражданских прав.
Вопросы приобретения и прекращения права собственности и иных прав на недвижимое имущество регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, изменение которого авторами не предложено.
Кроме того, проектируемые положения не соответствует предмету Федерального закона, в соответствии со статьей 1 которого предусмотренный им запрет устанавливается в отношении лиц, принимающих по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и (или) участвующих в подготовке таких решений, но не в отношении кандидатов, не обладающих такими полномочиями, а также устанавливает запрет именно на открытие счетов, хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, но не запрет иметь недвижимое имущество за границей.
Необходимо отметить, что проекты федеральных законов аналогичной концептуальной направленности были предметом рассмотрения Комитета и Государственной Думы и не нашли поддержки (N 624870-6 и N 826620-6).
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет ряд существенных замечаний.
Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает концепцию представленного законопроекта и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 19 сентября 2019 года.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.