Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 745091-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о совершенствовании системы государственного материального резерва), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 745091-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о совершенствовании системы государственного материального резерва), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в части модернизации системы государственного материального резерва (далее - государственный резерв). Для достижения заявленных целей законопроектом предусматривается внесение ряда изменений в Федеральный закон от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон N 79-ФЗ).
В частности, законопроектом актуализируются используемые в Законе N 79-ФЗ термины и определения, вводятся новые понятия, уточняется назначение государственного резерва, а также предусматривается возможность его использования для обеспечения мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотии и радиационного заражения.
Законопроектом также предлагается увеличить сроки заимствования материальных ценностей из государственного резерва по решению руководителя Росрезерва с шести месяцев до одного года и уточнить способы обеспечения исполнения обязательств заемщика по возврату материальных ценностей в государственный резерв.
При этом в целях повышения эффективности использования запасов государственного резерва и средств федерального бюджета законопроектом устанавливается, что выпуск материальных ценностей из государственного резерва в связи с освежением его запасов, а также заменой и разбронированием, осуществляется в форме передачи на возмездной основе на основании акта Правительства Российской Федерации государственным заказчикам государственного оборонного заказа и организациям, выполняющим государственный оборонный заказ, ответственным хранителям материальных ценностей государственного резерва для использования в производственно-хозяйственной деятельности, организациям, входящим в систему государственного резерва, для обеспечения обслуживания запасов материальных ценностей, эксплуатации и ремонта основных фондов.
Кроме того, в целях законодательного урегулирования вопросов, связанных с порядком установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей в организациях, входящих в систему государственного резерва, законопроектом предлагается возложить полномочия по разработке и утверждению указанных норм на Росрезерв по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на разработку, утверждение и согласование норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов.
Комитет поддерживает представленный законопроект, поскольку его принятие будет способствовать повышению эффективности использования запасов государственного резерва, а также совершенствованию правоотношений в области управления запасами государственного резерва. В частности, представляется необходимым отметить, что согласно действующей редакции Закона N 79-ФЗ, при разбронировании материальных ценностей государственного резерва между сторонами прекращаются отношения по ответственному хранению, однако при этом не предусмотрен возврат материальных ценностей при их разбронировании. Таким образом, вопрос о компенсации расходов на хранение материальных ценностей до настоящего времени оставался открытым и являлся предметом судебных разбирательств между ответственными хранителями и Росрезервом. По мнению Комитета, проектируемое положение пункта 9 статьи 13 Закона N 79-ФЗ, предусматривающее установление ответственным хранителям обязательств по хранению разбронированных материальных ценностей до их выпуска из государственного резерва с одновременным освобождением их от обязанности по освежению и замене разбронированных материальных ценностей позволяет урегулировать данную правовую коллизию.
Одновременно с этим Комитет обращает внимание на необходимость соотнесения ряда положений законопроекта с положениями отдельных федеральных законов.
В частности, положения пункта 1 статьи 11.1 Закона N 79-ФЗ, устанавливающие, что поставки материальных ценностей в государственный резерв планируются в составе государственного оборонного заказа в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете, следует соотнести с положениями пункта 10 части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", предусматривающего возможность включения в состав государственного оборонного заказа поставки продукции в целях накопления материальных ценностей государственного материального резерва (в части указания целей накопления и ограничений поставок в пределах средств финансового года).
Кроме того, по мнению Комитета, следует соотнести проектируемое положение пункта 8 статьи 13 Закона N 79-ФЗ с нормами об обеспечении государственного контракта, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части требований к банковским гарантиям и счету, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему управление государственным резервом, или его территориальному органу).
Комитет также обращает внимание на необходимость юридико-технической и лингвостилистической правки законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 745091-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном материальном резерве" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о совершенствовании системы государственного материального резерва), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.