Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 14 мая 2019 г. N 137/8
по проекту федерального закона N 674874-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части ограничения процентной ставки по целевому кредиту) внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Ф.С. Тумусовым, А.А. Ремезковым, В.К. Гартунгом, О.А. Николаевым, Г.З. Омаровым, Д.А. Иониным, С.И. Крючеком
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 674874-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, настоящий проект федерального закона направлен на установление дополнительных механизмов в сфере долевого строительства в целях недопустимости существенного удорожания объектов долевого строительства после вступления в силу с 1 июля 2019 года новых механизмов регулирования долевого строительства. Авторы законопроекта полагают, что предлагаемый законопроектом вариант ограничения прибыли кредитных организаций, включенных в перечень кредитных организаций, которые имеют право предоставлять целевое финансирование (целевые кредиты) для осуществления застройщиком возведения объекта долевого строительства, будет способствовать ограничению увеличения стоимости квадратного метра жилья.
Законопроектом предлагается внести дополнение в пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), определив ставку целевого кредита как сумму процента ключевой ставки Банка России на день заключения кредитного договора и одного процента. Дополнительно банк может включить оплату своих расходов по обязательствам в рамках договора о выдаче целевого кредита, но не более чем в размере процента от общей суммы целевого кредита.
В действующей редакции пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что целевой кредит (целевой заем) не должен превышать двадцать процентов от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации по каждому из выданных разрешений на строительство, при условии, что проценты по такому целевому займу не превышают действовавшую на дату заключения договора займа ключевую ставку Банка России, увеличенную на два процентных пункта.
Таким образом, вопрос установления балансов интересов в действующем законе урегулирован. В случае принятия предлагаемого законопроектом дополнения в Федеральном законе N 214-ФЗ будет две нормы стоимости целевого кредита, что приведет к двойному толкованию.
Кроме того, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает необходимым указать, что в 2006 году в Федеральный закон N 214-ФЗ была введена солидарная ответственность банков по обеспечению обязательств застройщиков перед участниками долевого строительства. Ввиду того, что банки отказывались предоставлять указанное поручительство застройщикам, последние были вынуждены прибегать к серым схемам финансирования строительства. Предпринятая законодателями в 2010 году попытка заменить солидарную ответственность банков за неисполнение обязательств застройщиков на субсидиарную также не привела к решению проблемы.
В соответствии со статьей 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Они приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Таким образом, никто не вправе обязать банки работать "не в своем интересе". Что касается ограничений, которые могли бы минимизировать издержки граждан - участников долевого строительства, то на сегодняшний день в Федеральном законе N 214-ФЗ уже закреплена согласованная позиция.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует не поддерживать проект федерального закона N 674874-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.Н. Епифановой, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, Ф.С. Тумусовым, А.А. Ремезковым, В.К. Гартунгом, О.А. Николаевым, Г.З. Омаровым, Д.А. Иониным, С.И. Крючеком.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.