Письмо Министерства экономики и финансов Московской области
от 10 июня 2019 г. N 25Исх-6645
"О выявленных нарушениях в отчетности за 2018 год и структуре ПЗ"
Финансовые органы
муниципальных образований
Московской области
Министерство экономики и финансов Московской области (далее - Министерство), рассмотрев письмо Контрольно-счетной палаты Московской области о результатах внешних проверок, проведенных в ряде муниципальных образований Московской области, целью которых являлось определение полноты и достоверности годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области, сообщает следующее.
В бюджетной отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области выявлены отдельные нарушения и недостатки, выразившиеся в несоблюдении требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее Инструкция 191н), не оказавшие существенного влияния на достоверность основных показателей отчётов об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области, но отрицательно сказавшиеся на их информативности, что свидетельствует о низком уровне финансовой дисциплины и указывает на недостаточную организацию внутреннего финансового контроля главными администраторами средств бюджета муниципальных образований Московской области. В частности, в нарушение пункта 6 Инструкции 191н бюджетная отчетность не подписана уполномоченными должностными лицами субъекта бюджетной отчетности; в нарушение пункта 161 Инструкции 191н при отсутствии у субъекта бюджетной отчетности установленного муниципального задания в составе бюджетной отчетности представлен отчет о его выполнении с отражением числовых значений в Сведениях о результатах деятельности (ф. 0503162).
Кроме того, установлены факты несоответствия идентичных показателей в сопоставимых формах бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетность сформирована не на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного (бухгалтерского) учета:
- показатели, отраженные в Сведениях об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178 SVR) не соответствовали показателям Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
- Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) не содержала показателей по счетам 1210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет", 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом". При этом аналогичный показатель отражен в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
- в соответствии с пунктом 55 Инструкции 191н в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) и Сведениях об исполнении бюджета (ф. 0503164) в графе 4 раздела "Доходы бюджета" отражены суммы плановых (прогнозных) показателей, закрепленных за главным администратором доходов бюджета экономического субъекта. В бюджетном учете данные показатели не подтверждены учетными (бухгалтерскими) записями.
Обращаем внимание, что до вступления в силу Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ), искажение показателей отдельных форм бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности более чем на 10% являлось административным правонарушением и характеризовалось как факт грубого нарушения, ответственность за совершение которого предусматривалась частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ. С вступлением в силу Федерального закона N 113-ФЗ в статью 15.15.6 "Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности" внесены изменения, предусматривающие классификацию нарушений порядка представления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в зависимости от существенности искажения, выраженного в процентном и (или) денежном выражении.
Проверкой полноты (раскрываемости) текстовой информации, отраженной в формах бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, при составлении Пояснительной записки (ф. 0503160) выявлены нарушения общих требований к ее содержанию.
В разделе 1 "Организационная структура" не указаны обязательные реквизиты субъекта учета, отсутствуют регистрационные данные, сведения о лицевых и банковских счетах, открытых в отделении Федерального казначейства и кредитных организациях, а также не раскрыты отдельные особенности учетной политики, установленные субъектом учета самостоятельно, в том числе:
- методика расчета созданного резерва по предстоящим расходам;
- особенности применения или причины неприменения положений Федерального стандарта бухгалтерского учета для государственного сектора (далее - стандарт, стандарты) "Аренда", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н, стандарта "Обесценение активов" утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 259н.
В разделе 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности" не отражена информация о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств; о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов; о техническом состоянии, эффективности использования, обеспечении основными фондами, основных мероприятий по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристики комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов.
В разделе 3 "Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности" отсутствует информация об исполнении текстовых статей решения о бюджете, а также иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включаемых в данный раздел формы.
В разделе 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности" отсутствует информация по показателям счета 1 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов", отраженных в Балансе исполнения бюджета в разрезе классификации операций сектора госуправления.
В разделе 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" отсутствует перечень форм отчетности, не включенных в состав бюджетной отчетности за отчетный период.
Кроме того, Министерством по результатам камеральной проверки, проведенной во время приема годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области за 2018 год установлено следующее:
1. Не обеспечен надлежащий контроль за соответствием взаимосвязанных показателей, отраженных в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503325).
Имело место несвоевременное проведение выверки расчетов в части переданных (полученных) объектов нефинансовых активов, расчетов по субсидиям и субвенциям в порядке авансирования с главными распорядителями средств федерального бюджета, с главными распорядителями средств областного бюджета, а также с финансовыми органами муниципальных образований.
Проверками выявлены многочисленные расхождения, связанные с неправильным отражением показателей при заполнении граф в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503325):
- кода доходов бюджетной классификации;
- кода контрагента;
- кода элемента бюджета;
- КОСГУ в коде балансового счета.
2. Не соблюдались контрольные соотношения между:
- показателями Консолидированного отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321) и показателями доходов и расходов в разрезе кодов бюджетной классификации Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503310);
- Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) и показателей в части доходов и расходов в разрезе кодов бюджетной классификации Справки по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета (ф. 0503710).
3. В Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369) допускалось расхождение остатков дебиторской (кредиторской) задолженности на начало текущего года и остатков задолженности на конец предыдущего года.
На 1 января 2019 года дебиторская задолженность составляет 169,9 млрд. рублей. В 2018 году рост объёма дебиторской задолженности составил 55,3 млрд. рублей или 48,3 процента. При этом просроченная дебиторская задолженность выросла на 0,7 млрд. рублей или на 3,3 процента и составила 23,8 млрд. рублей.
Основная доля дебиторской задолженности сложилась по расчётам по доходам - 97,4 процента или 165,4 млрд. рублей, из них просроченная задолженность по расчётам с плательщиками налоговых доходов составила 20,2 млрд. рублей.
Значительная доля дебиторской задолженности сложилась по расчётам по выданным авансам и составила 2,5 процента или 4,3 млрд. рублей, включая непогашенную дебиторскую задолженность, образовавшуюся на начало отчетного финансового года в связи с авансированием государственных контрактов, заключённых в прошлые годы.
Объём кредиторской задолженности увеличился за 2018 год на 7,7 млрд. рублей или на 22,6 процента и составил на 1 января 2019 года 41,8 млрд. рублей.
Основная доля кредиторской задолженности сложилась по расчётам по доходам - 57,2 процента или 23,9 млрд. рублей, из них задолженность по расчётам с плательщиками налоговых доходов составляет 21,0 млрд. рублей.
Задолженность по расчётам по принятым обязательствам составила на конец отчетного года 17,7 млрд. рублей и увеличилась по сравнению с началом отчетного года на 70,2 процента (на 01.01.2018 -10,4 млрд. рублей).
Основными причинами образования кредиторской задолженности являются:
- проведение конкурсных процедур в IV квартале отчетного года (с установленным сроком исполнения обязательств в декабре отчетного года) и как следствие неисполнение обязательств по муниципальным контрактам;
- перенос сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд муниципальных образований Московской области на следующий год.
4. При формировании Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190) субъектами отчетности неправильно указывались:
- наименования и учетные номера объектов строительства (при заполнении данной формы указывается код объекта при его наличии. Данный код содержится в документе, устанавливающем распределение предусмотренных законом (решением) о бюджете бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений);
- кадастровые номера объектов строительства (следует указывать кадастровый номер объекта недвижимого имущества, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; статус объекта и его целевая функция (код статуса объекта) отражаются в графе 8 формы).
По результатам проверки годовой отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований Московской области за 2018 год Министерство считает необходимым принять меры:
- по повышению качества составления и представления годовой бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчётности;
- по повышению качества проверки бюджетной отчётности главных распорядителей, распорядителей, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов муниципальных образований Московской области;
- по соблюдению финансовой дисциплины при ведении бюджетного учета главными распорядителями, распорядителями, главными администраторами, администраторами доходов бюджета муниципальных образований Московской области;
- по усилению внутреннего финансового контроля;
- по сокращению объёма дебиторской и кредиторской задолженности.
В целях обеспечения полноты раскрытия информации в Пояснительной записке (ф. 0503160) направляются рекомендации по ее составлению согласно приложению к настоящему письму.
Министр экономики и финансов |
Е.В. Мухтиярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономики и финансов Московской области от 10 июня 2019 г. N 25Исх-6645 "О выявленных нарушениях в отчетности за 2018 год и структуре ПЗ"
Текст письма опубликован не был