Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15 января 2019 г. N 17-Р
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года":
1. Утвердить прилагаемую Концепцию системы цифрового государственного управления Республики Мордовия".
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Первого заместителя Председателя Правительства - Министра экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.Н. Мазова.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Сушков |
Концепция
системы цифрового государственного управления Республики Мордовия
(утв. распоряжением Правительства Республики Мордовия от 15 января 2019 г. N 17-Р)
Глоссарий
АИС |
- автоматизированная информационная система |
Актуализация данных |
- процесс обновления данных, приведения информации в состояние, соответствующее текущему времени |
Аналитическая система |
- (информационно-аналитическая система) это система, обеспечивающая наряду с процессами сбора, накопления, хранения, поиска и статистической обработки информации формально-содержательный анализ данных на основе построения моделей, необходимых для оценки состояния и планирования развития объекта, процесса, предприятия, административно-территориального образования и т.п. |
АСУ |
- автоматизированная система управления |
Бизнес процесс# |
- процесс выполнения последовательности рабочих действий до получения целевого результата |
Верификация данных |
- процесс проверки подлинности данных, приведения информации в состояние, соответствующее неким эталонным (легитимным, требуемым) значениям |
Единая точка входа |
- подсистема обеспечения пользователю доступа в систему на основе единых для всех пользователей правил, порядка действий и интерфейсов |
ЕПГУ (РПГУ) |
- единый портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (региональный портал государственных и муниципальных услуг) |
ЕСИА (РСИА) |
- российская единая система идентификации и аутентификации пользователей (региональная система идентификации и аутентификации пользователей) |
Информатизация |
- процесс насыщения деятельности человека информацией с помощью АИС и АСУ |
Информационная система |
- система сбора, обработки и хранения данных, а также обеспечения доступа к данным, построенная на основе электронно-вычислительных машин и их комплексов |
Информационно-вычислительный комплекс |
- совокупность комплекса электронно-вычислительных машин, показывающих и регистрирующих приборов, а также средств сбора, переработки, оперативного отображения и регистрации информации, предназначенная для выполнения информационных функций системы |
Информационное взаимодействие |
- упорядоченный обмен информацией между АИС и АСУ в ходе выполнения их рабочих процессов |
Информационный ресурс |
- материальный или виртуальный объект, содержащий информацию, используемую или возникающую при выполнении бизнес процесса |
Компьютеризация |
- процесс разработки и внедрения методов использования электронно-вычислительной техники в ту или иную деятельность человека |
Построение цифровой экономики |
- процесс перехода к применению во всех видах человеческой деятельности скоординированных (образующих единую систему) автоматических систем управления, действующих на основе единых актуальных и достоверных данных |
Программно-аппаратный комплекс (или Аппаратно-программный комплекс) |
- взаимосвязанная совокупность электронно-вычислительного, коммуникационного, регистрирующего, исполнительного оборудования, устройств ввода, вывода и хранения информации и программного обеспечения, предназначенная для выполнения определенной задачи или функции |
Регламент |
- правило (совокупность правил), зафиксированное в документе, который последовательно излагает и поэтапно (пошагово) описывает порядок выполнения бизнес-процесса, с указанием действий всех участников и достигаемых промежуточных контрольных результатов |
Резервное оборудование |
- комплект оборудования, идентичный используемому, установленный для обеспечения требуемой надежности выполнения технологических процессов |
Серверная группировка |
- Совокупность электронно-вычислительного оборудования, состоящая из серверов и коммуникационных средств, специализированных и соединенных между собой, в соответствии с потребностями (требованиями) автоматизированных систем |
Система мониторинга |
- программно-аппаратный - комплекс с аналитической системой, предназначенный для оперативной регистрации (обычно в режиме реального времени) параметров какого-либо процесса, анализа получаемых данных, передачи пользователям информации о динамике течения наблюдаемого процесса, а также сигналов, при достижении параметрами определенных контрольных значений |
Система Цифрового государственного управления |
- комплекс цифровых систем управления процессами выполнения государственных функций и оказания государственных услуг в ОГВ и ОМСУ, основанный на идеологии преимущественно автоматической реализации этих процессов и применения аналитических систем использующих единые достоверные и актуальные данные для принятия решений |
СМЭВ (РСМЭВ) |
- система межведомственного электронного взаимодействия (региональная система межведомственного электронного взаимодействия) |
Среда разработки |
- комплекс программных средств, вычислительного и коммуникационного оборудования, используемый для разработки автоматизированных систем |
Терминальное оборудование |
- оборудование, преобразующее пользовательскую информацию в данные для передачи по линии связи и осуществляющее обратное преобразование |
Технический надзор |
- совокупность экспертно-проверочных мероприятий, с помощью которых обеспечивается качество работ и их соответствие установленным нормам и правилам; применение оборудования, материалов и программного обеспечения, указанных в проекте системы; соблюдение сроков и объема создания системы; соблюдение сметы проекта |
Технологический процесс |
- упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных данных до получения требуемого результата |
Функционал |
- совокупность процессов выполнения государственных функций, оказания государственных услуг и реализации полномочий органов государственной власти и органов муниципального самоуправления |
Цифровая трансформация государственного управления |
- внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления - и оказания государственных услуг. Она подразумевает реинжиниринг процессов деятельности организации (в том числе модернизацию инфраструктуры, изменение организационной структуры, совершенствование каналов взаимодействия с гражданами и другими государственными структурами), которая приводит к существенному (в разы) улучшению характеристик процессов и (или) появлению принципиально новых их качеств и свойств, а также повышению эффективности отраслей экономики за счет предоставления равного и открытого доступа бизнесу к структурированным данным и стимулированию создания сервисов и приложений на основе этих данных |
Цифровизация |
- процесс преобразования вида деятельности человека в комплекс действий, выполняемых автоматически с помощью АИС и АСУ, а также преобразование информации в структурированные наборы электронных (цифровых) данных |
Электронное правительство |
- комплекс цифровых систем управления процессами выполнения государственных функций и оказания государственных услуг в ОГВ и ОМСУ, основанный на идеологии преимущественного перевода информационного взаимодействия граждан, предприятий, ОГВ и ОМСУ в электронный вид |
Электронный помощник Пользователя (или Электронный помощник) |
- Интеллектуальный интерфейс к системе ЦГУ Республики Мордовия, подсистема автоматической поддержки действий (принятия решений) - пользователя системы в режиме реального времени, учитывающая исполняемые электронные регламенты, особенности конкретного пользователя и оперативные данные, в том числе персональные |
Электронный регламент |
- утвержденный порядок выполнения последовательности действий и операций с данными в работе АИС и АСУ |
Глава 1. Общие положения
Основание для разработки Концепции - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
За последние 20 лет государственная политика Республики Мордовия в области информатизации прошла большой путь от понимания необходимости модернизации управленческой деятельности через широкое внедрение компьютеров в работу государственных и муниципальных учреждений до реализации парадигмы построения информационного общества.
Для достижения целей, поставленных Президентом России в Указе от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", недостаточно информатизации отдельных процессов, а требуется полная цифровая трансформация всех направлений человеческой деятельности.
Процесс цифровой трансформации в первую очередь затрагивает управленческую деятельность, которая во избежание системных противоречий обязательно должна соответствовать тенденциям развития экономики и общества.
Предлагаемая Концепция предлагает Стратегию действий по трансформации механизмов и форм государственного управления Республики Мордовия с целью повышения благосостояния и качества жизни ее населения, комфорта при обращении и получении государственных услуг за счет принципиального изменения методов и механизмов регионального управления в целом.
В Концепции определяются:
- цель, задачи и основные принципы формирования системы Цифрового Государственного Управления Республики Мордовия (далее - система ЦГУ Республики Мордовия);
- структура, состав и основные функции системы ЦГУ Республики Мордовия;
- структура и принципы построения Базовых информационных ресурсов (далее - БИР);
- требования к доступности и защите информации;
- порядок и последовательность создания и обеспечения работоспособности системы ЦГУ Республики Мордовия;
- система управления процессами реализации Концепции;
- ожидаемые социально-экономические эффекты реализации Концепции.
Реализуемые в Республике Мордовия программы, подпрограммы и мероприятия по информатизации, в том числе отраслевые, должны быть пересмотрены, гармонизированы с целями и задачами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 и объединены в региональную программу цифрового развития экономики Республики Мордовия.
Реализация Концепции будет осуществляться поэтапно. Состав этапов и очередность их реализации должны учитывать экономическую эффективность каждого этапа.
Глава 2. Текущее состояние и проблемы электронного правительства Республики Мордовия
В результате выполнения мероприятий программы "Формирования информационного общества Республики Мордовия" были созданы и используются следующие технологические комплексы, являющееся основой единой республиканской ИТК-инфраструктуры:
- информационно-вычислительный комплекс Технопарка Мордовии (единственный в России дата-центр, соответствующий требованиям TIER IV) - ИВК ТП;
- скоростная информационная магистраль органов государственной власти и местного самоуправления - СИМ ОГВ;
- доверенный удостоверяющий центр электронной подписи - УЦ Республики Мордовия;
- система видеоконференцсвязи органов государственной власти - ВКС ОГВ Республики Мордовия;
- защищенная сеть передачи данных органов государственной власти и местного самоуправления - СПД ОГВ Республики Мордовия.
В то же время в области разработки и внедрения информационных систем по-прежнему сохранился ведомственный принцип.
Рисунок 1
Текущее состояние автоматизации управленческих процессов в ОГВ и ОМСУ РМ
Это привело к тому, что на общих технологических ресурсах размещаются разрозненные информационные системы со своими базами данных, в которые вручную вносятся различные данные.
Как показано на схеме (рисунок 1), имеются несколько независимых друг от друга "точек входа", маршруты прохождения данных могут быть разными по технологии реализации и по форме представления, в процессе исполнения Функционала документы могут быть как бумажными, так и электронными. Данное положение дел неоправданно усложняет процесс реализации Функционала, делая его перегруженным дублированными данными и действиями, в том числе операциями, выполняемыми вручную.
При этом возникают следующие проблемы:
- повторяющиеся (дублированные) данные. Одна из главных проблем, состоящая в том, что большой объем одних и тех же данных (примерно 80%) хранится обособленно практически в каждой системе, что приводит к огромной потребности в дорогостоящих системах хранения.
Кроме того, ввод этой информации осуществляется вручную, что крайне трудоемко и неизбежно ведет к большому числу ошибок, что не позволяет использовать эти данные при совместной работе информационных систем без дополнительной выверки и корректировки.
Трудоемкость реализации процессов не уменьшилась, а, напротив, увеличилась в связи с новыми операциями, связанными с ручным заполнением электронных форм;
- избыточные операции, связанные с одновременной обработкой "электронных" и бумажных документов. Кроме того, появилась отрицательная практика хранения сканированных копий бумажных документов, что привело к дополнительным затратам рабочего времени и потребностям в системах хранения данных;
неполнота, разрозненность, недостоверность, неактуальность данных. Многие из вводимых в ведомственные системы данных не порождаются внутри ведомства, а берутся из бумажных документов или из сомнительных источников и в дальнейшем не актуализируются, что ставит под сомнение их достоверность и актуальность. В то же время достоверная и актуальная информация, порождаемая внутри такого ведомства, остается недоступной для информационных систем других ведомств.
Причина проблемы - отсутствие единой политики формирования информационных ресурсов для всех субъектов отношений, действующих в сфере государственного и муниципального управления. Исторически информационные ресурсы формировались в каждой из сфер хозяйственной деятельности, исходя из узкоутилитарных, специфических для каждого субъекта, задач, не предполагающих использование их в иных, даже смежных отраслях.
Такая ситуация не позволяет проводить объективный анализ деятельности населения республики, органов власти, самоуправления, предприятий и отраслей народного хозяйства для целей выработки управленческих решений как продукта деятельности электронного правительства;
- частичная автоматизация внутренних процессов государственного управления. Информационные системы, создаваемые в рамках построения Электронного правительства, автоматизировали лишь отдельные процессы, в основном ограничиваясь электронными формами подачи запросов и ответов, системами доступа к инструментам информационного обмена и подготовки отчетов.
Сами процессы реализации государственных функций и предоставления государственных услуг не изменялись. Сохранилась традиционная система "ручного" управления: подготовка разнообразных документов, протоколов, комиссий, решений, приказов и т.д.
Регламенты реализации Функционала подвергались незначительной переработке с учетом применения информационных технологий, как правило, не модернизировалась организационная схема выполнения Функционала и не изменялись требования к квалификации персонала.
Глава 3. Цель и основные принципы формирования и использования системы ЦГУ Республики Мордовия
Целью формирования системы ЦГУ Республики Мордовия является цифровая трансформация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Мордовия для решения следующих задач:
- создание комфортных и прозрачных условий, минимизация затрат времени и средств жителей и предприятии республики при получении ими государственных услуг и их взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления в ходе реализации последними своих функций;
- повышение уровня информированности и степени вовлечения жителей в процессы государственного управления и местного самоуправления;
- минимизация затрат бюджетных средств на реализацию процессов предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций за счет оптимизации процессов их выполнения и численности исполнительного персонала;
- устранение коррупционного фактора из процессов государственного управления за счет автоматической реализации регламентов выполнения Функционала и устранения участия человека в процессе обработки данных;
- повышение качества принятия управленческих решений за счет своевременного обеспечения необходимыми аналитическими материалами, достоверными и актуальными данными о текущей ситуации, прогнозом и вариантами ее развития.
В отличие от Электронного правительства, которое строилось из отдельных ведомственных АИС и баз данных, система ЦГУ Республики Мордовия должна строиться как единая система с соблюдением следующих требований:
- не допускается дублирование однотипных операций и данных в различных составных частях системы;
- не допускается ручной ввод данных, кроме тех новых данных, которые порождаются в ходе выполнения регламента;
- регламентированные процессы должны выполняться автоматически и исключать шаги, предполагающие управляющее вмешательство человека;
- начало выполнения электронного регламента должно определяться либо внешним воздействием (получение запроса контрагента), либо наступлением некого события, либо в определенный момент времени, не допускается ручной запуск выполнения электронных регламентов, за исключением работы с аналитической системой или системой мониторинга;
- если имеющаяся в системе информация является основанием для реализации некоторого регламента или если реализуемый регламент после его завершения подразумевает выполнение другого регламента (связанные регламенты), то такой регламент должен стартовать и выполняться автоматически. Например, если в медицинской информационной системе зафиксирован факт рождения ребенка и в течение определенного промежутка времени не зафиксирован факт его смерти, то автоматически должна быть инициализирована процедура выдачи ЗАГСом свидетельства о его рождении. Такой подход позволит предоставлять государственные услуги не раздельно, а виде# комплекса услуг (Суперсервис);
- в системе должен осуществляться автоматический мониторинг выполнения всех регламентов по предусмотренным при проектировании контрольным точкам, включающий обязательную последовательность сигналов и эскалации проблематики при нарушениях регламента или недопустимых отклонениях параметров в контрольных точках (основа формирования системы ситуационных центров);
- при проектировании регламента необходимо определять ключевые параметры соответствующего процесса и методику анализа его эффективности (основа формирования системы аналитических центров) для выработки решения о необходимости его модернизации;
- понятие документа, порождаемого в ходе исполнения Функционала, как отдельной самостоятельной сущности должно быть исключено из регламентов и заменено понятием визуализации структурированной, юридически значимой информационной записи, хранящейся в базе данных;
- сформированная юридически значимая информационная запись (электронный документ) должна храниться в отдельной базе данных с обеспечением ее долгосрочного хранения и неизменяемости (электронный архив);
- при необходимости использования информации из внешних (не порождаемых в системе) бумажных документов данные по ним должны вносится в соответствующий архив однократно любым сотрудником ОГВ или ОМСУ при первом его предоставлении и в дальнейшем использоваться автоматически в течение всего срока действия документа (подсистема "Электронный Нотариат"). Кроме того, данная подсистема, в случае необходимости, должна использоваться для перевода юридически значимой электронной записи в соответствующий по форме бумажный документ.
Данный перечень принципов не является конечным и должен быть уточнен в процессе проектирования и построения единой системы ЦГУ Республики Мордовия.
Глава 4. Структура, состав и основные функции системы ЦГУ Республики Мордовия
В дальнейшем в Концепции используется сервисная модель реализации государственного управления. Для этих целей целесообразно рассматривать все органы государственной власти и местного самоуправления как отдельные подразделения единой территориально распределенной производственной структуры (далее - Производственная система государственного управления - ПСГУ), непосредственно реализующей Функционал. В этом случае в составе АИС ЦГУ Республики Мордовия можно выделить следующие уровни (рисунок 2).
Рисунок 2
Структурная схема Единой АИС ЦГУ РМ
Уровни связанные с переработкой информации:
АСУТП - система автоматического управления технологическими процессами выполнения Функционала;
АСУП - система автоматизированного управления ПСГУ;
Важно отметить, что электронные регламенты, выполняемые на каждом из этих уровней, не должны быть взаимосвязаны в части их исполнения. Однако при их исполнении используются общие информационные ресурсы.
Уровень хранения информации:
ВИР - базовые информационные ресурсы.
4.1. Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУТП)
АСУТП (рисунок 3) должна представлять из себя систему автоматизированного выполнения последовательности электронных регламентов, связанных с реализацией Функционала.
В состав автоматизируемых на данном уровне функций входит управление такими процессами, как:
- информирование и консультирование граждан и организаций (в дальнейшем Пользователей) по вопросам реализации Функционала;
- получение обращений Пользователей с запросом на реализацию Функционала;
- информационное взаимодействие с Пользователями в ходе реализации Функционала;
- реализация Функционала;
- контроль исполнения Функционала, выявление нештатных ситуаций и эскалация проблематики;
- статистический анализ выполнения Функционала.
Рисунок 3
Схема АСУТП и ее взаимодействий в рамках системы ЦГУ РМ
Пользователями АСУТП являются граждане и организации, для которых должна быть организована единая точка входа. Необходимо все разнообразие методов взаимодействия реализованных посредством отдельных АИС и баз данных или посредством ручной приемки и выдачи документов (МФЦ, различные порталы, приемные офисы ОГВ и ОМСУ) заменить на единый механизм взаимодействия через Электронного помощника Пользователя (внешнего Пользователя). Электронный помощник может использоваться Пользователем либо самостоятельно при работе с порталом, либо через посредничество сотрудника МФЦ или приёмного офиса, выступающего в качестве поверенного Пользователя по конкретному случаю.
Идентификация и аутентификация Пользователей должна осуществляться через механизм общероссийской Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) при работе с Единым (Региональным) порталом государственных услуг (ЕПГУ/РПГУ) или через региональную систему идентификации и аутентификации (РСИА) при осуществлении личного приема.
В случае, если при реализации Функционала требуется участие сотрудника организации, подведомственной ОГВ или ОМСУ, то вход такого сотрудника в систему осуществляется через Электронного помощника Сотрудника (внутреннего Пользователя). Его идентификация и аутентификация осуществляется через внутреннюю систему авторизации с использованием личной электронной подписи и биометрических данных.
Взаимодействие электронных помощников с Единой системой исполнения регламентов Функционала осуществляется через Шину внешнего информационного взаимодействия. При этом все действия участников фиксируются в журнале информационного взаимодействия.
Обработка информации из журнала информационного взаимодействия осуществляется системой мониторинга и аналитики на уровне БИР и используется в системе ситуационных и аналитических центров на уровне АСУП.
4.2. Автоматизированная система управления ПСГУ (АСУП)
АСУП должна представлять из себя систему автоматизированного выполнения последовательности электронных регламентов, связанных с управлением организаций, входящей в состав ПСГУ.
В состав автоматизируемых на данном уровне функций входит управление такими процессами, как:
- управление персоналом;
- планово-экономическая деятельность;
- управление финансами;
- процесс заказа и получения товаров и услуг;
- управление складским хозяйством;
- управление проектами;
- управление силами и средствами в нештатных ситуациях (ситуационный центр);
- информационно-аналитическая работа (аналитический центр) и т.п.
Структура организации АСУП определяется тем, что автоматизируемая ПСГУ является многофункциональной, иерархической и территориально распределенной. Соответственно АСУП должна иметь несколько уровней (рисунок 4).
Подсистема уровня организации/предприятия, которая осуществляет управление выполнением определенной функции в конкретной организации. При этом данный процесс разбивается на несколько подпроцессов, выполняемых отдельными сотрудниками в рамках своих служебных инструкций.
Подсистема ведомственного уровня (департамента/управления/отдела - в муниципальном образовании), на котором осуществляется управление выполнением соответствующей функцией и консолидация необходимой информации на отраслевом уровне. На этом же уровне реализуются функции управления отраслью.
Подсистема уровня Правительства/ОМСУ, на котором осуществляется управление выполнением соответствующей функцией и консолидация необходимой информации на межотраслевом уровне. На этом же уровне реализуются функции государственного/местного самоуправления в целом.
Рисунок 4
Структура многоуровневой АСУП системы ЦГУ РМ
Подсистема уровня Главы Республики Мордовия, на котором осуществляется управление выполнением соответствующей функцией и консолидация необходимой информации на региональном уровне. На этом же уровне реализуются функции управления регионом в целом.
На каждом из этих уровней подсистема АСУП должна состоять из следующих элементов (рисунок 5): сегмент БИР; шины информационного обмена с БИР; фрагмент системы аналитики, мониторинга и эскалации проблематики; журнал информационного обмена для фиксации проводимых операций; автоматизированных мест сотрудников; ситуационного центра соответствующего уровня.
4.3. Базовые информационные ресурсы (БИР)
БИР должны представлять из себя централизованно распределенную базу данных, обладающую следующими свойствами.
Все данные, порождаемые и используемые в системе цифрового государственного управления, следует разделить на две группы: данные общего пользования и данные ограниченного пользования.
Рисунок 5
Схема АСУП и ее взаимодействий в рамках системы ЦГУ РМ
Данные общего пользования используются всеми ОГВ, ОМСУ и их подведомственными организациями в объеме, необходимом для выполнения их функционала. Данные ограниченного использования должны формировать иерархическую структуру (рисунок 6):
- данные уровня Правительства Республики Мордовия, отдельных ОМСУ;
- данные уровня отдельных государственного или муниципального органа управления (отраслевые);
- данные уровня отдельной организации.
При формировании структуры данных должны использоваться следующие правила:
- данные, включаемые в состав более низкого уровня, не должны содержать данные, имеющиеся на более высоком уровне.
- если данные требуются другим подсистемам, находящимся на том же или более высоком уровне, то они должны быть включены в состав данных, находящихся на более высоком уровне.
Рисунок 6
Схема организации баз данных БИР системы ЦГУ РМ
Глава 5. Обеспечение доступности и защищенности информации при формировании и использовании системы ЦГУ Республики Мордовия
5.1. Надежность и доступность
При формировании и использовании системы цифрового государственного управления Республики Мордовия должна быть обеспечена сохранность (в том числе и долгосрочная для электронного архива), целостность и доступность информационных ресурсов. Решение данной задачи должно обеспечиваться за счет:
- использования высоконадежного центра обработки данных для размещения серверной группировки и информационных ресурсов;
- создания системы межмуниципальных территориально распределенных ЕДДС, оснащенных необходимым инженерным оборудованием, включая резервные источники электропитания, внешними автономными сегментами информационно-вычислительного комплекса и рабочими местами;
- использования механизмов резервирования, включая системы горячего резерва (зеркалирование, кластеризация, среда виртуализации), и холодного резервирование# (резервные копии, складские запасы оборудования комплектующих и расходных материалов);
- формирования и использования единой сети передачи данных ОГВ и ОМСУ с обеспечением резервных каналов;
- унификации и обеспечения удаленного администрирования терминального оборудования и общесистемного программного обеспечения автоматизированных рабочих мест сотрудников ОГВ и ОМСУ, локальных сетей передачи данных государственных и муниципальных организаций;
- формирования территориально распределенной системы технического обслуживания периферийного оборудования, обеспеченной складским запасом резервного оборудования и расходных материалов;
- формирования амортизационного фонда для целей обновления парка оборудования.
5.2. Информационная безопасность
Система цифрового государственного управления Республики Мордовия должна быть реализована в защищенном исполнении и обеспечивать защиту сведений, содержащих информацию конфиденциального характера (в том числе персональные данные).
Безопасность информации, содержащейся в системе цифрового государственного управления Республики Мордовия, достигается путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации, а также нормативно-методическими документами ФСБ России и ФСТЭК России в области информационной безопасности. Информация, содержащая персональные данные, должна защищаться в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
С точки зрения организации доступа Технологическая инфраструктура системы ЦГУ Республики Мордовия должна содержать два контура: открытый контур взаимодействия с внешними пользователями (предприятия, граждане, внешние информационные системы) и закрытый контур взаимодействия с сотрудниками ОГВ и ОМСУ.
Доступ к системе ЦГУ Республики Мордовия внешних пользователей должен осуществляться;
- через ЕПГУ/РПГУ и поддерживаться процедурами идентификации и аутентификации на основе ЕСИА/РСИА;
- через СМЭВ/РСМЭВ для внешних информационных систем.
Доступ внутренних пользователей должен осуществляться через интерфейс единого комплекса системы реализации электронных регламентов выполнения Функционала. Авторизация должна осуществляться с помощью электронной подписи пользователя, а аутентификация - с использованием биометрических данных.
Все действия пользователей должны фиксироваться в соответствующих журналах. Механизмы подтверждения подлинности взаимодействующих сторон, обеспечивающие защиту электронных документов при внутриведомственном и межведомственном взаимодействии, а также механизмы подтверждения юридически значимых пользовательских действий при выполнении Функционала должны реализовываться с использованием электронной подписи.
Используемые в системе Электронные Помощники должны иметь доступ только к той информации, которая необходима для выполнения функций, соответствующих должностной инструкции пользователя, и только в том объеме, на который данный пользователем имеет соответствующие права.
Все данные, передаваемые в процессе работы системы через сети передачи данных, должны быть обезличены.
Все используемые при построении системы ЦГУ Республики Мордовия программно-аппаратные средства защиты информации (в том числе средства криптографической защиты информации, межсетевые экраны, средства антивирусной защиты, средства обнаружения вторжений, средства защиты информации от несанкционированного доступа и т.д.) должны быть сертифицированы в установленном порядке.
Требования по обеспечению безопасности информации должны уточняться и согласовываться на основе утвержденной модели угроз (модели нарушителя) и окончательно формулируются в специальном техническом задании.
Глава 6. Порядок и последовательность построения и использования системы ЦГУ Республики Мордовия
6.1. Стратегия построения системы ЦГУ Республики Мордовия
В процессе формирования системы ЦГУ Республики Мордовия следует выделить следующие этапы.
6.1.1. Подготовительный этап
На данном этапе необходимо:
- на основании анализа нормативно-правовой информации по Функционалу построить укрупненные схемы бизнес-процессов оказания государственных услуг и выполнения государственных функций, оценить затраты на их выполнение в объеме, необходимом для расчета критерия эффективности процесса цифровизации функций, определить состав и формат данных, используемых в большинстве процессов, определить первичные источники этих данных;
- на основании полученных данных сформировать первоначальную структуру базовых информационных ресурсов и произвести первичное наполнение данными из имеющихся информационных систем Электронного Правительства Республики Мордовия с организацией механизма репликаций при их изменениях;
- организовать процесс верификации и актуализации данных из первичных источников;
- сформировать доступ к данным из систем обработки информации;
- спроектировать структурную схему системы ЦГУ Республики Мордовия с выделением базовых инфраструктурных подсистем (авторизации, инфообмена, выполнения электронных регламентов, мониторинга, аналитики и т.п.) и формированием технических требований для их разработки;
- разработать технологическую схему аппаратно-программного комплекса системы ЦГУ Республики Мордовия;
- разработать модель угроз для системы ЦГУ Республики Мордовия.
6.1.2. Этап формирования инфраструктуры системы ЦГУ Республики Мордовия
На данном этапе необходимо выполнить следующие работы с учетом использования существующей системы Электронного правительства Республики Мордовия:
- провести модернизацию ИВК ТП для размещения базовой технологической инфраструктуры системы ЦГУ Республики Мордовия;
- спроектировать и построить базовые инфраструктурные подсистемы с учетом использования сформированной ранее структуры базовых информационных ресурсов;
- спроектировать и выполнить мероприятия по защите информации в базовой инфраструктуре системы ЦГУ Республики Мордовия;
- спроектировать, построить единую сеть передачи данных, сформировать набор телекоммуникационных сервисов для нужд системы ЦГУ Республики Мордовия;
- провести техническое перевооружение периферийных устройств;
- спроектировать и построить систему технологического мониторинга;
- организовать работу технологической диспетчерской службы;
- создать складские запасы резервного оборудования, запасных частей и расходных материалов;
- разработать технологические регламенты и нормативно-правовые документы, регулирующие процесс использования системы ЦГУ Республики Мордовия.
6.1.3. Этап развития системы ЦГУ Республики Мордовия
Работы данного этапа должны выполняться в соответствии с ведомственными планами цифровизации их Функционала. На данном этапе необходимо выполнить следующие работы:
- разработать подробные схемы бизнес процессов# выполнения Функционала, выделить общие, используемые для их выполнения, провести реинжиниринг бизнес процессов# с учетом использования системы ЦГУ Республики Мордовия, внести соответствующие изменения в административные регламенты, разработать необходимую нормативно-правовую базу;
- разработать и создать систему ситуационных и аналитических центров соответствующих уровней управления;
- разработать регламенты работы с системой ЦГУ Республики Мордовия для пользователей и эксплуатационного персонала, провести их обучение;
- обеспечить процесс устранения выявленных недостатков и консультирования пользователей.
6.2. Порядок выполнения работ по развитию системы ЦГУ Республики Мордовия
Формирование подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия должно осуществляться по проектному принципу в соответствии с утвержденным планом мероприятий по реализации Программы ЦГУ Республики Мордовия.
Процесс построения подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия должен включать в себя следующие стадии: проектирование, построение, эксплуатация.
6.2.1. Проектирование подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия
При проектировании системы ЦГУ Республики Мордовия должны выполняться требования ГОСТ 34 и ГОСТ 19. Процесс проектирования должен осуществляться в 3 этапа.
1-я стадия - обследование объекта информатизации.
Объектами информатизации в системе ЦГУ Республики Мордовия являются процессы Функционала. В связи с этим на первом этапе на основе соответствующих административных регламентов необходимо:
- разработать схемы соответствующих бизнес-процессов;
- определить состав и формат используемых информационных ресурсов, источники внешних данных, состав и формат данных, порождаемых в ходе реализации бизнес-процесса;
- сформировать требования к формату, составу и условиям использования применяемых отчетных форм (документов);
- определить состав данных и условия для подсистем мониторинга и эскалации проблематики, аналитики;
- провести процесс реинжиниринга бизнес-процессов с учетом требования полной автоматизации и разработать соответствующий электронный регламент;
- разработать технические требования и смету для определения стоимости разработки утверждаемой части проекта.
2-я стадия - разработка утверждаемой части проекта.
В процессе разработки утверждаемой части проекта необходимо определить:
- необходимые модификации в структуре и составе базовых информационных ресурсов;
- предполагаемый объем, процедуры и механизмы доступа к данным, порождаемым в проектируемом бизнес-процессе;
- состав и методы интеграции с внешними информационными системами;
- способы реализации электронного регламента и изменения, вносимые в многоуровневую систему исполнения электронных регламентов;
- требуемые изменения в системах мониторинга и аналитики;
- модель угроз и изменения в общей системе защиты информации;
- изменения в общей системе доступа внутренних пользователей к системе ЦГУ Республики Мордовия;
- применяемую среду разработки для модификации используемых подсистем;
- состав и объем необходимых вычислительных и технологических ресурсов;
- необходимые изменения в общей системе передачи данных.
Кроме того, на данном этапе необходимо разработать технические требования и смету для определения стоимости построения и внедрения соответствующего программно-технического комплекса.
Для обеспечения требований технологического единства аппаратно-программного комплекса и формирования единой структуры, распределенных базовых информационных ресурсов работы по обследованию объекта информатизации и разработке утверждаемой части проекта должны вестись силами инжиниринговой службы уполномоченной организации - Оператора инфраструктуры ЦГУ, подведомственной Мининформсвязи Республики Мордовия с возможным привлечением субподрядных организаций.
3-я стадия - разработка рабочей и эксплуатационной документации.
Разработка рабочей и эксплуатационной документации осуществляется в процессе построения, пуско-наладки#, приемо-сдаточных испытаний и пробной эксплуатации программно-технического комплекса.
Объем и содержание этой документации должен быть достаточен для:
- обучения и консультирования пользователей;
- методического и информационно-технического обеспечения службы эксплуатации включая работы по сопровождению специального программного обеспечения, баз данных и их содержания;
- модернизации специального программного обеспечения третьими лицами.
Кроме того, в состав рабочей документации должен быть включен раздел, определяющий состав и трудоемкость работ по сопровождению, штатный состав обслуживающего персонала и проекты их должностных инструкций.
Разработка рабочей и эксплуатационной документации осуществляется либо группой разработки Оператора инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия, либо подрядной организацией, выполняющей работы по построению соответствующей подсистемы. Управление процессом разработки осуществляет инжиниринговая служба Оператора инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия.
6.2.2. Построение подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия
Процесс построения подсистем должен происходить в строгом соответствии с идеологией и структурой системы ЦГУ Республики Мордовия в целом с максимальным использованием имеющегося аппаратно-программного комплекса серверной группировки, возможностей периферийного оборудования, сетевой инфраструктуры и системы защиты информации. Закупка дополнительного оборудования и общесистемного программного обеспечения допускается только в случае, если соответствующих имеющихся ресурсов недостаточно для размещения и функционирования новой подсистемы. Кроме того, для уменьшения затрат на сопровождение аппаратно-программного комплекса не разрешается использование нетипового оборудования.
Для обеспечения работоспособности оборудования в течение срока эксплуатации при его покупке должно быть предусмотрено гарантийное обслуживание сроком не менее 5 лет. Для обеспечения работоспособности закупаемого программного обеспечения необходимо предусматривать авторское сопровождение сроком не менее 5 лет.
Процесс построения подсистем, их инсталляции, испытания и пробная эксплуатация должны происходить с участием и под контролем инжиниринговой и эксплуатационной служб Оператора инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия.
Приемо-сдаточные испытания перед вводом в пробную и промышленную эксплуатацию должны проходить с участием Функционального заказчика (ведомство в интересах которого строится подсистема) и регулятора процесса построения системы ЦГУ Республики Мордовия - Мининформсвязи Республики Мордовия.
6.2.3. Эксплуатация системы ЦГУ Республики Мордовия
Обеспечение работоспособности осуществляют:
- в части серверной группировки и оборудования систем хранения данных, размещенных на базе Информационно-вычислительного комплекса, общесистемного программного обеспечения, администрирования систем управления базами данных, защиты информации, обучения и консультирования пользователей - Оператор инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия;
- в части телекоммуникационных сервисов - специализированная уполномоченная организация, подведомственная Мининформсвязи Республики Мордовия - Оператор единой мультисервисной сети передачи данных ЦГУ Республики Мордовия;
- в части периферийного оборудования (включая средства защиты информации), выносок серверной группировки, локальных сетей передачи данных - подрядные организации, выбираемые на конкурсной основе;
- в части специального программного обеспечения - Оператор инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия совместно с разработчиками соответствующего программного обеспечения;
- в части управления содержанием баз данных - уполномоченные ведомства и их подведомственные учреждения.
Для осуществления работ по ремонту аппаратных средств и их модернизации в составе эксплуатационных затрат должны быть предусмотрены средства в объеме их амортизации.
Для повышения уровня доступности за счет уменьшения времени восстановления работоспособности после отказов необходимо:
построить единую систему мониторинга работоспособности аппаратно-программного комплекса системы ЦГУ Республики Мордовия;
- организовать круглосуточную работу диспетчерской службы;
- создать и поддерживать в необходимом объеме запас резервного оборудования, комплектующих и расходных материалов.
Глава 7. Управление процессом реализации концепции
Реализация Концепции должна осуществляется в рамках региональной программы цифрового развития экономики Республики Мордовия.
Управленческие решения, принятые для осуществления Программы цифрового развития экономики Республики Мордовия, являются стратегическими по отношению к построению системы ЦГУ Республики Мордовия.
Непосредственное управление процессом реализации Концепции осуществляется координирующими и совещательными органами управления процессами цифрового развития экономики Республики Мордовия.
7.1. Стратегический уровень управления (рисунок 7)
Координационный совет по развитию Цифровой экономики Республики Мордовия (далее - КС) возглавляется Главой Республики Мордовия, разрабатывает Стратегию и утверждает программные документы цифровой трансформации экономики республики.
Рисунок 7
Организационная схема управления цифровой трансформацией РМ
Комитет Государственного Собрания Республики Мордовия по вопросам Цифровой экономики обеспечивает развитие законодательной базы в целях реализации Программы Цифровой Экономики. Региональная рабочая группа по развитию Цифровой Экономики Республики Мордовия возглавляется Первым заместителем Председателя Правительства - Министром экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, управляет процессом реализации Стратегии и исполнения Программы Цифровой Экономики.
Регулятор ЦГУ Республики Мордовия - Мининформсвязи Республики Мордовия, обеспечивает:
- разработку стратегии формирования и тактики построения системы ЦГУ Республики Мордовия;
- разработку концепции и программы построения системы ЦГУ Республики Мордовия;
- разработку планов реализации программы построения системы ЦГУ Республики Мордовия на основании аналитических материалов, подготовленных аналитической службой Оператора инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия и проектов планов, одобренных Экспертным советом Центра Компетенции ЦГУ Республики Мордовия;
- планирование, организацию и контроль над процессами построения и эксплуатации системы ЦГУ Республики Мордовия;
- разработку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих эти процессы;
- подготовку материалов для рассмотрения и одобрения Координационным советом;
- анализ и представление заинтересованным сторонам результатов выполнения Программы построения и развития системы ЦГУ Республики Мордовия.
Отраслевые рабочие группы по развитию Цифровой экономии# Республики Мордовия - возглавляются заместителями руководителей ОГВ и ОМСУ, ответственными за развитие Цифровой экономики по направлениям деятельности.
7.2. Тактический уровень управления (рисунок 8)
Экспертный Совет Центра компетенций ЦГУ Республики Мордовия (далее - ЭС) состоит из руководителей и специалистов отделов, ответственных за цифровую трансформацию в ведомствах, входящих в состав Правительства Республики Мордовия и муниципальных образований Республики Мордовия. Работа ЭС организуется Главным Конструктором и его службой - Центром компетенций ЦГУ Республики Мордовия (далее - ЦК ЦГУ), входящей в состав инфраструктуры системы ЦГУ Республики Мордовия. ЭС представляет интересы соответствующих организаций в процессе проектирования, построения и эксплуатации единой системы ЦГУ Республики Мордовия и выполняет функции по обсуждению и одобрению технологических, организационных и регламентных вопросов, подготовленных ПК ЦГУ, а также вносит предложения по корректировке:
- проекта плана работ по реализации Программы построения системы ЦГУ Республики Мордовия;
- подходов и методов формирования основных подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия;
- структуры и правила использования Базовых информационных ресурсов;
- регламентов использования межведомственных подсистем;
- требований по модернизации имеющейся технологической инфраструктуры;
- мероприятий по защите информации.
Рисунок 8
Организационная схема управления цифровой трансформацией РМ
Оператор инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия организует и управляет процессами проектирования, построения и эксплуатации подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия. Для выполнения этих функций он формирует в своем составе следующие службы.
Центр компетенций ЦГУ Республики Мордовия осуществляет:
- разработку архитектуры, функциональной и технологической инфраструктуры системы ЦГУ Республики Мордовия и предоставляет соответствующие решения Регулятору для дальнейшего согласования и утверждения;
- разработку проекта планов работ по реализации Программы на основании материалов, полученных от аналитической, инжиниринговой и эксплуатационной служб, согласовывает их с ЭС и предоставляет Регулятору для утверждения;
- подготавливает для Регулятора согласованные с целевыми ведомствами предложения по реинжинирингу бизнес-процессов реализации Функционала, связанные с использованием системы ЦГУ Республики Мордовия;
- осуществляет руководство процессами проектирования, построения и эксплуатации системы ЦГУ Республики Мордовия;
- разработку методических, регламентных и нормативных документов, связанных с процессами проектирования, построения и эксплуатации системы ЦГУ Республики Мордовия;
- утверждение технических заданий на разработку и модификацию подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия, разработанных инжиниринговой службой;
- организацию и проведение тестовых испытаний новых и модифицированных подсистем, процедур их ввода в пробную и промышленную эксплуатацию;
- по согласованию с Регулятором осуществляет процедуры вывода и утилизации непригодных для дальнейшей эксплуатации подсистем.
Аналитическая служба выполняет работы по сбору, систематизации информации и подготовке предложений по:
- использованию лучших региональных практик и новых технологических решений для подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия;
- удовлетворению требований к организации и функционалу федерального уровня;
- удовлетворению требований к функционалу системы ЦГУ Республики Мордовия со стороны ведомств Правительства Республики Мордовия и администраций муниципальных образований;
- устранению недостатков в реализации функционала системы ЦГУ Республики Мордовия, выявленных в ходе эксплуатации.
Кроме того, Аналитическая служба проводит работы по:
- анализу процессов, протекающих на объектах информатизации, регламентной и нормативно-правовой базе, определяющей порядок их выполнения;
- разработке укрупненных и детализированных схем бизнес-процессов;
- формированию функциональных требований к подсистемам системы ЦГУ Республики Мордовия, обеспечивающих выполнение соответствующих процессов.
Инжиниринговая служба осуществляет управление процессами проектирования и построения подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия.
В процессе проектирования Инжиниринговая служба:
- на основании функциональных требований разрабатывает и согласовывает с ЦК ЦГУ технические задания на разработку утверждаемой части проекта;
- на основании утвержденного технического задания разрабатывает утверждаемую часть проекта, привлекая при необходимости субподрядные организации;
- разрабатывает и согласовывает с ЦК ЦГУ технические требования на построение соответствующей подсистемы, разработку рабочей и эксплуатационной документации и передает ее в Службу заказчика для проведения процедур закупки услуг на выполнение этих работ.
В процессе построения подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия Инжиниринговая служба:
- осуществляет авторский и технический надзор над выполнением работ:
согласовывает технические решения, предлагаемые подрядной организацией;
- организует и проводит приемо-сдаточные испытания и процесс ввода в опытную эксплуатацию;
- осуществляет авторский надзор над процессом опытной эксплуатации и устранения выявленных недостатков подрядной организацией;
- организует и проводит приемо-сдаточные испытания и ввод в промышленную эксплуатацию.
В процессе эксплуатации осуществляет авторское сопровождение и модернизацию подсистемы, привлекая, при необходимости авторов отдельных технических решений.
Служба эксплуатации обеспечивает работоспособность системы ЦГУ Республики Мордовия и сопровождение ее пользователей.
В процессе построения подсистем Служба эксплуатации:
- подготавливает технологическую инфраструктуру, серверную группировку и периферийные устройства для размещения подсистемы на мощностях ИВК ТП;
- осуществляет технический надзор над проведением монтажных и пуско-наладочных# работ;
- участвует в приемо-сдаточных испытаниях и принимает подсистему в опытную эксплуатацию;
- осуществляет опытную эксплуатацию, выявляет недостатки в ее работе и информирует о них Инжиниринговую службу;
- участвует в приемо-сдаточных испытаниях и принимает подсистему в промышленную эксплуатацию;
В процессе промышленной эксплуатации Служба эксплуатации:
- обеспечивает бесперебойную работоспособность и доступность подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия;
- ведет мониторинг работы подсистем, выявляет недостатки и информирует о них инжиниринговую службу;
- осуществляет ремонт и замену вышедшего из строя оборудования и его модернизацию в случае необходимости;
- проводит обучение и сопровождение пользователей подсистем.
Для осуществления непрерывного контроля работы всех компонентов единой системы ЦГУ Республики Мордовия, снижения рисков аварийных сбоев и предупреждения нештатных ситуаций при работе системы на базе Службы эксплуатации создается постоянно действующий дежурный орган оперативного управления - диспетчерско-мониторинговый центр (Далее - ДМЦ ЦГУ Республики Мордовия). ДМЦ ЦГУ Республики Мордовия информирует и оповещает Оператора инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия и Регулятора ЦГУ Республики Мордовия о текущем состоянии системы и возникших инцидентах.
Служба связей с общественностью предназначена для обеспечения открытости процессов формирования системы ЦГУ Республики Мордовия, популяризации ее использования и создания положительного имиджа региона в данном вопросе. Для достижения этих целей Служба связей с общественностью:
- на основании информации, полученной от Регулятора ЦГУ Республики Мордовия и Службы главного конструктора, подготавливает публицистические материалы по наиболее значимым мероприятиям, проводимым в рамках реализации Программы построения системы ЦГУ Республики Мордовия на территории Республики Мордовия, порядке и преимуществах использования системы ЦГУ Республики Мордовия для получения государственных и муниципальных услуг и публикует их в средствах массовой информации после согласования с Регулятором;
- по поручению Регулятора ЦГУ Республики Мордовия организует участие представителей средств массовой информации в наиболее значимых мероприятиях;
- осуществляет подготовку презентационных материалов для участия в выставках, конференциях, семинарах и т.п.;
- на основании материалов, предоставленных ЦК ЦГУ, подготавливает и организовывает их публикацию в специализированных технических и научных изданиях;
- ведет архив публикаций и фото-, видеоматериалов.
Оператор единой мультисервисной сети передачи данных ЦГУ Республики Мордовия обеспечивает работоспособность и развитие телекоммуникационных сервисов, необходимых для работы системы ЦГУ Республики Мордовия, выполняя следующие функции:
- обслуживание оптоволоконной магистрали ОГВ Республики Мордовия и телекоммуникационного оборудования, находящегося в собственности Правительства Республики Мордовия;
- обеспечение подключения к сети передачи данных (включая основные и резервные каналы) всех органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе за счет присоединения к сетям передачи данных внешних провайдеров телекоммуникационных услуг;
- предоставление телекоммуникационных сервисов, включая каналы передачи данных, подключение к сети Интернет, услуги телефонной связи, телеметрические услуги и т.п.;
- защиту информации на каналах передачи данных;
- техническое обслуживание периферийных устройств, расположенных на территории пользователей.
Служба заказчика
Служба заказчика системы ЦГУ Республики Мордовия:
- организует и проводит процедуры закупки услуг по построению подсистем системы ЦГУ Республики Мордовия в соответствии с техническими требованиями, разработанными ЦК ЦГУ и утвержденными Регулятором ЦГУ Республики Мордовия;
- по результатам проведения конкурсных процедур заключает контракты на выполнение этих работ с победителем конкурса;
- осуществляет юридическое сопровождение процесса реализации контракта;
- на основании акта проведения приемо-сдаточных испытаний и акта ввода подсистемы в эксплуатацию завершает контракт и производит оплату услуг.
Глава 8. Кадры для системы ЦГУ Республики Мордовия
Успешная реализация данной Концепции невозможна без качественного и бесперебойного кадрового обеспечения процесса формирования и использования системы ЦГУ Республики Мордовия на всех его этапах.
Подготовка и переподготовка кадров для системы ЦГУ Республики Мордовия должна осуществляться планомерно и последовательно в рамках реализации регионального проекта "Кадры для цифровой экономики" региональной программы "Цифрового развития экономики Республики Мордовия".
Кадры для системы ЦГУ Республики Мордовия подразделяются на три категории:
1) внешние пользователи - частные лица (граждане) и пользователи - сотрудники организаций, взаимодействующие с органами государственной власти и органами муниципального самоуправления Республики Мордовия;
2) внутренние пользователи - сотрудники органов государственной власти и органов муниципального самоуправления Республики Мордовия;
3) персонал системы ЦГУ Республики Мордовия - сотрудники Оператора инфраструктуры ЦГУ Республики Мордовия, Службы заказчика и Оператора единой мультисервисной сети передачи данных ЦГУ Республики Мордовия.
Программа и содержание подготовки и переподготовки кадров для системы ЦГУ Республики Мордовия разрабатываются на основе требований к пользователям и персоналу системы ЦГУ Республики Мордовия и в соответствии с планом работ по формированию и использованию системы ЦГУ Республики Мордовия.
Требования к пользователям и персоналу системы ЦГУ Республики Мордовия формулируются в процессе проектирования и уточняются в ходе опытной эксплуатации системы.
Кадровый реестр ЦГУ - информационный ресурс, предназначенный для содержания перечня специальностей и профессиональных квалификаций для системы ЦГУ Республики Мордовия, используемый для формирования потребности в подготовке или привлечении необходимых специалистов.
Подготовка внешних пользователей осуществляется с помощью публикаций в СМИ, специальных публичных информационных ресурсов, учебных центров по программам обучения населения, а также организации специализированных тематических общественных мероприятий.
Подготовка внутренних пользователей проводится по специально разработанным планам обучения в уполномоченных учебных центрах, а также с использованием методов дистанционного обучения и консультирования через специализированные информационные ресурсы внутри системы ЦГУ Республики Мордовия непосредственно на рабочих местах.
Подготовка персонала системы ЦГУ Республики Мордовия проводится по трем направлениям: нормативно-правовое регулирование, разработка и эксплуатация.
Подготовка персонала системы ЦГУ Республики Мордовия осуществляется по специальным программам в рамках курсов повышения квалификации, профессионального обучения с привлечением специализированных учебных центров, экспертов-наставников, высших учебных заведений, организацией тематических семинаров, учебных научно-практических конференций и тренингов.
Глава 9. Ожидаемые результаты реализации концепции
В результате реализации концепции будут достигнуты следующие социально-экономические результаты:
- сформирована структура информационных ресурсов и организованы процессы актуализации и обеспечения достоверности хранящихся в ней данных, позволяющих проводить объективный оперативный и статистический анализ любой из сфер деятельности населения республики, органов власти, самоуправления, предприятий и отраслей народного хозяйства для целей выработки управленческих решений;
- обеспечено повышение скорости реализации управленческих решений и обеспечение объективного контроля над их исполнением за счет использования взаимосвязанных аналитических и ситуационных центров, имеющих в своем составе, в том числе, систему мониторинга и эскалации проблематики, систему оперативного управления силами и средствами, оповещения и информирования заинтересованных сторон;
- достигнут необходимый уровень комфортности и прозрачности процессов выполнения Функционала для населения и предприятий;
- существенно уменьшены трудоемкость и сокращены затраты на реализацию Функционала за счет использования автоматических алгоритмов, а также снижено влияние субъективного фактора не его результаты;
- сформирован научно-технический и кадровый потенциал региона и обеспечено его развитие, необходимое для реализации задач построения цифровой экономики.
Реализация Концепции позволит создать в Республике Мордовия технологическую базу и единое информационное пространство для успешного выполнения в республике комплекса задач, вытекающих из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 15 января 2019 г. N 17-Р
Настоящее распоряжение вступает в силу с 15 января 2019 г.
Текст распоряжения опубликован не был