Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 октября 2019 г. N 303
Порядок и условия
распоряжения имуществом, включенным в перечень государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает особенности предоставления в аренду (в том числе по льготным ставкам для субъектов малого и среднего предпринимательства) и в безвозмездное пользование, включенного в Перечень государственного имущества Республики Саха (Якутия), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).
1.2. Имущество, включенное в Перечень, в том числе земельные участки, предоставляется в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки по результатам проведения аукциона или конкурса на право заключения договора аренды (далее - торги), за исключением случаев, установленных частями 1 и 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а в отношении земельных участков - подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также другими положениями земельного законодательства Российской Федерации, позволяющими указанным лицам приобретать в аренду земельные участки без проведения торгов.
1.3. Право заключить договор аренды в отношении имущества, включенного в Перечень, в том числе земельных участков, имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и организации инфраструктуры поддержки, сведения о которых содержатся в едином реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в отношении которых отсутствуют основания отказа в оказании государственной поддержки, предусмотренные в части 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2. Особенности предоставления имущества, включенного в Перечень (за исключением земельных участков)
2.1. Недвижимое имущество и движимое имущество, включенное в Перечень (далее - имущество), предоставляется в аренду:
а) Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган) - в отношении имущества казны Республики Саха (Якутия);
б) государственным унитарным предприятием, государственным учреждением (далее - балансодержатель) с согласия органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника такого имущества, - в отношении государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за соответствующим предприятием или учреждением.
Организатором торгов на право заключения договора аренды имущества, включенного в Перечень, является соответственно уполномоченный орган, балансодержатель либо привлеченная указанными лицами специализированная организация (далее - специализированная организация).
2.2. Предоставление в аренду имущества осуществляется:
2.2.1. По результатам проведения торгов на право заключения договора аренды в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 февраля 2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", которые проводятся по инициативе уполномоченного органа или балансодержателя или на основании поступившего от субъекта малого и среднего предпринимательства заявления (предложения) о предоставлении имущества в аренду на торгах.
2.2.2. По заявлению субъекта малого и среднего предпринимательства, имеющего право на предоставление имущества казны без проведения торгов в соответствии с положениями главы 5 Закона о защите конкуренции, а также в иных случаях, когда допускается заключение договора аренды государственного имущества без проведения торгов в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в том числе:
а) в порядке предоставления государственной преференции без получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в случае наличия такого основания в государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. N 2262;
б) в порядке предоставления государственной преференции с предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с частью 1 статьи 19 указанного Федерального закона. В этом случае уполномоченный орган готовит и направляет в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) заявление о даче согласия на предоставление такой преференции в соответствии со статьей 20 Закона о защите конкуренции.
2.3. Уполномоченный орган, балансодержатель или специализированная организация объявляет аукцион или конкурс на заключение договора аренды в срок не позднее года с даты включения имущества в Перечень либо в срок не позднее трех месяцев с даты поступления заявления (предложения) субъекта малого и среднего предпринимательства о предоставлении имущества в аренду на торгах.
2.4. Основанием для заключения договора аренды имущества, включенного в Перечень, без проведения торгов является распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), принятое по результатам рассмотрения заявления, поданного в соответствии с подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 настоящего Порядка.
2.5. Для заключения договора аренды государственного имущества без проведения торгов субъект малого и среднего предпринимательства подает в уполномоченный орган заявление в соответствии с требованиями, указанными в пункте 2.7 Административного регламента "Предоставление в аренду и безвозмездное пользование государственного имущества Республики Саха (Якутия), не закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления", утвержденного приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2012 г. N П-09-60.
2.6. Поступившее заявление о предоставлении имущества без проведения торгов регистрируется в порядке, установленном для входящей корреспонденции.
Заявление с прилагаемыми документами рассматривается на соответствие требованиям к его оформлению и при наличии нарушений указанных требований в течение пяти рабочих дней заявителю в письменной форме направляются замечания с предложением устранить их в десятидневный срок. В случае устранения субъектом малого и среднего предпринимательства замечаний в установленный срок заявление подлежит рассмотрению по существу, в ином случае возвращается заявителю с обоснованием замечаний к его оформлению и указанием права субъекта малого и среднего предпринимательства на повторное обращение после их устранения.
2.7. Поданное субъектом малого и среднего предпринимательства заявление подлежит рассмотрению в течение 60 календарных дней, а при наличии отчета об оценке имущества, актуального в течение месяца, следующего за днем подачи заявления, данный срок сокращается до 30 календарных дней. Если заявление было возвращено субъекту малого и среднего предпринимательства с замечаниями, которые были устранены им в срок, указанный в пункте 2.6, указанные в настоящем пункте сроки увеличиваются на десять дней.
В случае, если в течение срока рассмотрения заявления о предоставлении имущества без проведения торгов поступило заявление от другого субъекта малого и среднего предпринимательства о предоставлении того же имущества без проведения торгов, такое заявление подлежит рассмотрению в случае наличия оснований для отказа в предоставлении имущества первому заявителю.
2.8. Основаниями для отказа в предоставлении государственного имущества в аренду без проведения торгов является следующее:
заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией инфраструктуры поддержки;
заявителю не может быть представлена государственная поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
заявителю должно быть отказано в получении мер государственной поддержки в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Отказ, содержащий основания для его подготовки, направляется субъекту малого и среднего предпринимательства в течение срока, указанного в пункте 2.7 настоящего Порядка.
2.9. В проект договора аренды недвижимого имущества, в том числе включаются следующие условия с указанием на то, что они признаются сторонами существенными условиями договора:
2.9.1. Об обязанности арендатора по использованию объекта недвижимости в соответствии с целевым назначением, предусмотренным договором.
2.9.2. Об обязанности арендатора по проведению за свой счет текущего ремонта арендуемого объекта недвижимости.
2.9.3. Об обязанности арендатора по содержанию объекта недвижимости в надлежащем состоянии (техническом, санитарном, противопожарном).
2.9.4. О сроке договора аренды: он должен составлять не менее пяти лет. Более короткий срок договора может быть установлен по письменному заявлению субъекта малого и среднего предпринимательства, поступившему до заключения договора аренды. В случае, если балансодержателем является бизнес-инкубатор, срок договора аренды не может превышать трех лет.
2.9.5. О льготах по арендной плате за имущество, условиях, при соблюдении которых они применяются, в том числе осуществление арендатором заявленного вида деятельности, если это предусмотрено в качестве основания для предоставления льгот в соответствии с государственной программой Республики Саха (Якутия) "Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы", утвержденного Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2017 г. N 2262, а также случаи нарушения указанных условий, влекущие прекращение действия льгот по арендной плате.
2.9.6. О праве уполномоченного органа, балансодержателя истребовать у арендатора предусмотренные договором документы, подтверждающие соблюдение им условий предоставления льгот по арендной плате, и о порядке доступа для осмотра арендуемого имущества.
2.9.7. О запрете осуществлять действия, влекущие ограничение (обременение) предоставленных арендатору имущественных прав, в том числе переуступку прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), залог арендных прав и внесение их в качестве вклада в уставный капитал других субъектов хозяйственной деятельности, передачу в субаренду, за исключением предоставления такого имущества в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки, и в случае, если в субаренду предоставляется имущество, предусмотренное пунктом 14 части 1 статьи 17.1 "О защите конкуренции".
2.9.8. О праве арендатора предоставлять в субаренду часть или части помещения, здания, строения или сооружения, являющегося предметом договора аренды в случае, если общая предоставляемая в субаренду площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, и о порядке согласования с арендодателем заключения договора субаренды.
2.10. Условия о допуске к участию в аукционе или конкурсе на право заключения договора аренды должны предусматривать следующее основание для отказа в допуске заявителя к участию в торгах:
заявитель не является субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией инфраструктуры поддержки;
заявитель является субъектом малого и среднего предпринимательства, в отношении которого не может оказываться государственная поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
заявитель является лицом, которому должно быть отказано в получении государственной поддержки в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
2.11. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о льготах по арендной плате в отношении имущества, установленных настоящим Порядком, и условиях их предоставления.
2.12. Аукционная (конкурсная) документация должна содержать требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в аукционе (конкурсе) и прилагаемым к ней документам, позволяющие определить соответствие заявителя всем требованиям к участникам торгов (отсутствие оснований для отказа в допуске к участию в торгах).
В аукционную документацию дополнительно включаются требования к документам, добровольно предоставляемым заявителем, желающим получить льготы по арендной плате, подтверждающим наличие у заявителя права на получение указанных льгот, установленных настоящим Порядком. Отсутствие таких документов не является основанием для отказа заявителю, отвечающему требованиям пункта 1.3 настоящего Порядка, в признании участником торгов, но препятствует включению в договор условий о льготах по арендной плате.
2.13. В случае выявления факта использования имущества не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов, установленных частью 4.2 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также в случаях, предусмотренных статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган, балансодержатель в течение семи рабочих дней составляет акт с описанием указанных нарушений и направляет арендатору письменное предупреждение об устранении выявленных нарушений в разумный срок, который должен быть указан в этом предупреждении, но не может составлять менее тридцати календарных дней с даты получения такого предупреждения субъектом малого и среднего предпринимательства.
2.14. В случае неисполнения арендатором своих обязательств в срок, указанный в предупреждении, уполномоченный орган, балансодержатель в течение тридцати календарных дней принимает следующие меры:
обращается в суд с требованием о расторжении аренды государственного имущества;
направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей имущественной поддержки, информацию о нарушениях арендатором условий предоставления поддержки.
2.15. Для заключения договора аренды в отношении государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, балансодержатель получает согласие органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника такого имущества.
Условием дачи указанного согласия является соответствие условий предоставления имущества настоящему Порядку.
3. Установление льгот по арендной плате за имущество, включенное в Перечень (за исключением земельных участков)
3.1. Льготы по арендной плате за имущество, включенное в Перечень, применяются при выполнении совокупности следующих условий:
а) имущество предоставлено в аренду для осуществления социально значимых видов деятельности;
б) арендатор осуществляет только социально значимый вид деятельности, соответствующий установленным требованиям.
Льгота по арендной плате устанавливается как денежная сумма, на которую уменьшается подлежащая уплате арендная плата, и определяется в процентах от рыночной стоимости арендной платы: в первый год аренды - 90%, во второй год аренды - 80%, в третий год аренды и последующие сроки аренды - 70%.
В случае осуществления арендатором нескольких социально значимых видов деятельности льгота по арендной плате предоставляется по одному выбранному арендатором социально значимому виду деятельности.
3.2. Документами, подтверждающими соответствие деятельности арендатора установленным требованиям, являются:
а) подтверждение, выдаваемое в установленном порядке исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
б) акт проверки фактического использования арендуемого имущества, проведенной государственным органом по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия).
В целях контроля за осуществлением арендатором социально значимого вида деятельности в арендуемом имуществе исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия) по вопросам развития малого и среднего предпринимательства и государственный орган по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия) осуществляют проверки не реже двух раз в год.
3.3. Льготы по арендной плате применяются к размеру арендной платы, указанному в договоре аренды, в том числе, заключенном по итогам торгов. При этом подлежащая к уплате сумма арендной платы определяется с учетом указанных льгот в течение срока их действия. Порядок применения указанных льгот, срок их действия, условия предоставления и отмены включаются в договор аренды.
3.4. Установленные настоящим разделом льготы по арендной плате подлежат отмене в следующих случаях: порча имущества, несвоевременное внесение арендной платы более двух периодов подряд, использование имущества не по назначению, деятельность арендатора перестала соответствовать установленным настоящим Порядком требованиям, арендатор пользуется не всей площадью арендуемого недвижимого имущества или не в полном объеме арендуемым движимым имуществом под выбранный социально значимый вид деятельности, другие основания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) с даты установления факта соответствующего нарушения.
В случае отмены льгот применяется размер арендной платы, определенный без учета льгот и установленный договором аренды.
3.5. В отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, льготы по арендной плате, условия их применения, требования к документам, подтверждающим соответствие этим условиям субъектов малого и среднего предпринимательства, иные условия договора аренды определяются в соответствии с настоящим Порядком и указанными в нем нормативными правовыми актами, если об этом было заявлено в предложении балансодержателя о включении имущества в Перечень и согласие органа государственной власти, уполномоченного на совершение сделки с указанным имуществом, предусматривает применение указанных условий.
4. Порядок предоставления земельных участков, включенных в Перечень, льготы по арендной плате за указанные земельные участки
4.1. Земельные участки, включенные в Перечень, предоставляются в аренду Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - уполномоченный орган);
Организатором торгов на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в Перечень, может быть уполномоченный орган.
4.2. Предоставление в аренду земельных участков, включенных в Перечень, осуществляется в соответствии с положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации:
4.2.1. По инициативе уполномоченного органа или субъекта малого и среднего предпринимательства, заинтересованного в предоставлении земельного участка, по результатам проведения торгов на право заключения договора аренды в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, либо путем заключения договора с субъектом малого и среднего предпринимательства, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, который соответствует требованиям к участникам аукциона и заявка которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо с субъектом малого и среднего предпринимательства, признанным единственным участником аукциона или единственным лицом, принявшим участие в аукционе, а также в случае, указанном в пункте 25 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.2.2. По заявлению Субъекта о предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, иными положениями земельного законодательства Российской Федерации, позволяющими субъектам малого и среднего предпринимательства приобретать в аренду земельные участки без проведения торгов.
4.3. В случае, указанном в пункте 4.2.1 настоящего Порядка, а также если подавший заявление субъект малого и среднего предпринимательства не имеет права на предоставление в аренду земельного участка, включенного в Перечень, без проведения торгов, уполномоченный орган в срок не позднее одного года с даты включения земельного участка в Перечень либо шести месяцев с даты поступления указанного заявления организует проведение аукциона на заключение договора аренды, в том числе публикует на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка.
4.4. Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень, установленными пунктом 3 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 февраля 2007 г. N 50 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Саха (Якутия)".
4.5. В извещение о проведении аукциона, а также в аукционную документацию, помимо сведений, указанных в пункте 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, включается следующая информация:
"Для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, включенного в перечень государственного имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", заявители декларируют свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, либо заявляют о своем соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона.".
4.6. Поступившее уполномоченному органу заявление о предоставлении земельного участка без проведения аукциона либо заявление о проведении аукциона по предоставлению земельного участка в аренду регистрируется в порядке, установленном для входящей корреспонденции.
4.7. Субъект малого и среднего предпринимательства декларирует в заявлении о предоставлении земельного участка без проведения аукциона, отсутствие в отношении него оснований для отказа, предусмотренных подпунктом 26 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
4.8. В проект договора аренды земельного участка включаются условия в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, в том числе следующие:
4.8.1. Условие об обязанности арендатора по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением согласно разрешенному использованию земельного участка.
4.8.2. Условие о сроке договора аренды: он должен составлять не менее пять лет. Более короткий срок договора может быть установлен по письменному заявлению субъекта малого и среднего предпринимательства, поступившему до заключения договора аренды, либо в случаях, установленных земельным законодательством Российской Федерации. При определении срока действия договора аренды учитываются максимальные (предельные) сроки, если они установлены статьей 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации и другими положениями земельного законодательства Российской Федерации.
4.8.3. О льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень и условиях, при соблюдении которых они применяются, а также последствия их нарушения в виде обязательства арендатора уплачивать арендную плату в размере, определенном договором без применения льгот, с даты установления факта нарушения указанных условий.
4.8.4. Право уполномоченного органа истребовать у арендатора документы, подтверждающие соблюдением им условий предоставления льгот по арендной плате.
4.8.5. Запрет осуществлять действия, влекущие какое-либо ограничение (обременение) предоставленных арендатору имущественных прав, в том числе на сдачу земельного участка в безвозмездное пользование (ссуду), переуступку прав и обязанностей по договору аренды другому лицу (перенаем), залог арендных прав и внесение их в качестве вклада в уставный капитал других субъектов хозяйственной деятельности, передачу в субаренду, за исключением передачи в субаренду субъектам малого и среднего предпринимательства организациями инфраструктуры поддержки.
4.8.6. Изменение вида разрешенного использования земельного участка и/или цели его использования в течение срока действия договора не предусматривается.
5. Порядок участия координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в передаче прав владения и (или) пользования имуществом, включенным в Перечень
5.1. В случае если право владения и(или) пользования имуществом, включенным в Перечень, предоставляется на торгах, в комиссию по проведению торгов (конкурсов или аукционов), а также аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), включается (с правом голоса) представитель Координационного совета по предпринимательству при Главе Республики Саха (Якутия).
Информация о времени и месте проведения торгов на право предоставления государственного имущества, включая земельные участки, включенного в Перечень, а также о поступивших заявках о предоставлении имущества без проведения торгов и сроках их рассмотрения направляется в Координационный совет по предпринимательству при Главе Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.