Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Ставрополя
от 16.10.2019 N 2922
Основные направления
бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов разработаны с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, основных направлений бюджетной и налоговой политики Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 августа 2019 г. N 360-рп, основных направлений долговой политики Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденных распоряжением Правительства Ставропольского края от 30 августа 2019 г. N 359-рп, Стратегии социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года, утвержденной решением Ставропольской городской Думы от 24 июня 2016 г. N 869.
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов является определение условий, используемых при составлении проекта бюджета города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, основных подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города Ставрополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов сохранит свою направленность на реализацию приоритетных задач социально-экономического развития города Ставрополя с учетом текущей экономической ситуации.
Необходимым условием решения поставленных задач является реализация мер, направленных на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета города Ставрополя, повышение эффективности бюджетных расходов.
В целях формирования и проведения бюджетной политики города Ставрополя, ориентированной на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами города Ставрополя, разработана Программа оздоровления муниципальных финансов города Ставрополя на 2018 - 2021 годы, утвержденная постановлением администрации города Ставрополя от 25.12.2018 N 2638 (далее - Программа).
Программа определяет основные направления деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города Ставрополя в сфере мобилизации доходов бюджета города Ставрополя, оптимизации и переориентации расходов бюджета города Ставрополя в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития города Ставрополя, эффективного управления муниципальным долгом города Ставрополя.
Бюджетная политика в области муниципальных заимствований в предстоящем бюджетном цикле будет направлена на поддержание объема муниципального долга города Ставрополя на экономически безопасном уровне, минимизацию затрат на его обслуживание, своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств.
Основные направления налоговой политики города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Налоговая политика города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - налоговая политика) сохранит преемственность в отношении ранее определенных приоритетов, скорректирована с учетом текущей экономической ситуации и будет нацелена на решение следующих основных задач:
мобилизацию собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала города Ставрополя;
обеспечение сбалансированности бюджета города Ставрополя путем получения доходов в запланированных объемах, а также дополнительных доходов за счет погашения задолженности налогоплательщиками по налогам, пеням и плательщиками по платежам в бюджет города Ставрополя.
Основными направлениями налоговой политики являются:
1) продолжение работы по переходу на новые принципы налогообложения на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
С 01 января 2016 года на территории Ставропольского края налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
По данным Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю по торговым объектам, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, сумма исчисленного в 2019 году налога на имущество физических лиц по городу Ставрополю за 2018 год составила 178,1 млн рублей (по 1036 объектам налогообложения) и увеличилась по сравнению с 2017 годом в 4,7 раза.
В течение 2018 года Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Ставкрайимущество" проводился сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для проведения на территории Ставропольского края государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. В этой связи с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края осуществлен комплекс мероприятий по актуализации баз данных по объектам недвижимого имущества, по уточнению и передаче недостающих характеристик технико-экономических показателей. В 2019 году проводится государственная кадастровая оценка объектов недвижимости. Новая кадастровая оценка позволит выявить и вовлечь в хозяйственный оборот неучтенные земельные участки и объекты недвижимости, а также осуществить достоверное планирование налогового потенциала от использования земельных ресурсов и недвижимости на территории города Ставрополя;
2) осуществление мер налогового стимулирования инвестиционной активности на территории города Ставрополя.
В рамках данного направления решением Ставропольской городской Думы от 31 октября 2018 г. N 287 "О внесении изменений в подпункт 2.1 пункта 2 решения Ставропольской городской Думы "Об установлении земельного налога и введении его в действие на территории города Ставрополя" освобождены от уплаты земельного налога в полном объеме с 01 января 2019 года:
юридические лица в отношении земельных участков, предоставленных в соответствии с решением Губернатора Ставропольского края для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
юридические лица в отношении земельных участков, занятых индустриальными (промышленными) парками, соответствующими требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 04 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" и внесенными в реестр индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. N 303 "Об утверждении Порядка ведения реестра индустриальных (промышленных) парков и управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, соответствующих требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, в том числе обеспечения своевременного внесения изменений в содержащиеся в указанном реестре сведения", на период до 31 декабря 2023 года;
3) продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот.
С 01 января 2019 года отменены льготы в размере 50 процентов от суммы земельного налога для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, и другим категориям налогоплательщиков за земельные участки, занятые жилищным фондом, гаражами, а также приобретенные (предоставленные) для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства и не используемые для ведения предпринимательской деятельности в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления отдельным категориям налогоплательщиков налогового вычета в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка.
Сумма выпадающих доходов бюджета города Ставрополя в связи с предоставлением налоговых льгот юридическим и физическим лицам по итогам 2018 года составила 209,2 млн рублей, из них сумма налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами города Ставрополя - 25,2 млн рублей (по земельному налогу: физическим лицам - 6,8 млн рублей, юридическим лицам - 18,4 млн рублей).
В 2018 году объем выпадающих доходов бюджета города Ставрополя в связи с предоставлением налоговых льгот по сравнению с 2017 годом увеличился на 18,4 млн рублей или на 9,6 процента, объем налоговых льгот, предоставленных в соответствии с муниципальными правовыми актами города Ставрополя, увеличился на 10,6 млн рублей или на 72,6 процента. Увеличение объема выпадающих доходов бюджета города Ставрополя произошло в связи с предоставлением льгот резидентам региональных парков и юридическим лицам, земельные участки которых заняты индустриальными (промышленными) парками.
В целях выявления и отмены неэффективных налоговых льгот ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 20.09.2016 N 2183 "Об утверждении Порядка оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных (планируемых к предоставлению) организациям, осуществляющим деятельность на территории города Ставрополя" (далее - постановление N 2183).
По результатам оценки эффективности налоговых льгот, проведенной в 2018 году, неэффективных налоговых льгот не выявлено.
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 01 января 2020 года предусмотрено проведение ежегодной оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований с применением новых подходов, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Оценка эффективности налоговых расходов будет включать оценку целесообразности выпадающих доходов, возникающих в связи с предоставлением налоговых льгот, и оценку их результативности по ряду критериев. Новый порядок предусматривает оценку не только стимулирующих налоговых расходов города Ставрополя, но и социальных расходов. Порядок проведения оценки налоговых расходов города Ставрополя будет утвержден постановлением администрации города Ставрополя;
4) повышение эффективности управления муниципальными активами за счет:
осуществления мероприятий, направленных на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя, оптимизацию количества муниципальных унитарных предприятий города Ставрополя, не выполняющих функции, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством, путем их реорганизации, ликвидации, приватизации в целях возвращения имущества в казну города Ставрополя и дальнейшего его использования в порядке, установленном законодательством;
инвентаризации муниципального имущества, регистрации права муниципальной собственности города Ставрополя, организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды муниципального имущества города Ставрополя и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах города Ставрополя;
разграничения и оформления земельных участков в муниципальную собственность города Ставрополя;
5) совершенствование налогового администрирования.
Повышению качества налогового администрирования будет способствовать безусловное выполнение главными администраторами доходов бюджета города Ставрополя бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в местный бюджет администрируемых налогов и сборов, в том числе проведение претензионно-исковой работы и осуществление мер принудительного взыскания задолженности.
При определении общих параметров объема доходной части бюджета города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов необходимо учесть следующие основные изменения законодательства:
1) на федеральном уровне:
прекращение действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 01 января 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 02 июня 2016 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности";
индексация ставок акцизов на нефтепродукты (индексация ставок акцизов по подакцизным товарам планируется в 2021 году в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции);
увеличение норматива зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджет Ставропольского края с 57,1 процента в 2018 году до 88 процентов к 2021 году в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";
увеличение норматива зачисления в бюджеты городских округов платы за негативное воздействие на окружающую среду с 01 января 2020 года с 55 процентов до 60 процентов в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации";
изменение с 01 января 2020 года порядка распределения административных штрафов между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 62-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации";
вступление в силу с 01 января 2019 года изменений, внесенных Федеральным законом от 03 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, будет осуществляться бесплатно или за плату. Порядок предоставления сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, размер платы за их предоставление и порядок взимания такой платы будут установлены Правительством Российской Федерации;
введение коэффициента, ограничивающего ежегодный рост земельного налога и налога на имущество физических лиц не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, начиная с налогового периода 2018 года;
действие с 2019 года запрета на перерасчет земельного налога и налога на имущество физических лиц, если такой перерасчет влечет увеличение ранее уплаченного налога в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 334-ФЗ);
предоставление налогового вычета, уменьшающего налогооблагаемую базу на размер кадастровой стоимости 600 кв. м площади одного земельного участка, лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ);
предоставление льгот по земельному налогу детям-инвалидам в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ;
предоставление налоговых вычетов по налогу на имущество физических лиц, начиная с налогового периода 2018 года, для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, путем снижения налогооблагаемой базы на кадастровую стоимость 5 кв. м общей площади квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ;
признание самостоятельными объектами налогообложения части жилых домов и части квартир в целях применения к ним налоговых вычетов, льгот, пониженных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц, применяемых ранее к целым домам и квартирам в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ;
введение единых условий налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их местонахождения (распространение предельной ставки 0,3 процента и предоставление права на льготу в отношении указанных объектов налогообложения) в соответствии с Федеральным законом N 334-ФЗ;
2) на региональном уровне:
продление "налоговых каникул" для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения в соответствии с Законом Ставропольского края от 22 июля 2019 г. N 53-кз "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения". В 2016 году количество выданных патентов в городе Ставрополе составляло 985, в 2017 году - 1 397, в 2018 - 1 937. В 2018 году "налоговыми каникулами" в городе Ставрополе воспользовались 29 индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения. Необлагаемый размер потенциально возможного к получению годового дохода в результате установления "налоговых каникул" для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, составил 3,1 млн рублей, сумма недополученного в бюджет города Ставрополя налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составила 185 тыс. рублей;
планируемое расширение полномочий субъектов Российской Федерации по регулированию патентной системы налогообложения в части:
а) установления ограничений для применения патентной системы налогообложения по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; по общему количеству автотранспортных средств, используемых при применении патентной системы; по общему количеству объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади;
б) предоставления права устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на единицу физического показателя (на единицу средней численности наемных работников; на единицу количества автотранспортных средств, судов водного транспорта; на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств; на одно пассажирское место; на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков; на один объект стационарной и нестационарной торговой сети, объект организации общественного питания и (или) на 1 квадратный метр площади объекта торговой сети и объекта организации общественного питания);
планируемое изменение ставок арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, установленных постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 г. N 601-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов";
3) на местном уровне:
отмена с 01 января 2019 года налоговой льготы по земельному налогу для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, и иных категорий граждан (Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; инвалидов I, II группы; инвалидов с детства; физических лиц, подвергшихся воздействию радиации, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий; физических лиц, получивших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате ядерных испытаний) в виде освобождения от уплаты земельного налога за земельные участки, занятые жилищным фондом, гаражами, а также приобретенные (предоставленные) для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства и не используемые для ведения предпринимательской деятельности, в размере 50 процентов от суммы земельного налога в связи с тем, что в соответствии со статьей 391 части второй Налогового кодекса Российской Федерации указанным категориям налогоплательщиков налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка;
утверждение постановлением администрации города Ставрополя от 10.06.2019 N 1615 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и предоставленные в аренду без торгов" нового порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и предоставленные в аренду без торгов.
При принятии решений в сфере налоговой политики, в том числе и при реализации мероприятий по повышению собираемости налогов следует учитывать их долгосрочные последствия для экономики города Ставрополя, организаций социальной сферы и доходной части бюджета города Ставрополя. При формировании и реализации налоговой политики необходимо соблюдать баланс интересов муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края и налогоплательщиков.
Основные направления бюджетной политики города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Бюджетная политика города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - бюджетная политика) в условиях ограниченности бюджетных ресурсов будет направлена на обеспечение устойчивости и сбалансированности бюджета города Ставрополя и повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Основными направлениями бюджетной политики являются:
1) формирование гибкой и комплексной системы управления расходами бюджета города Ставрополя (далее - бюджетные расходы), позволяющей сконцентрировать бюджетные ресурсы в целях участия города Ставрополя в национальных проектах, установленных Указом N 204.
Достижение указанной цели будет обеспечиваться за счет:
реализации муниципальных программ, включающих мероприятия федеральных (региональных) проектов, в рамках реализации национальных проектов и иных мероприятий;
привлечения средств из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях обеспечения условий софинансирования расходных обязательств;
непринятия расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, или принятия новых расходных обязательств за счет сокращения действующих расходных обязательств, перераспределения бюджетных средств с наименее приоритетных видов расходов на осуществление расходов обязательного характера;
соблюдения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления города Ставрополя;
исполнения в 2020 - 2022 годах публичных нормативных обязательств и иных социальных выплат населению города Ставрополя исходя из численности потребителей и нормативов затрат, с учетом итогов инвентаризации мер социальной поддержки, пособий, компенсаций и других социальных выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан, установленных муниципальными правовыми актами города Ставрополя, и перехода на их предоставление с учетом введения принципа нуждаемости и адресности;
планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (реконструкции) муниципальной собственности города Ставрополя с учетом приоритетности объектов, строительство (реконструкция) которых осуществляется на условиях со финансирования с федеральным бюджетом и (или) бюджетом Ставропольского края;
привлечения к оказанию услуг в социальной сфере, предоставляемых населению города Ставрополя, организаций негосударственного сектора экономики;
своевременного проведения конкурсных процедур и сокращения неэффективных расходов;
проведения мероприятий по дальнейшей централизации функций по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию отчетности;
2) обеспечение прозрачности и открытости бюджета города Ставрополя и бюджетного процесса для граждан.
Открытость и понятность информации о бюджете города Ставрополя для граждан как способ повышения эффективности бюджетных расходов реализуется за счет:
проведения публичных слушаний по проекту бюджета города Ставрополя и годовому отчету о его исполнении с целью вовлечения населения города Ставрополя в осуществление бюджетного процесса;
размещения на официальном сайте администрации города Ставрополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, касающейся планирования бюджета города Ставрополя, его исполнения, правового регулирования бюджетного процесса в городе Ставрополе;
официального опубликования муниципальных правовых актов города Ставрополя в газете "Вечерний Ставрополь";
3) внедрение принципов инициативного бюджетирования.
Помимо обеспечения наглядности и доступности для граждан информации о бюджете города Ставрополя необходимо продолжить работу по внедрению принципов инициативного бюджетирования, предполагающих участие граждан в определении и выборе направлений расходования бюджетных средств.
В 2017 году город Ставрополь впервые принял участие в конкурсном отборе проектов развития территорий муниципальных образований Ставропольского края, основанных на местных инициативах. В 2018 году пять заявленных администрацией города Ставрополя проектов были признаны победителями конкурсного отбора с предоставлением в 2019 году субсидий из бюджета Ставропольского края на их реализацию.
На условиях софинансирования из бюджета Ставропольского края в 2019 году были выполнены:
благоустройство 204 квартала (район ул. Чехова, 200);
благоустройство сквера Десантников по ул. Серова в районе дома N 472;
ремонт дорожного покрытия по ул. Чехова от ул. Широкой до ул. Достоевского;
ремонт дорожного покрытия по ул. Загорской, ул. Заветной, ул. Ляпидевского;
ремонт дорожного покрытия по ул. Марьинской, ул. Алмазной, ул. Доваторцев, ул. Кленовой.
Общий бюджет указанных проектов составил 64,6 млн. рублей.
В 2019 году при активном участии населения города Ставрополя в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории города Ставрополя" реализованы проекты благоустройства 10 дворовых территорий и благоустройства двух общественных территорий - сквера по просп. Юности, 20 от муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского творчества Промышленного района города Ставрополя" до многоквартирного дома N 27/2 по просп. Кулакова и сквера по ул. 50 лет ВЛКСМ от здания N 2/1 до многоквартирного дома N 8а/2.
В 2020 году работа в данном направлении будет продолжена.
При определении общих параметров расходов бюджета города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов учитываются следующие подходы:
1) поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации) с учетом:
среднесписочной численности отдельных категорий работников в муниципальных организациях социальной сферы по итогам федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников и по данным, представленным отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ставрополя в отраслевые министерства Ставропольского края, за 2018 год и за I полугодие 2019 года;
проведения мероприятий, направленных на повышение производительности труда в бюджетном секторе;
возможного привлечения средств за счет доходов от оказания платных услуг;
2) обеспечение выплаты минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на федеральном уровне в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, в муниципальных учреждениях города Ставрополя;
3) ежегодная индексация заработной платы работников муниципальных учреждений города Ставрополя, за исключением отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации;
4) индексация расходов на оплату коммунальных услуг с учетом прогнозируемого роста тарифов.
Основные направления долговой политики города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
Долговая политика города Ставрополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - долговая политика) будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета города Ставрополя путем поддержания объема муниципального долга города Ставрополя (далее - муниципальный долг) на экономически безопасном уровне и минимизации расходов бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга.
В течение последних восьми лет, начиная с 2012 года, бюджет города Ставрополя формируется с дефицитом, что связано с недостатком собственных доходов для исполнения расходных обязательств муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
По состоянию на 01 января 2019 года в общем объеме долговых обязательств города Ставрополя в размере 1 671,9 млн рублей практически всю сумму составляют обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций - 1 671,0 млн рублей (99,9 процента), и незначительную долю - 0,9 млн рублей (0,1 процента) составляет задолженность по гарантиям по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах сельскохозяйственным организациям всех организационно-правовых форм и другим организациям агропромышленного комплекса Ставропольского края, организациям потребительской кооперации (далее соответственно - муниципальные гарантии, предприятия).
В первом полугодии 2019 года на финансирование планового дефицита бюджета города Ставрополя направлено 205,9 млн рублей. По состоянию на 01 июля 2019 года муниципальный долг составил 1 877,8 млн рублей.
В результате замещения кредитов, полученных от кредитных организаций, на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные кредиты) структура муниципального долга претерпела изменения. В первом полугодии 2019 года в общем объеме долговых обязательств города Ставрополя обязательства по кредитам, полученным от кредитных организаций, снизились почти на 30 процентов и составили 72,5 процента (1 360,9 млн рублей), обязательства по бюджетным кредитам составили 27,5 процента (516,0 млн рублей), обязательства по гарантиям по централизованным кредитам, выданным в 1992 - 1994 годах сельскохозяйственным организациям всех организационно-правовых форм и другим организациям агропромышленного комплекса Ставропольского края, организациям потребительской кооперации, остались на прежнем уровне (0,9 млн рублей).
В результате ежегодного принятия дефицитного бюджета города Ставрополя уровень долговой нагрузки на бюджет города Ставрополя постоянно увеличивается.
Динамика показателей муниципального долга приведена в следующей таблице.
Динамика показателей муниципального долга в 2016 - 2019 годах
N |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
Сумма (млн рублей) |
Удельный вес в объеме муниципального долга (процентов) |
||
1. |
Кредиты кредитных организаций |
964,0 |
99,9 |
1 301,1 |
99,9 |
1 670,9 |
99,9 |
2 104,8 |
100,0 |
2. |
Муниципальные гарантии |
0,9 |
0,1 |
0,9 |
0,1 |
0,9 |
0,1 |
0,9 |
- |
Муниципальные гарантии в 2016 - 2018 годах не предоставлялись. В настоящее время в структуре муниципального долга муниципальные гарантии составляют 0,9 млн рублей. Списание задолженности по муниципальным гарантиям осуществляется согласно приказам министерства финансов Ставропольского края по мере исключения предприятий из реестра юридических лиц.
В 2019 году предоставление муниципальных гарантий также не планируется.
Особое внимание в период 2016 - 2018 годов уделялось минимизации расходов на обслуживание муниципального долга. Для этого были реализованы следующие мероприятия:
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счете бюджета города Ставрополя под 0,1 процента годовых;
привлечены краткосрочные бюджетные кредиты из бюджета Ставропольского края на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя, под 0,1 процента годовых;
привлечены временно свободные средства муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города Ставрополя;
проведено 25 аукционов на закупку услуг по предоставлению денежных средств для финансирования дефицита бюджета города Ставрополя и погашения долговых обязательств города Ставрополя, в результате за 2016 - 2018 годы процентные ставки по кредитам, полученным от кредитных организаций, были снижены с 13,9 процента годовых до 7,67 - 8,25 процента годовых.
Проведенные в 2016 - 2018 годах мероприятия позволили сократить расходы бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга на 209,1 млн рублей.
Основными рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка заимствований.
Риск рефинансирования долговых обязательств города Ставрополя означает невозможность осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств. Снижение данного риска возможно в случае реструктуризации бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края сроком на 3 года. Реструктуризация бюджетных кредитов из бюджета Ставропольского края позволит сократить годовые объемы погашений долговых обязательств.
Риск роста процентных ставок на рынке заимствований влечет возникновение дополнительных расходов бюджета города Ставрополя. Снижение данного риска возможно за счет маневрирования различными инструментами заимствований, сроками их использования или за счет перераспределения средств бюджета города Ставрополя в пользу расходов по обслуживанию муниципального долга за счет иных расходных обязательств в пределах расходов, утвержденных решением Ставропольской городской Думы о бюджете города Ставрополя на текущий финансовый год и плановый период.
Риск снижения ликвидности рынка заимствований связан с неполучением денежных средств на финансирование дефицита бюджета города Ставрополя и погашение долговых обязательств города Ставрополя в случае отказа кредитных организаций от предоставления заемных средств.
Снижение данного риска возможно в случае замещения средств, не полученных от кредитных организаций, бюджетными кредитами, предоставляемыми из бюджета Ставропольского края, либо путем сокращения расходов бюджета города Ставрополя на такую же сумму.
В 2020 - 2022 годах долговая политика не претерпит кардинальных изменений в части осуществления муниципальных заимствований.
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами бюджета города Ставрополя;
рост расходных обязательств города Ставрополя вследствие принятия Указа N 204;
необходимость ежегодной индексации расходов бюджета города Ставрополя на выплату заработной платы работников бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг.
В качестве инструментов долговой политики будут использоваться кредиты, полученные от кредитных организаций, и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные заимствования в кредитных организациях планируется осуществлять в основном на среднесрочный период сроком до 3 лет в виде возобновляемых и невозобновляемых кредитных линий в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Такой подход позволит более гибко управлять долговыми обязательствами города Ставрополя, перераспределять долговую нагрузку на среднесрочный период и минимизировать расходы бюджета города Ставрополя на обслуживание муниципального долга.
Основными целями долговой политики являются:
поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем отнесение города Ставрополя к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга.
Для достижения поставленных целей в 2020 - 2022 годах необходимо обеспечить решение следующих задач:
привлечение и погашение муниципальных заимствований с неукоснительным соблюдением ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в пределах средств, необходимых для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств города Ставрополя;
минимизация расходов на обслуживание муниципального долга за счет замещения кредитов, полученных от кредитных организаций, на более выгодные бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
использование инструментов кредитования, позволяющих привлекать заемные средства по мере необходимости и осуществлять досрочное погашение долговых обязательств города Ставрополя;
сдерживание темпов роста муниципального долга путем снижения размера дефицита бюджета города Ставрополя;
недопущение принятия и исполнения расходных обязательств города Ставрополя, не отнесенных действующим законодательством к полномочиям органов местного самоуправления;
своевременное исполнение долговых обязательств города Ставрополя и обязательств по обслуживанию муниципального долга.
Достижение поставленных целей и реализация задач долговой политики будут осуществляться путем выполнения следующих мероприятий:
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении бюджета города Ставрополя, на погашение муниципального долга;
недопущение принятия новых расходных обязательств города Ставрополя, не обеспеченных источниками доходов;
мониторинг и прогнозирование кассового исполнения бюджета города Ставрополя по доходам и расходам в целях своевременного определения оптимального объема и сроков привлечения муниципальных заимствований для финансирования дефицита бюджета города Ставрополя;
использование возможности привлечения бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях замещения дорогостоящих кредитов, полученных от кредитных организаций;
осуществление мониторинга процентных ставок на рынке заимствований в целях эффективного расходования средств, предусмотренных в бюджете города Ставрополя на обслуживание муниципального долга;
осуществление среднесрочных муниципальных заимствований в виде кредитных линий на срок до 3 лет;
проведение анализа объемов и сроков погашения действующих муниципальных заимствований с целью выявления пиков платежей для обеспечения равномерного распределения средств бюджета города Ставрополя, необходимых для погашения и обслуживания муниципального долга;
привлечение временно свободных средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Ставрополя в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;
рефинансирование долговых обязательств города Ставрополя в целях снижения процентных ставок за пользование заемными средствами;
обеспечение информационной прозрачности (открытости) в вопросах долговой политики.
В соответствии с изменениями, внесенными в статью 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с 01 января 2020 года финансовыми органами субъектов Российской Федерации будет ежегодно осуществляться оценка долговой устойчивости муниципальных образований с использованием показателей, установленных в пункте 5 указанной статьи. В зависимости от уровня долговой устойчивости к муниципальным образованиям будут предъявляться соответствующие требования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации города Ставрополя от 16 октября 2019 г. N 2922 "Об утверждении основных направлений бюджетной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.