Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к прогнозу социально-экономического развития
Уссурийского городского округа на 2020 год
и на период 2021 - 2022 годы
Пояснительная записка
к основным показателям прогноза социально-экономического развития Уссурийского городского округа на 2020 год и на период 2021-2022 годы
Прогноз социально-экономического развития Уссурийского городского округа на 2020 год и плановый период 2021-2022 годы (далее - Прогноз) разработан в соответствии с постановлением главы Уссурийского городского округа от 28 октября 2008 года N 1327 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Уссурийского городского округа", а также на основе итогов экономического и социального развития Уссурийского городского округа за 2018 год, на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги организаций инфраструктурного сектора на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы, разработанных Министерством экономического развития РФ исходя из приоритетов и задач, намеченных в указах и посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, с учетом состояния и тенденций развития российской экономики, с учетом прогнозных показателей развития крупных, средних и малых предприятий Уссурийского городского округа, данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю.
Общая оценка социально-экономической ситуации
С начала 2019 года в экономике Уссурийского городского округа отмечен рост по большинству макроэкономических показателей, сформированным на основе статистических данных, предоставленных крупными и средними организациями. За январь - июнь обследуемый круг организаций по базовым видам экономической деятельности обеспечил формирование совокупного продукта в объеме 14,7 млрд. рублей, что на 8,2% (1,1 млрд. рублей) больше в действующих ценах, чем за аналогичный период 2018 года.
За истекший период с начала 2019 года в Уссурийском городском округе отмечен рост промышленного производства.
Общий объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг крупными и средними предприятиями за отчетный период составил 10760,0 млн. руб., что в действующих ценах на 8,3% больше чем за аналогичный период прошлого года (в 1 полугодии 2018 года рост на 9,5%). Уссурийский городской округ занимает третье место (7,5%) в общем объеме отгруженной продукции Приморского края, после Владивостокского и Арсеньевского городских округов. В целом по Приморскому краю индекс отгруженной продукции собственного производства по крупным и средним предприятиям составил 114,9%.
Видовая структура объема отгруженной продукции, выполненных работ и услуг крупными и средними предприятиями по видам экономической деятельности характеризуется следующими данными:
N п/п |
Вид деятельности |
1 полугодие 2019 года (доля, в %) |
Темп роста объема отгруженной продукции, % к 1 полугодию 2018 года |
1 |
Обрабатывающие производства |
81,9 |
110,9 |
2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
14,5 |
94,9 |
4 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
3,6 |
110,8 |
В анализируемом периоде отмечено увеличение производства в натуральном выражении только по сыру и творогу на 19,9%, по остальным наблюдаемым видам продукции допущено снижение объемов выпуска:
- Обувь - 42,0%
- Изделия хлебобулочные недлительного хранения - 17,6%;
- Масло растительное - 16,4%;
- Масло сливочное - 7,1%;
- Молоко жидкое обработанное - 7,0%;
- Майонезы - 5,6%.
По данным территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Приморскому краю по состоянию на 01.07.2019 года на территории Уссурийского городского округа зарегистрировано 167 сельскохозяйственных организаций и 228 индивидуальных предпринимателей, занятых в сельскохозяйственном производстве.
По итогам 1 полугодия 2019 года зарегистрировано 2 ИП ГК(Ф)Х.
В 1 полугодии 2019 года по отрасли "Животноводство" достигнуты следующие результаты.
На начало июля 2019 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составило 8086 голов (110,0% к аналогичному периоду прошлого года), из них поголовье коров - 4171 голова (107,7%). Поголовье свиней снизилось по сравнению с 1 полугодием 2018 года на 3,8% и составило 18281 голов; поголовье овец и коз снизилось на 16,6% к уровню аналогичного периода прошлого года и составило 2302 головы.
По итогам 1 полугодия 2019 года сохранено лидерство Уссурийского городского округа в Приморском крае по поголовью крупного рогатого скота и свиней - 1 место, овец и коз - 4 место.
Производство основных продуктов животноводства во всех категориях хозяйств в январе - июне 2019 года по отношению к январю - июню 2018 года в натуральном выражении составило:
- молока - 107,2% (9534 тонны);
- скота и птицы (в живом весе) - 89,7% (1051 тонна);
- яйца - 72,7% (14095 тыс. штук).
Следует отметить, что основными производителями мяса являются хозяйства населения, на долю которых приходится 43,3% об общего объема производства и крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели - 42,6%. На долю сельскохозяйственных организаций приходится ЛИШЬ 14,1%).
Производство молока в основном сосредоточено в сельскохозяйственных организациях. Доля произведенного ими молока в общем объеме произведенной продукции по итогам 1 полугодия 2019 года составила 51,0%), на долю крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей приходится 28,0%, хозяйств населения - 21,0%.
Производство яйца сосредоточено в крестьянских (фермерских) хозяйствах с долей в общем обороте произведенной продукции 86,5%.
По отрасли "Растениеводство" по итогам 1 полугодия 2019 года произведены следующие виды работ:
- посеяно:
сои - 18643,3 га (118,0% от уровня аналогичного периода прошлого года);
зерновых культур на площади 4963,6 га (75,3%);
многолетних трав - 2623,1 га (86,4%);
кормовых культур - 2485,1 га (99,9%);
- посажено:
овощей - 1170,0 га (92,3%);
картофеля - 1114,0 га (86,8%);
бахчи - 164,0 га (91,0%);
В рамках государственной программы Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышения уровня жизни сельского населения Приморского края" на 2013 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 07 декабря 2012 года N 392-па, с начала 2019 года заключено 89 Соглашений между департаментом сельского хозяйства и продовольствия Приморского края и сельскохозяйственными товаропроизводителями Уссурийского городского округа на выплату субсидий, направленных на сохранение и повышение плодородия почв, развитие отраслей растениеводства и животноводства, субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсацию страхового взноса при страховании посевов, птицы, техники и животных, компенсацию части затрат по приобретению сельскохозяйственной техники, оборудования и скота (в 2018 году - 83).
В рамках Соглашений за 1 полугодие 2019 года из бюджетов всех уровней сельхозтоваропроизводителями получено субсидий в сумме - 151,7 млн. рублей (снижение к аналогичному периоду 2019 года на 2,6%), в том числе: из федерального бюджета в сумме 58,3 млн. рублей (снижение на 33,1%), из краевого бюджета - 93,4 тыс. рублей (рост на 36,2%).
На территории округа в 1 полугодии 2019 года ИП ГКФХ Лутфуллоева С.Н. получила грант "Начинающий фермер" по направлению "Животноводство" в размере 3,0 млн. рублей.
На территории Уссурийского городского округа по состоянию на 01 июля 2018 года осуществляли деятельность по виду экономической деятельности "Строительство" 386 организаций (снижение к уровню 1 полугодия 2018 года на 7 ед. или на 1,8%) и 427 индивидуальных предпринимателей (снижение к уровню 1 полугодия 2018 года на 4 предпринимателя или на 1,0%).
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" по крупным и средним организациям в январе - июне 2019 года составил 370,6 млн. рублей, что на 6,6% меньше аналогичного периода прошлого года в действующих ценах (4 место в Приморском крае).
За 1 полугодие 2019 года на территории Уссурийского городского округа за счет всех источников финансирования организациями и населением введено в эксплуатацию жилых домов общей площадью 25585 кв. м., что на 8,9% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в том числе индивидуальных жилых домов - 16378 кв. м., это на 1,5% больше уровня 1 полугодия 2018 года. Удельный вес построенной за счет собственных и заемных средств общей площади жилых домов населением, составил 64,0% от общего объема, введенного в действие жилья в целом по территории.
По Приморскому краю по итогам 1 полугодия 2019 года зафиксировано снижение жилищного строительства на 13,2%о по сравнению с 1 полугодием 2018 года.
Уссурийский городской округ по объему введенного жилья за 1 полугодие 2019 года занял второе место по краю после Владивостокского городского округа.
По состоянию на 01 июля 2019 года на территории Уссурийского городского округа реализуют инвестиционные проекты 51 резидент свободный порт Владивосток (далее - СПВ) с общим объемом заявленных инвестиций 18,5 млрд. рублей и количеством планируемых рабочих мест 4290.
Основные сферы деятельности резидентов СПВ (по объему инвестиций):
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 2 резидента (30,5%)
- строительство - 10 резидентов (30,3%);
- обрабатывающие производства - 16 резидентов (18,4%);
- торговля - 5 резидентов (8,1%)
- транспортировка и хранение - 5 резидентов (5,5%)
- сельское хозяйство и рыбоводство - 4 резидента (2,3%);
- прочие - 9 резидентов (4,9%).
На территории округа уже реализовано 5 инвестиционных проектов (14% от их общего количества), в развитие территории вложено 149,7 млн. рублей инвестиций, создано 100 рабочих мест.
Администрацией Уссурийского городского округа за январь - июнь 2019 года:
проведены 10 рабочих встреч по вопросам реализации инвестиционных проектов, в том числе 1 выездная рабочая встреча непосредственно на участке резидента СПВ ООО "ЭНЕРГИЯ РЕЗИНО ОБРАБОТКИ", с привлечением специалистов администрации Уссурийского городского, округа.
- разработаны три "Дорожные карты" по оформлению земельных участков (ООО "Бизнес Группа Развитие", ООО "Алексееникольское", ООО "ТРАНСГАЗ");
- предоставлены в аренду без торгов 3 земельных участков (общей площадью 83,4 га) (ООО "Перспектива-М", ООО "Алексееникольское", ООО "ТРАНСГАЗ").
За 1 полугодие 2019 года на территории Уссурийского городского округа перевезено грузов 303,4 тыс. тонн, это на 39,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот по итогам 1 полугодия 2019 года увеличился на 23,5% и составил 13,0 млн. тн км.
За отчетный период перевезено пассажиров автобусами общего пользования перевезено 3,6 млн. человек, это на 7,3% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом общего пользования осуществлялась на территории Уссурийского городского округа на 95 маршрутах, из них 68 городских и 27 пригородных, как и в аналогичном периоде прошлого года 145 автобусами малого, среднего и большого класса транспортных средств. Регулярность выполнения перевозок на отчетную дату составляет 93,9%.
По итогам 1 полугодия 2019 года оборот сектора потребительского рынка по крупным и средним организациям сложился в объеме 3,6 млрд. руб. или 109,7% к уровню аналогичного периода 2018 года в действующих ценах (104,8,0% в сопоставимой оценке). В структуре общего выпуска базовых отраслей экономики УГО доля сектора потребительского рынка увеличилась 0,3 процентных пункта и составила 24,6%.
Изменение оборота сферы потребительского рынка характеризуется следующими данными:
Показатели |
2019 год, млрд. руб. |
Рейтинг УГОв ПК, место |
Темп роста к уровню 2018 г., % |
|
в действ, ценах |
в сопост. ценах |
|||
Розничный товарооборот |
1,3 |
3 |
96,0 |
92,3 |
Оборот общественного питания |
0,02 |
3 |
40,2 |
37,6 |
Объем платных услуг |
2,2 |
2 |
122,5 |
114,7 |
Индекс потребительских цен за июнь 2019 года составил 104,7% к июню 2018 года, на продовольственные товары - 105,3%), на непродовольственные товары - 102,6%, на платные услуги - 106,8%.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, рассчитанная по среднероссийским нормам потребления, на 01 июля 2019 года составила в среднем по Уссурийскому городскому округу 5023,24 рубля в расчете на месяц, что на 7,3% выше, чем по состоянию на 01 июля 2018 года.
Из 26 видов продовольственных товаров первой необходимости, уровень цен по которым отслеживается органами Территориального отдела Федеральной службы госстатистики по Приморскому краю, в Уссурийском городском округе зафиксированы цены ниже уровня средних цен по Приморскому краю на 1 июля 2019 года по 23 наименованиям, в том числе: говядина (78,0%о), молоко питьевое цельное стерилизованное 2,5-3,2% жирности (82,0%о), огурцы свежие (82,5%), хлеб из ржаной муки (82,9%), рыба мороженая (83,0%о), хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки высшего сорта (89,8%), рис шлифованный (90,5%), капуста свежая (90,6%), макаронные изделия (90,6%), сыры (90,8%),свинина (91,0%), помидоры (92,4%о), картофель (94,2%), мука пшеничная (94,2%), творог (94,6%), колбаса полукопченая и вареная (94,9%), куры мороженые (96,5%), морковь (96,1%о), сахар - песок (97,6%), крупа гречневая (98,1%), молоко питьевое цельное пастерилизованное 2,5-3,2% (99,5%)), масло сливочное (99,8%).
В целях обеспечения жителей Уссурийского городского округа качественными и безопасными товарами, продвижению на потребительский рынок продукции местных товаропроизводителей и сельхозпроизводителей, увеличению рынков сбыта продукции собственного производства, на территории муниципального образования организована ярмарочная деятельность. За отчетный период 2019 года организованы и проведены:
- 29 продовольственных (сельскохозяйственных) ярмарок на Центральной площади, кроме этого:
- специализированная ярмарка "Ярмарка цветов" по продаже цветов и сувенирной продукции 7 и 8 марта 2019 года.
Представлены разрешения на проведение ярмарок юридическим лицам:
- универсальной ярмарки - ООО "Рынок" на 5 лет на 150 торговых мест;
- специализированной ярмарки - ООО "Авто-Маркет" на 950 торговых мест;
- специализированной ярмарки - ООО "Меркурий" на 67 торговых мест;
- специализированной школьной ярмарки - Некоммерческому партнерству поддержки предпринимательства г. Уссурийска и Уссурийского района;
- универсальной ярмарки ООО "Берестейский Пачастунак".
На 1 июня 2019 года крупными и средними организациями Уссурийского городского округа получен положительный сальдированный финансовый результат в сумме - 359,2 млн. руб., это на 38,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Доля прибыльных предприятий составила 83,3% (70,6% за аналогичный период прошлого года) от их общего количества.
На 1 июня 2019 года:
- суммарная кредиторская задолженность организаций составила 10980,7 млн. рублей, что на 837,0 млн. рублей или на 7,0%) меньше, чем на 1 июня 2018 года.
- показатель дебиторской задолженности снизился на 0,8% по отношению аналогичному периоду 2018 года и составил 7376,9 млн. рублей.
По состоянию на 01 июня 2019 года оценочная численность населения, проживающего на территории Уссурийского городского округа, составила 199036 человек или 10,5% от общей численности населения Приморского края. По численности населения Уссурийский городской округ находится на втором месте в рейтинге муниципальных образований Приморского края, после Владивостокского городского округа.
С начала 2019 года на территории Уссурийского городского округа родилось 886 человек, что ниже показателя предыдущего года на 72 человека. За отчетный период умерло 996 человек, это на 4 человека меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тенденция превышения рождаемости над смертностью не сохранена. По итогам пяти месяцев 2019 года естественная убыль населения составила 110 человек, это в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В целом за отчетный период 2019 года по Приморскому краю сложилась естественная убыль населения в количестве 3690 человек.
На 01 июня 2019 года на территории Уссурийского городского округа число прибывших составило 3531 человек, это на 77 человек меньше, чем на 01 июня 2018 года. Миграционный прирост населения на начало июня 2019 года составил 163 человека, это на 301 человек меньше по сравнению с началом июня 2018 года.
На 01 июня 2019 года численность работающих в крупных и средних организациях Уссурийского городского округа составила 37,2 тыс. человек, что на 760 человек (2,0%) меньше, чем на 1 июня 2018 года.
Заявленная организациями потребность в работниках по состоянию на 1 июля 2019 года составила 16,5 тыс. вакансий что на 0,2 тыс. вакансий меньше, чем на 1 июля 2018 года.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 июля 2019 года составила 577 человек, что на 88 человек (на 18,0%) больше аналогичного периода 2018 года.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики среднемесячная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности по Уссурийскому городскому округу по состоянию на 1 июля 2019 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 8,0% и составила 43894 рубля.
Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы на 1 июля 2019 года отмечен в сферах деятельности: транспортировки и хранения - 57517,1 рублей (рост на 4,0%), сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства - 50896,2 тыс. рублей (рост на 2,0%), финансовой и страховой - 48770,9 тыс. рублей (рост на 4,7%), образования - 45989,3 рублей (рост на 12,0%).
Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы отмечен в сферах деятельности: гостиниц и предприятий общественного питания - 24195,8 тыс. рублей (рост на 10,2%), по операциям с недвижимым имуществом - 32296,7 тыс. рублей (рост на 7,1%), в области культуры, спорта, организаций досуга и развлечений - 34170,1 рублей (рост на 3,1%).
Просроченная задолженность по выплате средств на заработную плату работникам крупных и средних организаций Уссурийского городского округа на 01 июля 2019 года составила 9,7 млн. руб., это на 30,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года что занимает 14,8% в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате работникам Приморского края. Задолженность допущена перед 101 работником по одной организации ЗАО "Спасский арматурный завод".
Прогноз социально-экономического развития Уссурийского городского округа на 2020 год и на плановый период до 2022 года разработан на вариативной основе в составе консервативного, базового и целевого вариантов.
1. Население
Негативные тенденции демографического развития обусловили формирование устойчивой тенденции старения населения страны.
Одним из инструментов стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации является реализация национального проекта "Демография", который направлен на достижение целей по повышению рождаемости, снижению смертности, а также за счет улучшения условий и охраны труда, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирования мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физической культурой и спортом.
В целях создания комфортных условий для рождения детей предусмотрен комплекс мер по дополнительной материальной поддержке семей при рождении ребенка, включая дополнительные механизмы использования материнского капитала, совершенствование механизмов защиты материнства и детства, повышения качества жизни семей с детьми.
По итогам 2018 года численность постоянного населения Уссурийского городского округа (в среднегодовом исчислении) составила 198,43 тысячи человек, увеличившись в сравнении с 2017 годом на 0,5%.
По оценке 2019 года численность постоянного населения планируется с приростом в сравнении с 2018 годом на 0,3%.
На среднесрочный период 2020 - 2022 годы прогнозируется незначительное снижение численности постоянного населения, связанного с замедлением темпов роста притока населения на территорию Уссурийского городского округа.
Общий коэффициент рождаемости в 2018 году составил 11,87 человек на 1000 человек населения, это на 0,3% меньше, чем в 2017 году. В связи с замедлением темпов рождаемости по оценке на 2019 год общий коэффициент рождаемости планируется с незначительным снижением на 2,6% в сравнении с 2018 годом.
На среднесрочный период по консервативному варианту в 2020 году планируется дальнейшее снижение показателя на 4% по отношению к 2018 году, с последующей стабилизацией в 2021 - 2022 годах, по базовому и целевому вариантах в 2020 году запланирован рост показателя по отношению к 2018 году на 2,9%, в последующие периоды планируется постепенное снижение в пределах 2,0% ежегодно.
2. Выпуск базовых отраслей экономики
Основной показатель, отражающий общеэкономическое развитие городского округа, выпуск базовых отраслей экономики за 2018 год оценен в 80,9 млрд. рублей или 109,2%) в действующих ценах к уровню 2017 года.
В структуре выпуска базовых отраслей экономики Уссурийского городского округа торговля и общественное питание занимает 42,5%; обрабатывающие производства - 30,9%; оказание платных услуг населению - 17,6%; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 5,0%; строительство - 4,0%.
В 2019 году выпуск базовых отраслей экономики ожидается в объеме 85,9 млрд. рублей (106,1% к уровню 2018 года). В 2020 году значение показателя прогнозируется в объеме от 90,3 млрд. рублей (105,0% к 2019 году) по консервативному варианту до 96,1 млрд. рублей (111,8% к 2019 году по целевому варианту, на последующие два плановых года рост показателя запланирован в размере от 105,5% до 107,8% по трем вариантам.
В прогнозируемом периоде рост объемов выпуска базовых отраслей экономики продукта обусловлен, прежде всего, реализацией инвестиционных проектов в промышленном и агропромышленном секторах округа, а также национальных проектов, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Наибольший вклад в прирост оборота в 2020-2022 годах будут вносить обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство.
3. Промышленное производство
Расчет прогноза объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности на 2020 - 2022 годы основывается на оценке 2019 года и отчете за 2017-2018 годы.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности промышленность включает совокупность предприятий, осуществляющих добычу полезных ископаемых, предприятий обрабатывающих производств, предприятий, обеспечивающие электрической энергией, газом и паром, осуществляющим водоснабжение, водоотведение.
В совокупном продукте базовых отраслей экономики Уссурийского городского округа по итогам 2018 года удельный вес объема выпуска товаров и услуг собственного производства составил 30,9%, из которых 26,8% - это обрабатывающие производства; 2,9% - водоснабжение, водоотведение; 1,2% это обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха.
Индекс промышленного производства в целом по итогам 2018 года составил 105,0%). В том числе индекс по виду экономической деятельности "Обрабатывающее производство" - 105,5%; индекс по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром" - 102,0%>; индекс водоснабжения, водоотведения - 101,5%.
По оценке 2019 года ожидается рост объемов промышленного производства на 4,0%.
В обрабатывающем секторе экономики Уссурийского городского округа одной из ведущих отраслей в настоящее время является производство прочих транспортных средств и оборудования. Доля предприятий в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств составляет 50,3%. Индекс производства по виду деятельности "Продукция машиностроения" в 2019 году оценивается в 111,8%, в прогнозируемом периоде составит 103,2 - 105,2%). Ведущими предприятиями в данной сфере являются ОАО "322 Авиационный ремонтный завод" и Уссурийский локомотиворемонтный завод - филиал ОАО "Желдоррреммаш".
Планами развития ОАО "322 Авиационный ремонтный завод" предусматривается дальнейшее взаимодействие с компаниями по ремонту ПКИ для ВВС стран Юго-Восточной Азии (Индия, Малайзия), выполнение капитального ремонта самолетов Су-ЗОМКМ и их комплектующих, а также развитие системы послепродажного обслуживания авиационной техники государственной авиации и создание на базе предприятия авторизированного центра обслуживания и доработки с целью локализации сборочного производства самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 при участии Вайкинг Эйр Лимитед (Канада) и Администрации Приморского края.
Достаточно стабильной прогнозируется обстановка и на Уссурийском локомотиворемонтном заводе - филиале ОАО "Желдоррреммаш", который осуществляет ремонт подвижного состава, а также тепловозов ТЭМ7, предназначенных для маневрово-вывозной, горочной и карьерных работ, которые никто в России не ремонтирует.
Вторая по значимости отрасль в округе - производство пищевой продукции, на ее долю приходится 27,5% в объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств. Индекс производства по виду деятельности "Продукция пищевой промышленности" в 2019 году оценивается в 104,0%, в прогнозируемом периоде составит 104,1 - 106,0%.
Наиболее крупные предприятия данной сферы - ООО "Приморская соя", АО "Молочный завод "УССУРИЙСКИЙ".
ООО "Приморская соя" входит в группу компаний "РУСАГРО", прогнозирует наращивание объемов производства за счет освоения новых технологий (линии по производству лецитина), а также за счет расширения рынков сбыта продукции, экспортных поставок растительного масла.
Сфера производства напитков представлена двумя предприятиями - ОАО "Уссурийский бальзам" и ООО "Уссурийское пиво". В прогнозируемом периоде на предприятиях планируется расширение ассортимента выпускаемой продукции, а также внедрение новых технологий, в том числе с использованием малотоннажного оборудования, что позволит осуществлять выпуск крафтового пива.
Сфера производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, представлена фармацевтическим заводом ООО "ИСТ-ФАРМ". Данное предприятие существует на территории Уссурийского городского округа уже более десяти лет как дочернее предприятие одного из крупнейших в России производителей противотуберкулезных препаратов АО "Фармасинтез". ООО "ИСТ-ФАРМ" динамично развивается и из года в год наращивает объемы производства за счет расширения объемов выпуска уже производимых препаратов, а также ассортимента инфузионных растворов. Индекс производства данного вида деятельности в 2019 году оценивается в 100,4%, в прогнозируемом периоде достигнет 104,6%.
Индекс промышленного производства по предприятиям вида деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" в 2019 году составил 101,5%. В 2020-2022 годах прогнозируется индекс промышленного производства 101,6 - 102,4%.
В прогнозном периоде запланировано сдерживание роста регулируемых тарифов для потребителей, ежегодный рост цен составит 3-4%.
Согласно заявкам, в 2019 году прогнозируемый объем потребления электроэнергии всеми группами потребителей составит 632,09 млн. кВт. час, в 2020 году - 651,05 млн. кВт. час, 2021 году - 670,58 млн. кВт. час, 2022 году - 690,7 млн. кВт. час.
Индекс промышленного производства по предприятиям вида деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в 2019 году составил 95,7%). В 2020-2022 годах прогнозируется индекс промышленного производства 97,4 - 100,3%). процентов.
4. Сельское хозяйство
Прогноз развития сельского хозяйства разработан с учетом имеющегося в городском округе потенциала и сложившихся тенденций развития сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств населения.
По оценке 2018 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 4,1 млрд. руб., в том числе растениеводство 2,6 млрд. руб. и животноводство - 1,5 млрд. руб. В структуре производства 64,3%) занимает продукция растениеводство, 35,7%) - продукция животноводства.
По данным федеральной службы государственной статистики отрасль "Сельское хозяйство" на территории Уссурийского городского округа по состоянию на 01 января 2019 года представлена 171 сельхозпредприятием и 246 индивидуальными предпринимателями.
Сельскохозяйственные угодья занимают 78 659 га, что составляет 60,9% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.
В структуре сельскохозяйственных угодий наибольший удельный вес занимает пашня - это 59,0% или 46 409 га, пастбища - 28,5% или 22 402 га, сенокосы - 11,0% или 8 701 га, многолетние насаждения - 1,5% или 1 147 га.
Растениеводство представлено выращиванием сельскохозяйственных культур: зерновых и зернобобовых, пшеницы яровой, ячменя ярового, овса, сои, кукурузы на зерно, гречихи, кукурузы на корм, многолетних трав, картофеля и овощей.
За период 2016-2018 годы увеличилась урожайность в хозяйствах всех категорий в расчете на убранную площадь следующих сельскохозяйственных культур (центнеров с га):
- зерновых и зернобобовых - на 34,2% (2018 год к 2016 году);
- сои (в весе после доработки) на - 2,9%;
- картофеля - на 7,6%;
- овощей - на 3,2%;
- однолетних трав на зеленый корм - на 56,4%;
- многолетних трав на сено - на 61,4%о.
Животноводство на территории Уссурийского городского округа представлено: свиноводством, птицеводством, мясным и молочным скотоводством.
По оценке в 2019 году ожидается рост объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах на 6,7% к уровню прошлого года и составит 4,59 млрд. рублей.
На среднесрочный период 2020-2022 годы по трем вариантам планируется постепенное увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в пределах 4,0 - 7,0%%.
Достижение этих показателей планируется за счет повышения эффективности сельскохозяйственного производства и реализации инвестиционных проектов, а также национального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в рамках национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
5. Строительство
Развитие строительного комплекса является приоритетным направлением социально-экономического развития городского округа. Его успешная реализация оказывает непосредственное влияние на реализацию других направлений, в частности, социальную политику в плане обеспечения населения социально-значимыми объектами, строительство гидротехнических объектов и объектов инженерной инфраструктуры, дорожное строительство.
Объем работ, выполненный по виду экономической деятельности "Строительство" за 2018 год составил 3,2 млрд. рублей, что на 23,1% больше чем в 2017 году (2017 год - 2,6 млрд. рублей). К концу 2019 года прогнозируется выполнение работ на сумму 3,3 млрд. рублей (увеличение на 5,6%) к уровню 2018 года). В 2018 году введено в действие жилых домов общей площадью 83 тыс. кв. м, что составило - 82,8% к соответствующему периоду 2017 года (в 2017 году - 100,3 тыс. кв. м). В прогнозируемом периоде, к 2022 году, ожидается увеличение площади ввода жилых домов до 100,0 тыс. м2.
Ожидается что темпы прироста по базовому варианту составят в среднем 4,0% ежегодно, консервативному варианту в среднем 2,0% ежегодно, целевому варианту 5,5% ежегодно.
В прогнозном периоде до 2022 года в рамках реализации Указа Президента РФ от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" планируется:
- строительство индивидуального жилья;
- строительство четырех детских садов общей мощностью 1040 мест;
- строительство 24-х спортивных плоскостных сооружений;
- строительство двух школ общей мощностью 2200 мест;
- реконструкция двух школ с пристройками дополнительных корпусов;
- реконструкция дома культуры в с. Новоникольск;
- благоустройство дворовых и общественных территорий;
- строительство сетей ливневой канализации 2-х микрорайонов ("Западный" и "Доброполье");
- строительство полигона ТБО с мусороперерабатывающим комплексом;
- строительство сетей газораспределения (2, 6, 8, 7 и 14 пусковые комплексы);
- строительство сетей водоснабжения и станции водоподготовки в шести населенных пунктах (с. Глуховка, с. Улитовка, с. Богатырка, с. Боголюбовка, с. Долины, с. Дубовый Ключ);
- модернизация участка сети водопровода от Раковского гидроузла;
- реконструкция автомобильной дороги ул. Новоселова.
6. Торговля и услуги населению
В 2018 году оборот розничной торговли составил 32,5 млрд. рублей или 99,0% к уровню 2017 года (в сопоставимых ценах). Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей в Уссурийском городском округе превышает на 128,9 - 144,0%) утвержденный норматив 90 кв. метров (для продовольственных товаров) и 140 кв. метров (для непродовольственных товаров).
В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров в 2018 году составила 45,3 процента.
Оборот розничной торговли по итогам 2019 года оценивается в 33,8 млрд. рублей или в 100,0%) к уровню 2018 года (в сопоставимых ценах). В 2020-2022 годах в результате постепенного роста реальных доходов населения, восстановления платежеспособного спроса прогнозируется рост оборота розничной торговли от 101,0%) до 103,0%) (в сопоставимых ценах). В 2022 году объем оборота розничной торговли превысит 44,7 млрд. рублей.
Тенденции, сложившиеся на потребительском рынке, отразились и на динамике платных услуг. Объем платных услуг, оказанных населению (с учетом экспертной оценки объемов услуг по недоучтенным предприятиям и оказываемых физическими лицами), в 2018 году составил 14,3 млрд. рублей, что составляет 103,7% к уровню 2017 года (в сопоставимых ценах).
В 2019 году объем платных услуг населению составит 103,9%о к уровню 2018 года, к 2022 году - 103,5%) (в сопоставимых ценах). В 2022 году объем платных услуг населению прогнозируется в объеме 19,8 млрд. рублей.
Индекс потребительских цен в 2019 году ожидается на уровне 104,0%, в 2020-2022 годах прогнозируется в размере 103,8 - 104,0%% в среднегодовом исчислении.
7. Внешнеэкономическая деятельность
По данным Уссурийской таможни во внешнеторговом обороте Уссурийского городского округа в 2018 году преобладал импорт товаров (работ, услуг), который составил 206,8 млн. долларов США (в 2017 году - 230,0 млн. долларов США).
Экспорт товаров в 2018 году составил 34,9 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2017 годом на 26%.
В среднесрочном прогнозе, учитывая перспективы развития международных связей организаций и предпринимателей, экспорт товаров (работ, услуг) продолжит расти. Ежегодный темп прироста по базовому варианту составит 5%.
Ежегодный прирост импорта товаров составит 7% по базовому варианту.
8. Малое и среднее предпринимательство
В 2018 году на территории Уссурийского городского округа осуществляли хозяйственную деятельность 3340 малых и средних предприятий, включая микропредприятия, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) занятых на них составила 15,2 тысячи человек. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, по всем видам деятельности в 2018 году по оценке составил 51,0 млрд. рублей, что на 4,2% больше, чем в 2017 году.
Ожидается сохранение отраслевого распределения субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности. Значительное количество предприятий (около 39%) будет сконцентрировано в оптовой и розничной торговле, более 19% малых и средних предприятий задействованы в сфере операций с недвижимым имуществом, 13% - в сфере транспорта и связи; 11%о - в строительстве.
По прогнозу в 2020 - 2022 годах, с учетом реализуемых механизмов поддержки предпринимательства, рост оборота предприятий в действующих ценах ежегодно запланирован на 3%).
9. Инвестиции
Объем инвестиций в основной капитал в 2018 году оставил 3,3 млрд. рублей, что составило 83,1% к соответствующему периоду прошлого года (снижение на 16,9%).
В сложившейся видовой структуре инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям наибольший удельный вес занимают инвестиции, направленные на приобретение машин и оборудования (включая хозяйственный инвентарь) и транспортные средства - 60,1%, в том числе приобретение информационного, компьютерного, телекоммуникационного оборудования - 3,0%; строительство зданий и сооружений, включая расходы на улучшения земель - 39,3%; прочие - менее 1%.
Основным источником инвестиций крупных и средних организаций являлись привлеченные средства - 59,8%), или 1,9 млрд. рублей (уменьшение по сравнению с 2017 годом на 33,3% или на 979,9 млн. рублей), а так же собственные средства, которые составили 40,2% или 1,3 млрд. рублей (увеличение по сравнению с 2017 годом на 31,1% или на 313,3 млн. рублей). В последующем периоде 2020-2022 годов предполагается, что видовая структура источников инвестиций существенно не изменится.
В прогнозном периоде 2020-2022 годы планируется реализация наиболее крупных инвестиционных проектов резидентов свободного порта Владивосток:
ООО "Строительная компания "А-1" - строительство 12-ти этажного жилого дома и офисного центра.;
ООО "ТурПримКам" - строительство туристическо-гостиничного и водного комплекса с гостиницей;
ООО "Нефтяник" - строительство склада-хранилища нефтепродуктов и двух АЗС;
ООО "Мега-Лоджистик" - строительство складского логистического производственного комплекса.
По оценке в 2019 году ожидается завершение 13 инвестиционных проектов резидентов свободного порта Владивосток с общим объемом инвестиций - 1 305,8 млн. рублей: ООО "Уссурнефтепродукт", ООО "Оптима", ООО "Промышленный парк "Уссурийский", ООО "Приморская соя", ООО "Золотой Ильм", ООО "Деревообрабатывающая компания "Жуньда", АО "ФИБ ЕОЕ & Пакажинг", ООО "Мега-Лоджистик", ИП Полещук А.Н., ООО "Строительная компания "СКИФ", ООО "ДЕМЕТРА ПРИМ", ООО "Лидер-Строй", ООО "Зеленая энергия".
В сельском хозяйстве продолжится реализация инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации действующих комплексов, воспроизводству стада и обновлению парка сельскохозяйственной техники:
ООО СХП "Коммунар" - реконструкция очистительного зернового комплекса;
ООО КХ "Раковское" - развитие молочного животноводства;
ИП ГК(Ф)Х Пахомова Елена Владимировна - строительство фермы по производству козьего молока;
АО "ПримАгро" - реконструкция осушительной системы "Репьевская".
Наиболее значимыми инвестиционными объектами в рамках национальных проектов будут являться:
- "Образование": реконструкция СОШ N 6, гимназии N 29, СОШ на 1100 мест (в количестве 2-х единиц);
- "Демография": д/сад в мк/р "Радужный", д/сад по ул. Выгонной;
- "Культура": ДК с. Новоникольск;
- "Экология": сооружение Кугуковское водохранилище на р. Кугуковка, сооружение противопаводковое водохранилище на р. Казачка; гидротехнические сооружения: "Семь ветров", "Солдатское озеро", "р. Комаровка, Раковка"; газоснабжение УГО; 2,7,14 - пусковые комплексы; сети водоснабжения с. Глуховка; проектирование сетей водоснабжения и станций водоподготовки в селах УГО, развитие экологического туризма.
С учетом оценки итогов первого квартала 2019 года, предложений крупных и средних промышленных предприятий городского округа и запланированных объемов капитальных вложений по государственным и муниципальным программам инвестиции в основной капитал в 2019 году составят 3633,1 млн. рублей, что на 2,8% больше, чем в 2018 году. На 2020 год объем инвестиций в основной капитал прогнозируется в размере 4050,0 млн. рублей, на 2021 год - 4560,0 млн. рублей, на 2022 год - 5250,0 млн. рублей.
В 2020 году темп роста в сопоставимых ценах по консервативному варианту составит 103,0% к предыдущему году, по базовому варианту - 105,3%; в 2021 году - 103,4%, 106,2% соответственно; в 2022 году - 104,3%; 110,6% - соответственно.
10. Бюджет Уссурийского городского округа
При оценке налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на 2019-2022 годы, учитывался максимально возможный уровень собираемости налоговых и неналоговых платежей, меры по совершенствованию администрирования платежей в местный бюджет, по наполняемости доходной части местного бюджета.
Бюджетная политика в области доходов на 2020 год и на период до 2022 года будет отражать преемственность ранее поставленных целей и задач, и будет выстраиваться с учетом изменений Указов Президента Российской Федерации, федерального и регионального законодательства и последствий их принятия для изменения доходной базы бюджета Уссурийского городского округа.
Важнейшей и значимой целью бюджетной и налоговой политики на 2020 - 2022 годы, является обеспечение необходимого уровня доходов бюджета Уссурийского городского округа для поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Прогноз налоговых доходов на 2020 - 2022 годы рассчитывался с предположительным ростом, связанным с изменением ставок с 01 января 2020 года:
- налог на имущество физических лиц в соответствии с главой 32 НК будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объекта;
- по земельному налогу по сведениям о кадастровой стоимости земельных участков (изменения на основании Постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года N 5-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края").
Начиная с 2021 года снижение налоговых доходов за счет единого налога на вмененный доход, который согласно Федеральному закону от 02 июня 2016 года N 178-ФЗ прекращает свою деятельность с 01 января 2021 года.
В то же время Законом Приморского края от 02 апреля 2019 года N 473-КЗ "Об установлении единого норматива отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов Приморского края от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения" установлен норматив отчислений в бюджеты муниципалитетов Приморского края от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 2%. Эти доходы учтены с 2021 года.
Снижение поступлений неналоговых доходов местного бюджета в 2020 - 2022 годах прогнозируется в связи со снижением доходов:
- от реализации имущества городского округа в связи с прекращением с 01 июля 2018 года Федерального закона от 22 июня 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Будут действовать только договора рассрочки, заключенные до 01 июля 2018 года;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 159-ФЗ следует читать как "от 22 июля 2008 года"
- части прибыли, остающейся после уплаты налогов муниципальными унитарными предприятиями в связи со снижением прогноза получаемой прибыли муниципальными унитарными предприятиями.
Безвозмездные поступления формируются за счет дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций на реализацию передаваемых государственных полномочий и планируются на 2020 - 2022 годы на уровне параметров 2019 года.
Прогноз бюджета Уссурийского городского округа по расходам определен исходя из оценки исполнения бюджета по расходам за текущий финансовый год, прогноза поступления собственных доходов бюджета и безвозмездных поступлений из краевого бюджета, за исключением субсидий.
Основной характеристикой прогноза бюджета Уссурийского городского округа на 2020 год и прогнозируемый период до 2022 года остается существенный разрыв между имеющимися в распоряжении Уссурийского городского округа доходными источниками и законодательно закрепленными расходными полномочиями, обуславливающими дефицитность бюджета.
Ограниченность собственной доходной базы и недостаточный объем безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета не позволяют принимать бездефицитный городской бюджет.
В структуре расходов бюджета Уссурийского городского округа и в перспективе сохраняется приоритетное финансирование расходов на социальную сферу. Первоочередные расходы бюджета запланированы в полном объеме с учетом прогнозных показателей инфляции.
Бюджетная политика в области расходов в 2020-2022 годах будет ориентирована на выполнение основных задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и основными направлениями бюджетной и налоговой политики Уссурийского городского округа на 2019-2022 годы и направлена на:
1. реализацию на территории Уссурийского городского округа наиболее приоритетных проектов и стратегических инициатив социально-экономического развития Уссурийского городского округа;
2. дальнейшую реализацию принципа формирования бюджета Уссурийского городского округа на основе муниципальных программ;
3. повышение эффективности расходования бюджетных средств, в том числе путем совершенствования процедур проведения муниципальных закупок, оптимизации численности работников органов местного самоуправления;
4. обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, расширение практики широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений.
11. Денежные доходы населения
Показателем, характеризующим уровень жизни населения Уссурийского городского округа, является величина прожиточного минимума. По оценке в 2019 году он составит 12833,0 рубля в месяц в среднем на душу населения, это на 3,0% больше, чем за 2018 год. При этом в разрезе демографических групп величина прожиточного минимума для трудоспособного населения увеличится на 3,4% и составит 13578 рублей в месяц, для пенсионеров - на 3,6% и составит 10353 рубля в месяц, для детей - на 3,0%) (14048 рублей в месяц).
12. Труд и занятость
В 2018 году среднегодовая численность занятых в экономике Уссурийского городского округа составила 84,2 тыс. чел., что на 1,1% больше уровня 2017 года, это связано с притоком на территорию Уссурийского городского округа граждан трудоспособного возраста.
В 2019 году численность занятых в экономике останется на уровне 2017 года.
На среднесрочный период прирост численности занятых в экономике планируется в 2022 году по базовому и целевому вариантам на 0,3%.
Поддержку рынку труда окажет расширение границ трудоспособного возраста в связи с поэтапным повышением пенсионного возраста, а также миграционным притоком населения на территорию округа.
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по итогам 2018 года составила 41819,1 рублей, это на 9,9% больше, чем за 2017 год. По оценке 2019 года ожидаемый прирост показателя составит 3,5% по отношению к уровню 2018 года, в результате ее размер запланирован на уровне 43282,8 рублей. На среднесрочный период по консервативному варианту планируется повышение размера заработной платы на 102,0% ежегодно, по базовому и целевому вариантам - на 105,0 - 108,5%.
По итогам 2018 года ситуация на местном рынке труда оставалась относительно стабильной, уровень безработицы составил 0,6% от численности занятых в экономике Уссурийского городского округа. По оценке 2019 года ожидается значение показателя на уровне 2017 года. На среднесрочный период по консервативному варианту запланирован рост показателя на 0,5 процентных пункта в сравнении в 2019 годом, по базовому и целевому вариантам - на 0,2 процентных пункта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.