Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2019 г. N 44-АПА19-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Бондаревой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сальникова Валерия Евгеньевича о признании недействующим в части Порядка предоставления ежемесячных денежных компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством (далее - Порядок предоставления компенсаций), утверждённого постановлением Правительства Пермского края от 24 марта 2009 года N 166-п, по апелляционной жалобе Сальникова Валерия Евгеньевича на решение Пермского краевого суда от 10 апреля 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
в целях перехода на предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан, проживающим в Пермском крае, Правительством Пермского края издано постановление от 24 марта 2009 года N 166-п, опубликованное в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, 14 декабря 2009 года, пунктом 1.1 которого утверждён Порядок предоставления компенсаций, определяющий условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством отдельным категориям граждан, в форме ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и дополнительной ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Пунктом 3 Порядка определено, что ежемесячная денежная компенсация устанавливается в размерах согласно приложению 1, представляющему собой таблицу, в которой указываются по номеру конкретные категории граждан и размер ежемесячной денежной компенсации отдельно для носителя льгот и членов семьи.
В соответствии с пунктом 3.1 для инвалидов такой размер составляет 208,50 руб.
Сальников В.Е., инвалид II группы, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующей приведённой региональной нормы, в подтверждение нарушения своих прав сослался на решения судов от 14 сентября 2015 года, 25 июля 2016 года, от 30 марта 2018 года, от 16 мая 2018 года, которыми с него взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
По мнению административного истца, пункт 3.1 приложения 1 к Порядку предоставления компенсаций противоречит статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункту 13 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
Решением Пермского краевого суда от 10 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Сальниковым В.Е. поставлен вопрос об отмене судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Прокуратурой Пермского края и Правительством Пермского края поданы возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут (пункт "ж" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы за наём и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону N 181-ФЗ, предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 28.2 поименованного закона Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, зачисляемых в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, которые форму предоставления указанных мер социальной поддержки определяют региональными нормативными правовыми актами.
Таким образом, приняв оспариваемый нормативный правовой акт и определив форму и порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, субъект Российской Федерации осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с Порядком предоставления компенсаций гражданам выплачивается ежемесячная денежная компенсация в твёрдой денежной сумме в размере, определённом приложением 1, и дополнительная ежемесячная денежная компенсация, если 50 процентов от расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определённых исходя из фактически предъявленных расходов, с учётом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, превышают размер ежемесячной денежной компенсации в твёрдой денежной сумме, в виде разницы между названными величинами без подачи заявления на основании информации о лицах, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи гражданам, которые на указанную дату имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации и дополнительной ежемесячной денежной компенсации, а также информации, содержащейся в платёжных документах (пункты 4, 5 и 7).
Из буквального толкования приведённых региональных норм в их единстве следует, что меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам Пермского края установлены в форме двух выплат: ежемесячная денежная компенсация в твёрдой сумме согласно приложению 1 и дополнительная ежемесячная денежная компенсация, рассчитываемая в соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления компенсаций, общая сумма которых составляет размер компенсации, предусмотренный статьёй 17 Федерального закона N 181-ФЗ.
При таком положении суд первой инстанции правомерно не усмотрел противоречий имеющим большую силу нормативным правовым актам пункта 3.1 приложения 1, определяющего размер ежемесячной денежной компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам в твёрдой сумме, представляющую собой одну из составных частей компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Оспаривая приведённую региональную норму в порядке абстрактного нормоконтроля, Сальников В.Е. фактически выражает несогласие с вынесенными по его делу судебными постановлениями о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что не имеет правового значения по настоящему административному делу.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Сальникова В.Е., основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают и не могут служить поводом для отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 307 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Пермского краевого суда от 10 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сальникова Валерия Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2019 г. N 44-АПА19-29
Текст определения опубликован не был