Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17 октября 2019 г. N 643-р
"Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Кемеровской области - Кузбасса и повышения ее эффективности:
1. Утвердить прилагаемую Долговую политику Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Признать утратившим силу распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.11.2018 N 535-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - начальника главного финансового управления Кемеровской области Малахова И.Ю.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2020.
Губернатор Кемеровской области - Кузбасса |
С.Е. Цивилев |
Утверждена
распоряжением
Правительства Кемеровской
области - Кузбасса
от 17 октября 2019 г. N 643-р
Долговая политика
Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
Долговая политика Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Долговая политика) представляет собой общее руководство для действий и принятия решений в сфере управления государственным долгом.
Необходимость утверждения Долговой политики обусловлена принятием мер по поддержанию минимальной долговой нагрузки региона, снижению стоимости обслуживания государственного долга, привлечением государственных заимствований в условиях снижения поступления собственных доходов областного бюджета при сохранении стабильного уровня расходов капитального характера.
Долговая политика является составной частью бюджетной политики, которая, в свою очередь, определяется основными направлениями социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса.
Одним из ключевых показателей финансового положения региона является уровень долговой нагрузки или соотношение государственного долга и суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. В связи с этим важной задачей бюджетного планирования является формирование Долговой политики на среднесрочный период.
Основные направления Долговой политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов устанавливают основные факторы, определяющие характер и направления, цели, задачи и инструменты реализации Долговой политики, а также анализ рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом Кемеровской области - Кузбасса (далее - государственный долг), а также иные положения, установленные в соответствии с правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения в регионе.
1. Итоги реализации Долговой политики за 2018 год и истекший период 2019 года
По итогам 2018 года доходная часть бюджета Кемеровской области составила 168 676 млн. рублей и увеличилась на 32 537,7 млн. рублей, или на 23,9 % к уровню 2017 года. Большая часть прироста доходной базы обеспечена собственными доходными источниками.
При этом расходы областного бюджета по состоянию на 01.01.2019 составили 132 529,6 млн. рублей и увеличились на 18 976,9 млн. рублей, или на 16,7 % к уровню прошлого года. Таким образом, в 2018 году темпы роста собственных доходов (+23,9 %) опережают темпы роста расходов областного бюджета (+16,7 %).
По состоянию на 01.01.2019 профицит областного бюджета составил 36 146,4 млн. рублей (по состоянию на 01.01.2018 областной бюджет был исполнен с профицитом 22 585,6 млн. рублей).
По абсолютному приросту налоговых и неналоговых доходов Кузбасс по итогам 2018 года на 1-м месте в Сибирском федеральном округе и на 5-м месте среди 85 регионов России.
Основной причиной резкого роста доходов являлись, прежде всего, рекордные показатели налоговых отчислений угольных предприятий в условиях увеличения финансовых результатов деятельности предприятий из-за высоких экспортных цен на уголь. Угледобывающие предприятия в 2018 году обеспечили порядка 39,6 % налоговых доходов в бюджет Кузбасса.
Вместе с тем серьезный объем дополнительных доходов в бюджет обеспечен благодаря планомерной работе по диверсификации экономики и развитию импортозамещающих производств.
Важно отметить, что таких позитивных результатов удалось добиться не только благодаря конъюнктурным доходам бюджета в условиях высоких цен на уголь и металл, но и вследствие проводимой органами власти Кузбасса комплексной работы по наращиванию доходного потенциала бюджета области в рамках реализации программы финансового оздоровления Кемеровской области на 2018-2021 годы.
В целом, благодаря принятым мерам по повышению эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов, а также реализации мероприятий по развитию собственной доходной базы, дополнительные доходы бюджета Кемеровской области в 2018 году составили 2,2 млрд. рублей.
В результате увеличения доходов областного бюджета в первом полугодии 2018 года было произведено полное досрочное погашение долговых обязательств Кемеровской области (далее - долговые обязательства) перед кредитными организациями в размере 20 974,7 млн. рублей. Таким образом, государственный долг на конец 2018 года составил 33 377,5 млн. рублей, или 24,36 % относительно доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Объем "рыночного" долга (задолженность перед кредитными организациями и по государственным ценным бумагам) относительно доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений составил 6,6 %.
Следствием снижения государственного долга стало сокращение расходов на его обслуживание. Так, в 2018 году они составляли 1 143,0 млн. рублей, что на 61,1 % меньше расходов на обслуживание государственного долга в 2017 году, которые составляли 2 937,3 млн. рублей. Плановые значения данного показателя на 2019 год составляют 830,0 млн. рублей, это на 27,4 % меньше расходов 2018 года.
Динамика
основных показателей, характеризующих государственный долг в 2017-2019 годах
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год (план) |
Объем государственного долга на конец года, млн. рублей |
55 991,3 |
33 377,5 |
33 238,3 |
Прирост государственного долга, млн. рублей |
-6 945,9 |
-22 613,8 |
-139,2 |
Темп роста государственного долга к предыдущему периоду, процентов |
-11,0 |
-40,4 |
-0,4 |
Отношение объема государственного долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
49,7 |
24,4 |
25,9 |
Отношение объема "рыночного" долга к объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, процентов |
27,1 |
6,6 |
7,0 |
Расходы на обслуживание государственного долга, млн. рублей |
2 937,3 |
1 143,0 |
830,0 |
Темп роста расходов на обслуживание государственного долга к предыдущему периоду, процентов |
5,7 |
-61,1 |
-27,4 |
Благодаря стабильной конъюнктуре рынка в 2019 году уровень государственного долга остался на прежнем уровне. Государственный долг по состоянию на 01.10.2019 составил 33 377,5 млн. рублей и снизился на 1,6 млн. рублей, или на 4,7 % к аналогичному периоду прошлого года. Но за счет уменьшения уровня доходов областного бюджета в 2019 году отношение государственного долга к утвержденному объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений на 01.10.2019 составило 26,7 %, что на 2,3 % больше, чем в 2018 году.
Структура государственного долга на 01.10.2019 выглядит следующим образом: 50,9 % от общего объема государственного долга составляют бюджетные кредиты из федерального бюджета (17 004,6 млн. рублей), 27 % - государственные ценные бумаги (9 000,0 млн. рублей), 22,1 % - иные долговые обязательства (7 372,8 млн. рублей).
До конца 2019 года Кемеровской области предстоит исполнить долговые обязательства в соответствии с утвержденными графиками платежей в сумме 1 139,2 млн. рублей. Привлечение новых государственных заимствований в 2019 году для погашения существующих долговых обязательств не планируется.
В сентябре 2019 года была предоставлена государственная гарантия Кемеровской области на сумму 1 000 млн. рублей Некоммерческой организации "Фонд развития жилищного строительства Кемеровской области" в целях ведения строительства на территории Кемеровской области.
Таким образом, ожидаемый объем государственного долга на 01.01.2020 составит 33 238,3 млн. рублей, или 25,9 % от утвержденной суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В течение 2018-2019 годов органами государственной власти Кемеровской области в целях создания условий для результативного управления государственными финансами Кемеровской области, эффективного использования бюджетных средств, обеспечения сбалансированности бюджета Кемеровской области и снижения уровня государственного долга на постоянной основе реализуются комплексные меры по росту доходов, повышению эффективности расходов областного бюджета и совершенствованию долговой политики региона в рамках Программы финансового оздоровления Кемеровской области на 2018-2021 годы, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2018 N 429-р.
Репутацию Кемеровской области - Кузбасса как надежного заемщика 13.08.2019 подтвердило Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА). Кредитный рейтинг Кемеровской области - Кузбасса установлен на уровне А-(RU), прогноз "Стабильный", и кредитный рейтинг облигаций региона - на уровне А-(RU).
Если до 2017 года Кемеровская область входила в число регионов с высоким уровнем государственного долга, то в результате вышеперечисленных комплексных мер, реализованных в 2017 и 2018 годах, Кемеровская область значительно улучшила свою позицию среди субъектов Российской Федерации как по уровню долговой нагрузки, характеризующейся отношением объема государственного долга к сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, так и по абсолютному объему государственного долга.
Место Кемеровской области - Кузбасса среди субъектов Российской Федерации представлено ниже.
Рейтинг
Кемеровской области - Кузбасса по объему государственного долга
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год (на 01.08.2019) |
Рейтинг Кемеровской области - Кузбасса в абсолютном выражении государственного долга |
8 |
18 |
17 |
Рейтинг Кемеровской области - Кузбасса по долговой нагрузке |
48 |
65 |
60 |
2. Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики на 2020-2022 годы
Основные факторы, определяющие характер и направления Долговой политики в предстоящем периоде:
необходимость обеспечения безусловного исполнения обязательств Кемеровской области по соглашениям о реструктуризации бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита областного бюджета и о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Кемеровской области;
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ранжирования субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в зависимости от уровня долговой устойчивости;
необходимость финансового обеспечения расходных обязательств Кемеровской области - Кузбасса, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и согласно Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года, утвержденной Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 122-ОЗ;
необходимость ежегодной индексации расходов областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями;
нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями;
реализация плана основных мероприятий по развитию экономики и социальной сферы Кемеровской области в рамках подготовки к празднованию в 2021 году 300-летия образования Кузбасса, плана праздничных мероприятий, посвященных 300-летию образования Кузбасса, в области культуры, спорта и туризма, плана информационных мероприятий, посвященных 300-летию образования Кузбасса, согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.08.2018 N 499 "О праздновании 300-летия образования Кузбасса" и распоряжению Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.10.2018 N 482-р "О подготовке к празднованию в 2021 году 300-летия образования Кузбасса".
В связи с этим основными направлениями Долговой политики являются:
управление государственным долгом, направленное на оптимизацию его структуры (посредством систематического отбора форм заимствований) и объема, позволяющих Кузбассу относиться к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости;
управление государственным долгом, направленное на снижение стоимости заимствований с целью сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств;
формирование структуры государственного долга с приоритетом среднесрочных и долгосрочных заимствований.
Основными принципами Долговой политики являются: эффективность, взвешенность, ответственность и открытость,
а именно:
сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
полнота и своевременность исполнения долговых обязательств;
прозрачность управления государственным долгом;
минимизация стоимости обслуживания государственного долга.
3. Цели и задачи Долговой политики
Основными целями Долговой политики являются:
поддержание параметров государственного долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;
сокращение объема государственного долга и расходов на его обслуживание;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
повышение кредитного рейтинга Кемеровской области - Кузбасса;
обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
обеспечение привлечения в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более, чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 % годовых;
При реализации Долговой политики в 2020-2022 годах необходимо решить следующие основные задачи:
реализация стратегии государственных заимствований региона с учетом реальных потребностей областного бюджета;
формирование обоснованного верхнего предела государственного долга;
обеспечение оптимальной структуры и объема государственного долга с целью минимизации расходов на его обслуживание и поддержание умеренной долговой нагрузки на областной бюджет;
совершенствование сложившейся системы управления государственным долгом;
выбор наиболее приемлемых в каждый конкретный период времени форм заимствований (кредиты кредитных организаций, эмиссия государственных ценных бумаг, бюджетные кредиты);
сохранение репутации надежного заемщика на основе безупречного исполнения долговых обязательств;
минимизация рисков, связанных с осуществлением заимствований;
учет информации о государственном долге, формирование отчетности о государственных долговых обязательствах;
обеспечение раскрытия информации о государственном долге в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте главного финансового управления Кемеровской области.
4. Инструменты реализации Долговой политики
Инструментами реализации Долговой политики являются:
направление дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, на погашение долговых обязательств;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
осуществление мониторинга ситуации на финансовых рынках и в случае их благоприятной конъюнктуры проведение операций по рефинансированию (досрочному рефинансированию) долговых обязательств и привлечению заимствований преимущественно в виде государственных ценных бумаг и кредитов кредитных организаций;
проведение электронных аукционов среди кредитных организаций на оказание услуг Кемеровской области - Кузбассу по открытию кредитных линий с целью удешевления стоимости их обслуживания;
равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет, связанной с ежегодным погашением долговых обязательств;
недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками финансирования;
проведение ежегодного анализа объема и состава задолженности, в том числе с точки зрения сроков погашения, стоимости обслуживания заимствований, влияния на общую платежеспособность;
привлечение среднесрочных заемных средств (от одного года до пяти лет) преимущественно в виде кредитов кредитных организаций на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета;
привлечение долгосрочных заемных средств (более пяти лет) преимущественно в виде эмиссии государственных ценных бумаг на рефинансирование имеющегося долга и финансирование дефицита областного бюджета;
достижение равномерности выплат по обслуживанию и погашению государственного долга;
эффективное управление временно свободными средствами областного бюджета Кемеровской области - Кузбасса;
использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;
объявление моратория на предоставление государственных гарантий Кемеровской области - Кузбасса до 01.01.2023;
выполнение Программы финансового оздоровления Кемеровской области на 2018-2021 годы, утвержденной распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2018 N 429-р.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом
Основными рисками при управлении государственным долгом являются:
риск ликвидности - риск неисполнения долговых обязательств. Основным источником риска ликвидности является нарушение баланса финансовых активов и финансовых обязательств бюджета Кемеровской области - Кузбасса и (или) возникновение непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения финансовых обязательств;
риск пролонгации (риск рефинансирования) - риск потерь вследствие чрезвычайно невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств, пролонгация заимствований на невыгодных условиях, а также невозможность пролонгации или рефинансирования;
рыночный риск (риск процентной ставки) - риск увеличения объема расходов на обслуживание государственного долга, связанный с ростом процентных ставок на рынке заимствований;
операционный риск - риск потерь (убытков) в результате технических ошибок, несоблюдения бюджетного законодательства, сбоев учетно-расчетных, информационных и иных систем;
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета - недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;
риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были обеспечены государственной гарантией Кемеровской области;
риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Кемеровской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным в 2015-2017 годах.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией Долговой политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств;
мониторинг финансового состояния принципала после предоставления государственной гарантии;
утверждение квалификационных требований к государственным гражданским служащим, ответственным за управление государственным долгом, использование четких положений, регламентов их деятельности, правил контроля за осуществляемыми операциями, повышение квалификации с целью снижения операционных рисков;
учет финансовых, макроэкономических и бюджетных прогнозов при планировании графиков предстоящих платежей по погашению и обслуживанию государственного долга;
минимизация использования краткосрочных инструментов заимствований;
постоянный мониторинг рыночной конъюнктуры и следование прогнозам изменения процентных ставок при планировании расходов бюджета.
6. Сведения о показателях (индикаторах) реализации мероприятий Долговой политики
Основные мероприятия Долговой политики направлены на реализацию поставленных целей и задач Долговой политики в целом и позволят обеспечить достижение показателей (индикаторов), приведенных в таблице.
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Отношение общего объема долговых обязательств к сумме доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса без учета безвозмездных поступлений |
50% |
50% |
50% |
2 |
Отношение объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам к сумме доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса без учета безвозмездных поступлений |
<=30% |
<=30% |
<=30% |
3 |
Отношение объема дефицита бюджета Кемеровской области - Кузбасса к общему годовому объему доходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса без учета объемов безвозмездных поступлений |
<=10% |
<=10% |
<=10% |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Отношение объема расходов на обслуживание государственного долга к общему объему расходов бюджета Кемеровской области - Кузбасса, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
<=5% |
<=5% |
<=5% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 17 октября 2019 г. N 643-р "Об утверждении Долговой политики Кемеровской области - Кузбасса на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" 18 октября 2019 г.
Распоряжением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 13 ноября 2020 г. N 727-р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2021 г.