Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Организация пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок
8.1. Пешеходные коммуникации обеспечивают пешеходные связи и передвижения на территории муниципального образования. К пешеходным коммуникациям относят: тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.
Дорожно-тропиночная сеть, аллеи подразделяются на классы в зависимости от их функций и классифицируются по типам покрытий.
8.2. Выделяют 6 классов садово-парковых дорожек:
1) Главные дороги и аллеи - шириной 15 - 30 м, имеющие пропускную способность до 400 - 600 чел/ч, ее конструкция очень прочная, выполненная из малоизнашиваемых материалов, покрытия прочные и декоративные - из плит, камня. По ним распределяются основные потоки посетителей объекта, они предусматриваются как основные маршруты движения по объекту.
2) Второстепенные дороги, дорожки и аллеи - соединяют главные, для более равномерного распространения посетителей, подведения их к площадкам, видовым точкам и другим элементам планировки, их ширина - 5 - 15 м. Интенсивность движения и пропускная способность ниже чем на главных. Покрытия прочные и декоративные, так как они выполняют важную планировочную роль.
3) Дополнительные дороги - пронизывают всю территорию, служат для соединения второстепенных элементов планировки, играют роль переходов, подходов к площадкам, сооружениям, цветникам, являются ответвлениями от главных и второстепенных маршрутов. Интенсивность движения по ним снижается в сравнении с двумя предыдущими. Ширина - 2.5 - 5 м. Покрытия делаются упрощенными.
4) Велосипедные и прогулочные тропы - шириной 0.5 - 1.5 м, предусматриваемые обычно в парках и лесопарках в обособленных полосах главных аллей и дорог по специальным маршрутам движения с целью прогулки, осмотра достопримечательностей, спортивных соревнований. Велодорожки должны иметь прочные устойчивые конструкции.
5) Дороги для конной езды, в экипажах, на санях предусматриваются по специально предложенным маршрутам движения, предназначены для прогулок, осмотра достопримечательностей, занятий конным спортом, проектируются в больших парках и лесопарках, должны иметь специальный тип покрытий. Ширина 1,5 - 5 м
6) Хозяйственные дороги и проезды, транспортные осуществляют подвоз продуктов, материалов, шириной 6 - 8 м. Конструкции и покрытия таких дорог устраиваются из прочных твердых материалов, выдерживающих большие нагрузки.
Для крупных объектов характерны все 6 классов аллей и дорог, а для небольших - обычно предусматриваются с-п дорожки первых трех классов. По основным и второстепенным дорогам допускается эпизодический проезд автотранспорта и средств механизации по уходу за насаждениями.
8.3. При проектировании пешеходных коммуникаций должны обеспечиваться:
минимальное количество пересечений с транспортными коммуникациями;
непрерывность системы пешеходных коммуникаций;
возможность безопасного, беспрепятственного и удобного передвижения людей, включая инвалидов и маломобильные группы населения;
высокий уровень благоустройства и озеленения.
8.4. При проектировании пешеходных коммуникаций продольный уклон должен быть не более 60 промилле, поперечный уклон (односкатный или двускатный) - оптимальный 20 промилле, минимальный - 5 промилле, максимальный - 30 промилле. Уклоны пешеходных коммуникаций с учетом обеспечения передвижения инвалидных колясок не должны превышать: продольный - 50 промилле, поперечный - 20 промилле. На пешеходных коммуникациях с уклонами 30 - 60 промилле должны предусматриваться не реже, чем через 100 м горизонтальные участки длиной не менее 5 м. В случаях, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные выше уклоны, необходимо предусматривать устройство лестниц и пандусов.
8.5. Покрытие пешеходных дорожек должны быть удобным при ходьбе и устойчивым к износу. Качество применяемых материалов, планировка и дренаж пешеходных дорожек должны обеспечить предупреждение образования гололеда и слякоти зимой, луж и грязи в теплый период.
8.6. Исходя из схемы движения пешеходных потоков по маршрутам выделяются участки по следующим типам:
- образованные при проектировании микрорайона и созданные, в том числе застройщиком;
- стихийно образованные вследствие движения пешеходов по оптимальным для них маршрутам и используемые постоянно.
8.7. В составе комплекса работ по благоустройству проводится осмотр действующих и заброшенных пешеходных маршрутов, после чего осуществляется комфортное для населения сопряжение с первым типом участков.
8.8. При планировочной организации пешеходных тротуаров учитывается интенсивность пешеходных потоков в различное время суток, особенно в зонах, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры, где целесообразно организовать разделение пешеходных потоков.
8.9. В случае выявления потребности в более высоком уровне безопасности и комфорта для пешеходов на уже сложившихся пешеходных маршрутах возможно организовывать перенос пешеходных переходов и создавать искусственные препятствия для использования пешеходами опасных маршрутов.
8.10. При создании пешеходных тротуаров необходимо учитывать следующее:
- пешеходные тротуары обеспечивают непрерывность связей пешеходных и транспортных путей, а также свободный доступ к объектам массового притяжения, в том числе объектам транспортной инфраструктуры;
- пешеходные тротуары должны быть безбарьерными и доступными для беспрепятственного пользования для маломобильных групп населения (МГН), согласно действующих сводов правил;
- исходя из текущих планировочных решений по транспортным путям следует осуществлять проектирование пешеходных тротуаров с минимальным числом пересечений с проезжей частью дорог и пересечений массовых пешеходных потоков.
8.11. На территории муниципальных образований пешеходные маршруты обеспечиваются освещением и озеленением.
8.12. При планировании пешеходных маршрутов количество элементов благоустройства (скамейки, урны, малые архитектурные формы) определяются с учетом интенсивности пешеходного движения.
8.13. В системе пешеходных коммуникаций выделяются основные и второстепенные пешеходные связи.
8.14. Основные пешеходные коммуникации направлены на обеспечение связи жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации.
Во всех случаях пересечения основных пешеходных коммуникаций с транспортными проездами необходимо устройство бордюрных пандусов. При устройстве на пешеходных коммуникациях лестниц, пандусов, мостиков необходимо обеспечивать создание равновеликой пропускной способности этих элементов. Не допускается использование существующих пешеходных коммуникаций и прилегающих к ним участков с древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью для движения, остановки и стоянки автотранспортных средств.
8.15. Трассировка основных пешеходных коммуникаций может осуществляться вдоль улиц и дорог (тротуары) или независимо от них.
8.16. Перечень элементов благоустройства территории основных пешеходных коммуникаций включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхностей, урны для мусора, осветительное оборудование, скамьи (на территории рекреаций).
8.17. Второстепенные пешеходные коммуникации обеспечивают связь между застройкой и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, парк).
8.18. Перечень элементов благоустройства на территории второстепенных пешеходных коммуникаций включает различные виды покрытия. На дорожках скверов, парков предусмотрены твердые виды покрытия с элементами сопряжения.
8.19. При организации объектов велосипедной инфраструктуры создаются условия для обеспечения безопасности, связности, прямолинейности, комфортности.
8.20. Велосипедные пути должны связывать все части населенного пункта, создавая условия для беспрепятственного передвижения на велосипеде.
8.21. Перечень элементов комплексного благоустройства велодорожек включает: твердый тип покрытия, элементы сопряжения поверхности велодорожки с прилегающими территориями.
8.22. На велосипедных дорожках, размещаемых вдоль улиц и дорог, целесообразно предусматривать освещение, на рекреационных территориях - озеленение вдоль дорожек.
8.23. Для эффективного использования велосипедного передвижения применяются следующие меры:
- маршруты велодорожек, интегрированные в единую замкнутую систему;
- комфортные и безопасные пересечения веломаршрутов на перекрестках пешеходного и автомобильного движения (например, проезды под интенсивными автомобильными перекрестками);
- снижение общей скорости движения автомобильного транспорта в районе, чтобы велосипедисты могли безопасно пользоваться проезжей частью;
- организация без барьерной среды в зонах перепада высот на маршруте;
- организация велодорожек не только в прогулочных зонах, но и на маршрутах, ведущих к зонам транспортно-пересадочного узла (далее - ТПУ) и остановках внеуличного транспорта;
- безопасные велопарковки с ответственным хранением в зонах ТПУ и остановок внеуличного транспорта, а также в районных центрах активности.
8.24. Содержание дорожек заключаться в подметании, сборе мусора, уборке снега, посыпке песком в случае гололеда.
Подметание дорожек необходимо проводить утром, когда движение минимальное. Садово-парковые дорожки на объектах с повышенной интенсивностью пешеходного движения, а также в мемориальных и исторических местах должны подметаться и при необходимости мыться ежедневно по установленному режиму.
8.25. Щебеночные дорожки в летний сезон необходимо поливать, асфальтовые - мыть водой, особенно в жаркую сухую погоду. Полив должен производиться после подметания. Количество поливов определяется погодными условиями и интенсивностью ухода. Не допускается при поливах застаивание воды на грунтовых и щебеночных дорожках.
8.26. Зимой при обледенении садовые дорожки необходимо посыпать песком или другими противоскользящими материалами.
8.27. Использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом органов местного самоуправления.
8.28. На садово-парковых дорожках необходимо производить очистку от снега. Снег сгребается рыхлым, до слеживания. На дорожках с интенсивным движением снег должен сгребаться после каждого снегопада.
На щебеночных дорожках необходимо убирать снег с помощью щеточных снегоочистителей можно при температуре ниже -5 °C, чтобы не вызвать их разрушения.
Края дорожек, не обрамленные бортовым камнем, необходимо два раза за сезон (весной и осенью) обрезать. Обрезка должна производиться в соответствии с профилем дорожки на прямолинейных участках обязательно по шнуру. Грунтовые дорожки должны быть очищены от сорняков.
8.29. В случае необходимости производятся работы по ремонту дорожек. На щебеночных дорожках производится очистка поверхностных слоев дорожек со срезкой и удалением грязи, старого спецслоя до щебенки, разравниванием и прикатыванием катком (три прохода).
Вдоль грунтовых дорожек обрезаются бровки (газонные), проводятся планировка полотна дорожки под шаблон со срезкой бугров и засыпкой углублений, смачивание, присыпка песком слоем до 2 см и прикатка катком (до трех проходов).
На дорожках из плиточного покрытия необходимо своевременно менять разрушившуюся плитку с выравниванием и уплотнением основания, удаляя травяной покров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.