Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к государственной программе
"Развитие здравоохранения
Новосибирской области
на 2013-2020 годы"
Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы "Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы"
I. Паспорт
Наименование государственной программы |
Государственная программа "Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы" |
Наименование подпрограммы |
Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи |
Основные разработчики подпрограммы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) подпрограммы |
Министерство здравоохранения Новосибирской области (государственный заказчик-координатор); министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области; министерство социального развития Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство региональной политики Новосибирской области; министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области |
Руководитель подпрограммы |
министр здравоохранения Новосибирской области |
Цели и задачи подпрограммы |
Цель подпрограммы: повышение мотивации и приверженности населения Новосибирской области к ведению здорового образа жизни. Задачи подпрограммы: развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области; модернизация наркологической службы Новосибирской области; профилактика инфекционных заболеваний путем иммунизации населения; профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С |
Сроки (этапы) реализации подпрограммы |
2013-2020 годы (этапы не выделяются) |
Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по источникам и годам финансирования) |
Объемы финансирования подпрограммы: всего - 1 266 674,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 458 918,6 тыс. рублей; 2014 год - 230 232,0 тыс. рублей; 2015 год - 198 137,1 тыс. рублей; 2016 год - 159 586,1 тыс. рублей; 2017 год - 54 950,2 тыс. рублей; 2018 год - 54 950,2 тыс. рублей; 2019 год - 54 950,2 тыс. рублей; 2020 год - 54 950,2 тыс. рублей; из них: областной бюджет Новосибирской области: всего - 1 190 121,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 429 688,2 тыс. рублей; 2014 год - 200 686,7 тыс. рублей; 2015 год - 195 124,1 тыс. рублей; 2016 год - 156 633,3 тыс. рублей; 2017 год - 51 997,4 тыс. рублей; 2018 год - 51 997,4 тыс. рублей; 2019 год - 51 997,4 тыс. рублей; 2020 год - 51 997,4 тыс. рублей; внебюджетные источники: всего - 655,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 455,0 тыс. рублей; 2014 год - 200,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета: всего - 75 897,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 28 775,4 тыс. рублей; 2014 год - 29 345,3 тыс. рублей; 2015 год - 3 013,0 тыс. рублей; 2016 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2017 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2018 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2019 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2020 год - 2 952,8 тыс. рублей, в том числе по исполнителям: министерство здравоохранения Новосибирской области: всего - 1 213 711,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 434 471,6 тыс. рублей; 2014 год - 213 645,7 тыс. рублей; 2015 год - 187 036,0 тыс. рублей; 2016 год - 158 757,1 тыс. рублей; 2017 год - 54 950,2 тыс. рублей; 2018 год - 54 950,2 тыс. рублей; 2019 год - 54 950,2 тыс. рублей; 2020 год - 54 950,2 тыс. рублей; областной бюджет Новосибирской области: всего - 1 137 558,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 405 441,2 тыс. рублей; 2014 год - 184 300,4 тыс. рублей; 2015 год - 184 023,0 тыс. рублей; 2016 год - 155 804,3 тыс. рублей; 2017 год - 51 997,4 тыс. рублей; 2018 год - 51 997,4 тыс. рублей; 2019 год - 51 997,4 тыс. рублей; 2020 год - 51 997,4 тыс. рублей; федеральный бюджет: всего - 75 897,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 28 775,4 тыс. рублей; 2014 год - 29 345,3 тыс. рублей; 2015 год - 3 013,0 тыс. рублей; 2016 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2017 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2018 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2019 год - 2 952,8 тыс. рублей; 2020 год - 2 952,8 тыс. рублей; внебюджетные источники (общественные организации на конкурсной основе): всего - 255,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 255,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; министерство социального развития Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области: всего - 4705,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 3503,0 тыс. рублей; 2014 год - 1202,3 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области: всего - 21 886,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 6 714,0 тыс. рублей; 2014 год - 7 764,0 тыс. рублей; 2015 год - 6 579,0 тыс. рублей; 2016 год - 829,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; министерство региональной политики Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области: всего - 19 362,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 7 420,0 тыс. рублей; 2014 год - 7 420,0 тыс. рублей; 2015 год - 4 522,1 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; департамент физической культуры и спорта Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области: всего - 5 460,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 5460,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; министерство культуры Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области: всего - 1 150,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1 150,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области: внебюджетные источники: всего - 400,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 200,0 тыс. рублей; 2014 год - 200,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей |
Основные целевые индикаторы подпрограммы |
Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей (процент); охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты, (процент); охват диспансеризацией взрослого населения (процент); распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) (процент); распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения (процент); распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения (процент); распространенность низкой физической активности среди взрослого населения (процент); распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения (процент); распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения (процент); доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст. (процент); охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез (процент); смертность от самоубийств (случаев на 100 тыс. населения); доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, (процент); доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, (процент); Число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента), (человек); число больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента), (человек); число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), (человек); число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), (человек); заболеваемость дифтерией (на 100 тыс. населения); заболеваемость корью (на 1 млн. населения); заболеваемость краснухой (на 100 тыс. населения); заболеваемость эпидемическим паротитом (на 100 тыс. населения); охват иммунизации населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки (процент); охват иммунизации населения против кори в декретированные сроки (процент); охват иммунизации населения против краснухи в декретированные сроки (процент); охват иммунизации населения против эпидемического паротита в декретированные сроки (процент); охват иммунизации населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки (процент); заболеваемость острым вирусным гепатитом В (на 100 тыс. населения); доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных (процент) |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы, выраженные в количественно измеримых показателях |
За период реализации Программы будут получены результаты, характеризующиеся следующими значениями целевых индикаторов: охват профилактическими медицинскими осмотрами детей не менее 95%; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты, не менее 97%; охват диспансеризацией взрослого населения - 23% (2012 год - нет данных); доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст. до 52,7% (2012 год - 48,8%); охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 72,5% (2012 год - 66,1%); число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента), до 9,5% (2012 год - 5,6%); число больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента), до 10,4% (2012 год - 5,2%); число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), до 11,5% (2012 год - 5,8%); число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), до 10,0% (2012 год - 5,3%); заболеваемость дифтерией до 0,01 на 100 тыс. населения; заболеваемость корью менее 1 случая на 1 млн. населения; заболеваемость краснухой менее 1 случая на 100 тыс. населения; заболеваемость эпидемическим паротитом менее 1 случая на 100 тыс. населения; заболеваемость острым вирусным гепатитом В - 0,5 на 100 тыс. населения; доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 75,2% (2012 год - 71,5%); охват иммунизации населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки не менее 95%; охват иммунизации населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки не менее 95%; охват иммунизации населения против кори в декретированные сроки не менее 95%; охват иммунизации населения против краснухи в декретированные сроки не менее 95%; охват иммунизации населения против эпидемического паротита в декретированные сроки не менее 95%; ожидается снижение следующих значений целевых индикаторов: распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) до 29,5% (2012 год - 32,7%); распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения до 30% (2012 год - 33,4%); распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения до 40,0% (2012 год - 43,1%); распространенность низкой физической активности среди взрослого населения до 48,9% (2012 год - 59,6%); распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения до 40,0% (2012 год - 50,0%); распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения до 56,0% (2012 год - 68,3%); смертность от самоубийств до 16,0 случаев на 100 тыс. населения (2012 год - 27,9%); доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,1% (2012 год - 19,8%); доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, до 12,8% (2012 год - 14,3%) |
II. Характеристика сферы действия подпрограммы
Предметом регулирования подпрограммы является система мероприятий, направленных на формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни, обучение навыкам здорового образа жизни, поддержание приверженности и создание необходимых условий для здорового образа жизни.
Подпрограмма сочетает экономические и социальные аспекты, направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления Новосибирской области в сфере улучшения демографической ситуации, внедрения новых подходов, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний и формирование мотиваций у населения к ведению здорового образа жизни на территории Новосибирской области.
Здоровое население и высокий демографический потенциал - это значимые факторы наращивания благосостояния населения, обеспечения стабильного развития Новосибирской области, эффективного использования человеческого потенциала, а также объективный критерий успешности проводимых социальных и экономических преобразований.
В результате предпринимаемых мер в последние годы в Новосибирской области наблюдается стабилизация и положительная динамика некоторых демографических показателей. Так, ожидаемая продолжительность жизни населения Новосибирской области составила в 2012 году 69,7 лет (в 2009 - 68,94). Рождаемость увеличилась с 12,9 в 2009 году до 13,9 в 2012 году на 1000 населения, смертность снизилась с 14,1 в 2009 году до 13,6 в 2012 году на 1000 населения.
Структура смертности населения Новосибирской области сходна с таковой в Российской Федерации и обусловлена неинфекционными заболеваниями, в первую очередь, болезнями системы кровообращения, злокачественными образованиями, внешними причинами, болезнями органов дыхания, сахарным диабетом.
Однако, несмотря на положительную тенденцию и стабилизацию некоторых демографических показателей, в целом здоровье населения Новосибирской области характеризуется как напряженное.
Сохраняются низкими показатели здоровья у населения Новосибирской области.
С 2013 года на территории Новосибирской области проводится диспансеризация взрослого населения Новосибирской области, ежегодно не менее 500 тыс. человек, что составляет 23% от общей численности взрослого населения.
В 2013 году в диспансеризации взрослого населения участвовали 64 государственные медицинские организации Новосибирской области.
По результатам диспансеризации определенных групп взрослого населения в 2013 году 1 группа здоровья составила 46,5% взрослого населения, 2 группа - 12,3%. В эти две группы входят здоровые лица, лица, с выявленными факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний, а также граждане с установленным низким или умеренным суммарным сердечно-сосудистым риском. Это часть населения, требующая проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на коррекцию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
К 3 группе здоровья относятся 41,2% взрослых. Это группа лиц, имеющих хронические неинфекционные заболевания, или установленный высокий (или очень высокий) суммарный сердечно-сосудистый риск. Это граждане, нуждающиеся в диспансерном динамическом наблюдении в амбулаторно-поликлинических условиях и лечении, включая специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь.
Мировой опыт показывает, что на состояние здоровья человека влияет целый ряд различных факторов, таких как безопасность окружающей среды и общества, качество жилья и питания, распространенность табакокурения и употребления алкогольной продукции, доступность занятий физической культурой, уровень образования, доходов и другие.
Поэтому в настоящее время назрела потребность реализации профилактических мероприятий, направленных на борьбу с факторами риска (курение, алкоголь, избыточная масса тела, стрессы), через создание у населения мотивации по укреплению здоровья, пропаганду здорового образа жизни, консультирование и обучение навыкам здорового образа жизни.
В современных условиях важнейшей компонентой формирования успеха в снижении смертности от неинфекционных заболеваний является обеспечение комплексного подхода к формированию здорового образа жизни населения, в первую очередь на индивидуальном и групповом уровнях.
Мероприятия по формированию здорового образа жизни на индивидуальном и групповом уровнях осуществляются в рамках первичной медико-санитарной помощи, и в первую очередь, в центрах здоровья. Поэтому необходимо совершенствовать систему медицинской профилактики в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Новосибирской области, в том числе в центрах здоровья.
С 2010 года в Новосибирской области функционируют центры здоровья, в которых проводятся массовые скрининговые обследования населения для выявления факторов риска развития хронических заболеваний, выявление этих заболеваний, формирование групп риска и направление пациентов к узким специалистам; профилактические мероприятия по влиянию на управляемые факторы риска, включая употребление алкоголя и табака; рационализация питания; информационные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.
Оснащение центров здоровья современной диагностической аппаратурой способствует выявлению заболеваний в доклинических и ранних стадиях, что необходимо для оказания своевременной профилактической помощи.
Повысить уровень здоровья населения Новосибирской области возможно через формирование политики, ориентированной на укрепление здоровья населения и оздоровление окружающей среды, через формирование ответственного отношения людей к своему здоровью и здоровью окружающих.
Социологические исследования, проведенные в Новосибирской области, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство жителей Новосибирской области считают, что стараются следить за своим здоровьем (83,6%), однако только 37,0% - постоянно, а более 46,6% - только во время болезни.
Несмотря на увеличение доли населения, ответственно относящегося к собственному здоровью, большая часть не находит возможности активно поддерживать и укреплять здоровье. Только 31,0% респондентов не имеют вредных привычек, 12,9% уделяют внимание правильному питанию. Почти 77,0% респондентов уверены, что здоровье зависит от самого человека, что говорит о готовности населения взять на себя ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Таким образом, для обеспечения комплексного подхода к формированию здорового образа жизни населения необходимо объединение усилий различных организаций всех форм собственности, в том числе общественных организаций, чья деятельность оказывает влияние на качество жизни и здоровье населения, изучение и внедрение российского и международного опыта по формированию здорового образа жизни, включая участие в крупных программах и форумах.
Большую роль в ухудшении состояния здоровья населения имеют вредные привычки (злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, широкое распространение табакокурения) особенно среди детей, подростков и молодежи.
Курение табака - серьезная медико-социальная проблема и одна из главных предотвратимых причин смертности и инвалидности во всем мире. Потребление табака является одним из факторов риска для шести из восьми основных причин смерти в мире. Табак вызывает каждую десятую смерть среди взрослого населения мира. Пассивное курение также вызывает многие респираторные и сердечно-сосудистые заболевания взрослых людей, которые могут привести к смерти.
В России ежегодно гибнут более 300 тысяч человек от болезней, связанных с потреблением табака, при этом трое из четырех умирают в возрасте 35-69 лет.
По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака Россия занимает одно из первых мест по потреблению табака в мире, распространенность регулярного курения в России достигла 39,4%, в том числе 60,7% среди мужчин и 21,7% среди женщин.
Распространенность курения среди населения Новосибирской области сопоставима с показателями Российской Федерации.
Прекращение курения приводит к снижению риска смерти от сердечно- сосудистых заболеваний на 50%, в то время как пожизненный прием дорогостоящих гипотензивных препаратов или статинов только на 25-35% и 25-42% соответственно. Наиболее актуальным представляется комплексный подход к профилактике заболеваний, связанных с курением с учетом раннего выявления факторов риска и применением мер по предупреждению или прекращению потребления табака, а также проведение мониторинга распространенности вредных привычек (табакокурения, употребления алкогольной продукции) и эффективности принимаемых мер борьбы с курением в Новосибирской области.
Поэтому в рамках подпрограммы разработаны мероприятия по ограничению потребления табака в Новосибирской области.
Высоко значимым фактором, определяющим состояние здоровья населения, является питание. В Новосибирской области, так же как в Российской Федерации, отмечается рост распространенности избыточной массы тела и ожирения, преимущественно алиментарного генеза.
В многочисленных эпидемиологических исследованиях выявлена связь избыточной массы тела и ожирения с риском развития целого ряда неинфекционных заболеваний и смертностью от них, в первую очередь, сердечно-сосудистых заболеваний, некоторых злокачественных новообразований, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, повышенным содержанием холестерина в крови и др.
С целью внедрения принципов здорового рационального питания, изменения привычек питания и пищевого поведения населения Новосибирской области для профилактики и немедикаментозного лечения хронических неинфекционных заболеваний в рамках данной Программы предусмотрены мероприятия по оптимизации питания населения Новосибирской области.
Низкая физическая активность, наряду с курением, избыточной массой тела, повышенным содержанием холестерина в крови и повышенным артериальным давлением, является одним из основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
Значительная часть населения Новосибирской области не привлечена к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что негативно сказывается на здоровье, производительности труда граждан, профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.
В Новосибирской области остается высоким количество учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (в 2009 год - 30 тыс. человек, в 2011 году - 26,1 тыс. человек). Как правило, они освобождены от занятий физической культурой, хотя именно эти дети в первую очередь должны заниматься физической культурой и тем самым улучшать и укреплять свое здоровье, физическое развитие и физическую подготовку.
Именно комплексное решение проблем физического воспитания позволит утвердить принципы здорового образа жизни среди различных групп населения Новосибирской области, создать условия для привлечения жителей области к занятиям физической культурой и спортом, популяризации массовых видов спорта, способствовать увеличению продолжительности активной жизни и снизить уровень заболеваемости населения Новосибирской области. Одновременно необходимо совершенствовать систему подготовки кадров по оказанию консультативной помощи населению по вопросам физической активности.
В настоящее время одной из важных медицинских и экономических проблем для здравоохранения всех стран мира, включая Россию, в том числе Новосибирскую область, является остеопороз и вызванные им низкоэнергетические переломы.
По данным Центра профилактики и лечения остеопороза Федерального государственного бюджетного учреждения "Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Центр) 78,2% лиц, обратившихся за медицинской помощью в Центр, имеют ту или иную степень снижения костной плотности в зависимости от пика костной массы или возрастной нормы.
Проведение мероприятий в рамках подпрограммы, пропагандирующих профилактику переломов на фоне остеопороза, подготовка информационных, просветительских материалов по профилактике остеопороза и переломов, проведение образовательных мероприятий для специалистов по вопросам профилактики остеопороза и проведение мониторинга факторов риска остеопороза и низкоэнергетических переломов на его фоне позволят снизить распространенность остеопороза и низкоэнергетических переломов среди населения Новосибирской области.
Формирование основ здорового образа жизни у населения, рационализация питания и профилактика вредных привычек должны начинаться с детского возраста.
В последние годы наблюдается ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков и пива. Слабоалкогольные напитки производятся с вкусовыми и тонизирующими добавками, присущими традиционным безалкогольным прохладительным напиткам, и выпускаются в красочной упаковке, зачастую содержащей привлекательные для молодежи наименования и символику. Сведения о наличии в таких напитках содержания этилового спирта зачастую представлены не явно, что создает у потребителя ложное представление о них как о безалкогольных напитках. Кроме того, сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно молодежи, к алкогольной продукции. Потребление таких алкогольных напитков приводит к физиологической привычке их ежедневного потребления.
Согласно официальным статистическим данным алкогольные напитки и пиво употребляют 33,0% юношей и 20,0% девушек. Доля людей, которые регулярно потребляют пиво, составляет сегодня 76,0%.
Основная причина алкоголизации населения - это неумение правильно использовать свободное время, растущая психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха, позитивная реклама алкогольных напитков в средствах массовой информации, крайне активная их пропаганда и широкая доступность, стремление уйти от проблем, отчуждение, неустроенная жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания, алкоголизм родителей и неблагополучие в семье, мода, самоутверждение и конфликт с общественными нормами, прежде всего подростков и молодежи.
Чрезмерно высокий уровень потребления алкоголя приводит к преждевременной смерти людей от предотвратимых причин, падению производительности труда, травматизму на производстве, в быту, при управлении транспортными средствами и является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида, что представляет реальную угрозу социально-экономическому и демографическому развитию страны.
В структуре смертности населения Новосибирской области преобладает высокий уровень смертности от внешних причин: в 2012 году показатель составил 145,1 случая на 100,0 тыс. населения (в 2008 году - 177,3). В подавляющем большинстве случаев смертность от внешних причин связана с чрезмерным потреблением крепких алкогольных напитков. Так, смертность от случайных отравлений алкоголем в Новосибирской области в 2012 году составила 14,3 на 100,0 тыс. населения (в 2009 году - 17,7).
Сокращение масштабов потребления алкогольной продукции имеет ключевое значение для сохранения здоровья и потенциала населения Новосибирской области.
Новосибирская область входит в число регионов с наиболее высоким уровнем алкоголизации населения. В течение последних лет показатели заболеваемости алкоголизмом значительно превышают общероссийские показатели.
Согласно статистическим данным в 2010 году в Новосибирской области официально зарегистрировано 44326 человек с алкогольной патологией, что составляет 1,7% населения Новосибирской области. Необходимо отметить, что проблема злоупотребления алкогольной продукцией более выражена в сельских районах Новосибирской области, где проживает около 60,0% всех зарегистрированных больных. При этом большая часть больных, предпочитая лечиться анонимно или не лечиться вообще, остается неучтенной. Согласно оценке ведущих экспертов реальное количество больных алкогольной патологией может превышать данные официальной статистики в 5 раз и составлять в Новосибирской области более 225,0 тыс. человек.
В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления - убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.
Согласно статистике в России значительная доля от всех правонарушений совершается в состоянии алкогольного опьянения: с алкоголем связано 50,0% всех убийств, 80,0% бытовых, 40,0% разбойных нападений, 35,0% изнасилований. По этой же причине происходят, по разным оценкам, от 30,0% до 42,0% всех самоубийств. Больные с алкогольными психозами чаще, чем лица с другими психическими заболеваниями, совершают общественно опасные деяния.
Важной проблемой является асоциализация, полное или частичное выключение из общества около 10,0 тысяч детей-сирот, в том числе социальных сирот, покидающих свои семьи из-за пьянства родителей. Алкоголизм является одной из самых распространенных причин отказа родителей от детей и лишения родительских прав. По состоянию на 01.01.2011 на учете в органах социальной защиты населения Новосибирской области в качестве семей, находящихся в социально опасном положении, состояла 5891 семья, в них воспитывалось 11984 ребенка. В большинстве этих семей один или оба родителя страдают от алкогольной зависимости.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни: утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением деятельности современных культурно-досуговых центров.
Имеются недостатки в организации новых видов и форм культурного отдыха и досуга населения, исключающие традицию употребления алкогольной продукции, основной задачей которых является занятость свободного времени, развитие социальной активности и творческого потенциала личности, создание условий полной самореализации в сфере досуга.
Значительная роль в решении задач, поставленных перед обществом, уделяется общественным организациям, в связи с чем их деятельность является достаточно актуальной, направленной на создание эффективной социальной инфраструктуры.
Однако следует отметить, что общественные организации не в полной мере осуществляют деятельность по вопросам профилактики алкоголизма среди населения, в виде клубов психологической поддержки больных алкоголизмом и членов их семей, проведения благотворительных акций, общественно полезных инициатив, программ, проектов, выставок, спортивных соревнований, концертов, социально-психологических тренингов, пропаганды традиционных семейных ценностей и других форм под эгидой антиалкогольных кампаний. Особенно остро этот вопрос стоит в сельских районах Новосибирской области.
Имеются недостатки в вопросах организации первичной и вторичной профилактики алкоголизма среди различных групп населения, а также среди больных с соматической патологией, связанной с потреблением алкоголя. В ряде районов Новосибирской области до настоящего времени не укомплектованы должности врачей-психиатров-наркологов, оказывающих помощь взрослому и детско-подростковому населению, отмечаются недостатки в материально-техническом оснащении наркологических кабинетов центральных районных больниц, имеет место недостаточное число медицинских психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников, что не позволяет организовать оказание комплексной, бригадной наркологической медицинской помощи.
Отмечается недостаточный уровень знаний специалистов комплексных центров социального обслуживания населения, что приводит к неэффективности мероприятий, направленных на реабилитацию лиц, прошедших лечение от алкогольной зависимости, при работе с семьями, страдающими алкогольной зависимостью.
Таким образом, злоупотребление алкогольной продукцией становится причиной накопления демографических и социальных проблем. Алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства.
Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения является высокая распространенность наркологических заболеваний.
Современная ситуация в Новосибирской области, связанная с незаконным распространением и немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ, остается неблагополучной и представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности.
В 2009-2012 годах уровень заболеваемости наркоманией населения Новосибирской области заметно превышал общероссийский: в 2012 году он составил 414,6 чел. на 100,0 тыс. населения (2011 году - 454,5 чел.); (в Российской Федерации в 2011 году - 237,5 чел. на 100,0 тыс. населения).
По данным научно-исследовательского института наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации в наркологические учреждения обращается один больной из десяти. Предположительно, потребителями наркотических средств и психотропных веществ в Новосибирской области могут быть более 170,0-180,0 тыс. человек.
Количество лиц, состоящих на учете в наркологических медицинских организациях Новосибирской области, снижается. Так, по состоянию на 01.01.2013 на учете в наркологических медицинских организациях состояло 11140 человек, на 01.01.2012 - 12117 человек. Снижение показателей общей заболеваемость наркоманией связано с проведением ряда межведомственных профилактических мероприятий, проведением мер по анализу медицинской документации (диспансерный учет) и снятие с наблюдения "оторвавшихся" больных не посещающих врача-нарколога длительный период времени.
Структура зарегистрированных больных наркоманией в Новосибирской области в 2012 году: больные с опийной зависимостью - 71,0% (2011 - 77,9%), больные с зависимостью от каннабиса - 21,6% (2011 - 18,8%), потребители других наркотических средств и сочетанного потребления различных групп, отнесенных к наркотикам, - 11,8% (2011 - 9,9%).
Следует отметить, что доля больных наркоманией, проживающих в городе Новосибирске, составляет 76,5% от всех больных наркоманией в Новосибирской области.
Показатель общей заболеваемости (распространенности) в группе несовершеннолетних 0-17 лет составил: токсикоманией - 12,5 человек на 100,0 тыс. человек (в 2011 году 17,1 на 100,0 тыс. населения), наркоманией - 6,1 человек на 100,0 тыс. человек (в 2011 году - 10,6 на 100,0 тыс. населения).
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, и больных наркоманией отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании: суицидальные попытки, инфекционные заболевания (среди больных СПИДом более 50,0% наркоманов, более 90,0% наркоманов болеют вирусными гепатитами), венерические болезни, туберкулез и другие заболевания.
В Новосибирской области действует трехуровневая модель оказания наркологической помощи:
1 уровень - кабинеты амбулаторного приема для детского и взрослого населения;
2 уровень - межрайонные наркологические диспансеры и городские больницы;
3 уровень - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер".
В Новосибирской области амбулаторное звено наркологической службы представлено подразделениями государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер", имеющего в своем составе два диспансерных отделения для взрослого и детского населения, амбулаторно-реабилитационное отделение на 50 мест; межрайонным наркологическим диспансером на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница", 58 наркологическими кабинетами, организованными на базах центральных районных (городских) больниц, в том числе 13 детско-подростковыми кабинетами.
Стационарное звено наркологической службы Новосибирской области представлено стационарными отделениями государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" мощностью 76 наркологических коек, в том числе специализированным отделением на 30 коек для детско-подросткового населения, стационарным реабилитационным отделением на 74 койки; наркологическими отделениями на базах центральных районных (городских) больниц (государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Куйбышевская центральная районная больница" - 15 коек, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Каргатская центральная районная больница" - 10 коек, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Бердская центральная городская больница" - 15 коек).
В январе 2013 года проведена перепрофилизация коечного фонда бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер", количество реабилитационных коек увеличено с 16 до 74, в том числе 10 коек для женщин.
Таким образом, коечный фонд наркологической службы Новосибирской области составляет 116 коек или 0,43 на 10,0 тыс. населения (Российская Федерация - 1,83).
Для проведения медико-социальной реабилитации в структуре государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" развернуто два отделения: амбулаторное на 50 мест - для обслуживания взрослого и детско-подросткового населения и стационарное - на 16 коек.
Заболеваемость ВИЧ/СПИДом на территории Новосибирской области, как и в целом по Российской Федерации, остается напряженной.
За весь период наблюдения по Новосибирской области зарегистрировано 17315 случаев ВИЧ-инфекции, показатель распространенности ВИЧ, включая умерших, анонимно обследованных, иногородних и иностранных граждан, составил на 31.12.2012 - 644,4 (в расчете на 100 тыс. общего населения). Число впервые выявленных ВИЧ-инфицированных за последние 5 лет стабилизировалось на уровне 2850-3050 случаев, показатель заболеваемости на 100 тыс. населения по годам составил: в 2012 году - 113,5 (3050 случаев); в 2011 году - 106,4; в 2010 году - 114,7; в 2009 году - 109,7; в 2008 году - 107,4.
В целях выявления и лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и гепатитов В и С, ежегодно обследуется более 370 тыс. человек. За 2012 год количество обследованных граждан Новосибирской области по сравнению с 2011 годом увеличилось: на антитела к ВИЧ было обследовано 393272 человека (14,8% от населения области).
III. Цели и задачи, целевые индикаторы подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение мотивации и приверженности населения Новосибирской области к ведению здорового образа жизни.
Для достижения цели подпрограммы 1 Программы необходимо выполнение следующих задач:
Задача 1. Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области.
Задача 2. Модернизация наркологической службы Новосибирской области.
Задача 3. Профилактика инфекционных заболеваний путем иммунизации населения.
Задача 4. Профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С.
Основными целевыми индикаторами подпрограммы являются:
охват профилактическими медицинскими осмотрами детей;
охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты;
охват диспансеризацией взрослого населения;
распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м);
распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения;
распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения;
распространенность низкой физической активности среди взрослого населения;
распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения;
распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения;
доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст.;
охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез;
смертность от самоубийств;
доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года;
доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года;
число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента);
число больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента);
число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента);
число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента);
заболеваемость дифтерией;
заболеваемость корью;
заболеваемость краснухой;
заболеваемость эпидемическим паротитом;
охват иммунизации населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки;
охват иммунизации населения против кори в декретированные сроки;
охват иммунизации населения против краснухи в декретированные сроки;
охват иммунизации населения против эпидемического паротита в декретированные сроки;
охват иммунизации населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки;
заболеваемость острым вирусным гепатитом В;
доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных.
Цели, задачи и прогнозные значения целевых индикаторов подпрограммы 1 государственной программы "Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы" приведены в приложении N 1 к Программе.
IV. Характеристика мероприятий подпрограммы
Подпрограмма 1 направлена на формирование здорового образа жизни, комплексную профилактику неинфекционных заболеваний населения и развитие системы медицинской профилактики в Новосибирской области, увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
Проведение мероприятий подпрограммы 1, пропагандирующих профилактику заболеваний и здоровый образ жизни, укрепление материально-технической базы профильных подразделений медицинских организаций, подготовка специалистов в области здорового образа жизни, социальная реклама, социологические исследования (мониторинг, анкетирования) приведут к улучшению медико-демографической ситуации в Новосибирской области. Ведение жителями нашей области здорового образа жизни повлияет на снижение смертности, в частности среди лиц трудоспособного возраста, снижение заболеваемости и распространенности болезней в различных возрастных группах, как среди взрослых, так и среди детей, снижение преждевременного выхода на пенсию по инвалидности, предупреждение болезней и выявление болезней на ранних стадиях.
Финансово-экономическим результатом от реализации подпрограммы 1 станет увеличение поступлений в бюджет Новосибирской области налога на доходы физических лиц за счет роста числа трудоспособного населения, снижения выплат по листам нетрудоспособности, уменьшения времени нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными детьми.
При реализации подпрограммы 1 также усилится межведомственное взаимодействие и социальное партнерство, активизируется участие гражданского общества в планировании социальной политики.
Подпрограмма 1 включает в себя 4 задачи:
Задача 1 "Развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения Новосибирской области".
В рамках задачи выделяются основные мероприятия:
Пропаганда здоровья как высшей ценности, лучших практик здорового образа жизни, достижимости и доступности здоровья.
Мероприятие направлено на информирование населения, в том числе детей и подростков, о факторах риска неинфекционных заболеваний и зависимостей, создание мотивации к ведению здорового образа жизни и обеспечение для этого соответствующих условий, внедрение эффективных профилактических технологий в деятельность учреждений образования и учреждений первичной медико-санитарной помощи.
Планируется проведение конкурсов и выставок работ учащихся "Школа - территория здоровья" по темам здорового образа жизни, "ДДУ - территория здоровья" по темам здорового образа жизни, организация и проведение областной студенческой универсиады среди студентов образовательных организаций высшего образования и студентов образовательных организаций среднего профессионального образования, проведение областных соревнований "Папа, мама, я - спортивная семья", организация и подготовка выставочной экспозиции, печатных материалов для участия специалистов министерства здравоохранения Новосибирской области в Межгосударственном форуме "Здоровье населения - основа процветания стран Содружества", организация и проведение областного фестиваля среди студентов высших учебных заведений, расположенных на территории Новосибирской области, по теме "Формирование здорового образа жизни".
Обеспечение качества ресурсного сопровождения мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Мероприятие направлено на оснащение медицинских кабинетов общеобразовательных организаций оборудованием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 N 58.
Предоставление услуг в сфере здравоохранения по организационно-методическому руководству и координации деятельности медицинских организаций по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья, в том числе детского населения.
Данное мероприятие направлено на финансирование в рамках государственного задания на оказание государственных услуг государственного казенного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Региональный центр медицинской профилактики".
Задача 2 "Модернизация наркологической службы Новосибирской области". В рамках задачи выделяются основные мероприятия:
Реализация системы мер воспитательного, образовательного, культурного и физкультурно-оздоровительного характера, направленных на профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Планируется проведение мероприятий, направленных на профилактику потребления наркотических средств и психотропных веществ (проведение массовой социально-информационной акции, посвященной международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом, проведение ежегодных конкурсов среди молодежных общественных объединений и организаций, в том числе по номинации "Лучшая инициатива волонтеров в сфере профилактики наркомании", организация и проведение слета добровольцев общественных объединений Новосибирской области, работающих в сфере профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни, организация и проведение конкурса проектов и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, проводимых на внутридворовых территориях инициативными группами граждан, общественными объединениями, некоммерческими организациями, организация областного студенческого турнира по стритболу "Молодежь против наркотиков!", организация и проведение кубковых блиц-турниров по уличному баскетболу среди молодежных любительских команд "Кубок вызова", проведение турнира по страйкболу среди молодежи "группы риска", организация и проведение областного фестиваля молодежных современных видов спорта и форм досуга, организация и проведение фестиваля по паркуру, организация и проведение семинаров для специалистов по работе с молодежью, добровольцев-организаторов, педагогических работников (в том числе руководителей, отвечающих за воспитательную работу в профессиональных образовательных организациях Новосибирской области и образовательных организациях высшего образования), социальных работников, педагогов-организаторов и инструкторов физической культуры и спорта, разработка, тиражирование и распространение иллюстрированных печатных изданий для детей и подростков, направленных на профилактику незаконного употребления наркотиков, подготовка методических материалов для специалистов и молодежи, организующих работу в сфере профилактики наркомании, направленных на популяризацию спорта и распространение их в местах проведения массовых детских и молодежных мероприятий, организация и проведение антинаркотических акций "Летний лагерь - территория здоровья", направленных на пропаганду здорового образа жизни в детских оздоровительных лагерях, организация и проведение мониторинга эффективности наркопрофилактической деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях).
Проведение мероприятий, направленных на раннее выявление лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
Планируется проведение мониторинга деятельности по выявлению и учету в общеобразовательных организациях учащихся, допускающих немедицинское потребление наркотических или других веществ, лабораторное обследование населения с целью выявления наркопотребителей с последующим контролем лечения, приобретение расходных материалов, организация и проведение социологических исследований среди населения по проблеме распространенности наркомании и незаконного потребления наркотических и психотропных веществ.
Материально-техническое обеспечение базы наркологической службы Новосибирской области.
Планируется проведение мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Наркология" (оснащение медицинским оборудованием).
Реализация системы мер воспитательного, образовательного, культурного и физкультурно-оздоровительного характера, направленных на профилактику потребления алкогольной продукции.
Планируется организация и проведение социально значимых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди детей и молодежи (конкурсы, акции, олимпиады, конференции), организация и проведение мероприятий антиалкогольной направленности среди студентов высших учебных заведений, расположенных на территории Новосибирской области, издание и распространение социальной рекламы и наглядной агитации в образовательных организациях Новосибирской области, в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Новосибирской области, в транспортных организациях, повышение квалификации педагогов и специалистов по вопросам реализации образовательных программ формирования навыков здорового жизненного стиля, совершенствование организации оказания реабилитационных услуг лицам, злоупотребляющим алкогольной продукцией и больным алкоголизмом на базе реабилитационно-восстановительных центров негосударственных организаций (формирование приверженности к лечению).
Реализация системы мер по оказанию наркологической помощи лицам, страдающим алкоголизмом для снижения тяжести медико-социальных последствий злоупотребления алкогольной продукцией.
Мероприятие направлено на обеспечение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной наркологический диспансер" современными препаратами пролонгированного действия для лечения алкогольной зависимости, белковыми фракциями CDT для исследования уровня карбогидратдефицитного трансферрина для диагностики хронического употребления алкоголя и оценки ремиссии у больных алкоголизмом, реагентами для проведения исследований ферментного спектра у больных алкоголизмом на автоматическом биохимическом анализаторе.
Задача 3 "Профилактика инфекционных заболеваний путем иммунизации населения".
В рамках задачи выделяются основные мероприятия:
Осуществление иммунизации в рамках Национального календаря профилактических прививок.
Мероприятие направлено на иммунизацию населения в рамках Национального календаря профилактических прививок.
Осуществление иммунизации в рамках Национального календаря по эпидемическим показаниям.
Мероприятие направлено на приобретение иммунобиологических лекарственных препаратов (ИБЛП) для проведения профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Задача 4 "Профилактика ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С". В рамках задачи выделяется основное мероприятие:
Реализация мер по противодействию распространения вирусов иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) и вирусных гепатитов В и С.
Указанное мероприятие направлено на совершенствование первичной профилактики ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов В и С (закуп экспресс-тестов для беременных для профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции от матери - новорожденному).
V. Ожидаемые и конечные результаты
За период реализации подпрограммы 1 будут получены результаты, характеризующиеся следующими значениями целевых индикаторов:
охват профилактическими медицинскими осмотрами детей не менее 95%;
охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях системы здравоохранения, образования и социальной защиты не менее 97%;
охват диспансеризацией взрослого населения - 23% (2012 год - нет данных);
доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст. до 52,7% (2012 год - 48,8%);
охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез до 72,5% (2012 год - 66,1%);
число больных наркоманией, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента), до 9,5% (2012 год - 5,6%);
число больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 наркологических больных среднегодового контингента), до 10,4% (2012 год - 5,2%);
число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), до 11,5% (2012 год - 5,8%);
число больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2 лет (на 100 больных алкоголизмом среднегодового контингента), до 10,0% (2012 год - 5,3%);
заболеваемость дифтерией до 0,01 на 100 тыс. населения;
заболеваемость корью менее 1 случая на 1 млн. населения;
заболеваемость краснухой менее 1 случая на 100 тыс. населения;
заболеваемость эпидемическим паротитом менее 1 случая на 100 тыс. населения;
заболеваемость острым вирусным гепатитом В - 0,5 на 100 тыс. населения;
доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных до 75,2% (2012 год - 71,5%);
охват иммунизации населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки не менее 95%;
охват иммунизации населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки не менее 95%;
охват иммунизации населения против кори в декретированные сроки не менее 95%;
охват иммунизации населения против краснухи в декретированные сроки не менее 95%;
охват иммунизации населения против эпидемического паротита в декретированные сроки не менее 95%.
Ожидается снижение следующих значений целевых индикаторов:
распространенность ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) до 29,5% (2012 год - 32,7%);
распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения до 30% (2012 год - 33,4%);
распространенность повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения до 40,0% (2012 год - 43,1%);
распространенность низкой физической активности среди взрослого населения до 48,9% (2012 год - 59,6%);
распространенность избыточного потребления соли среди взрослого населения до 40,0% (2012 год - 50,0%);
распространенность недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения до 56,0% (2012 год - 68,3%);
смертность от самоубийств до 16,0 случаев на 100 тыс. населения (2012 год - 27,9%);
доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года, до 23,1% (2012 год - 19,8%);
доля больных наркоманией, повторно госпитализированных в течение года, до 12,8% (2012 год - 14,3%).
Применяемые сокращения:
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека;
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Новосибирской области от 13 апреля 2015 г. N 137-п "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.