Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 769142-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"
(в части установления дополнительного механизма контроля за передачей отчетов в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда организацией, проводящей специальную оценку условий труда)
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Как указано в пояснительной записке, проект федерального закона N 769142-7 разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда".
Законопроектом предлагается установление дополнительного механизма контроля за передачей отчетов о проведении специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - ФГИС СОУТ), в соответствии с которым отчету о СОУТ присваивается идентификационный номер во ФГИС СОУТ, а срок действия результатов проведения СОУТ исчисляется со дня их передачи во ФГИС СОУТ, а не со дня утверждения отчета, как ранее. Также устанавливается обязанность организации, проводившей специальную оценку условий труда, уведомления работодателю о передаче отчета во ФГИС СОУТ.
Таким образом предполагается исключить имеющиеся в настоящее время на практике случаи, когда в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме, что создает риски возможного умышленного сокрытия отчетов, фактически снижает достоверность и репрезентативность накапливаемых во ФГИС СОУТ данных, а также не позволяет своевременно выявить с использованием автоматических сервисов ФГИС СОУТ возможные нарушения и принять меры по восстановлению нарушенных прав работников.
Другая проблема, которую предлагается решить в рамках концепции законопроекта, связана с тем, что в Федеральном законе "О специальной оценке условий труда" установлены только требования к организациям при их допуске на рынок проведения специальной оценки условий труда и не предусмотрены нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе деятельности допущенных организаций.
В связи с этим предлагается установить обязанность организации, проводящей специальную оценку условий труда, передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию:
- о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Федерального закона, которые были исключены из области аккредитации;
- об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
По результатам рассмотрения указанной информации в случае выявления фактов несоблюдения указанными организациями установленных Федеральным законом требований их деятельность приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений.
Также предлагается внести изменения, предусматривающие возможность осуществления экспертизы качества специальной оценки условий труда по заявлениям органов исполнительной власти, а также устанавливающие обязательность результатов этой экспертизы и результатов рассмотрения разногласий по вопросам ее проведения для всех участников специальной оценки условий труда и определяющие полномочия по передаче соответствующих результатов во ФГИС СОУТ.
Кроме того, законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон в части уточнения его терминологии с учетом терминологии Федерального закона "Об электронной подписи".
На рассматриваемый законопроект поступило 5 отзывов законодательных (представительных) и 30 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Все эти отзывы положительные.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона N 769142-7.
Стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, в основном согласны с проектом федерального закона.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 769142-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.