Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 729921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(по вопросу уточнения статуса старосты сельского населенного пункта и порядка его назначения)
внесен Законодательным Собранием Вологодской области, депутатом Государственной Думы А.В. Канаевым
(утв. решением Комитета от 8 октября 2019 г. N 110/03)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 729921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на уточнение статуса старосты сельского населенного пункта, а также порядка его назначения представительным органом соответствующего муниципального образования.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) изменения, устанавливающие возможность назначения соответствующим представительным органом муниципального образования старосты не только в сельском населенном пункте, но и на части территории сельского населенного пункта либо в нескольких сельских населенных пунктах.
Следует отметить, что возложенные Федеральным законом N 131-ФЗ на старосту сельского населенного пункта задачи и функции предполагаю наибольшую приближенность его к населению. А это может быть реализовано наиболее эффективно в границах только одного населенного пункта. Таким образом, предусмотренная законопроектом возможность назначения старосты в нескольких сельских населенных пунктах не соответствует в полной мере сути института сельских старост.
Что же касается возможности выдвижения кандидатуры старосты на части сельского населенного пункта, то это может привести к тому, что в одном населенном пункте будут назначены два старосты и более, а это в свою очередь может привести к конфликту при выражении ими интересов всех жителей сельского населенного пункта.
Согласно части 2 статьи 27.1 Федерального закона N 131-ФЗ староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
Законопроектом предлагается новый порядок выдвижения кандидатур для назначения сельским старостой - на собрании граждан (вместо схода граждан). Как указано в пояснительной записке к законопроекту, "решение схода граждан по выдвижению кандидатур старост носит рекомендательный характер, окончательное решение в данном случае принимают представительные органы муниципальных образований".
Следует отметить, что сход граждан является одной из форм осуществления населением местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Федерального закона N 131-ФЗ сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта или поселения. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
Представляется, что правовая природа схода граждан и предусмотренные Федеральным законом N 131-ФЗ базовые требования, закрепленные применительно к сходу граждан, осуществляющему полномочия представительного органа муниципального образования, не позволяют считать решения, принятые на сходе граждан, решениями, носящими рекомендательный характер.
Что же касается собраний граждан, то они проводятся на части территории муниципального образования для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления (часть 1 статьи 29 Федерального закона N 131-ФЗ). Из данного определения следует, что собрания граждан являются совещательной-консультативной формой участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 29 Федерального закона N 131-ФЗ результатом проведения собрания граждан является обращение к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления. В свою очередь результатом рассмотрения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления обращения, принятого собранием граждан, является направление письменного ответа (часть 4 статьи 29 Федерального закона N 131-ФЗ).
Таким образом, предложенные законопроектом изменения не соответствуют целям, указанным в пояснительной записке, в связи с чем нецелесообразны.
Законопроектом также предлагается расширить круг лиц, из числа которых может быть назначен староста, за счет включения в него лиц, обладающих зарегистрированными правами на недвижимое имущество на территории, находящейся в границах данного сельского населенного пункта (сельских населенных пунктов).
Частью 2 статьи 27.1 Федерального закона предусмотрено, что староста сельского населенного пункта назначается из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом. Так как в указанной норме не содержится ограничения на постоянное или преимущественное проживание, не исключается возможность назначения на должность старосты сельского населенного пункта лица, не зарегистрированного по месту жительства в соответствующем сельском населенном пункте, но имеющего там недвижимое имущество. Соответственно предложенная законопроектом норма является избыточной.
Кроме этого необходимо отметить следующее. Федеральным законом от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 131-ФЗ, направленные на оптимизацию форм взаимодействия органов местного самоуправления и населения с целью расширения возможностей жителей влиять на решения, принимаемые органами местного самоуправления.
По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшегося 5 августа 2017 года в городе Киров, было предложено определить правовые основы института сельского старосты в сельском населенном пункте, расположенном в поселении, городском округе или на межселенной территории.
В этой связи на основе анализа практики функционирования сельских старост в Федеральном законе N 131-ФЗ были предусмотрены единые основы правового статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта.
По сути, авторами законопроекта предлагается пересмотреть положения Федерального закона N 131-ФЗ, внесенные в него Федеральным законом N 83-ФЗ. По мнению Комитета, концептуальное изменение не так давно принятых норм не имеет под собой достаточных оснований и будет способствовать нестабильности правового регулирования.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении отклонить проект федерального закона N 729921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Вологодской области, депутатом Государственной Думы А.В. Канаевым.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.