Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 715029-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий",
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 715029-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий" (далее - проект федерального закона) и сообщает свое заключение.
Согласно пояснительной записке проект федерального закона направлен на системное совершенствование отношений, связанных с контролем за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в 26 сферах, в том числе в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вопросы передачи полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (далее - переданные полномочия) регулируются статьей 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Статьей 14 проекта федерального закона предлагается уточнить ряд положений статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), указав, в частности, в качестве оснований для изъятия федеральным органом охраны объектов культурного наследия переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий также неисполнение или ненадлежащее исполнение ими указанных полномочий.
Изменениями к пункту 6 статьи 9.1 Федерального закона предлагается уточнить, что федеральный орган охраны объектов культурного наследия будет осуществлять контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, что соответствует терминологии, используемой в Федеральном законе N 184-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 6 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ об объектах культурного наследия федеральный орган охраны объектов культурного наследия контролирует исполнение органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в соответствии с установленным им порядком. Изменениями к пункту 6 указанной статьи проектом федерального закона предлагается уточнить, что порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий в указанной сфере утверждается в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона также предлагается дополнить статью 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ новой частью 8.1, согласно которой руководитель федерального органа охраны объектов культурного наследия вправе:
выносить высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, подлежащие обязательному рассмотрению в тридцатидневный срок;
вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представления об освобождении от занимаемой должности его заместителей и руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственных за осуществление переданных полномочий, в случаях их ненадлежащего исполнения (неисполнения), которые подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в десятидневный срок.
Данные изменения Комитетом по культуре поддерживаются.
Вместе с тем, в дополнительной проработке нуждается вопрос проведения федеральным органом охраны объектов культурного наследия внеплановых проверок исполнения региональными органами власти переданных полномочий.
Согласно пункту 5 статьи 29.2 Федерального закона N 184-ФЗ внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц указанных органов проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Вместе с тем, нарушения законодательства об объектах культурного наследия напрямую не подпадают под понятие массового нарушения прав граждан, что затрудняет федеральному органу охраны объектов культурного наследия, его территориальным подразделениям организацию проведения внеплановых проверок деятельности региональных органов государственной власти в случае поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия информации о фактах нарушения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.
Изменениями к подпункту 9 пункта 6 статьи 9.1 Федерального закона об объектах культурного наследия предусматривается исключение положения о проведении проверок федеральным органом охраны объектов культурного наследия при осуществлении им контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
Комитет считает, что к рассмотрению проекта федерального закона во втором чтении целесообразно проработать вопрос сохранения положения подпункта 9 пункта 6 статьи 9.1 указанного Федерального закона об объектах культурного наследия, предусматривающее полномочие федерального органа охраны объектов культурного наследия по проведению проверок при осуществлении контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий, а также предусмотреть полномочие федерального органа охраны объектов культурного наследия утверждать не только порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством переданных полномочий, но и особенности осуществления такого контроля.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии учета ко второму чтению содержащихся в заключении Комитета по культуре замечаний.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.