Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
на проект федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
(в части оптимизации нотариальной деятельности, повышения востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства о нотариате", Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на оптимизацию нотариальной деятельности в условиях развития цифрового общества.
Законопроектом в числе прочего предлагается установить возможность совершения отдельных нотариальных действий удаленно. Подпунктом "г" пункта 11 проектируемой статьи 1 определяется, что идентификация гражданина, его представителя или представителя юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия удаленно, осуществляется в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации и с учетом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" требования в отношении идентификации клиентов распространяются в том числе на нотариусов, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг.
Под идентификацией понимается совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.
В частности, посредством прохождения клиентом авторизации в единой системе идентификации и аутентификации возможно проведение упрощенной идентификации, но только клиента - физического лица. При этом возможность проведения упрощенной идентификации предоставлена ограниченному законодательством кругу организаций, в который нотариусы не включены.
В этой связи представляется, что вопрос реализации предлагаемых законопроектом норм о проведении удаленно отдельных нотариальных действий требует дополнительной проработки в части сопоставления проектируемых и действующих положений законодательства.
Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 750699-7 "О внесении изменений в Основы законодательства о нотариате" в первом чтении с учетом высказанного замечания.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.