Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 18 октября 2019 года N 394-п
Порядок
оценки налоговых расходов Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
I. Общие положения
1. Порядок оценки налоговых расходов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Порядок, автономный округ) определяет процедуру проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов автономного округа (далее - налоговые расходы), правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов.
2. Понятия, используемые в Порядке, соответствуют терминам и определениям, установленным общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796 (далее - Общие требования).
3. Оценка налоговых расходов направлена на оптимизацию перечня налоговых преференций и обеспечение оптимального выбора объектов для предоставления государственной поддержки в виде налоговых льгот.
Результаты рассмотрения оценки налоговых расходов учитываются при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики автономного округа, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ автономного округа.
4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется с использованием:
показателей, предоставляемых налогоплательщиками-организациями, являющимися юридическими лицами, осуществляющими деятельность в автономном округе и входящими в льготную категорию налогоплательщиков (далее - налогоплательщики-организации);
данных статистической налоговой отчетности;
статистических данных о целевых индикаторах государственных программ автономного округа.
Указанная информация представляется налогоплательщиками-организациями в разрезе предоставляемых налоговых льгот за прошедший налоговый период; по налоговым льготам, планируемым к предоставлению, - за текущий налоговый период и 2 налоговых периода, предшествующих текущему налоговому периоду.
5. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых расходов осуществляется в отношении налоговых льгот, пониженных ставок и иных преференций, установленных законами автономного округа для:
1) налогоплательщиков - организаций по следующим налогам:
налог на прибыль организаций;
налог на имущество организаций;
транспортный налог;
упрощенная система налогообложения;
2) индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения;
3) физических лиц, являющихся в соответствии с законодательством о налогах и сборах плательщиками налогов в консолидированный бюджет автономного округа и входящих в льготную категорию налогоплательщиков по транспортному налогу (далее - налогоплательщики - физические лица).
II. Правила формирования информации о нормативных,
целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов
6. В целях обеспечения сбора информации для оценки эффективности предоставленных налоговых расходов Департамент финансов автономного округа (далее - уполномоченный орган) осуществляет учет информации о налоговых расходах в электронном виде (в формате электронной таблицы) в разрезе показателей, входящих в перечень информации, включаемый в паспорт налогового расхода автономного округа (далее - паспорт налогового расхода), приведенный в приложении 1 к Порядку.
7. Для сбора и учета информации о нормативных и целевых характеристиках налоговых расходов кураторы налоговых расходов представляют в электронном виде в уполномоченный орган информацию по пунктам 17, 18 паспорта налогового расхода ежегодно до 15 апреля.
8. Информацию по пунктам 21, 22 паспорта налогового расхода уполномоченный орган использует на основании данных Управления Федеральной налоговой службы по автономному округу (далее - УФНС России по автономному округу) в порядке, указанном в соглашении между УФНС России по автономному округу и уполномоченным органом, по пунктам 19, 23, 24 паспорта налогового расхода - в порядке, определенном Общими требованиями.
9. В целях проведения оценки эффективности предоставленных налоговых расходов уполномоченный орган направляет кураторам налоговых расходов информацию по пунктам 19 - 22 паспорта налогового расхода ежегодно до 1 мая.
10. Уполномоченный орган ежегодно до 1 мая размещает информацию о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, включенных в перечень налоговых расходов (информацию по пунктам 1 - 20 паспорта налогового расхода), на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
III. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов
11. Оценку эффективности предоставляемых налоговых расходов проводят кураторы налоговых расходов.
Оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов проводит уполномоченный орган в соответствии с пунктами 33, 34 Порядка.
12. Перечень налоговых расходов и кураторов налоговых расходов, ответственных за проведение оценки эффективности налоговых расходов, установленных законами автономного округа, утверждает правовым актом уполномоченный орган.
13. Кураторы налоговых расходов проводят оценку эффективности предоставленных налоговых расходов, установленных законами автономного округа, за отчетный период и направляют в уполномоченный орган отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов до 1 июня по форме согласно приложению 2 к Порядку с приложением произведенных расчетов и аналитической записки, содержащей:
заключение о признании налоговых расходов эффективными (неэффективными) на основе результатов оценки их эффективности;
заключение о значимости вклада налоговых расходов в достижение соответствующих показателей (индикаторов);
заключение о наличии (отсутствии) более результативных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения поставленных целей и задач;
предложения о необходимости сохранения, корректировки или отмены налоговых расходов.
IV. Порядок обобщения результатов оценки эффективности
предоставляемых налоговых расходов
14. Уполномоченный орган рассматривает отчеты кураторов налоговых расходов об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов (далее - отчеты кураторов налоговых расходов), подготовленные в соответствии с пунктом 13 Порядка, ежегодно до 15 июня.
По результатам рассмотрения уполномоченный орган согласовывает отчеты кураторов налоговых расходов в случае отсутствия замечаний и предложений либо направляет на доработку с замечаниями и предложениями.
В случае возвращения указанного отчета на доработку куратор налогового расхода в течение 5 рабочих дней, следующих за днем его возвращения, устраняет замечания и направляет его на повторное рассмотрение.
15. На основе полученных результатов оценки самоокупаемости налоговых расходов и согласованных отчетов кураторов налоговых расходов уполномоченный орган готовит сводный отчет об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее - Сводный отчет).
16. По результатам подготовки Сводного отчета уполномоченный орган готовит аналитическую записку об оценке эффективности предоставленных налоговых расходов за отчетный период (далее - Аналитическая записка).
Аналитическую записку уполномоченный орган направляет в Комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Комиссия) до 1 августа.
После рассмотрения Комиссией уполномоченный орган до 10 сентября направляет Аналитическую записку с учетом замечаний, предложений Комиссии в Правительство автономного округа.
17. Уполномоченный орган размещает Аналитическую записку на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 рабочих дней со дня ее рассмотрения Правительством автономного округа.
V. Оценка эффективности планируемых к предоставлению
налоговых расходов
18. Субъектами оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов выступают исполнительные органы государственной власти автономного округа, согласно полномочиям, установленным нормативными правовыми актами автономного округа, за достижение соответствующих налоговым расходам целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, на основании обращений о предоставлении налоговых расходов, поступивших от заинтересованных лиц.
19. В случае внесения кураторами налоговых расходов предложений об установлении новых налоговых расходов оценку эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляют указанные кураторы налоговых расходов.
20. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется в следующем порядке.
1) Определяются цели (целевые индикаторы) предлагаемого к введению налогового расхода, которые должны:
соответствовать целям государственных программ автономного округа и (или) целям социально-экономической политики автономного округа, не относящимся к государственным программам автономного округа, при которых допустимо предоставление предлагаемых к введению налоговых расходов;
иметь информационную базу для оценки (данные за период не менее чем за 3 последних налоговых периода, содержащиеся в статистической, налоговой отчетности, и характеризующие динамику развития и (или) ситуацию, процессы в отношении субъектов и (или) объектов налогообложения, в отношении которых планируется установить налоговый расход);
подлежать оценке по истечении отчетного периода.
2) Проводится сравнительный анализ результативности применения альтернативных механизмов путем сопоставления планируемого к предоставлению налогового расхода для бюджета автономного округа и возможного бюджетного эффекта в результате применения определенных альтернативных механизмов, в том числе мер прямого финансирования (субсидирования) из регионального бюджета для достижения определенного уровня целевого индикатора.
3) Определяется механизм предоставления налогового расхода, подтверждения права на его применение, особенности его будущего администрирования.
4) Выполняется анализ и выявление индикаторов, на основе которых будет производиться мониторинг и оценка критериев эффективности предлагаемого к введению налогового расхода.
5) Определяется ожидаемый период достижения целевых индикаторов предлагаемого к введению налогового расхода.
6) Проводится оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов на основе критериев, приведенных в пунктах 39, 40 Порядка.
7) Определяется возможный источник компенсации выпадающих доходов консолидированного бюджета автономного округа в связи с предоставлением налоговых расходов.
21. По результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов кураторы налоговых расходов подготавливают аналитический материал о результатах оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов и их целесообразности (далее - Аналитический материал), который направляют в уполномоченный орган не позднее 1 мая текущего года по форме согласно приложению 3 к Порядку.
22. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней, следующих за днем получения Аналитического материала, готовит заключение о целесообразности (нецелесообразности) предоставления рассматриваемых налоговых расходов (далее - Заключение).
23. Заключение содержит:
предложения о внесении изменений в законодательство автономного округа, предусматривающее предоставление в автономном округе представленных к рассмотрению налоговых расходов;
цель, основания и порядок предоставления предлагаемых к введению налоговых расходов;
ожидаемый результат от предоставления налоговых расходов;
вид, размер и срок действия предлагаемых к предоставлению налоговых расходов;
расчет прогнозного объема выпадающих доходов консолидированного бюджета автономного округа в связи с предоставлением налоговых расходов;
наличие или отсутствие более эффективных (менее затратных) альтернативных механизмов достижения планируемого результата от предоставления налоговых расходов;
преимущества предлагаемых к предоставлению налоговых расходов относительно доступных альтернативных механизмов государственной поддержки.
24. В случае принятия решения о целесообразности предоставления рассматриваемых налоговых расходов по результатам подготовки Заключения уполномоченный орган вносит предложения для рассмотрения на Комиссии.
25. В случае принятия решения о нецелесообразности предоставления рассматриваемых налоговых расходов по результатам подготовки Заключения уполномоченный орган направляет инициатору соответствующее уведомление с приложением обоснований.
26. Предложения, поступившие после даты, указанной в абзаце втором пункта 21 Порядка, уполномоченный орган рассматривает и направляет в Комиссию в очередном финансовом году.
VI. Критерии оценки эффективности предоставляемых
налоговых расходов
27. Оценка эффективности предоставляемых налоговых расходов включает:
1) оценку целесообразности предоставляемых налоговых расходов;
2) оценку результативности предоставляемых налоговых расходов.
28. Критериями целесообразности предоставляемых налоговых расходов являются:
их соответствие целям государственных программ автономного округа и (или) целям социально-экономической политики автономного округа, не относящимся к государственным программам автономного округа;
востребованность плательщиками предоставленных налоговых расходов, которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на применение налоговых расходов, и общей численности плательщиков, относящихся к данной категории, за 5-летний период.
29. В случае несоответствия предоставляемых налоговых расходов целям государственных программ автономного округа и (или) целям социально-экономической политики автономного округа, не относящимся к государственным программам автономного округа, хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 28 Порядка, куратор налогового расхода представляет в уполномоченный орган предложения о сохранении (уточнении, отмене) налогового расхода.
30. Оценка результативности предоставляемых налоговых расходов включает:
оценку бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов;
оценку вклада предусмотренного налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа.
31. В целях оценки бюджетной эффективности предоставляемых налоговых расходов осуществляются:
сравнительный анализ результативности предоставления налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственных программ автономного округа, и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа;
оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
32. Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов бюджета автономного округа в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, и объемов предоставленных налоговых расходов (расчет прироста показателя (индикатора) достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета автономного округа для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов) по следующим формулам:
,
где:
- коэффициент бюджетной результативности для налогового расхода;
- фактический вклад налогового расхода в достижение целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа;
- объем предоставленных налоговых расходов.
,
где:
- коэффициент бюджетной результативности для альтернативных механизмов достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа;
ВкладАльтМех - вклад расходов бюджета автономного округа (альтернативных механизмов) для достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа;
ОбъемРасхАльт - объем расходов бюджета автономного округа в рамках соответствующего альтернативного механизма финансирования для достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа.
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, могут учитываться в том числе:
а) субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы по налогам, за счет средств бюджета автономного округа;
б) предоставление государственных гарантий по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы по налогам;
в) совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы по налогам.
33. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций, определяется отдельно по каждому налоговому расходу.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет (в случае если указанные льготы действуют более 6 лет на день проведения оценки эффективности налогового расхода) по следующей формуле:
,
где:
E - совокупный бюджетный эффект (самоокупаемость) стимулирующих налоговых расходов;
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
mi - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
Nij - объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу;
Boj - базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в базовом году;
gi - номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в i-м году по отношению к показателям базового года;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований автономного округа, которая рассчитывается по формуле:
r = iинф + p + c,
где:
iинф - целевой уровень инфляции, определяемый Центральным банком Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
p - реальная процентная ставка, определяемая Правительством Российской Федерации;
c - кредитная премия за риск, рассчитываемая для целей Порядка зависимости от отношения государственного долга автономного округа по состоянию на 1 января текущего финансового года к доходам (без учета безвозмездных поступлений) за отчетный период, определяемая Правительством Российской Федерации.
34. Базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в базовом году (Bоj), рассчитывается по формуле:
,
где:
Nоj - объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет автономного округа j-м плательщиком в базовом году;
Lоj - объем льгот, предоставленных j-му плательщику в базовом году.
Под базовым годом в Порядке понимается год, предшествующий году начала получения j-м плательщиком льготы по налогу, либо 6-й год, предшествующий отчетному году, если льгота предоставляется плательщику более 6 лет.
35. Оценка вклада предусмотренных для плательщиков льгот по налогам в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, определяется как разница между значением указанного показателя (индикатора) с учетом льгот по налогам и значением указанного показателя (индикатора) без учета льгот по налогам путем расчета коэффициента эффективности вклада налогового расхода в достижение целей:
,
где:
- коэффициент эффективности вклада налогового расхода в отчетном периоде;
- планируемый вклад налогового расхода в достижение целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа;
- фактический вклад налогового расхода в достижение целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа.
При значении коэффициента эффективности вклада налогового расхода. не ниже 75 процентов налоговый расход расценивается как эффективный.
Запланированное значение показателя (индикатора) достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, определяет куратор налогового расхода до начала отчетного периода как ожидаемый вклад непосредственно налоговых расходов в изменение целевого индикатора по формуле:
,
где:
- планируемое значение целевого индикатора в отчетном периоде;
- значение целевого индикатора в базовом периоде;
- запланированный вклад прочих (неналоговых) факторов в изменение значение целевого индикатора.
Планируемый вклад прочих факторов определяет куратор налогового расхода на основе экспертного прогноза вклада постоянных ключевых факторов, влияющих на изменение целевого индикатора, отдельно по каждой категории налоговых расходов.
Вклад прочих факторов численно выражается в коэффициенте-мультипликаторе, который может принимать любые значения, как положительные, так и отрицательные, в зависимости от того, ожидается ли, что совокупность прочих факторов окажет положительное или отрицательное влияние на изменение целевого индикатора.
Определяются вклады следующих типов прочих факторов в изменение целевых индикаторов:
экономических факторов,
факторов бюджетных расходов,
фактора нормативного регулирования.
Фактическое значение показателя (индикатора) вклада налогового расхода в достижение целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, определяется по формуле:
,
где:
- фактическое значение целевого индикатора в отчетном периоде;
- значение целевого индикатора в базовом периоде;
- фактический вклад уникальных фактов и обстоятельств, характерных для конкретного отчетного периода, определяемый куратором налогового расхода на основе экспертного анализа и мониторинга показателей в рассматриваемом периоде.
36. Кураторы налоговых расходов вправе предусматривать дополнительные критерии оценки эффективности предоставляемых налоговых расходов. Рекомендуемый перечень критериев оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности предоставляемых налоговых расходов и алгоритм их расчета приведен в приложении 4 к Порядку.
37. Совокупность значений всех критериев, включая рекомендуемые, при которых предоставляемые налоговые расходы считаются эффективными, должна соответствовать значениям, приведенным в приложении 5 к Порядку.
VII. Критерии оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов
38. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется с использованием метода экстраполяции, который предусматривает предположение о продолжении в будущем периоде (периодах) существующих экономических тенденций.
39. Оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов осуществляется по следующим критериям:
соответствие предоставляемых налоговых расходов целям государственных программ автономного округа и (или) целям социально-экономической политики автономного округа, не относящимся к государственным программам автономного округа;
сравнительный анализ результативности предоставления налоговых расходов и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственных программ автономного округа и (или) целей социально-экономической политики автономного округа, не относящихся к государственным программам автономного округа, проводится в соответствии с пунктом 32 Порядка;
ожидаемая бюджетная эффективность планируемых к предоставлению налоговых расходов для отдельной категории налогоплательщиков.
40. Оценка бюджетной эффективности планируемых к предоставлению налоговых расходов на основе показателя ожидаемого бюджетного эффекта производится по следующей формуле:
,
где:
- бюджетная эффективность планируемой к введению налоговой льготы;
- ожидаемая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа в текущем финансовом году для j-ой категории налогоплательщиков.
- прогнозируемая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа на очередной финансовый год, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;
- прогнозируемая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа на финансовый год, следующий за годом, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;
- прогнозируемая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет автономного округа на второй финансовый год, следующий за годом, с которого планируется предоставление льготы для j-ой категории налогоплательщиков;
- сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков в планируемом году, с которого планируется предоставление льготы;
- сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков в году, следующем за годом, с которого планируется предоставление льготы;
- сумма налоговых льгот, планируемых к предоставлению j-й категории налогоплательщиков во втором году, следующем за годом, с которого планируется предоставление льготы.
В случае если полученное значение выше 1, то планируемую к введению льготу следует рассматривать как эффективную с бюджетной точки зрения. В случае значения данного показателя, которое меньше 1, планируемую к введению льготу следует расценивать как неэффективную для бюджета автономного округа.
41. Совокупность значений всех критериев, при которых планируемые к предоставлению налоговые расходы считаются эффективными, должна соответствовать значениям, приведенным в приложении 6 к Порядку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.