В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ" и распоряжением Правительства Новосибирской области от 04.02.2014 N 13-рп "О перечне государственных программ Новосибирской области", в целях эффективного решения экологических проблем в Новосибирской области Правительство Новосибирской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах".
2. Установить прилагаемый Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах", согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.
3. Установить прилагаемый Порядок предоставления субсидий (условия предоставления и расходования) из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
4. Установить прилагаемые критерии отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
5. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (Вершинин Д.В.) обеспечить координацию выполнения мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах".
6. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области подготовить не позднее 31.12.2014 изменения:
1) в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы";
2) в постановление Правительства Новосибирской области от 27.09.2013 N 400-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Новосибирской области в 2014-2020 годах".
7. Признать утратившими силу с 01.01.2015:
1) постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п "О субсидиях местным бюджетам и порядке финансирования мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы";
2) постановление Правительства Новосибирской области от 09.04.2013 N 134-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п";
3) постановление Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 N 441-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 02.05.2012 N 219-п";
4) постановление Правительства Новосибирской области от 10.09.2012 N 424-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п";
5) постановление Правительства Новосибирской области от 18.06.2014 N 231-п "О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п".
8. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.
9. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
Губернатор Новосибирской области |
В.Ф. Городецкий |
Государственная программа Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах"
(утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 19 января 2015 г. N 10-п)
I. Паспорт
государственной программы Новосибирской области
Наименование государственной программы |
Государственная программа Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" (далее - государственная программа) |
Основные разработчики государственной программы |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области |
Государственный заказчик |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство) |
Руководитель государственной программы |
Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - Вершинин Д.В. |
Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы |
Министерство, органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области, в том числе мэрия города Новосибирска; инвестиционные компании, привлекаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, в соответствии с официально подтвержденными намерениями; организации, определяемые заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области |
Цели и задачи государственной программы |
Цель государственной программы: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду. Задачи государственной программы: Задача 1. Внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов, образующихся в городе Новосибирске. Задача 2. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске. Задача 3. Создание условий для легитимного размещения твердых бытовых отходов на территории Новосибирской области. Задача 4. Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске. Задача 5. Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса. Задача 6. Обновление автопарка техники специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса |
Перечень подпрограмм государственной программы |
Подпрограммы не выделяются |
Сроки (этапы) реализации государственной программы |
Период реализации государственной программы 2015-2020 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются |
Объемы финансирования программы |
Общий объем финансирования государственной программы составляет 4 408 625,7 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 1 363 629,4 тыс. руб.; 2016 год - 2 263 833,7 тыс. руб.; 2017 год - 39 469,3 тыс. руб.; 2018 год - 247 138,7 тыс. руб.; 2019 год - 247 254,4 тыс. руб.; 2020 год - 247 300,2 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования: средства областного бюджета Новосибирской области - 727 210,5 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 30 034,3 тыс. руб.; 2016 год - 33 588,1 тыс. руб.; 2017 год - 33 588,1 тыс. руб.; 2018 год - 210 000,0 тыс. руб.; 2019 год - 210 000,0 тыс. руб.; 2020 год - 210 000,0 тыс. руб., средства местных бюджетов (прогнозные объемы на условиях софинансирования) - 132 038,2 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 1 462,7 тыс. руб.; 2016 год - 15 001,0 тыс. руб.; 2017 год - 5 381,2 тыс. руб.; 2018 год - 36 638,7 тыс. руб.; 2019 год - 36 754,4 тыс. руб.; 2020 год - 36 800,2 тыс. руб., внебюджетные источники - 3 549 377,0 тыс. руб., в том числе: 2015 год - 1 332 132,4 тыс. руб.; 2016 год - 2 215 244,6 тыс. руб.; 2017 год - 500,0 тыс. руб.; 2018 год - 500,0 тыс. руб.; 2019 год - 500,0 тыс. руб.; 2020 год - 500,0 тыс. руб. Суммы средств, выделяемые из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников, подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней. В государственной программе приведена прогнозная (справочная) информация об объемах средств местных бюджетов и внебюджетных источников |
Основные целевые индикаторы государственной программы |
Основные целевые индикаторы: 1. Доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области. 2. Количество мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска. 3. Потенциально возможная мощность мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска. 4. Доля организаций в сфере обращения с отходами, деятельность которых в единой системе регулируется Единым оператором. 5. Доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, обеспеченных полигонами твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. 6. Доля твердых бытовых отходов, захораниваемых на полигонах твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, от количества твердых бытовых отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. 7. Количество полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям. 8. Количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов. 9. Доля колесной техники специального назначения, (приобретенной или переоборудованной), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива, от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года. 10. Количество приобретенной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) |
Ожидаемые результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях |
Результатами реализации государственной программы станут: снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Новосибирской области; увеличение доли обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области, до 47% (аналогичный показатель 2014 года - 40,36%); создание в 47,1% муниципальных районов и городских округов Новосибирской области условий для легитимного размещения отходов, что выше аналогичного показателя 2014 года (в 2014 году обеспеченность муниципальных районов условиями для легитимного размещения отходов составила 20,6% от общего количества муниципальных районов и городских округов, за исключением г. Новосибирска); увеличение доли захораниваемых отходов на полигонах, отвечающих установленным требованиям, до 21% (в 2014 году данный показатель составил - 12%); внедрение до 5,3% от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года, техники специального назначения, работающей на компримированном природном газе, что позволит расширить использование природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте; обновление автопарка техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) на 49% по отношению к количеству техники, имеющейся у муниципальных предприятий коммунального комплекса на 01.01.2014, что в целом позволит обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов в местах их накапливания; совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске, что позволит систематизировать деятельность 50% организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами в форме единой системы путем регулирования Единым оператором; применение новых подходов по разделению (сортировке, раздельному сбору), утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению отходов на территории города Новосибирска, которая позволит внедрить в рамках пилотных проектов раздельный сбор отходов на территории 4 районов города Новосибирска, что в дальнейшем позволит применить полученный опыт вторичного применения отходов на территории Новосибирской области; сокращение до 70% доли отходов, образующихся в городе Новосибирске, подлежащих размещению и захоронению, которое произойдет в результате строительства комплексов по глубокой переработке твердых бытовых отходов в рамках реализации пилотного проекта для города Новосибирска, ввода и эксплуатации 2-х мусороперерабатывающих предприятий, что позволит снизить данный показатель на 11,5 процентных пунктов (по данным Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 17.05.2010 N 137 "Об утверждении Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска", доля размещаемых отходов (захораниваемых) по состоянию на 01.01.2014 составила 81,5%); сокращение объема непереработанных твердых бытовых отходов, подлежащих захоронению на полигонах, более чем на 40 тыс. тонн (после ввода в эксплуатацию 2-х мусороперерабатывающих предприятий и их выхода на проектную мощность данный показатель требует уточнения). Реализация государственной программы в целом будет способствовать: привлечению средств частных инвесторов в сферу охраны и защиты окружающей среды; применению экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами; улучшению экологии Новосибирской области; увеличению рабочих мест за счет строительства предприятий по мусоропереработке; снижению нагрузки на население и прочих потребителей при применении дотационного тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов |
Электронный адрес размещения государственной программы |
http://minstroy.nso.ru/Documentation/Pages/projectpost.aspx |
II. Обоснование необходимости разработки государственной программы
Для целей настоящей государственной программы применяются следующие понятия:
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) - сооружения для размещения бытовых отходов, построенные и эксплуатируемые в соответствии с проектами;
несанкционированные места размещения отходов - территории, не предназначенные для размещения отходов;
санкционированные места размещения отходов - разрешенные органами местного самоуправления территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не соответствующие установленным требованиям. Являются временными, подлежат обустройству в соответствии с установленными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов ТБО;
утилизация отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
отходы эксплуатации автотранспортных средств, образующиеся у населения (физических лиц), - отработанные шины авто-, мототранспорта.
Легитимное размещение ТБО - размещение отходов на специально оборудованных объектах, предназначенных для их размещения, утилизации и захоронения (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Объекты по раздельному сбору отходов включают в себя площадки для раздельного сбора, мусоросортировочные станции, центры сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Известные в настоящее время и применяемые в практике многочисленные методы обезвреживания отходов можно объединить в группы:
1. Ликвидационные, применяемые исключительно с целью изолировать и по возможности уничтожить растущую массу отходов без использования содержащихся в них ценных веществ. К этой категории относится очень широко применяемое в настоящее время захоронение мусора на свалках различного типа, как открытых, так и усовершенствованных (многоярусные, с земляным перекрытием); сжигание отходов в специальных печах, часто очень крупных по мощности, использование мусора в качестве балласта для выравнивания отрицательных форм рельефа и заполнение ими выработанных карьеров или шахт.
2. Частично ликвидационные, предусматривающие обязательную сортировку, массы отходов на специализированных заводах для выделения наиболее легко утилизируемых категорий мусора - вторичного сырья, органических частей.
По оценочным данным на территории Новосибирской области образуется 3860 тыс. тонн отходов в год. В связи с чем, система обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области нуждается в совершенствовании, внедрении новых механизмов по утилизации, сбору и захоронению отходов.
Принимая во внимание высокую социальную значимость повышения эффективности управления отходами, была разработана и реализовывалась (до 01.01.2015) на территории Новосибирской области с 2012 года долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы", утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2011 N 413-п (далее - программа).
В рамках программы были начаты следующие мероприятия:
1. Реализация пилотного проекта по строительству мусороперерабатывающего комплекса в городе Новосибирске, который по завершению строительства позволит перерабатывать до 70% ТБО, образующихся в городе Новосибирске (далее - пилотный проект).
В рамках реализации данного мероприятия осуществлялся поиск потенциального инвестора. В мае 2014 года с потенциальным инвестором заключено соглашение о реализации пилотного проекта, проводятся мероприятия по выбору и согласованию земельных участков на правом и левом берегах Новосибирского района Новосибирской области.
2. Строительство полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, в первую очередь для обслуживания территорий с относительно высокой плотностью населения в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области.
За период 2012-2014 годов в рамках программы построено 5 полигонов ТБО, в 2015 году планируется завершить строительство еще одного объекта.
3. Приобретение техники специального назначения.
В 2012-2014 годах приобретено 140 единиц техники для сбора и вывоза отходов.
4. Развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами.
В 2013 году оказана государственная поддержка организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию утилизации отходов электронного и электрического оборудования, в том числе бытовой техники, образующихся у населения, в результате утилизировано 4034 единицы отходов.
5. Развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов.
В 2013 году в рамках оказания государственной поддержки организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию утилизации, обезвреживания (уничтожения) медицинских, биологических отходов, образующихся у населения (физических лиц), утилизировано опасных отходов 45,8 тонн. Приобретено и установлено 756 контейнеров для сбора ТБО в частном секторе городских и сельских поселений Новосибирской области.
6. Ликвидация экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов.
В 2013 году ликвидировано 23 несанкционированных места размещения отходов.
Ряд мероприятий с 2015 года будет реализовываться в рамках государственной программы Новосибирской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Новосибирской области в 2014-2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 27.09.2013 N 400-п (заказчик - координатор программы - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области).
Несмотря на реализацию вышеуказанных мероприятий в 2012-2013 годах риск негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду сохраняется.
Такие проблемы как: отсутствие глубокой переработки ТБО, недостаточно развитая система управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), несоответствие действующих полигонов для захоронения отходов современным требованиям, отсутствие развитой инфраструктуры по раздельному сбору отходов, а также ежегодное старение автопарка техники специального назначения предприятий коммунального комплекса остаются актуальными и требуют комплексного решения в рамках государственной программы.
В настоящее время на территории Новосибирской области предприятия по глубокой переработке ТБО отсутствуют, что не позволяет уменьшать объемы захоронения отходов и вовлекать в оборот вторичное сырье.
Вместе с тем, представленная ниже структура отходов, образующихся в Новосибирской области, характеризует то, что существенную долю образующихся отходов представляют ТБО.
Структура отходов, образующихся в Новосибирской области
Наибольший экономический и социальный эффект от реализации инвестиционных проектов по переработке ТБО и некоторых видов промышленных отходов может быть достигнут при создании мусороперерабатывающих комплексов. Реализация проекта по созданию таких комплексов требует системного подхода и должна быть направлена на решение технических, технологических, организационных и экономических вопросов.
Ниже приведен прогнозный баланс распределения ТБО (на переработку и захоронение), характеризующий расчетные объемы ТБО, направленные на сортировку, переработку и захоронение, с учетом строительства мусороперерабатывающих предприятий для города Новосибирска.
Таблица N 1
Прогнозный баланс распределения ТБО (на переработку и захоронение)
Показатели |
Направления использования, % |
Расчетные объемы на 2020 год, тыс. тонн |
||
на сортировку и переработку |
на захоронение |
на сортировку и переработку |
на захоронение |
|
Всего |
70 |
30 |
602,1 |
253,0 |
ТБО от жилого сектора | ||||
селективно собранные |
- |
100 |
- |
23,3 |
смешанные |
85 |
15 |
375,5 |
66,3 |
ТБО от организаций | ||||
селективно собранные |
- |
100 |
- |
57,0 |
смешанные |
100 |
- |
132,0 |
- |
КГО |
47 |
53 |
25,4 |
28,6 |
Отходы от содержания территорий |
47 |
53 |
69,2 |
77,8 |
КГО - крупно-габаритные отходы.
Таким образом, от общего объема образующихся отходов в год:
объем ТБО, направляемых на сортировку и переработку, составит до 70%;
объем ТБО, направляемых на захоронение, составит до 30%.
Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующихся в городе Новосибирске.
С момента реализации пилотного проекта и уже по завершению строительства мусороперерабатывающего завода N 1 (далее - МПЗ) потребуется увеличение тарифа на утилизацию ТБО.
Для перехода к переработке отходов, а не их захоронению, повышение тарифа на утилизацию ТБО неизбежно.
Установление экономически обоснованного тарифа на утилизацию отходов путем их глубокой переработки может существенно увеличить размер платежей, осуществляемых населением (в части платы за вывоз и утилизацию ТБО). Искусственное занижение тарифа исключает инвестиционную привлекательность строительства МПЗ, поскольку не обеспечивает возврат инвестиции в течение разумного срока.
Действие в целях государственной политики сдерживания тарифов (цен) на некоторые виды коммунальных услуг приведет к возникновению выпадающих доходов у организаций коммунального комплекса (Единый Оператор), оказывающих услуги в сфере глубокой переработки ТБО в Новосибирской области, для этого необходима реализация мероприятия по возмещению убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен (тарифов) на утилизацию ТБО для нужд населения и потребителей, приравненных к населению.
Для решения проблемы по легитимному размещению отходов на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (без учета города Новосибирска) в рамках первоочередных мероприятий необходимо обеспечить полигонами ТБО до 100% муниципальных районов (в районных центрах) и городских округов Новосибирской области.
Для достижения данного показателя требуется построить дополнительно 28 полигонов, на которых будет захораниваться до 37,2% ТБО, что потребует существенных капитальных вложений (более 1,3 млрд. руб.) и временных затрат.
Исходя из анализа проектируемых и строившихся полигонов, проектирование и прохождение государственных экспертиз проектной документации занимает до 2 лет, строительство и освоение средств в течение 2-3 лет. По приведенным выше показателям достижение 100% значения данного мероприятия потребует его реализации в течение 12-13 лет.
В 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года на территории Новосибирской области построены и введены в эксплуатацию полигоны по приемке и захоронению отходов в селе Северное Северного района, селе Баган Баганского района, рабочем поселке Краснозерское, рабочем поселке Чистоозерное, городе Искитим Новосибирской области, всего 6 полигонов ТБО. Доля муниципальных образований Новосибирской области, обеспеченных полигонами, отвечающих требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере системы обращения с отходами, составляет - 20,6%, на которых захоранивается 12% бытовых отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов.
В рамках реализации государственной программы с учетом выделяемых средств планируется обеспеченность муниципальных районов и городских округов полигонами ТБО до 47,1%, отбор которых будет осуществляться согласно критериям, установленным в приложении N 3 к постановлению.
Для развития этого направления по формированию системы раздельного сбора на территории Новосибирской области раздельный сбор необходимо внедрять непосредственно в местах накопления отходов.
В предыдущие годы мероприятия по формированию данной системы практически не реализовывались, в большинстве случаев на придомовых территориях многоквартирных жилых домов осуществлялся сбор отходов в двух направлениях, это бытовые отходы и крупногабаритные, сортировка отходов осуществлялась стихийно непосредственно на полигонах захоронения частными организациями.
В рамках государственной программы формирование системы раздельного сбора планируется начать с пилотных проектов на территории четырех наиболее крупных районов города Новосибирска.
Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске будет способствовать развитию транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки отходов к конечному их захоронению, включающих: обустройство площадок для раздельного сбора, устройство станций перегрузки, мусоросортировочных станций, центров сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
В целях обеспечения бесперебойного сбора и вывоза отходов необходимо обновление автопарка техники специального назначения предприятий коммунального комплекса, так как износ транспортных средств составляет 50-70%.
В 2012-2013 годах было приобретено 140 единиц техники, вместе с тем потребность в обновлении остается до настоящего времени в связи с ежегодным выбытием автотранспорта по причине поломки либо истечения срока эксплуатации.
Учитывая на сегодняшний день развитие рынка автотранспорта на газомоторном топливе и принимая во внимание экологический эффект от его использования, необходимо внедрять автомобильный транспорт специального назначения, использующий природный газ в качестве моторного топлива, на сегодняшний день на предприятиях коммунального комплекса такая техника не применяется.
В соответствии с Комплексным планом мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, утвержденным заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичем от 14.11.2013 N 6819п-П9, субъектам Российской Федерации поручена разработка государственных программ в данном направлении, разработка аналогичной программы планируется на федеральном уровне.
Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения предприятий коммунального комплекса позволит внедрить использование компримированного природного газа на технике специального назначения и в целом расширить его использование в Новосибирской области.
Принимая во внимание развитие рынка газомоторного топлива на территории Российской Федерации возникает потребность в мероприятиях по внедрению и эксплуатации техники, работающей на газомоторном топливе, в рамках государственной программы.
При поэтапном развитии рынка газомоторного топлива в России прогнозируется увеличение потребления компримированного природного газа с 0,4 млрд. куб.м в 2013 году до 10,4 млрд. куб.м к 2020 году, сжиженного природного газа - с 0 до 3,8 млн.т в год.
В городе Новосибирске на территории левого берега действуют две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), строительство еще одной станции планируется в Первомайском районе. Первоначальные мероприятия по приобретению транспортных средств для сбора и вывоза отходов, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива, будут ориентированы на город Новосибирск.
III. Цели и задачи, важнейшие целевые индикаторы
государственной программы
Выбор приоритетов государственной программы определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, Концепцией охраны окружающей среды Новосибирской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 17.11.2009 N 283-р, Планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2013 N 609-п, Концепцией развития комплекса по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов города Новосибирска (одобрена на заседании Правительства Новосибирской области, протокол от 06.08.2012 N 28).
Приоритетами государственной политики в сфере обращения с отходами являются:
совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, внедрение глубокой переработки вторичного сырья и бытовых отходов, направленное на снижение негативного воздействия на окружающую среду;
создание единой информационной системы об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах переработки;
совершенствование тарифной политики в сфере сбора и утилизации отходов на территории муниципальных образований для установления экономически обоснованного тарифа;
создание межмуниципальных объектов размещения отходов, предприятий по переработке отходов на основании схем территориального планирования районов и схем санитарной очистки муниципальных образований;
организация системы сбора и обезвреживания в полном объеме ТБО, образующихся на территории муниципальных образований с численностью населения от 5 тыс. человек;
создание полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, для населенных пунктов с численностью населения до 30 тыс. человек.
Целью государственной программы является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
внедрение глубокой переработки ТБО, образующихся в городе Новосибирске;
совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске;
создание условий для легитимного размещения ТБО на территории Новосибирской области;
создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске;
расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса;
обновление автопарка техники специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса.
К основным индикаторам реализации государственной программы относятся:
1) доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области;
2) количество мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска;
3) потенциально возможная мощность мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска;
4) доля организаций в сфере обращения с отходами, деятельность которых в единой системе регулируется Единым оператором;
5) доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, обеспеченных полигонами ТБО, отвечающих установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
6) доля ТБО, захораниваемых на полигонах ТБО, отвечающих установленным требованиям, от количества ТБО, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области;
7) количество полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям;
8) количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов;
9) доля колесной техники специального назначения (приобретенной или переоборудованной), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива, от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года;
10) количество приобретенной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов).
Показатель целевого индикатора под номером один является статистическим, показатели индикаторов под номерами со второго по десятый включительно являются расчетными, для расчета плановых и фактических значений показателей применяется методика расчета.
Методика расчета плановых и фактических значений индикаторов приведена в Плане реализации мероприятий государственной программы.
Сведения о плановых значениях индикаторов государственной программы по годам приведены в приложении N 1 к государственной программе.
IV. Система основных мероприятий государственной программы
Для решения задачи по внедрению глубокой переработки ТБО, образующихся в городе Новосибирске, необходимо строительство 2-х комплексов по глубокой переработке ТБО для города Новосибирска в рамках пилотного проекта.
Реализацию данного мероприятия планируется осуществить за счет внебюджетных источников (инвестиционных вложений).
Правительством Новосибирской области, мэрией города Новосибирска и ООО "Экология-Новосибирск" 12.05.2014 заключено соглашение N 12 "О реализации инвестиционного проекта". Соглашение заключено в целях создания комплекса по сортировке и переработке ТБО для города Новосибирска.
Строительство комплексов по глубокой переработке ТБО для г. Новосибирска планируется осуществить в 2015-2016 годах со сроком выхода первого комплекса на проектную мощность в 2018 году, второго комплекса - в 2019 году. К концу реализации государственной программы ожидается вывести вновь построенные комплексы на потенциально возможную мощность в объеме 600 тыс. тонн отходов в год.
Для решения задачи по совершенствованию системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске, планируется создать юридическое лицо в виде ОАО "Единого оператора по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов города Новосибирска" (далее - Единый оператор).
Создание данного юридического лица планируется осуществить в 2016 году путем внесения вклада в уставной капитал Единого оператора с участием Новосибирской области и мэрии города Новосибирска.
При создании юридического лица департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области выступит от имени Новосибирской области учредителем Единого оператора, примет участие в подготовке устава общества совместно с мэрией города Новосибирска. После регистрации юридического лица Единым оператором совместно с министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и мэрией города Новосибирска будут сформированы органы управления и ревизионная комиссия общества.
Планируется, что Единый Оператор посредством заключения контрактов с инвесторами образует в городе Новосибирске систему по переработке отходов, которая включит в себя сортировочные линии, предприятия по глубокой переработке отходов, как вновь построенные, так и существующие (мусоросортировочный завод N 2) и так далее. Контракты, заключенные с инвесторами, будут включать в себя гарантии по обеспечению построенных за счет инвестиций предприятий отходами, цену переработки единицы отходов, сроки окупаемости.
Схема взаимодействия Единого Оператора на рынке обращения ТБО приведена ниже.
См. схему в формате MS-Word
Создание Единого оператора позволит смягчить экономическую нагрузку на население, связанную с необходимостью повышения тарифа на утилизацию ТБО. Указанный результат планируется достичь путем реализации программы дотаций (предоставления Единому оператору на компенсацию части затрат по оплате услуги утилизации ТБО).
Так, с 2018 года планируется ежегодное предоставление дотаций Единому оператору за счет средств областного бюджета Новосибирской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на утилизацию ТБО для нужд населения и потребителей, приравненных к населению (механизм предоставления дотаций будет уточнен после создания данного юридического лица).
Для решения задачи по созданию условий для легитимного размещения ТБО в городских и сельских поселениях Новосибирской области предусмотрено софинансирование местных бюджетов на строительство полигонов ТБО в городских и сельских поселениях Новосибирской области, за исключением города Новосибирска.
В рамках реализации данного мероприятия за счет средств бюджета Новосибирской области и местных бюджетов муниципальных образований будет осуществляться строительство полигонов ТБО на территории Новосибирской области.
В рамках реализации мероприятия по строительству полигонов ТБО предполагается построить 9 полигонов ТБО, тем самым создав в 16 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области условия для легитимного размещения отходов. В первую очередь для обслуживания территорий с относительно высокой плотностью населения в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области (численность обслуживаемого населения не менее 5 тысяч человек).
Для решения задачи по созданию инфраструктуры раздельного сбора отходов в городе Новосибирске потребуется реализация мероприятия по софинансированию расходов местных бюджетов на мероприятия по ее формированию.
В рамках реализации мероприятия в период с 2017 по 2020 год возможно: обустройство площадок для раздельного сбора (являющихся муниципальной собственностью), устройство станций перегрузки, мусоросортировочных станций, центров сбора компонентов, входящих в состав ТБО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Реализация данных мероприятий планируется на территории 4 районов города Новосибирска, их очередность определяется мэрией города Новосибирска.
Для решения задачи по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса потребуется в период с 2016 по 2020 год реализация мероприятия по софинансированию расходов местных бюджетов на приобретение (или переоборудование) колесной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов), использующих компримированный газ в качестве моторного топлива.
Для решения задачи по обновлению автопарка техники специального назначения предприятий коммунального комплекса потребуется в период с 2016 по 2020 год реализация мероприятия по софинансированию расходов местных бюджетов на приобретение техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов).
Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой, приведен в приложении N 1 к постановлению.
Условия предоставления и расходования субсидий из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы приведены в приложении N 2 к постановлению.
Критерии отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы приведены в приложении N 3 к постановлению.
Перечень основных программных мероприятий по годам реализации государственной программы приведен в приложении N 2 к государственной программе.
К мерам государственного регулирования, реализуемым в рамках государственной программы, осуществляемых министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области в пределах полномочий, установленных Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 20.10.2014 N 415-п, относятся:
1) разработка правовых документов в области обращения с отходами производства и потребления;
2) координация вопросов развития и деятельности жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с отходами производства и потребления в рамках реализации Концепции развития комплекса по сбору, транспортировке, переработке и утилизации ТБО города Новосибирска;
3) обеспечение условий для привлечения внебюджетных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс Новосибирской области.
V. Механизм реализации и система управления реализацией государственной программы
Реализация и финансирование государственной программы осуществляются в соответствии с перечнем программных основных мероприятий на основании государственных контрактов (гражданско-правовых договоров), соглашений, заключаемых государственным заказчиком государственной программы с поставщиками товаров, работ и услуг, администрациями муниципальных образований Новосибирской области.
Государственным заказчиком государственной программы является министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - государственный заказчик).
Исполнителями мероприятий государственной программы выступают министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области во взаимодействии с администрациями муниципальных образований Новосибирской области, мэрия города Новосибирска, инвестиционные компании, организации, определяемые заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
Участником реализации государственной программы является департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Государственный заказчик государственной программы во взаимодействии с исполнителями мероприятий государственной программы осуществляет функции:
управления реализацией государственной программы;
подготовки проектов правовых актов, обеспечивающих реализацию государственной программы;
контроля за ходом реализации государственной программы;
оперативного контроля за выполнением мероприятий государственной программы и мониторинга результатов их реализации, в том числе за целевым и эффективным использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию государственной программы;
выявления отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, установления причины и разработки мер по устранению отклонений;
организации мероприятий по проведению независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий государственной программы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
анализа, корректировки хода выполнения государственной программы, внесения предложений по совершенствованию реализации государственной программы.
Для выполнения работ в рамках мероприятий государственной программы могут привлекаться независимые консультанты, эксперты, общественные и научные организации.
Государственный заказчик государственной программы в соответствии с действующим законодательством разрабатывает условия участия претендентов в проводимых конкурсах на право выполнения мероприятий государственной программы, отбор проектов, реализуемых в рамках государственной программы.
Инвестиционные программные мероприятия реализуются с применением механизмов хозяйственного партнерства и обеспечения экономически привлекательных условий для развития бизнеса.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 14.04.2007 N 97-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области", Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 "О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года", в целях повышения конкурентоспособности экономики Новосибирской области и роста эффективности расходования бюджетных средств Новосибирской области на оказание мер государственной поддержки инвесторам, осуществляющим капитальные вложения на территории Новосибирской области, определены перспективные направления инвестиционной деятельности, в состав которых входит модернизация, расширение или создание производств по переработке вторичного сырья и бытовых отходов. Пилотный проект по строительству комплексов глубокой переработки ТБО относится к их числу.
Решение об отнесении инвестиционного проекта и инвестора к числу стратегических принимается в соответствии с Законом Новосибирской области от 14.04.2007 N 97-ОЗ "О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области". Стратегические инвесторы имеют право на получение за счет средств областного бюджета субсидий для разработки проектной документации стратегического инвестиционного проекта.
Органы местного самоуправления Новосибирской области принимают участие в исполнении программных мероприятий за счет средств местных бюджетов, за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области на основании соглашений, заключенных между заказчиком государственной программы и администрациями муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Дотации на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на утилизацию ТБО для нужд населения и потребителей, приравненных к населению, будут предоставляться организации, оказывающей услуги в сфере глубокой переработки ТБО Новосибирской области, на основании действующего законодательства и заключенных соглашений.
Механизм создания Единого оператора изложен в разделе "Система основных мероприятий государственной программы".
Механизм предоставления субсидий устанавливается условиями предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных образований Новосибирской области на основании Порядка предоставления субсидий (условий предоставления и расходования) из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие систем обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" (приложение N 2 к постановлению Правительства Новосибирской области).
Методика расчета субсидий из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам приведена в приложение N 3 к государственной программе.
Перечень получателей субсидий в разрезе муниципальных районов и городских округов определяется в соответствии с критериями отбора муниципальных образований Новосибирской области для предоставления субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы согласно приложению N 3 к постановлению, ежегодно утверждается при формировании проекта закона об областном бюджете Новосибирской области.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области для управления и контроля за ходом реализации государственной программы:
ежегодно формирует план реализации мероприятий (подробный перечень планируемых к реализации мероприятий) государственной программы на очередной год и плановый период, который утверждается министром жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, и представляется в министерство финансов и налоговой политики Новосибирской области и министерство экономического развития Новосибирской области;
координирует деятельность по выполнению плана реализации мероприятий государственной программы, ежегодно готовит годовой отчет в срок до 1 марта года, следующего за отчетным;
ежегодно направляет для сведения информацию о ходе реализации государственной программы в министерство экономического развития Новосибирской области в срок до 1 марта года, следующего за отчетным;
осуществляет мониторинг и контроль за ходом реализации государственной программы. Объектом мониторинга являются значения индикаторов государственной программы и ход реализации ее мероприятий;
ежегодно в срок до 5 апреля года, следующего за отчетным, осуществляет оценку результативности и эффективности реализации государственной программы с возможностью ее корректировки;
ежегодно уточняет объемы финансирования мероприятий государственной программы на основе мониторинга ее реализации и оценки эффективности и достижения целевых индикаторов;
вносит предложения по корректировке мероприятий государственной программы и их ресурсного обеспечения при формировании областного бюджета Новосибирской области на очередной финансовый год и плановый период.
Контроль за реализацией мероприятий государственной программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Органы местного самоуправления в Новосибирской области, Единый оператор - исполнители мероприятий государственной программы в сроки, установленные соглашением, заключенным с министерством, представляют государственному заказчику отчеты о реализации мероприятий государственной программы. Форма отчетности устанавливаются соглашением.
Критерием оценки эффективности использования субсидии является достижение плановых показателей целевых индикаторов государственной программы, которые характеризуют объем проделанных в отчетном году работ по мероприятиям государственной программы.
В целях обеспечения процедуры публичности (открытости) информации о мероприятиях государственной программы, значениях целевых индикаторов, результатах контроля за реализацией государственной программы государственный заказчик размещает на своем официальном сайте в сети Интернет текст утвержденной программы, отчеты о ходе ее реализации и результатах выполнения мероприятий.
Ежегодный мониторинг эффективности реализации государственной программы производится в соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п.
Государственная программа считается завершенной после выполнения мероприятий государственной программы в полном объеме и (или) достижения целей.
VI. Ресурсное обеспечение государственной программы
Общий объем финансирования государственной программы за счет средств бюджетов всех уровней по прогнозным данным составит 4 408 625,4 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет Новосибирской области - 727 210,5 тыс. рублей;
местные бюджеты - 132 038,2 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 3 549 377,0 тыс. рублей.
Расходные обязательства представлены в приложении N 4 "Сводные финансовые затраты" к государственной программе.
VII. Ожидаемые результаты реализации государственной программы
В результате реализации государственной программы за счет совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления на территории Новосибирской области будет обеспечено:
снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду, совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Новосибирской области;
увеличение доли обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области до 47% (аналогичный показатель 2014 года - 40,36%);
создание в 47,1% муниципальных районов и городских округов Новосибирской области условий для легитимного размещения отходов, что выше аналогичного показателя 2014 года (в 2014 году обеспеченность муниципальных районов условиями для легитимного размещения отходов составила 20,6% от общего количества муниципальных районов и городских округов, за исключением города Новосибирска);
увеличение доли захораниваемых отходов на полигонах, отвечающих установленным требованиям, до 21% (в 2014 году данный показатель составил - 12%);
внедрение до 5,3% от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года техники специального назначения, работающей на компримированном природном газе, что позволит расширить использование природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте;
обновление автопарка техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) на 49% по отношению к количеству техники, имеющейся у муниципальных предприятий коммунального комплекса на 01.01.2014, что в целом позволит обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов в местах их накапливания;
совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске, что позволит систематизировать деятельность 50% организаций, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами в форме единой системы путем регулирования Единым оператором;
применение новых подходов по разделению (сортировке, раздельному сбору), утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению отходов на территории города Новосибирска позволит внедрить в рамках пилотных проектов раздельный сбор отходов на территории 4 районов города Новосибирска, что в дальнейшем позволит применить полученный опыт вторичного применения отходов на территории Новосибирской области;
сокращение до 70% доли отходов, образующихся в городе Новосибирске, подлежащих размещению и захоронению, которое произойдет в результате строительства комплексов по глубокой переработке ТБО в рамках реализации пилотного проекта для города Новосибирска, ввода и эксплуатации 2-х мусороперерабатывающих предприятий, что позволит снизить данный показатель на 11,5 процентных пунктов (по данным Генеральной схемы очистки территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 17.05.2010 N 137, доля размещаемых отходов (захораниваемых) по состоянию на 01.01.2014 составила 81,5%);
сокращение объема непереработанных ТБО, подлежащих захоронению на полигонах, более чем на 40 тонн (после ввода в эксплуатацию 2-х мусороперерабатывающих предприятий данный показатель требует уточнения).
Реализация государственной программы в целом будет способствовать:
привлечению средств частных инвесторов в сферу охраны и защиты окружающей среды;
применению экологически безопасных методов переработки отходов с наименьшими экономическими затратами;
улучшению экологии Новосибирской области;
увеличению рабочих мест за счет строительства предприятий по мусоропереработке;
снижению нагрузки на население и потребителей при применении дотационного тарифа на утилизацию ТБО.
Приложение N 1
к государственной программе Новосибирской
области "Развитие системы обращения с отходами
производства и потребления в Новосибирской
области в 2015-2020 годах"
Цели, задачи и целевые индикаторы
государственной программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах"
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора |
Примечание |
||||||
в том числе по годам | ||||||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Государственная программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" | ||||||||||
Цель: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду |
Доля обезвреживаемых, используемых отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области (ежегодно) |
% |
40,36 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
47 |
|
Задача 1. Внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов, образующихся в городе Новосибирске |
Количество мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска (нарастающим итогом) |
ед. |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Потенциально возможная мощность мусороперерабатывающих предприятий, созданных в результате реализации пилотного проекта для города Новосибирска (нарастающим итогом) |
тыс. тонн отходов/год |
- |
- |
- |
480 |
540 |
600 |
600 |
|
|
Задача 2. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске |
Доля организаций в сфере обращения с отходами, деятельность которых в единой системе регулируется Единым оператором (нарастающим итогом) |
% |
- |
- |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
|
Задача 3. Создание условий для легитимного размещения твердых бытовых отходов на территории Новосибирской области |
Доля муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, обеспеченных полигонами твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, от общего количества муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (нарастающим итогом) |
% |
20,6 |
23,5 |
23,5 |
26,5 |
29,4 |
38,2 |
47,1 |
|
Доля твердых бытовых отходов, захораниваемых на полигонах твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, от количества твердых бытовых отходов, образующихся у населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (ежегодно) |
% |
12 |
13,6 |
14 |
14 |
15 |
16 |
21 |
|
|
Количество полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям (нарастающим итогом) |
шт. |
7 |
8 |
8 |
9 |
10 |
13 |
16 |
|
|
Задача 4. Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске |
Количество районов города Новосибирска, обеспеченных пунктами по раздельному сбору отходов (нарастающим итогом) |
ед. |
- |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Задача 5. Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса |
Доля колесной техники специального назначения (приобретенной или переоборудованной), использующей компримированный природный газ в качестве моторного топлива, от общего количества приобретенной техники за счет средств областного бюджета, начиная с 2012 года (нарастающим итогом) |
% |
0 |
0 |
0,7 |
1,3 |
3,1 |
4,4 |
5,3 |
|
Задача 6. Обновление автопарка техники специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса |
Количество приобретенной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов), (ежегодно) |
ед. |
140 |
0 |
9 |
7 |
32 |
32 |
32 |
|
Приложение N 2
к государственной программе Новосибирской
области "Развитие системы обращения с отходами
производства и потребления в Новосибирской
области в 2015-2020 годах"
Основные мероприятия
государственной программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах"
Наименование основного мероприятия |
Государственные заказчики (ответственные за привлечение средств), исполнители программных мероприятий |
Срок реализации |
Ожидаемый результат (краткое описание) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Государственная программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" | |||
Цель. Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и муниципальных районах Новосибирской области, направленное на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду | |||
1. Задача 1. Внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов, образующихся в городе Новосибирске | |||
1.1. Строительство комплексов по глубокой переработке твердых бытовых отходов для города Новосибирска (пилотный проект) |
МЖКХ и Э НСО, мэрия г. Новосибирска, инвестиционная компания |
2015-2016 годы |
Уменьшение доли отходов, образующихся в городе Новосибирске, подлежащих размещению (захоронению), до 70% |
2. Задача 2. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами (сбор, транспортировка, переработка и утилизация), образующимися в городе Новосибирске | |||
2.1. Вклад в уставной капитал юридического лица ОАО "Единый оператор по сбору, транспортировке, переработке и утилизации твердых бытовых отходов города Новосибирска" |
МЖКХ и Э НСО, мэрия г. Новосибирска |
2016 год |
Формирование правовой базы Единого оператора, обеспечивающего единую политику и координацию в сфере обращения с отходами |
2.2. Возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на утилизацию твердых бытовых отходов для нужд населения и потребителей, приравненных к населению |
МЖКХ и Э НСО |
2018-2020 годы |
Снижение размера платежей, осуществляемых населением (в части платы за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов) |
2.3. Заключение контрактов с инвесторами в целях создания единой системы по переработке отходов, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами |
Организации, определяемые заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации |
2016-2020 годы |
Привлечение инвесторов |
3. Задача 3. Создание условий для легитимного размещения твердых бытовых отходов на территории Новосибирской области | |||
3.1. Софинансирование расходов местных бюджетов на мероприятия по строительству полигонов твердых бытовых отходов в городских и сельских поселениях Новосибирской области |
МЖКХ и Э НСО, МО НСО |
2015-2020 годы |
Обеспечение условий для легитимного размещения отходов путем строительства 9 полигонов твердых бытовых отходов для городских и сельских поселений Новосибирской области |
4. Задача 4. Создание инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске | |||
4.1. Софинансирование расходов местных бюджетов на мероприятия по формированию инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске |
МЖКХ и Э НСО, мэрия г. Новосибирска |
2017-2020 годы |
Формирование системы раздельного сбора отходов позволит на уровне пилотных проектов внедрить в 4 районах города Новосибирска раздельный сбор посредством установки пунктов приема отходов, что позволит увеличить долю вовлекаемых отходов для вторичного использования |
5. Задача 5. Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса | |||
5.1. Софинансирование расходов местных бюджетов на мероприятия по приобретению (или переводу) колесной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов), использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива |
МЖКХ и Э НСО, МО НСО |
2016-2020 годы |
Внедрение и эксплуатация техники, работающей на газомоторном топливе, позволит до конца 2020 года увеличить долю техники муниципальных предприятий коммунального комплекса, работающей на газомоторном топливе, до 5,3% от общего количества приобретенной техники, позволит снизить воздействие выбросов токсичных веществ в окружающую среду |
6. Задача 6. Обновление автопарка техники специального назначения муниципальных предприятий коммунального комплекса | |||
6.1. Софинансирование расходов местных бюджетов на мероприятия по приобретению техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов) |
МЖКХ и Э НСО, МО НСО |
2016-2020 годы |
Обеспечение условий для сбора и вывоза отходов, предотвращение захламления территорий |
Применяемые сокращения:
МЖКХ и Э НСО - министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;
МО НСО - муниципальные образования Новосибирской области.
Приложение N 3
к государственной программе
Новосибирской области "Развитие
системы обращения с отходами
производства и потребления
в Новосибирской области
в 2015-2020 годах"
Методика расчета субсидий
из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий по строительству полигонов твердых бытовых отходов и приобретению транспортных средств для сбора и вывоза отходов в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах"
(далее - Методика)
Методика определяет механизм распределения субсидий из областного бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах" (далее - государственная программа).
Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Новосибирской области (далее - ОМС) ежегодно в срок до 1 июня направляют государственному заказчику государственной программы заявки на предоставление субсидий на очередной финансовый год.
Субсидии предоставляются местным бюджетам муниципальных районов и городских округов, отвечающих критериям, установленным Порядком предоставления субсидий (условия предоставления и расходования) из бюджета Новосибирской области местным бюджетам на реализацию мероприятий государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах".
I. Распределение субсидий на строительство полигонов
твердых бытовых отходов
1. Объем субсидий местным бюджетам (кроме города Новосибирска) в расчетном году на строительство полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) определяется как разница между стоимостью, обозначенной в представленной проектно-сметной документации на строительство полигонов ТБО (или муниципальном контракте) в расчетном году, и размером софинансирования из местного бюджета, с учетом физической возможности строительства в текущем году.
2. При распределении субсидий учитывается наличие финансирования мероприятия по строительству полигонов ТБО из средств местных бюджетов в размере не менее 5%.
3. Приоритетными для получения субсидий являются муниципальные районы (городские округа), предусматривающие строительство полигонов ТБО с более ранними сроками ввода в эксплуатацию и наибольшим охватом населения соответствующей территории.
4. Распределение субсидий осуществляется в следующем порядке:
1) в первую очередь субсидии распределяются муниципальным районам (городским округам (кроме города Новосибирска), планирующим ввод полигонов ТБО в эксплуатацию в расчетном году, согласно графику производства работ;
2) в случае остатка средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных государственной программой на строительство полигонов ТБО в расчетном году, после распределения субсидий в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Методики субсидии распределяются между муниципальными районами (городскими округами), имеющими объекты незавершенного строительства;
3) в случае остатка средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных государственной программой на строительство полигонов ТБО в расчетном году, после распределения субсидий в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 Методики субсидии распределяются между муниципальными районами (городскими округами), планирующими в расчетном году начало строительства полигонов ТБО.
II. Распределение субсидий на приобретение транспортных
средств для сбора, транспортирования отходов
5. Объем субсидий из областного бюджета Новосибирской области в расчетном году местным бюджетам на приобретение транспортных средств для сбора, транспортирования отходов определяется как разница между стоимостью транспортных средств, обозначенной в представленной заявке, и размером софинансирования из местного бюджета.
6. При распределении субсидий учитывается наличие финансирования мероприятия по приобретению транспортных средств из средств местных бюджетов в размере не менее 30% стоимости транспортных средств.
7. Приоритетными для получения субсидий являются муниципальные районы (городские округа) с наибольшим охватом населения соответствующей территории.
8. Распределение субсидий осуществляется в следующем порядке:
1) в первую очередь субсидии распределяются муниципальным районам (городским округам) с численностью населения более 1 млн. человек. Субсидии выделяются для реализации всей поступившей заявки, но не более 25% средств, запланированных в государственной программе на расчетный год по данному направлению;
2) остаток средств областного бюджета Новосибирской области, предусмотренных государственной программой на приобретение транспортных средств, после распределения субсидий в соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Методики распределяется между муниципальными районами (городскими округами) с численностью населения менее 1 млн. человек.
III. Распределение субсидий на приобретение (или перевод) колесной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов), использующей компримированный газ в качестве моторного топлива
9. Распределение субсидий на приобретение (или перевод) колесной техники специального назначения (для сбора и вывоза отходов), использующей компримированный газ в качестве моторного топлива, осуществляется аналогично распределению субсидий на приобретение транспортных средств для сбора, транспортирования отходов, указанному в пунктах 5-8 Методики.
IV. Распределение субсидий на мероприятия по формированию
инфраструктуры по раздельному сбору отходов в городе Новосибирске
10. Объем предоставляемых субсидий определяется с учетом проектно-сметной документации.
11. При распределении субсидий учитывается наличие финансирования мероприятия по формированию инфраструктуры по раздельному сбору отходов из средств местных бюджетов в размере не менее 50% стоимости затрат на проведение строительно-монтажных работ.
Приложение N 4
к государственной программе Новосибирской
области "Развитие системы обращения с отходами
производства и потребления в Новосибирской
области в 2015-2020 годах"
Сводные финансовые затраты
государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области в 2015-2020 годах"
Источники и направления расходов в разрезе государственных заказчиков государственной программы (главных распорядителей бюджетных средств) |
Финансовые затраты, тыс. руб. (в ценах 2014 г.) |
Примечание |
||||||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области | ||||||||
Всего финансовых затрат, в том числе из: |
4408625,7 |
1363629,4 |
2263833,7 |
39469,3 |
247138,7 |
247254,4 |
247300,2 |
|
федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
областного бюджета |
727210,5 |
30034,3 |
33588,1 |
33588,1 |
210000,0 |
210000,0 |
210000,0 |
|
местных бюджетов* |
132038,2 |
1462,7 |
15001,0 |
5381,2 |
36638,7 |
36754,4 |
36800,2 |
|
внебюджетных источников* |
3549377,0 |
1332132,4 |
2215244,6 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|
Капитальные вложения, в том числе: |
3996279,0 |
1363629,4 |
2229547,9 |
23826,4 |
126332,7 |
126448,4 |
126494,2 |
|
федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
областного бюджета |
427210,5 |
30034,3 |
13588,1 |
23588,1 |
120000,0 |
120000,0 |
120000,0 |
|
местных бюджетов* |
21691,5 |
1462,7 |
715,2 |
238,3 |
6332,7 |
6448,4 |
6494,2 |
|
внебюджетных источников* |
3547377,0 |
1332132,4 |
2215244,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
НИОКР**, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
областного бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
местных бюджетов* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
внебюджетных источников* |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности |
412346,4 |
0,0 |
34285,8 |
15142,9 |
120806,0 |
120806,0 |
120806,0 |
|
федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
областного бюджета |
300000,0 |
0,0 |
20000,0 |
10000,0 |
90000,0 |
90000,0 |
90000,0 |
|
местных бюджетов* |
110346,7 |
0,0 |
14285,8 |
5142,9 |
30306,0 |
30306,0 |
30306,0 |
|
внебюджетных источников* |
2000,0 |
0,0 |
0,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|
Всего по государственной программе | ||||||||
Всего финансовых затрат, в том числе из: |
4408625,4 |
1363629,4 |
2263833,7 |
39469,3 |
247138,7 |
247254,4 |
247300,2 |
|
федерального бюджета |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
областного бюджета |
727210,5 |
30034,3 |
33588,1 |
33588,1 |
210000,0 |
210000,0 |
210000,0 |
|
местных бюджетов* |
132038,2 |
1462,7 |
15001,0 |
5381,2 |
36638,7 |
36754,4 |
36800,2 |
|
внебюджетных источников* |
3549377,0 |
1332132,4 |
2215244,6 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
500,0 |
|
* Указаны прогнозные значения.
** Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новосибирской области от 19 января 2015 г. N 10-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года
Текст постановления опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.nso.ru 19 января 2015 г.; на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20 января 2015 г.; в газете "Советская Сибирь" от 14 февраля 2015 г. N 11; от 21 февраля 2015 г. N 13
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Новосибирской области от 21 ноября 2023 г. N 526-п
Изменения вступают в силу с 21 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 28 марта 2023 г. N 123-п
Изменения вступают в силу с 28 марта 2023 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 13 декабря 2022 г. N 583-п
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 29 марта 2022 г. N 125-п
Изменения вступают в силу с 29 марта 2022 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 1 февраля 2022 г. N 20-п
Изменения вступают в силу с 1 февраля 2022 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 12 октября 2021 г. N 413-п
Изменения вступают в силу с 12 октября 2021 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 13 апреля 2021 г. N 121-п
Изменения вступают в силу с 13 апреля 2021 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. N 467-п
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2020 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 2 сентября 2020 г. N 373-п
Изменения вступают в силу с 2 сентября 2020 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 12 мая 2020 г. N 167-п
Изменения вступают в силу с 12 мая 2020 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 30 сентября 2019 г. N 389-п
Изменения вступают в силу с 30 сентября 2019 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 28 мая 2019 г. N 204-п
Изменения вступают в силу с 28 мая 2019 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 25 марта 2019 г. N 112-п
Изменения вступают в силу с 25 марта 2019 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 9 июля 2018 г. N 290-п
Изменения вступают в силу с 9 июля 2018 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 12 марта 2018 г. N 86-п
Изменения вступают в силу с 12 марта 2018 г.
Постановление Правительства Новосибирской области от 15 февраля 2017 г. N 47-п
Постановление Правительства Новосибирской области от 14 декабря 2016 г. N 406-п
Постановление Правительства Новосибирской области от 1 февраля 2016 г. N 7-п