В целях реализации приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 748 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза", в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 13 августа 2019 г. N 565 "Об определении органа исполнительной власти Нижегородской области по формированию и ведению реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о формировании и ведении реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.В. Исаев |
Утверждено
приказом министерства
социальной политики
Нижегородской области
от 6 сентября 2019 г. N 525
Положение
о формировании и ведении реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума
(далее - Положение)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации в Нижегородской области приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 748 "О реализации в субъектах Российской Федерации пилотных проектов, направленных на достижение до 2024 года национальных целей социально-экономического развития по повышению реальных доходов граждан, снижению уровня бедности в два раза" и в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 13 августа 2019 г. N 565 "Об определении органа исполнительной власти Нижегородской области по формированию и ведению реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума".
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении:
Реестр граждан с доходами ниже прожиточного минимума (далее - Реестр) - информационный ресурс, содержащий сведения о гражданах, семьях граждан, их доходах, о мероприятиях по реализации социального контракта (программы социальной адаптации семьи), формируемый уполномоченной организацией на основании данных, полученных от граждан и государственных органов;
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
программа социальной адаптации семьи - разработанные органом социальной защиты населения совместно с семьей мероприятия, которые направлены на преодоление ими трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;
исполнитель социального контракта (программы социальной адаптации семьи) - орган (органы) исполнительной власти Нижегородской области, иные организации, являющиеся исполнителями мероприятий (мероприятия) социального контракта (программы социальной адаптации семьи) в соответствии с социальным контрактом на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам на основании соглашения о взаимодействии, заключенного с государственным казенным учреждением Нижегородской области "Управление социальной защиты населения".
1.3. В целях настоящего Положения:
а) в составе семьи учитываются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, совместно проживающие с получателем социальных услуг;
б) под датой обращения понимается дата подачи заявления для включения в реестр граждан с доходами ниже прожиточного минимума.
1.4. Формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченными организациями - государственными казенными учреждениями Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - УСЗН).
1.5. К категориям граждан, имеющих право на включение в Реестр, относятся:
а) неработающие родители (единственный родитель), состоящие на учете в центре занятости населения с выплатой пособия по безработице;
б) неработающие матери, осуществляющие уход за ребенком до 3 лет, находящиеся на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченные местом в данных организациях;
в) один из неработающих родителей, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации которого имеется запись о наличии третьей степени выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека или второй степени выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению;
г) семьи с работающими родителями (единственным родителем) с ежемесячным доходом от трудовой деятельности в расчетном периоде ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения;
д) беременные женщины, не работающие по мотивам, связанным с беременностью;
е) граждане, не работающие в связи с длительной болезнью (более трех месяцев) - для трудоспособных граждан, не состоящих в трудовых отношениях;
ж) многодетные семьи при наличии ребенка (детей) дошкольного возраста;
з) одинокие матери в случае невыплаты суммы, причитающейся ребенку в качестве алиментов, по исполнительным документам.
1.6. Реестр содержит следующую информацию о гражданах (членах семьи), обратившихся в УСЗН за оказанием адресной государственной социальной помощи в соответствии с социальным контрактом:
1) наименование муниципального образования (муниципального района/городского округа);
2) номер личного дела;
3) порядковый номер семьи;
4) ФИО;
5) дата рождения;
6) пол;
7) СНИЛС;
8) вид документа, удостоверяющего личность;
9) номер и серия документа;
10) адрес постоянной регистрации;
11) адрес фактического проживания;
12) контактный телефон;
13) родственная связь;
14) доход члена семьи;
15) доход семьи;
16) среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина);
17) льготная категория (категории);
18) действующие меры социальной поддержки на момент выгрузки из базы:
а) наименование, сумма;
б) общая сумма мер социальной поддержки;
19) работает/не работает/находится в отпуске по уходу за ребенком/уход за пенсионером РИД/1200;
20) профессия в соответствии с образованием;
21) место работы.
1.7. Информация о гражданах, включенных в Реестр, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
1.8. Использование информации о гражданах, включенных в Реестр, осуществляется в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных.
II. Порядок включения в Реестр
2.1. Основанием для включения в Реестр является заявление гражданина по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области от 2 апреля 2010 г. N 142 "Об утверждении формы заявления на назначение социальных пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций, формы журнала регистрации консультаций и устных обращений и формы журнала регистрации заявлений", поданное непосредственно в УСЗН по месту жительства.
К заявлению прилагаются:
1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
2) документы, подтверждающие право на адресную социальную поддержку:
а) для неработающих родителей (единственного родителя), состоящих на учете в центре занятости населения с выплатой пособия по безработице:
справка, выданная органом службы занятости по месту жительства заявителя, о регистрации его в качестве безработного;
б) для неработающих матерей, осуществляющих уход за ребенком до 3 лет, находящихся на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях:
справка органа, осуществляющего управление в сфере образования муниципального района (городского округа) Нижегородской области, подтверждающая факт нахождения ребенка на учете для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования Нижегородской области (учреждения социальной защиты самостоятельно направляют запросы в органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципального района (городского округа) по месту жительства заявителя в порядке межведомственного взаимодействия);
в) для одного из неработающих родителей, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, в индивидуальной программе реабилитации или абилитации которого имеется запись о наличии третьей степени выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека или второй степени выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению:
справка учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о признании ребенка инвалидом;
действующая индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;
г) для семей с работающими родителями (единственным родителем) с ежемесячным доходом от трудовой деятельности в расчетном периоде ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина:
справка о доходах с места работы;
д) для женщин, неработающих по мотивам, связанным с беременностью:
справка из медицинской организации о постановке на учет по беременности;
трудовая книжка (в случае отсутствия у гражданина трудовой книжки в заявлении установленной формы гражданин указывает сведения о том, что он нигде не работал по трудовому договору);
е) для многодетных семей при наличии ребенка (детей) дошкольного возраста:
сведения, имеющиеся в распоряжении учреждений социальной защиты;
ж) для одиноких матерей в случае неисполнения обязательств одного из родителей по выплате алиментов на несовершеннолетнего ребенка (детей) по исполнительным документам:
свидетельство о рождении (усыновлении), в котором отсутствует запись об отце ребенка (справка из органов записи актов гражданского состояния об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (справка формы N 25), либо справка из службы судебных приставов о неполучении алиментов по исполнительным документам;
з) для одиноко проживающих нетрудоспособных граждан, не имеющих родственников (детей, пасынков, падчериц, братьев, сестер, супругов), способных его содержать (не поддерживают родственные связи, отбывают наказания в исправительных учреждениях, страдают алкогольной или наркотической зависимостью, имеют личный доход ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина):
справка о количестве и составе лиц, зарегистрированных на жилой площади;
свидетельство о рождении ребенка (детей) - для семей с детьми;
пенсионное удостоверение либо справка из пенсионного фонда о назначении пенсии;
справка учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом;
документы о доходах всех членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, в том числе:
документы обо всех предусмотренных системой оплаты труда выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";
справка из службы занятости о получении (неполучении) социальных выплат с указанием их размера - для граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
справка о размере получаемой пенсии - для пенсионеров;
справка с места учебы о размере стипендии - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, не достигших возраста 23 лет;
справка от судебных приставов о получении алиментов с указанием суммы или о неполучении алиментов (в случае взыскания алиментов в судебном порядке и наличия действующего исполнительного производства) либо справки с места работы должника об удержании алиментов из заработной платы и иных доходов должника с указанием реквизитов исполнительного листа (в случае взыскания алиментов в судебном порядке и наличия действующего исполнительного производства); соглашения об уплате алиментов, нотариально удостоверенные (в случае добровольной уплаты алиментов);
иные документы, подтверждающие размер доходов.
При обращении заявитель предъявляет оригиналы документов, указанных в настоящем пункте.
2.2. Сотрудник УСЗН, уполномоченный на ведение Реестра:
а) разъясняет заявителю порядок и условия включения в Реестр;
б) проверяет представленные заявителем документы на соответствие комплектности, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения;
в) в случае соответствия представленных документов комплектности, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения, сотрудник УСЗН:
1) принимает и регистрирует поступившее с комплектом документов заявление;
2) выдает заявителю расписку о принятом с комплектом документов заявлении.
2.3. В случае несоответствия представленных документов комплектности, указанной в пункте 2.1 настоящего Положения, сотрудник УСЗН возвращает заявителю представленные документы с обоснованием причины отказа в приеме документов в день приема документов.
Факт обращения подлежит обязательной регистрации.
2.4. Заявитель вправе повторно обратиться с заявлением после устранения причин, явившихся основаниями для отказа.
2.5. В течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления, поступившего с комплектом документов, сотрудник УСЗН:
а) передает данные гражданина (членов семьи) в комиссию УСЗН по оказанию адресной государственной социальной помощи (далее - Комиссия) для составления акта материально-бытового обследования и рассмотрения Комиссией вопроса о предоставлении социальной помощи;
б) согласовывает по телефону либо письменно (при отсутствии телефонной связи) с заявителем дату и время обследования материально-бытового положения;
в) организует через УСЗН обследование материально-бытового положения по месту жительства заявителя с составлением акта обследования материально-бытового положения (далее - акт) по форме, утвержденной министерством социальной политики Нижегородской области;
г) уведомляет заявителя о принятии решения о предоставлении социальной помощи;
д) заносит данные о заявителе в Реестр;
е) информирует исполнителя социального контракта (программы социальной адаптации семьи) о включении гражданина (членов семьи) в Реестр.
2.6. Комиссия.
2.6.1. Комиссия создается на основании приказа УСЗН для решения вопроса о предоставлении/отказе в предоставлении социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.6.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, Нижегородской области.
2.6.3. Комиссия создается в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов Комиссии.
2.6.4. Председатель Комиссии выполняет следующие обязанности:
осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;
принимает решение о проведении заседаний Комиссии;
утверждает повестку дня заседаний Комиссии;
принимает решение об участии в заседаниях Комиссии лиц, не являющихся членами Комиссии;
подписывает протоколы заседаний Комиссии;
отчитывается перед министерством социальной политики Нижегородской области о деятельности Комиссии.
В отсутствие председателя Комиссии его функции исполняет заместитель председателя Комиссии.
2.6.5. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от числа членов Комиссии.
2.6.6. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.
2.6.7. Комиссия принимает решение открытым голосованием.
2.6.8. Мнение члена Комиссии, не согласного с принятым предложением, фиксируется в протоколе.
2.6.9. При равенстве голосов членов Комиссии решающим является мнение ее председателя, в отсутствие председателя - его заместителя.
2.6.10. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости.
2.6.11. При получении данных гражданина (членов семьи) Комиссия:
в течение трех рабочих дней составляет акт материально-бытового обследования по месту жительства заявителя;
рассматривает вопрос о предоставлении социальной помощи в течение 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения.
2.6.12. По результатам рассмотрения Комиссия принимает одно из следующих решений:
о предоставлении социальной помощи;
об отказе в предоставлении социальной помощи по основаниям, указанным в подпункте 2.7 настоящего Положения.
При принятии решения о назначении социальной помощи заявителю направляется уведомление о назначении социальной помощи в письменной форме не позднее чем через 10 дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами.
При решении об отказе в назначении социальной помощи заявителю направляется письменное уведомление с указанием причин отказа не позднее чем через 10 дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами.
2.7. Основаниями для отказа в назначении социальной помощи являются:
превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина;
отсутствие у заявителя независящих от него причин возникновения трудной жизненной ситуации;
наличие в собственности семьи недвижимого имущества, за исключением имущества, в котором зарегистрирован заявитель;
наличие в собственности семьи легкового автомобиля со сроком эксплуатации менее 5 лет с даты выпуска;
отказ заявителя от заключения социального контракта;
выявление недостоверности и неполноты указанных в заявлении сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности.
2.8. Комиссия осуществляет подбор исполнителя (исполнителей) социального контракта (программы социальной адаптации семьи).
2.9. Решение Комиссии о предоставлении/отказе в предоставлении социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, оформляется протоколом заседания Комиссии, который подписывается в день проведения заседания Комиссии.
2.10. После принятия решения о предоставлении социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в виде денежных выплат (социальных пособий и иных выплат) специалист, ответственный за организацию выплаты:
формирует посредством используемого программного комплекса документы на выплату пособий и оформляет их в форме электронных или бумажных списков - в соответствии с договорами, заключенными с кредитными организациями;
заверяет документы, подготовленные в форме бумажных списков, печатью учреждения социальной защиты, документы в форме электронных списков - электронной цифровой подписью;
готовит документы на перечисление денежных средств для выплаты пособий через организации федеральной почтовой связи и кредитные организации;
отправляет документы, подготовленные в форме электронных списков, в кредитные организации посредством используемого программного обеспечения;
передает документы, подготовленные в форме бумажных списков, специалисту, ответственному за отправку документов в кредитные организации.
Специалист, ответственный за отправку документов, направляет бумажные списки в соответствующие кредитные организации в срок не более 1 рабочего дня с даты принятия решения о предоставлении адресной социальной поддержки.
Срок совершения действий, указанных в настоящем пункте, не может превышать 15 дней со дня принятия решения о предоставлении социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в виде денежных выплат (социальных пособий и иных выплат).
Формирование и направление выплатных документов УФПС Нижегородской области - филиалом ФГУП "Почта России" производится с использованием автоматизированного программного комплекса 26 числа каждого месяца.
III. Порядок исключения из Реестра
3.1. Гражданин (члены семьи) исключается из Реестра при наступлении следующих обстоятельств:
а) письменное заявление гражданина об исключении сведений о нем из Реестра;
б) реализация гражданином (членами семьи) мероприятий, предусмотренных социальным контрактом (программой социальной адаптации семьи);
в) отказ гражданина (членов семьи) от исполнения мероприятий, предусмотренных социальным контрактом (программой социальной адаптации семьи);
г) изменение места жительства гражданина (членов семьи), связанного с переездом за пределы Нижегородской области.
3.2. Решение об исключении гражданина из Реестра принимается Комиссией в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения. Решение Комиссии оформляется протоколом в день принятия решения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 9 отсутствует
3.3. Сотрудник УСЗН уведомляет заявителя об исключении из Реестра в течение 2 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.
3.4. Исключение сведений о поставщике социальных услуг из Реестра осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня принятия Комиссией решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 6 сентября 2019 г. N 525 "Об утверждении Положения о формировании и ведении реестра граждан с доходами ниже прожиточного минимума"
Текст приказа официально опубликован не был