Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2019 г. N 8-АПА19-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24 декабря 2018 г. N 461-ж/д "Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на 2018 год" по апелляционной жалобе акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на решение Ярославского областного суда от 22 мая 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя АО "Северная пригородная пассажирская компания" Трофимова П.В., представителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Роздовой Е.В., свидетеля Огневской Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "Северная пригородная пассажирская компания", общество) обратилось в Ярославский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) от 24 декабря 2018 г. N 461-ж/д "Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на 2018 год".
Решением Ярославского областного суда от 22 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Северная пригородная пассажирская компания" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт является заменяющим нормативным правовым актом, принятым в связи с тем, что вступившим в законную силу 9 января 2019 г. решением Ярославского областного суда от 22 ноября 2018 г. по делу N 3а-210/18 признан недействующим приказ Департамента от 19 декабря 2017 г. N 321-ж/д "Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на 2018 год".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления по настоящему делу, суд первой инстанции посчитал, что заменяющий нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 1 статьи 4, статье 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" имеется в виду "пункт 3 статьи 5 Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ
"О естественных монополиях"
В соответствии с пунктом 2.11 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20 декабря 2016 г. N 1315, Департамент осуществляет деятельность по государственному регулированию цен (тарифов) на регулярные перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Ярославской области от 20 декабря 2016 г. следует читать как "N 1315-п"
В пределах своих полномочий департамент вправе издавать приказы, носящие нормативный характер (пункт 4.1 данного Положения).
Оспариваемый приказ опубликован 28 декабря 2018 г. в издании "Документ-Регион", N 113-6, и 29 декабря 2018 г. на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Указанный нормативный правовой акт принят в соответствии с компетенцией Департамента, порядок принятия нормативного правового акта, требования к его форме и правилам введения в действие соблюдены.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Цели, основные принципы и методы государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, основы ценообразования в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, правила государственного регулирования тарифов, сборов и платы определяет Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643.
В силу пункта 13 названного Положения основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Основные положения по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, определялись Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 и действовавшей на начало регулируемого периода (далее - Методика N 235т/1).
Согласно пункту 23.1 Методики N 235-т/1 для расчета экономически обоснованных затрат компании пригородных пассажирских перевозок на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в целом и по субъектам Российской Федерации, находящихся в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, используются отчетные данные компании о затратах по всем видам деятельности с выделением затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 23.5 Методики N 235-т/1 оценка ожидаемых расходов в текущем периоде (по году) и прогноз расходов компании пригородных пассажирских перевозок на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на период регулирования в целом и по субъектам Российской Федерации, которые расположены в зоне обслуживания данной компании пригородных пассажирских перевозок, выполняется по группам статей затрат (укрупненным статьям) и элементам затрат с учетом ожидаемых в текущем периоде и прогнозных на период регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий (индексов роста тарифов на электрическую энергию), индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, доведенных на текущий период и период регулирования в соответствии с пунктами 9, 11 и 12 данной Методики, ожидаемых в текущем периоде и прогнозных на период регулирования индексов изменения объемов работы компании пригородных пассажирских перевозок по показателям, приведенным в приложении 9, а также доли затрат, зависящих и не зависящих от объемов работы порядком, изложенным в подпунктах 22.9 и 22.10 пункта 22 данной Методики. Расчет выполняется согласно приложению 10 к данной Методике.
В силу пункта 23.7.2.2 Методики N 235-т/1 расходы по использованию арендуемых основных средств (железнодорожного подвижного состава, включая мотор-вагонный подвижной состав, локомотивы без локомотивной бригады, вагоны локомотивной тяги, автоматизированные системы оплаты, контроля и учета проезда в электропоездах в пригородном сообщении) определяются с учетом ставок аренды в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов арендуемых основных средств (объемов работы) и ожидаемого на текущий период изменения арендных ставок, принятых регулирующим органом.
В случае превышения темпов роста арендной ставки, учитываемой при планировании на текущий период (год) расходов на аренду, над темпами роста инфляции (индексом цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса) компанией пригородных пассажирских перевозок представляется экономическое обоснование изменения арендных ставок, в том числе калькуляция и обоснование изменения соответствующих расходов арендодателя и объемов основных средств, представляемых в аренду.
В соответствии с пунктом 23.7.2.3 Методики N 235-т/1 расходы, связанные с оплатой услуг по управлению и эксплуатации подвижного состава, определяются на текущий период с учетом планируемого в текущем периоде времени работы локомотивных бригад и ставок платы за единицу объемов работы, принятых регулирующим органом.
В случае превышения темпов роста ставок за управление и эксплуатацию подвижного состава над темпами роста цен производителей промышленной продукции компанией пригородных пассажирских перевозок представляется обоснование роста изменения ставок с калькуляцией соответствующих расходов сторонней организации.
Согласно пункту 23.7.2.4 Методики N 235-т/1 расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава на текущий период определяются для собственного и арендованного подвижного состава следующим образом: с учетом ставок ремонта на единицу работы в отчетном периоде, ожидаемых в текущем периоде объемов работы (вагоно-километров) и ожидаемого на текущий период изменения ставок ремонта, принятых регулирующим органом; с учетом ожидаемой в текущем периоде ставок ремонта единицы железнодорожного подвижного состава, принятых регулирующим органом, и планируемого количества ремонтов в зависимости от межремонтного пробега железнодорожного подвижного состава.
В случае превышения темпов роста ставок ремонта на единицу работы над темпами роста цен производителей промышленной продукции субъектом регулирования представляется обоснование роста ставок ремонта с калькуляцией соответствующих расходов сторонней организации, осуществляющей ремонтные работы в рамках договора.
При принятии заменяющего нормативного правого акта Департамент исходил из выводов, изложенных в мотивировочной части решения суда от 22 ноября 2018 г. по делу N 3а-210/18, и в ходе проведения тарифной экспертизы в декабре 2018 года провел проверку экономической обоснованности ставок услуг ОАО "РЖД" на 2018 год на основании вышеприведенных пунктов 23.7.2.2-23.7.2.4 Методики N 235-т/1.
В результате сравнительного анализа темпа роста ставок аренды подвижного состава и ставок платы за ремонт и техническое обслуживание этого имущества, которые были определены регулируемой организацией на основании договоров с ОАО "РЖД", Департаментом установлено существенное превышение темпов роста данных ставок по сравнению с темпами роста инфляции (индексом цен производителей промышленной продукции) на соответствующие периоды.
Судом первой инстанции установлено, что экономическое обоснование указанного роста ставок административным истцом не представлено. Департаментом изучены материалы тарифной заявки общества: договора аренды, протокол заседания правления ОАО "РЖД" от 27 декабря 2016 г., на котором утверждены ставки, применяемые в договорах.
Данные материалы не подтверждают экономическую обоснованность указанных расходов. В частности, Департамент исходил из того, что расчет стоимости услуг ОАО "РЖД", оказываемых пригородным пассажирским компаниям, по передаче в аренду подвижного состава на предстоящий год не производился на основании данных управленческого учета за текущий год, что противоречит локальной методологии ОАО "РЖД" определения стоимости услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям. В данном случае осуществлялась только ежегодная индексация ставок, что подтверждено отчетом о результатах совместного контрольного мероприятия - проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности пассажирских компаний в части организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2015-2016 гг. и истекшем периоде 2017 года, проведенного Счетной палатой Российской Федерации совместно с Контрольно-счетной палатой Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ярославской области ОАО "РЖД".
Судебная коллегия также отмечает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт является заменяющим, анализу Департамента на предмет экономической обоснованности и документальной подтвержденное подлежали материалы, представленные регулируемой организацией в ходе первоначального тарифного регулирования, то есть в составе тарифной заявки 2017 года.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда первой инстанции не опровергают.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ярославского областного суда от 22 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 10 октября 2019 г. N 8-АПА19-12
Текст определения опубликован не был