Федеральная антимонопольная служба в рамках компетенции рассмотрела обращение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.11.2018 N АХ/54387/18 по вопросу необходимости получения лицензии при осуществлении хозяйствующими субъектами работ (услуг) по дезинфекции, дератизации, дезинсекции и сообщает следующее.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации сложилась неправомерная практика необходимости получения лицензии для осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации вне рамок оказания медицинской помощи на основании следующего.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, включающая в себя, в том числе услуги по уничтожению насекомых, грызунов и прочих вредителей, отнесена к виду деятельности "Деятельность по обслуживанию зданий и территорий" (подкласс 81.29.11 класс 81 раздела N "Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги") и, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), не является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, прилагаемый к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности; Перечень), включает в себя, в числе прочего, работы (услуги) по дезинфектологии. При этом пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993, изданным в рамках исполнения предупреждения ФАС России от 21.04.2016 N ИА/26471/16, у хозяйствующих субъектов отсутствует необходимость получения лицензии по виду работ (услуг) "дезинфектология" в целях оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой.
При этом позиция о необходимости наличия у хозяйствующих субъектов лицензии на осуществление работ (услуг) в сфере дезинфектологии поддерживается определением Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17 14344, принятым по заявлению ООО "Санадез-Профи" (далее - общество) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 20.01.2016 о признании необоснованной жалобы общества на положения аукционной документации заказчика - ГБУЗ Калужской области "Калужская городская больница N 4 имени Хлюстина Антона Семеновича" при проведении электронного аукциона N 0137200001215007172 на предмет осуществления закупки услуг по проведению дезинсекции и дератизации помещений больницы, требования общества удовлетворены, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 20.01.2016 признано недействительным, кроме того, отменены ранее состоявшиеся по этому делу решение Арбитражного суда Калужской области от 15.12.2016, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2017 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.06.2017.
ФАС России сообщает, что 06.04.2018 Калужским УФАС России была подана жалоба на определение Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310- КГ17-14344 в Президиум Верховного Суда Российской Федерации в порядке надзора. По результатам рассмотрения жалобы 06.06.2018 Верховный суд Российской Федерации отказал Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда Российской Федерации. В обоснование своей позиции суд пояснил, что заявленные Калужским УФАС России доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, поскольку из системного толкования норм Закона о лицензировании отдельных видов деятельности и Положения о лицензировании медицинской деятельности следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности в тех случаях, когда они оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг).
Кроме того, в соответствии с письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 16.03.2018 N 76/1-592-2017 указанный судебный акт в силу процессуального законодательства обязателен только для лиц, участвующих в деле, в связи с чем правовая позиция, изложенная в названном определении Верховного Суда Российской Федерации, не носит общеобязательный характер и не обладает свойствами преюдиции в отношении неопределенного круга лиц.
При этом ФАС России отмечает, что складывающаяся практика противоречит законодательству Российской Федерации, что также подтверждается позицией Минздрава России, изложенной в письме от 26.03.2018 N 27-3/10/2-1875. По мнению Минздрава России, в целях осуществления работ (услуг) в сфере дезинфекции, дезинсекции, дератизации, не предусматривающих проведения мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являющихся медицинскими услугами, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует.
Дополнительно Минздрав России письмом от 15.11.2018 N 27-3/10/2-7438 в ответ на обращение ФАС России сообщил, что Минздравом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий исключение работ (услуг) по дезинфектологии из Перечня.
Таким образом, в случае внесения указанных изменений, работы (услуги) по дезинфектологии не будут являться медицинской деятельностью, что, по мнению ФАС России, устранит сложившуюся неправомерную практику необходимости получения лицензии для осуществления дезинфекционной деятельности.
|
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 26 ноября 2018 г. N АЦ/96117/18 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был