Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждены
приказом департамента образования
мэрии города Ярославля
от 17 сентября 2019 г. N 01-05/788
Требования
к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировая художественная культура)
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников (далее - Олимпиады) по искусству (мировая художественная культура) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Порядок).
1.2. Данные требования включают в себя характеристику особенностей школьного этапа Олимпиады, принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников Олимпиады, показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников Олимпиады.
1.3. Школьный этап Олимпиады по искусству (мировая художественная культура) проводится по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией.
1.4. На школьном этапе Олимпиады по искусству (мировая художественная культура) на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 5 - 11 классов.
1.5. Задания школьного этапа Олимпиады по искусству (мировая художественная культура) разработаны для пяти параллелей: 5 - 6, 7 - 8, 9, 10, 11 классов.
1.6. Школьный этап Олимпиады по искусству (мировая художественная культура) проводится в один тур по заданиям, которые носят теоретический характер.
1.7. Продолжительность Олимпиады по искусству (мировая художественная культура):
- 5 - 6 класс - 1,5 астрономических часа,
- 7 - 8 класс - 3 астрономических часа,
- 9, 10, 11 класс - 4 астрономических часа.
1.8. В случае нарушения участником Олимпиады Порядка и (или) настоящих требований к организации и проведению школьного этапа Олимпиады, представитель организатора вправе удалить участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады. Участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в олимпиаде по данному общеобразовательному предмету в текущем году.
1.9. Итоги школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировая художественная культура) подводятся в каждой параллели отдельно, независимо от комплекта заданий.
2. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий
2.1. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады по искусству (мировая художественная культура) определены методическими рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии.
2.2. В комплект заданий входит материал, связанный с различными областями и пластами художественной культуры, а также с образами мира и искусством разных стран.
2.3. Задания позволяют выявить способность участников к установлению межпредметных взаимосвязей, а также способности к использованию сведений из разных областей знаний и понимания культуры как всеобъемлющего развивающегося явления.
2.4. Подходы к составлению олимпиадных вопросов и заданий школьного этапа соответствуют общим принципам составления заданий последующих этапов Олимпиады, с целью выявления уровня развития различных компетенций и навыков участников.
2.5. Комплекты заданий школьного этапа по искусству (мировая художественная культура) сформированы из нескольких типов заданий.
Первый тип заданий направлен на выявление учебно-познавательной компетенции: узнавание художественного произведения, выявление как общих знаний участников по предмету, так и их способности определить, узнать более или менее знакомое произведение искусства по его отражению в художественном или искусствоведческом тексте и включает вопросы, связанные с художественными произведениями в диапазоне от хрестоматийных и популярных до менее известных произведений искусства. Включение последних позволяет определить наиболее подготовленных учащихся, способных принять участие в следующем муниципальном туре Олимпиады;
Второй тип заданий направлен на выявление эмоционально-личностной и коммуникативной компетенций. Этот тип заданий выявляет способность школьников эмоционально воспринимать и передавать свое восприятие произведения искусства или явления культуры различных областей, их словарный запас. Для анализа предложены репродукции произведений. Участникам предлагается:
- определить свое эмоциональное отношение к произведению искусства;
- использовать образный язык описания для передачи своего эмоционального впечатления;
- зафиксировать свое эмоциональное впечатление в предложенной художественной или художественно-публицистической форме (например, для создания текста афиши или буклета).
Третий тип заданий направлен на выявление уровня развития исследовательской и творческой компетенций, на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд при определении логики составления ряда. Задание этого типа направлено на выявление умения участника анализировать произведение искусства.
Вариантом третьего типа заданий является выявление характерных черт стиля художника по фрагментам его произведений, от хрестоматийных до менее известных широкому кругу зрителей.
Четвертый тип заданий направлен на выявление специальных знаний и искусствоведческих способностей к систематизации материала, выстраиванию его в хронологической последовательности, выделению явлений, не входящих в предложенный ряд, исключению из ряда признака или названия, несоответствующего ряду при определении логики составления ряда и включает задания тестового характера по соотнесению определений с рядами названий явлений искусства, специальных терминов, относящихся к разным видам искусства.
Для осложнения задания участникам предлагается кратко прокомментировать сделанный выбор, что позволит увидеть предлагаемую участником логику, которая может оказаться оригинальной и не учтенной в предполагаемых ответах.
Четвертый тип заданий выявляет способность:
- выделить значимые содержательные единицы в предложенных произведениях искусства или искусствоведческих текстах;
- умения провести сравнительно-сопоставительный анализ произведений искусства заданного ряда;
- владение специальной терминологией при сравнении художественных явлений, способностями выделять их в тексте, раскрыть их смысл и содержание и использовать самостоятельно при анализе произведений искусства.
Пятый тип заданий направлен на выявление:
- способности самостоятельного поиска, структурирования и осмысления информации, связанной с мировой художественной культурой;
- умения ориентироваться в обширном материале;
- владения методиками поиска и наличия объема знаний по мировой художественной культуре, необходимых для такого поиска;
- способности предъявить результаты работы в нужной форме.
Сбор информации для выполнения пятого задания может осуществляться на основе Интернет-технологий, а также в пространстве музеев, библиотек, культурно-исторической среды конкретной местности.
Этот тип заданий позволяет выявить сформированность информационно-коммуникативных компетенций. На школьном этапе этот тип задания сразу же представляет третий уровень сложности, сосредотачивается на сборе информации из Интернета или в пространстве библиотеки.
3. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
3.1. При проведении олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное в соответствии с настоящими требованиями к проведению школьного этапа Олимпиады по искусству (мировая художественная культура). Все рабочие места должны обеспечивать участникам Олимпиады равные условия. Каждый участник обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом. Для рассадки участников могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
3.2. Для каждого участника необходимо подготовить бланки заданий.
3.3. В аудиториях необходимо обеспечить наличие орфографических словарей.
3.4. Для выполнения пятого типа задания по сбору информации необходимо предусмотреть возможность доступа каждого участника к Интернету, определить и предоставить каждому участнику место на жестком диске в виде организованной отдельной папки или съемном носителе, на котором он будет сдавать собранную информацию; при отсутствии технической возможности обеспечить участников выходом в Интернет или по какой-либо другой причине оргкомитет может предусмотреть для выполнения пятого типа задания работу с книгами, собранными в аудитории, или доступ участников к полкам в библиотеке. В этом случае участникам должны быть предоставлены дополнительные листы для записей, так как основная письменная работа сдается до начала выполнения пятого типа задания.
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
4.1. Во время работы над заданиями участник олимпиады имеет право пользоваться канцелярскими принадлежностями (ручка с синей пастой, карандаш, линейка, листы для черновика) наряду с выданными Оргкомитетом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.1. На школьном этапе Олимпиады по искусству (мировая художественная культура) при выполнении письменных видов заданий разрешается пользоваться только орфографическими словарями.
4.2. При выполнении задания по сбору материала разрешается выход в Интернет на определенный Оргкомитетом период времени (рекомендуемое время 15 минут).
5. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий
При оценивании выполнения олимпиадных заданий школьного этапа олимпиады учитываются следующие критерии:
- глубина понимания вопроса: логичное и оправданное расширение ответа на поставленный вопрос с использованием внепрограммного материала;
- своеобразие подхода к раскрытию темы и идеи анализируемого произведения искусства (нахождение оправданно оригинальных критериев для систематизации предложенного материала);
- знание специальных терминов и умение ими пользоваться;
- знание имен авторов, названий произведений искусства, места их нахождения;
- умение проводить художественный анализ произведения искусства;
- умение соотносить характерные черты произведения искусства со временем его создания, чертами культурно-исторической эпохи, направления или течения в искусстве;
- умение хронологически соотносить предлагаемые произведения искусства;
- логичность изложения ответа на поставленный вопрос;
- аргументированность излагаемой в ответе позиции: приведение фактов, имен, названий, точек зрения;
- умение передавать свои впечатления от произведения искусства (лексический запас, владение стилями);
- грамотность изложения: отсутствие грубых речевых, грамматических, стилистических, орфографических (особенно в терминах, названиях жанров, направлений, произведений искусства,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.