Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждены
приказом департамента образования
мэрии города Ярославля
от 17 сентября 2019 г. N 01-05/788
Требования
к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ
1. Общие положения
1.1. Настоящие требования к организации и проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ (далее - Олимпиада) составлены на основе Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Порядок).
1.2. Данные требования включают в себя характеристику особенностей школьного этапа Олимпиады, принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения Олимпиады, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников Олимпиады, показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников Олимпиады.
1.3. Школьный этап Олимпиады по информатике и ИКТ проводится по заданиям, разработанным муниципальной предметно-методической комиссией.
1.4. На школьном этапе Олимпиады по информатике и ИКТ на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 5 - 11 классов.
1.5. Задания школьного этапа Олимпиады по информатике разработаны для трех возрастных параллелей: 5 - 6, 7 - 8, 9 - 11 классов.
1.6. Школьный этап Олимпиады по информатике проводится в один тур.
1.7. Продолжительность Олимпиады для параллелей 5 - 6 классов, 7 - 8 классов - 180 минут, для параллели 9 - 11 классов - 240 минут.
1.8. В случае нарушения участником олимпиады Порядка и (или) настоящих требований к организации и проведению школьного этапа Олимпиады, представитель организатора вправе удалить данного участника Олимпиады из аудитории, составив акт об удалении участника Олимпиады. Участники Олимпиады, которые были удалены, лишаются права дальнейшего участия в Олимпиаде по данному предмету в текущем году.
1.9. Итоги школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ подводятся в каждой параллели отдельно, независимо от комплекта заданий.
2. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий
2.1. Принципы составления и формирования комплектов олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады по информатике и ИКТ определены методическими рекомендациями Центральной предметно-методической комиссии.
2.2. Все задания для параллелей 5 - 6 и 7 - 8 классов, а также большинство заданий для 9 - 11 классов не выходят за пределы школьной программы. Задачи составлены таким образом, что при их решении участнику необходимо проявить сообразительность и логику. Все задачи корректно сформулированы и имеют решение.
2.3. Задачи пронумерованы, с точки зрения составителей, в порядке возрастания их сложности.
2.4. В параллелях 5 - 6 и 7 - 8 классов комплект заданий содержат пять задач и предполагает решение всех предложенных задач в течение 3 астрономических часов.
2.5. В параллели 9 - 11 классов участникам предлагается решить пять задач. Время, отводимое на их решение - 4 астрономических часа.
2.6. В параллелях 5 - 6 и 7 - 8 классов часть задач предполагает письменное решение задач, а часть задач требует составление формальных алгоритмов либо на языках программирования, либо на русском языке. В старших классах все задачи решаются с помощью составления программы для ЭВМ и ее дальнейшего тестирования с помощью предложенного набора тестов.
3. Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий
3.1. Для проведения Олимпиады требуются аудитории, подготовленные для рассадки участников.
3.2. Во всех аудиториях должны быть часы, находящиеся в зоне видимости участников.
3.3. При проведении Олимпиады каждому участнику должно быть предоставлено отдельное рабочее место, оборудованное в соответствии с настоящими требованиями к проведению школьного этапа Олимпиады по информатике и ИКТ. Все рабочие места участников Олимпиады должны обеспечивать равные условия. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом) в соответствии с его ростом. Для рассадки участников могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
3.4. Число мест в аудиториях должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий Олимпиады каждым участником.
3.5. Каждому участнику необходимо иметь при себе письменные принадлежности: ручку с синей пастой, карандаш, линейку, листы для черновика.
3.6. Для каждого участника необходимо подготовить бланки заданий, листы для черновиков, обеспечить наличие в каждой аудитории запасных ручек и бумаги для черновиков.
3.7. Для обеспечения работы учащихся каждому учащемуся должно быть предоставлено рабочее место с персональным компьютером, с установленной на нем программной средой, которая изучается в данной школе.
3.8. Минимальные характеристики персонального компьютера должны быть не хуже следующих: процессор с частотой 1,3 ГГц, объем оперативной памяти 512 МБ, объем жесткого диска 20 ГБ.
3.9. Для обеспечения равных условий для всех участников, используемые во время Олимпиады компьютеры, должны иметь одинаковые или близкие технические характеристики.
3.10. Выход в Интернет для участников во время проведения Олимпиады должен быть заблокирован, исключением являются участники 9 - 11 классов, выбравшие соревнование с помощью системы Яндекс-контест.
3.11. Рекомендованными являются языки программирования Паскаль и Си, алгоритмический язык, Бейсик, но, помимо них, могут быть использованы версии любых языков программирования, с которыми знакомы школьники.
4. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады
4.1. При проведении школьного этапа Олимпиады участники имеют право пользоваться компьютером с установленным на нем программным обеспечением, разрешенным к использованию во время тура.
4.2. Категорически запрещается проносить в аудиторию какое-либо другое компьютерное оборудование, включая клавиатуру.
4.3. Во время работы над заданиями участник Олимпиады имеет право пользоваться канцелярскими принадлежностями: ручка с синей пастой, карандаш, линейка, листы для черновика.
4.4. Во время тура участникам Олимпиады запрещается пользоваться любыми видами коммуникаций (Интернетом, мобильной связью, локальной Wi-Fi сетью), любыми электронными устройствами, в том числе мобильными компьютерами, калькуляторами, электронными записными книжками, устройствами "электронная книга", планшетами, пейджерами, мобильными телефонами, коммуникаторами, плеерами, часами с встроенной памятью и средствами связи и т.п., электронными носителями информации (дискетами, компакт-дисками, модулями флэш-памяти любой модификации, стик-картами памяти).
4.5. Участникам 9 - 11 классов, выбравших соревнование с помощью системы Яндекс-контест, необходимо обеспечить выход в Интернет.
5. Критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий
5.1. Задачи, независимо от их сложности, оцениваются в 20 баллов каждая.
5.2. В программах все тесты также оцениваются одинаково.
5.3. Суммарная оценка, как по задачам, так и в целом по работе участника, получается простым сложением полученных баллов.
5.4. В параллелях 5 - 6 и 7 - 8 классов при без машинном решении последних задач правильное прохождение каждого теста следует оценивать в один балл.
5.5. Варианты решения предложенных задач и критерии оценивания, представляемых участниками программ, можно посмотреть в файлах "Методические рекомендации 5 - 6 класс", "Методические рекомендации 7 - 8 класс", "Методические рекомендации 9 - 11 класс".
5.6. Проверка работ участников Олимпиады осуществляется согласно следующей методике оценивания:
Класс |
Максимальный балл за работу |
5 - 6 |
100 |
7 - 8 |
100 |
9 - 11 |
100 |
В параллели 5 - 6 классов первые три задачи предполагают решение задачи в письменном виде на бумаге, решение последних двух задач предполагается с помощью программы, написанной на любом языке программирования (Паскаль, Си, алгоритмический язык, Бейсик), который имеется в школе. Однако, для школьников, совсем не знакомых с программированием, допускается решение последних двух задач в без машинном варианте. Для этого они должны описать алгоритм решения на русском языке.
Первые три задачи проверяются членами жюри непосредственно, последние две задачи проверяются по тестам, которые прилагаются в отдельном файле.
Задачи, независимо от их сложности, оцениваются в 20 баллов каждая. В программах все тесты тоже оцениваются одинаково. При проверке 4-й и 5-й задачи прохождение каждого теста оценивается в два балла, независимо от времени работы программы и ее оформления. Суммарная оценка как по задачам, так и в целом по работе, получается простым сложением полученных баллов.
В случае решения последних двух задач в бумажном виде, проверяющий должен исполнить алгоритм участника на тестах и за каждый верный ответ поставить по одному баллу.
Таким образом, без написания программ школьник может получить максимум 80 баллов (по 20 за первые три и по 10 за последние две). Максимальный балл за работу школьника, знакомого с программированием, составляет 100 баллов.
В параллели 7 - 8 классов первые две задачи предполагают решение задачи в письменном виде на бумаге, решение последних трех задач предполагается с помощью программы, написанной на любом языке программирования (Паскаль, Си, алгоритмический язык, Бейсик), который имеется в школе. Однако, для участников, совсем не знакомых с программированием, допускается решение последних трех задач в без машинном варианте. Для этого они должны описать алгоритм решения на русском языке.
Первые две задачи проверяются членами жюри непосредственно, последние три задачи проверяются по тестам, которые прилагаются в отдельном файле.
Задачи, независимо от их сложности, оцениваются в 20 баллов каждая. В программах все тесты тоже оцениваются одинаково. При проверке последних трех задач прохождение каждого теста оценивается в два балла, независимо от времени работы программы и ее оформления. Суммарная оценка как по задачам, так и в целом по работе, получается простым сложением полученных баллов.
В случае решения последних трех задач в бумажном виде, проверяющий должен исполнить алгоритм участника на тестах и за каждый верный ответ поставить по одному баллу.
Таким образом, без написания программ школьник может получить максимум 70 баллов (по 20 за первые две и по 10 за последние три). Максимальный балл за работу школьника, знакомого с программированием, составляет 100 баллов.
В параллели 9 - 11 классов включено 5 задач различной сложности, рассчитанные на 4 часа работы.
Задачи 1 и 2 наиболее простые и не предполагают никаких дополнительных знаний, хотя и требуют некоторой сообразительности. Для решения задачи 3 требуется понимание перевода чисел из одной родственной системы счисления в другую и сообразительность. Для решения задачи 4 требуется понять математический принцип ее решения и определенная техника программирования. Для полного решения задачи 5 требуется развитая техника программирования. Во всех задачах не требуются знания, выходящие за рамки школьного курса.
Все задачи должны быть решены с помощью программы, написанной на любом языке программирования (Паскаль, Си, алгоритмический язык, Delphi, Бейсик), который имеется в школе.
Задачи могут проверяться членами жюри без использования файлов (ввод с клавиатуры, вывод на экран) или с использованием файлов. Тесты с ответами для всех задач вместе можно найти в файле "Тесты 9_11.docx". Кроме того, возможно участие в виртуальном соревновании на Яндекс.Контест (ссылка на соревнование official.contest.yandex.ru, номер 13470).
При втором варианте проверки надо пользоваться файлами входных и выходных данных, которые расположены в папках с именами соответствующей задачи. При этом возможно и даже желательно использование систем автоматизированной проверки программ. Файлы со входными данными называются Test<номер>.tst, а файлы с выходными данными - Answ<номер>.ans. Вероятно, для желающих школ будет организована возможность провести школьный тур олимпиады по информатике централизовано, с использованием системы Яндекс.Контест.
Задачи, независимо от их сложности, оцениваются в 20 баллов каждая. В программах все тесты тоже оцениваются одинаково. При проверке всех задач прохождение каждого теста оценивается в два балла. Суммарная оценка как по задачам, так и в целом по работе школьника, получается простым сложением полученных баллов. Максимальный балл при автоматизированной или полуавтоматизированной проверке равен 100, а при ручной проверке 94. Контроль времени во всех задачах одинаков - 1 секунда на тест. Если программа работает на каком-либо тесте более отведенного времени, тест считается НЕ пройденным. Если есть возможность отслеживания объема используемой памяти, то в каждой задаче при прохождении любого теста он не должен превышать 256 Мб, иначе тест не засчитывается.
6. Процедура регистрации участников всероссийской олимпиады школьников
6.1. Все участники Олимпиады в обязательном порядке проходят процедуру регистрации.
6.2. Регистрация обучающихся в месте проведения Олимпиады осуществляется Оргкомитетом перед началом ее проведения.
6.3. При регистрации участники получают информацию о том, в какой аудитории будет проходить Олимпиада.
7. Процедура разбора заданий и показ олимпиадных работ
7.1. Процедура разбора заданий проводится с целью информирования участников Олимпиады о правильных вариантах ответов на предложенные задания, объяснения допущенных ими ошибок и недочетов.
7.2. Порядок, сроки и место проведения разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ устанавливаются Оргкомитетом.
7.3. Члены Оргкомитета в общеобразовательном учреждении - месте проведения олимпиады до начала проведения школьного этапа олимпиады и в день проведения олимпиады (во время проведения инструктажа с участниками) информирует участников олимпиады и их родителей (законных представителей) о дате, месте и времени разбора олимпиадных заданий, показе олимпиадных работ в общеобразовательном учреждении - месте проведения олимпиады.
7.4. В ходе разбора заданий представители Жюри школьного этапа олимпиады по информатике и ИКТ анализируют типичные ошибки, допущенные участниками Олимпиады, подробно объясняют критерии оценивания каждого из заданий и дают общую оценку по итогам выполнения всех заданий Олимпиады.
7.5. На разборе заданий могут присутствовать все участники Олимпиады, а также их родители (законные представители).
7.6. Показ работ происходит в одной (или нескольких) аудиториях, оборудованных столами для Жюри и столами для участников, за которыми они самостоятельно просматривают свои работы.
7.7. В ходе самостоятельного просмотра участники имеют право задать члену Жюри вопросы по оценке выполненной работы.
7.8. В случае, если участник не согласен с выставленными баллами, то он вправе подать заявление на апелляцию.
8. Рассмотрение апелляций участников всероссийской олимпиады школьников
8.1. Участники школьного этапа Олимпиады вправе подать в письменной форме апелляцию о несогласии с выставленными баллами в жюри школьного этапа олимпиады по информатике и ИКТ в общеобразовательное учреждение - место проведения олимпиады в срок не позднее дня разбора олимпиадных заданий и показа олимпиадных работ по информатике и ИКТ. Критерии оценивания не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.
8.2. Участник Олимпиады перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий.
8.3. Порядок, сроки и место проведения апелляции устанавливаются Оргкомитетом.
8.4. Члены Оргкомитета в общеобразовательном учреждении - месте проведения олимпиады до начала проведения школьного этапа олимпиады и в день проведения олимпиады (во время проведения инструктажа с участниками) информирует участников олимпиады и их родителей (законных представителей) о дате, месте и времени рассмотрения апелляций в общеобразовательном учреждении - месте проведения олимпиады.
8.5. Срок рассмотрения апелляции - не позднее следующего дня с момента подачи апелляции.
8.6. Апелляции участников Олимпиады рассматриваются членами Жюри.
8.7. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника Олимпиады. Родители (законные представители) участников имеют право присутствовать при рассмотрении апелляции без права голоса.
8.8. Устные пояснения участника во время апелляции не оцениваются.
8.9. Процедура апелляции проводится с использованием видеофиксации.
8.10. Решения по апелляции принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса.
8.11. Процедура апелляции оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Жюри.
8.12. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами Жюри принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов или об удовлетворении апелляции и корректировке баллов, оформляет протокол.
8.13. Окончательные итоги Олимпиады определяет Жюри с учетом проведения апелляции.
8.14. Решения по апелляции являются окончательными и пересмотру не подлежат.
8.15. Измененные данные в рейтинговых таблицах результатов являются основанием для пересмотра списка победителей и призеров школьного этапа Олимпиады.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.